Поиск авторов по алфавиту

Автор:Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев В.С. Собрание сочинений. Том 2

1911

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу


Содержание

________

Критика отвлеченных начал (1877—1880).·

Предисловие V

Глава I. Предварительные замечания о необходимости верховных принципов и критериев в жизни, познании и творчестве 3

II. Верховные начала, положительные и отвлеченные. — Разделение первых на традиционные и мистические, а вторых — на отвлеченно-эмпирические, или материальные, и отвлеченно-рационалистические, или формальные 8

III. Эмпирический принцип нравственности в своих элементарных формах. — Идонизм, эвдемонизм, утилитаризм 15

IV. Эмпирическое начало нравственности в своей высшей форме. — Основание морали по Шопенгауэру 25

V. Недостаточность эмпирического, или материального начала нравственности и переход к началу чисторазумному, или формальному 37

VI. Формальное начало нравственности. — Понятия обязанности и категорического императива 44

VII. Три формулы категорического императива (по Канту) 55

VIII. Отношение рациональной этики к эмпирической. — Чисто-формальное значение рационального начала нравственности 62

IX. Различные точки зрения на свободу воли. — Эмпирическое исследование вопроса 72

X. Учение о различии эмпирического и умопостижимого характера и о совместимости феноменальной необходимости с трансцендентальною свободой 89

XI. Результаты рационалистической этики. — Переход от субъективной к объективной этике 110

XII. Отвлеченные понятия о человечестве вообще 116

XIII. Отвлеченные начала индивидуализма и общинности 122

XIV. Хозяйственный элемент общества, социализм и мещанское царство 126

XV. Логический переход из экономической области в юридическую. — Требование права и государства 130

XVI. Переход от экономического начала общества к юридическому. — Противоречия в социализме по отношению к общественной цели и к значению личности 136

XVII. Заключительные замечания о социализме 142

XVIII. Отвлеченно-историческое и отвлеченно-утилитарное понятие о праве. — Принцип органического развития и принцип договора. — Анализ понятия общей пользы, как цели правового порядка 144

XIX. Двойственный источник права. — Исторический генезис права и его формальная сущность. — Рациональное определение права. —Право естественное и положительное 149

XX. Исключительно-формальный и отрицательный характер права и правового порядка. — Несостоятельность права, как верховного принципа общества человеческого 155

XXI. Религиозное начало в человеке. — Общество, как религиозный союз или церковь 158

XXII. Отвлеченный клерикализм или ложная теократия. — Отвлеченный дуализм церкви и государства. — Переход к определению истинной или свободной теократии 161

XXIII. Значение истинного религиозного начала в нормальном обществе 166

XXIV. Внутренняя связь общественных сфер в свободной теократии 174

XXV. Общий обзор предыдущего. — Вопрос о возможности осуществить нравственный идеал, как неизбежная граница всякой этики 186

XXVI. Зависимость этики от метафизики. — Несостоятельность отвлеченного морализма, — Переход к вопросу об истинном знании 189

XXVII. Определение истинного, как сущего вообще. — Недостаточность этого определения. — Общее понятие о знании. — Определение истинного, как объективно-познаваемого (испытываемого) или как внешней реальности. — Отвлеченный реализм 192

XXVIII. Критика отвлеченного реализма с чисто-логической точки зрения. — Чувственный опыт, как знание непосредственной действительности. — Противоречия непосредственной действительности. — Истинность всеобщего, как результат этих противоречий 196

XXIX. Пояснения к предыдущей главе (критика отвлеченного реализма с точки зрения общего сознания); предварительное понятие об истине; истина йакта; истина вещи; истина природы вещей. — Переход к натурализму 207

XXX. Элементарные формы натурализма: стихийный натурализм, гилозоизм. — Требование точного определения природы, как общей основы бытия 212

XXXI. Соответствие между общею основой сущего и общею основой чувственного познания. — Осязание, как основа всех ощущений. — Осязаемое или непроницаемое вещество, как общая основа бытия 218

XXXII. Материя, как безусловно-единое. — Чистый монизм. — Неможность безусловного или отвлеченного единства как действительного принципа. — Реальность, как многое. —Переход к атомизму 222

XXXIII. Атомизм. — Отсутствие единства в научных теориях атомизма. — Логическое развитие атомизма. — Определение атома, как действующей силы 227

XXXIV. Противоречие между динамическим атомизмом и основным принципом всякого реализма. — Невозможность опытного познания сущностей. — Переход от субстанциального реализма к феноменальному 231

XXXV. Реальность, как явление; бытие, как отношение; материя, как ощущение. — Общая характеристика критического реализма и три степени его развития: сенсуализм, отвлеченный эмпиризм и позитивизм 236

XXXVI. Критика сенсуализма. — Действительное явление не познается в ощущениях внешних чувств.— Действительное явление, как продукт умственной деятельности. — Переход от сенсуализма к идеализму 245

XXXVII. Критика научного эмпиризма. — Необходимость явления познается не опытом, а умозрением — Переход от эмпирии к умозрению 253

XXXVIII. Невозможность познать всеобщую систему явлений на почве положительных наук. — Необходимость рациональной философии 269

XXXIX. Общее начало рационализма. — Рационализм догматический и рационализм критический. — Рационализм абсолютный. — Границы отвлеченной философии 277

Глава XL. Общий отрицательный результат реализма и рационализма. — Необходимый переход к  религиозному началу в области знания 284

XLI. Невозможность настоящего предметного познания из ощущений и понятий, как субъективных состояний сознания 289

XLII. Общее определение истинного предмета в трех его основных элементах. — Истина, как сущее, единое и все, или как сущее всеединое 295

XLIII. Различие сущего от бытия. — Сущее, как абсолютное. — Абсолютное и его другое 302

XLIV. Абсолютное сущее и абсолютное становящееся. — Человек, как второе абсолютное. — Три начала его бытия 315

XLV. Вера, воображение и творчество, как основные элементы всякого предметного познания 324

XLVI. Всеединая система знания. — её основные элементы. — Отвлеченный догматизм теологии. — Свободная теософия 342

Заключение 354

Примечания 356

Приложение: Формальный принцип нравственности (Канта)изложение и оценка с критическими замечаниями об эмпирической этике 372

Историческия дела философии (1880) 399

Примечания М. С. Соловьева 415


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.