13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Булгаков Сергий, протоиерей
Булгаков С., прот. Вхождение во храм со Пресвятой Богородицей
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ СО ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЕЙ
Неизданная проповедь прот. Сергия Булгакова.
(1943).
Что празднует Церковь как Введение во Храм Приснодевы, Богоотроковицы, каковы сила и смысл этого празднования? Прежде всего здесь воспоминается Ее посвящение Богу чрез вселение в Храм, а чрез то и первое Ее освящение. Родители Ее, святые и праведные Иоаким и Анна, которых Церковь именует Богоотцами, как бы возвращают Богу Чадо, дарованное им в лета старости чудесною милостию Божиею, жертвоприносят Ему свое единственное и дорогое. Вместо жертв подзаконных, крови агнчей и тельчей, здесь приводится в храм Та, в которой проявились вся сила и плод ветхозаветной святости и благочестия. Ради того Бог заключил завет с избранным народом Своим. Вместе с тем здесь приносится Богу высшая жертва любви родительской и дочерней и тем, поистине, совершается исполнение закона и пророков. И младенствующая возрастом отроковица не младенствуст духом, Она вольно совершает то, к чему имеет призвание, — Рабы Господней. Она отрекается от мира и всей сладости любви родительской, от утешений очага семейного, Она хочет отныне принадлежать Богу и, в ознаменование того, вводится в храм рукотворный, сама имея чрез то соделаться и Храмом Нерукотворным, Материю Божией, явиться вратами человеческими для вхождения небесного, — Боговоплощения. Она призвана стать Храмом храма чрез освящение Духом Святым, а в Ней и чрез Нее освящается и вся вселенная, — явиться средоточием Града Божия, о котором так поведано Тайнозрителем: «храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель и храм Его, и Агнец». (Откр. 21,22). И все это — начало и конец строительства нашего спасения, предзаложено и заключено в сем небошественном вхождении во храм Богоотроковицы, которую, повинуясь безотчетному велению Духа Святого, с превосхождением ветхозаветного церковного закона и даже вопреки ему, вводит во Святая Святых первосвященник, свидетельствуя тем о начале Завета Нового, о приближении Царствия Божия.
51
Как из всякой точки окружности прямые линии ведут к ее середине, так и каждый праздник, свидетельствующий о Боговоплощении, по-своему содержит и всю его целостность, поучает о радостной истине веры нашей, есть ее торжество. Но и не только вероучение содержится в празднике, а и пророчествование с особым молитвенным вдохновением, и его мы призваны в себе раскрывать и осуществлять. И оно относится ко всей нашей жизни, в ее прошедшем, настоящем и будущем. Первее всего, с благодарной памятью о прошедшем, мы созерцаем духовными очами, как в шествии во храм Богоотроковицы, вместе и вслед за Нею, сошествовало и совводилось в него великое множество, тьмы тем людей от всех племен и языков, среди же них и от нашего родного народа, начиная с того времени, как он был призван и озарен светом веры христианской. Путь к ней ведет и чрез ветхозаветный закон, данный избранному народу, и через им созданный ветхозаветный храм, в который вошла и его освятила Собою богоизбранная Отроковица: это есть вселенский храмовой праздник ветхозаветного благочестия. Христианину, размышляющему об истинах своей веры, надлежит поэтому носить в сердце благодарную память о храме Иерусалимском как молитвенном средоточии мира. В молитву же этого праздника посему должно быть включено и молитвенное обращение к Богу о помощи в бедах и о спасении народа, праотцы коего создавали этот храм.
Молитвенная любовь наша да будет обращена к настоящему, к тем, которые и ныне призываются к соучастию в шествии во храм. Если же по благословным винам они в нем ныне отсутствуют, им да поможет и поведет за Собою и вместе с Собой сама Пречистая Богоотроковица. Таково современное человечество, доныне в огромной части еще просвещенное светом веры христианской или же, — к горести нашей, — ее утратившее, от нее отвернувшееся, или же насильственно лишенное этого просвещения. Здесь и мысль и забота наша обращаются прежде всего к народу нашему, нарочито же к юности русской на родине и в изгнании. День сей почитается праздником юношеского движения ко Христу, обращения умов и сердец к вере христианской. Здесь, в изгнании, оно подавало в начале светлые упования. Ныне уже поблекли они от разлагающих влияний нашего времени, его соблазнов и искушений. Однако главная наша молитва да относится к неисчислимым жертвам духовным гонения на веру, которое совершилось на родине нашей. Детство и юность духовно им
52
опустошены, лишены святыни, ибо не знают ее. Они родились как бы ранее проповеди христианства, для них совершилось событие, нами ныне празднуемое. Они томятся во мраке язычества и жаждут света. Им и нам да поможет в том сама Детоводительница Богоотроковица, да призовет и поведет их за Собою ко храму святому Своему, да совершится духовное христианское возрождение земли Российской. Об этом да возносится наша молитва, с пророчественным упованием грядущего и ясновидением настоящего, ибо призвание Божие, как и дары Божии, верим, остались непреложны. Ведать это ныне есть для нас нарочитый долг и подвиг веры, испытуемой в искушениях. Народ наш издревле носил в себе призвание к святости, и да явит он миру Русь святую, проповедующую ему Евангелие наряду с другими христианскими народами и исповеданиями.
От мысли о своем народе в его ожесточении обращаемся и к этим другим христианским языкам, хотя и разделенным от нас разным исповеданием, но единящимися в любви ко Христу и Богоматери. Да исцелит Пречистая расколы церковные и соединит христианские исповедания в едином шествовании вослед Нея. Далее мысль обращается и ко всему человечеству, к народам, и доныне не ведущим Христа, не знающим Храма Ветхозаветного и Новозаветного, томящимся во тьме и сени смертной. Когда придет час их обращения, и они будут призваны, то и их поведет за Собой Пречистая во Храм Господень, таково наше упование. Не замкнем же и для них и не ожесточим сердца своего, ибо о них обращено в лице апостолов и к нам слово Христово: «шедше научите вся языки».
Наконец, остается еще особый зов и нарочитое пророчество праздника, по силе и значению даже в нем первенствующее, это — молитва о преодолении ожесточения и о спасении в «малом остатке» «всего Израиля», как оно непреложно обетовано великим апостолом языков (Рим. ΙΧ-ΧΪ). Святейшую Дщерь Израиля в Ее шествии во храм Иерусалимский провождали и его другие дщери, сретал же Ее первосвященник Ветхого Завета. Ветхозаветная церковь встретила Ту, чрез Которую явился миру «свет и откровение языков и слава людей Твоих Израиля», Христос, и она принесла Ему свои лучшие дары, которые приуготовляла в течение многих веков ее существования: богоотцов, богоприимцев, Предтечу Христова, как и тех, кто был избран и призван стать первоапостолами и равноапостольными. Ветхий Завет влился в Новый и преобразился в нем. И, однако на путях дальнейших соверши-
53
лось самое ужасное событие в истории мира; Израиль не принял Христа, отторгся от Него и доныне пребывает в неведении, ожесточении и ослеплении. Шествие во Храм, вслед и вместе с Пречистою, для него остается прервано доныне. Однако великий апостол пророчествовал, «что ожесточение во Израиле произошло до времени, пока войдет полное число язычников (Р. 11,25), ибо «дары и избрание Божие непреложны» (29). И если таково пророчество, то о нем должно быть и молитвенное упование, именно пред лицом ныне происходящего в мире. Христианам надлежит ведать и веровать, что празднование вхождения Богородицы во храм некогда станет вселенским, совершится во всей полноте, Ее молитвою и водительством.
Такова заповедь веры, пророчественно данная созерцанию этого дня, как бы оно ни казалось противоречащим современности. «Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11,1). Она да утверждает нас в верности, в твердости христианского упования, в мужестве духовном. Да не отвергнет ныне и нас Пречистая, и да не отлучит по недостоинству нашему от числа входящих с Нею и за Нею в храм Господень, в светлой радости праздника Ее вхождения. Аминь.
54
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.