Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Третье каноническое послание

209.  К АМФИЛОХИЮ О ПРАВИЛАХ (217).

ТРЕТЬЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ.

Возвратясь из Понта, изъявляет желание видеться с Амфилохием; излагает свое мнение о деле исаврян; потом предлагает правила преимущественно о духовных наказаниях, о продолжительности оных и о порядке, в каком подвергаемые наказаниям должны проходить время своего покаяния. (Писано в 375 г.)

Возвратясь из дальнего путешествия, — а был я даже в Понте, и по церковным нуждам, и для посещения родственников, пришел я и с разбитым телом, и с душою довольно огорченною; но вдруг забыл все это, когда взял в руки письмо твоего благоговения и увидел сии знаки твоего наиприятнейшего для меня голоса и твоей любезнейшей руки. Поэтому, если так обрадован

 

 

91

я письмом, должен ты заключить из сего, как высоко ценю свидание с тобою, которое да устроит Святый, где будет сие удобно, и куда сам пригласишь меня. Ибо, если прибудешь в дом, который в Евфимиаде; то не трудно быть там и мне, который избегаю здешних беспокойств и поспешаю к твоей нелицемерной любви. А может быть, и кроме сего сделает для меня необходимым путешествие до Назианза внезапное удаление боголюбивейшего Епископа Григория, по какой причине случившееся, и доселе мне не известно.

Изволь же знать, что тот человек, о котором и я говорил твоему совершенству, и сам ты понадеялся теперь, что будет готов, впал в продолжительный недуг, в опасности уже потерять самое зрение, и по давней немощи и от приключившейся ему вновь болезни сделался совершенно неспособным к каким бы то ни было должностям. Другого же нет у меня. Почему, хотя и мне предоставили дело, но лучше им самим представить кого-нибудь. Ибо надобно думать, что слово сие дано ими по нужде; душевно же хотят они того, о чем домогались сначала, то есть, чтобы у них настоятелем был свой. А ежели есть кто из новопросвещенных; то угодно ли сие Македонию, или нет, пусть и будет он представлен; ты же, при помощи Господа во всем тебе споспешествующего, и в сем деле подающего благодать Свою, наставишь его к прохождению должности.

Правило 51. Что касается до состоящих в причте, правила положены без разграничения, повелевая определять падшим одно наказание—отрешение от службы,— были ли они возведены в какую степень, или проходили служение, не требующее рукоположения.

Правило 52. Вознерадевшая о рожденном ею на

 

 

92

пути, если имела возможность спасти, и пренебрегла, или думая скрыть тем грех свой, или с мыслью совершенно зверскою и бесчеловечною, пусть будет предана суду за убийство. Если же не могла ничем защитить, и рожденное ею погибло от безлюдности места и по недостатку необходимого; то мать заслуживает извинение.

Правило 53. Вдова рабыня, может быть, не великой делает грех, соглашаясь вступить во второй брак, но под видом насильного похищения. Почему не должно обвинять ее за последнее, потому что судится не наружное действие, но намерение. Явно же, что ее ожидает наказание за второй брак.

Правило 54. Знаю, что прежде сего писал я к твоему богочестью, что мог, о различиях не произвольных убийств; и более того ничего сказать не могу; твоему же благоразумию предоставляется, по свойству обстоятельства, увеличивать, или уменьшать наказания.

Правило 55. Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к приобщению Благого; если же состоят в причте, да будут низложены со степени. Ибо сказано: всяк приемляй нож, ножем погибнет (Матф. 26, 52).

Правило 56. Кто совершил произвольное убийство, и потом покаялся, тот двадцать лет да не приобщается Святыни *). А сии двадцать лет пусть будут для него распределены так. Четыре года должен он плакать, стоя вне дверей молитвенного дома, прося входящих верных сотворить за него молитву, и исповедуя собственное свое преступление. После четырех лет пусть будет принят в число

*) То есть. Тела и Крови Христовых.

 

 

93

слушающих *), и в продолжение пяти лет с ними да выходит из храма. В продолжение семи дет пусть молится и выходит вон с припадающими, и в продолжение четырех лет пусть стоит только с верными, но не причащается приношения. По прошествии же сих лет да причастится Святыни.

Правило 57. Кто совершил непроизвольное убийство, тот десять лет да не приобщается Святынь. И сии десять лет пусть будут распределены для него так. Два года да плачет; три года да проводит с слушающими: четыре да припадает, а год да стоит только с верными, и потом да будет допущен к Святым.

Правило 58. Кто впал в прелюбодейство, тот пятнадцать лет да не приобщается Святынь, и да будет четыре года плачущим, пять—слушающим, четыре—припадающим, два—стоящим с верными без Приобщения.

Правило 59. Блудник семь лет да не приобщается Святынь, и да будет два года плачущим, два— слушающим, два—припадающим, и один год— стоящим только с верными; в восьмой же год пусть будет допущен к Приобщению.

Правило 60. Давшая обет девства, и нарушившая оный, пусть исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния, проводя жизнь одинокую. То же самое имеет место и в рассуждении давших обет монашества и нарушивших оный.

Правило 61. Укравший что-нибудь, если сам собою покается и сам себя осудит, один год да будет не допускаем к приобщению Святынь. А

*) То есть, оглашенных, допускаемых к слушанию чтений из Писания и поучений.

 

 

94

если обличен, то два года. Время же наказания пусть будет разделено для него на припадание и стояние с верными, и потом да сподобится Приобщения.

Правило 62. Кто показал бесстыдство на мужчинах, тому пусть будет распределено время наказания, как и падшему в грех прелюбодеяния.

Правило 63. Кто исповедал преступление свое с бессловесным, тот да проведет в покаянии то же самое время.

Правило 64. Клятвопреступник десять лет да не приобщается, и да будет два года плачущим, три — слушающим, четыре припадающим, один год стоящим только с верными, и тогда уже да сподобится Приобщения.

Правило 65. Кто сознается в волшебстве или составлении отрав, тот да принесет покаяние столько же времени, как убийца, и в том же порядке; потому что сам себя обличил в этом грехе *).

Правило 66. Раскапывающий гробы десять лет да не приобщается Святынь, и да будет два года плачущим, три года слушающим, четыре года припадающим, один год — стоящим с верными, и тогда уже да будет принят.

Правило 67. Кровосмешение с сестрою да очищается покаянием столько же времени, какое положено для убийцы.

Правило 68. Сопряжение браком людей в запрещенном родстве, если будет обличено во грехе, да понесет наказание, положенное прелюбодеям.

Правило 69. Чтец, если прежде брака войдет в непозволительные сношения со своею невестою, по удалении на год от должности пусть будет допу-

 

 

95

щен к чтению, но без производства на высшие степени. Если же войдет в такие связи без обручения; то да оставит служение. То же наказание да понесет и иподиакон.

Правило 70. Диакон, осквернившийся устно, и исповедавший, что грех его не простерся далее, пусть будет удален от священнослужения, но удостоен причащения Святынь с диаконами. Если же кто уличен будет в каком-либо большем грехе, то, на какой бы ни был степени, да будет низложен.

Правило 71. Кто был сообщником в каждом из поименованных пред сим грехов, и не сам исповедал сие, но обличен другими, тот сам да будет под наказанием столько же времени, сколько несет оное совершивший грех.

Правило 72. Кто предается ворожеям, или подобным сему людям, тот сам да несет наказание столько же времени, и в таком же порядке, как убийца.

Правило 73. Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться; но когда отходит от жизни своей, да удостаивается Святынь, по вере в Божие человеколюбие.

Правило 74. Впрочем если падший в какой-либо из выше упомянутых грехов, исповедуя грех свой, ревностно исправляется; то получивший власть, по человеколюбию Божию, разрешать и вязать, не будет достоин осуждения, если, видя в согрешившем очень великое раскаяние, поступит человеколюбивее, сократив время наказаний. Ибо в Писании история показывает нам, что кающиеся с большим подвигом скорее сретают Божие человеколюбие.

Правило 75. Кто осквернился с своею сестрою по отцу, или по матери, тому да не дозволяется вхо-

 

 

96

дит в дом молитвенный, пока не отстанет от сего противозаконного и запрещенного дела. Пришедший же в сознание этого страшного греха, три года да плачет, стоя у дверей молитвенного дома и прося входящий для молитвы народ, чтобы каждый из сострадания принес о нем Богу усердное моление. После же сего в другое трехлетие пусть допускается только к слушанию Писания: по выслушании Писаний и поучений изгоняется вон и не удостаивается общения в молитве. Потом, если взыщет молитвы со слезами и припадет ко Господу с сокрушением сердца и с крепким смирением; то пусть другие три года дано ему будет право быть в числе припадающих. И таким образом, когда покажет достойные плоды покаяния, в десятый год пусть будет допущен к молитве с верными без приношения, и два года участвуя в молитве с верными, наконец да сподобится приобщения Благого.

Правило 76. То же правило и о тех, которые берут за себя снох своих.

Правило 77. Но кто оставляет жену, законно с ним сочетавшуюся, и берет другую, тот, по изречению Господню (Матф. 19, 9), подлежит суду за прелюбодеяние. Правилами же Отцов наших Постановлено, чтобы таковым один год плакать, два года быть в числе слушающих, три года припадать, седьмой же год стоять с верными, и таким образом удостаивается приношения, если покаются со слезами.

Правило 78. То же правило имеет силу и в рассуждении тех, которые берут в сожитие двух сестер, хотя и в разные времена.

Правило 79. Распаляемый страстью к своей мачехе подлежит тому же правилу, как распаляемый страстью к своей сестре.

 

 

97

Правило 80. Отцы умолчали о многоженстве, как о чем-то скотском и совершенно чуждом человеческому роду. А мне грех сей представляется чем-то большим блуда. Почему справедливо будет поступать с таковыми по правилам, а именно, оставлять их один год плачущими, три года припадающими и потом уже принимать.

Правило 81. Поелику же, во время нашествия варваров, многие поругали веру в Бога, произнесши языческие клятвы и вкусив некоторых запрещенных снедей, предложенных им волхвами в капищах идольских; то с ними да будет поступаемо по правилам, какие даны уже Отцами нашими. Которые терпели тяжкую нужду в истязаниях, и не перенесли мучений, но склонились на отречение, те три года да не допускаются в храм; в продолжение же двух лет да остаются слушающими, и три года припадающими, и тогда уже принимаются в общение. А которые без всякой нужды изменили вере в Бога, касались трапезы бесовской и клялись языческими клятвами, те да будут три года изверженными из Церкви, два года слушающими, три года да молятся с припадающими, и другие три года да стоят на молитве с верными; и тогда уже допускаются к приобщению Благого.

Правило 82. Что касается до клятвопреступников; то, если нарушили клятву по принуждению и по необходимости, подлежат менее тяжким наказаниям, и потом бывают приемлемы по истечении шести лет. А если без нужды нарушили верность, то два года да будут плачущими, и два слушающими, пять лет да молятся с припадающими, и еще два года да будут допускаемы к общению в молитве без приношения, и напоследок уже, то есть, показав достойное уважения покаяние, да по-

 

 

98

лучат снова дозволение к приобщению Тела Христова.

Правило 83. Которые ворожат, последуют языческим обычаям, или вводят кого-либо в дом свой для изобретения волшебных составов и для очищения те да подпадают правилу шестилетнего покаяния и да приемлются после того, как год будут плачущими, год слушающими, три года припадающими, и один год стоящими вместе с верными.

Правило 84. Все же сие предписываем, чтобы испытываемы были плоды покаяния. Ибо, конечно, не по времени судим о подобных вещах, -но обращаем внимание на образ покаяния. Если же с трудом отвлекаются от собственных нравов и лучше хотят служить плотским удовольствиям, нежели Господу, и не принимают жизни по Евангелию: то у нас нет с ними ничего общего. Ибо знаем, что о народе непокорном и пререкающем сказано: спасая спасай твою душу (Быт. 19, 17). Почему не потерпим того, чтобы погибнуть вместе с таковыми, но убоявшись тяжкого суда, и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, не пожелаем погибнуть вместе с чужими грехами. Ибо, если не вразумили нас угрозы Господни, и такие удары не привели нас в сознание, что за беззаконие наше оставил нас Господь и предал в руки варваров, и народ отведен в плен врагами и предан рассеянию за то, что на такие дела отважились носящие на себя имя Христово; если не познали и не уразумели, что за сие посетил нас гнев Божий: то что у нас общего с ними? Напротив того день и ночь, и всенародно и наедине, обязаны мы свидетельствовать им о сем: не допустим же, чтобы увлекли и нас лукавства их, всего более молясь о том, чтоб и их приобрести,

 

 

99

и извлечь из сетей лукавого. Если же сего не будем в состоянии сделать, то постараемся, по крайней мере, души свои спасти от вечного осуждения.

 


Страница сгенерирована за 0.5 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.