13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Иоанн Дамаскин, преподобный
Иоанн Дамаскин, прп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Разбивка страниц сделана по: «Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники.», Москва, 1997.
прп. Иоанн Дамаскин
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1. Придите, все народы, всякий род человеческий и язык, возраст всякий и чин, с радостью отпразднуем рождения всемирной радости. Ибо, если эллины, принося посильные дары, со всеми почестями отмечали дни рождения демонов, которые ложными вымыслами похищали их рассудок и помрачали истину, а также и дни рождения царей, которые притесняли их всю жизнь, то насколько более следует нам почитать день рождения Богородицы, через Которую весь человеческий род исправился и печаль праматери Евы обратилась в радость? Та услышала решение Божие: В болезни будешь рождать детей (Быт. 3:16), а Эта: Радуйся, благодатная (Лк. 1:28). Та - К мужу твоему влечение твое (Быт. 3:16), а Эта — Господь с тобою (Лк. 1:28). Но что же иное, как не слово, мы принесем Матери Слова? Все творение да сойдется на [духовный] пир и да воспоет священнейшее порождение Анны. Ведь Она родила миру неотъемлемую сокровищницу благ. Посредством Нее Творец, вочеловечившись, возродил к лучшему [состоянию] все творение. Ведь если человек, причастный к духовному и вещественному, связует собой все видимое и невидимое творение, то творческое Слово Божие, соединившись с человеческим естеством, соединилось тем самым со всем творением1. Итак, отпразднуем упразднение человеческого бесплодия, ибо прекратилось для нас оскуднение благ.
2. Но почему девственная Матерь родилась от бесплодной? Потому что надлежало, чтобы к единственной новости под солнцем2, главному из чудес был проложен путь [другими] чудесами, постепенно восходящими от меньшего к большему. Существует и другая причина, более возвышенная и божественная: природа, по-
249
бежденная благодатью, остановилась в трепете, не дерзая предварить ее. Посему, корда надлежало родиться Богородице Деве от Анны, природа не осмелилась плодоносить прежде благодати, но пребывала бесплодной, пока благодать не произрастила плода. Ведь надлежало, чтобы родилась первородной Та, Которая родит Рожденного прежде всякой твари, Которым все стоит (Кол. 1:16-17).
О, блаженная чета, Иоаким и Анна, все творение обязано вам [благодарностью], ибо через вас оно принесло Творцу дар, превосходящий все дары, - Священную Матерь, Единую Достойную Создателя. О, всеблаженные чресла Иоакима, из которых изошло чистое семя!3 О, прославляемая утроба Анны, в которой мало- помалу возрос, сформировался и родился всесвятой плод. О, чрево, носившее в себе одушевленное небо, более широкое, чем простор небес4. О, гумно, содержавшее скирды животворящего хлеба, как пояснил Сам Христос: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (Ин. 12:24). О, сосцы, вскормившие Питательницу Окормителя мира. О, чудеса из чудес и диво из [всех] дивнейшее. Ведь следовало, чтобы чудесами был приготовлен путь несказанному и снисходительному воплощению Божию.
Но как мне двигаться дальше! Ум мой приходит в смятение, то страх, то желание [говорить] попеременно господствуют надо мной; сердце трепещет, язык мой скован; не могу вынести радости, побеждаем [величием] чудес, но и вдохновляем желанием [продолжить слово]. Так пусть победит это стремление, пусть отступит страх, пусть поет кифара Духа: Да веселятся небеса, и да торжествует земля (Пс. 95:11 ).
3. Сегодня5 отверзаются врата бесплодия и появляется божественная девственная дверь, из которой и через которую Сущий над всем Бог телесно войдет в мир (Кол. 2:9; Евр. 10:5), как говорит Павел, внимавший неизреченным [глаголам]5. Сегодня от корня Иессеева (Ис. 11:1) произрос жезл, на котором поднимается для [всего] мира цветок богоипостасный7. Сегодня из перстного естества устроил на земле небо Тот, Кто некогда' в древности создал из вод и поднял на высоту твердь (Быт. 1:6). И поистине это небо значительно божественнее и удивительнее [первого], ибо Тот,
250
Кто поставил на вещественном небе солнце, из этого [неба] Сам воссияет - Солнце правды (Мал. 4:2)8. Он [имеет] два естества — хотя неистовствуют [против этого] акефалы; Одну Ипостась — хотя разрывают ее несториане9. Ибо Свет вечный, от вечного Света получающий предвечное10 бытие, Невещественный и Бестелесный, от Девы воплощается11 и как жених из брачного чертога выходит, пребывая Богом и став земнородным [человеком]; Он радуется, как исполин, пробежать поприще (Пс. 18:6-7) нашей жизни, через страдания достичь смерти, связать сильного и расхитить вещи его (Мф. 12:29), т.е. наше естество, и возвести на небесную землю заблудшую овцу (Мф. 18:12)12.
Сегодня Сын плотника (Мф: 13:55) - Вседетельное Слово13 сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] — как перстом — притупленное тесло нашего естества, построил себе одушевленную лестницу, основание которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [лестницу], на которой почил Бог и образ14 которой видел Иаков (Быт. 28:12-13). Сойдя по ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3:38). Сие — сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней15. Мысленная лестница — Дева — утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава — муж (1 Кор. 11:3), но для Этой, ибо мужа Она не знала, главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:14). Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого16.
Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат (Мф. 19:12; Лк 8:8). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына, по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству17. Свидетель тому Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс.
251
2:7). Слово «ныне» не имеет отношения к предвечному рождению ’8, которое вне времени.
4. Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, врата, через, которые Христос войдет и выйдет и ворота (сии) будут затворены (Иез. 44:1-3). В вратах этих Христос - дверь овцам (Ин. 10:7) и Восток — имя Того (Зах. 6:12), через Кого мы имеем доступ к Отцу (Еф. 2:18), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры - предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля, да шумит море и что наполняет его (Пс. 95:11), ибо в нем рождается раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына — драгоценнейшую жемчужину — Христа (Мф. 13:46) 19. Из этой [раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение/ (Пс. 27:3, Ис. 61:1). Да ликует природа, ибо рождается Агница; [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности20.
Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исайи, во чреве приимет, и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14, Мф. 1:23). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог. Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас21 (Ис. 8:8-9, 63:9).
Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам (Пс. 117:26-27). Устроим праздник в честь рождества Богородицы. Возвеселись, Анна, неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучавшаяся родами (Ис. 54:1; Гал. 4:27). Радуйся, Иоаким, ибо от твоей дочери Младенец родился нам, Сын и дан нам, и нарекут имя Ему: Великого Совета о всемирном спасении ангел, Бог Крепкий (Ис. 9:6). Да устыдится Несторий и заградит рукою уста. Младенец — Бог, и как же не Богородица, Родившая Его. «Если кто не исповедует Святую Деву Богородицей, такой . чужд Божеству»22. Не мои это слова, но и мои тоже; это богословское наследие получил я от Отца [нашей Церкви] — Григория Богослова.
5. О, блаженная и подлинно всенепорочная чета, Иоаким и Анна! По плоду вашего чрева стали вы известны, как и Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16). Вы прожили угод-
252
ную Богу и достойную Рожденной от вас жизнь. Живя чисто и свято, вы произвели сокровище девства — до рождества деву, в рождестве деву и после рождества деву, единственную Деву и Приснодеву, единственную и умом, и душой, и телом приснодевственную23. Ибо надлежало, чтобы Дева, произросшая от чистоты [Иоакима и Анны], родила телесно Единственный Единородный Свет, по благовелению бестелесно [Его] Родившего; [Свет] не Рождающий, но в вечности Рождаемый [от Света], ипостасным свойством которого является рождаемость24.
О, скольких чудес и каких союзов кузницей стала эта Отроковица! [Она] — порождение бесплодия, [Она] - девство рождающее, [через Нее] — соединение божества и человечества, страсти и бесстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем худшее было побеждено лучшим25. И все это ради моего спасения, Владыка; ведь Ты так меня возлюбил, что соделал [мое спасение], не через посредство ангелов или иной какой-либо твари, но как создание, так и воссоздание [мое] совершил Сам26. Поэтому я веду хоровод, похваляюсь, радуюсь, вновь возвращаюсь к источнику чудес и, преисполнясь потоками веселья, вновь колеблю [струны] лиры [Святого] Духа и пою божественный гимн Рождеству [Девы].
О, чистейшая пара разумных горлиц, Иоаким и Анна! Вы, соблюдая естественный закон чистоты, удостоились [дара] сверхъестественного — родили миру не знавшую мужа Матерь Божию. Вы, прожив в человеческом естестве благочестиво и праведно, родили ныне Дочь, ангелов предвысшую и над ангелами владычествующую. О, дочь прекраснейшая и сладчайшая! О, лилия», выросшая между «тернами» (Песн. 2:2) от благороднейшего и царственнейшего корня Давидова! Через Тебя царство обогатилось священством. Через Тебя осуществилась перемена закона и открылся дух, скрывавшийся под буквой, когда священническое достоинство пришло от колена Левиина к Давидову (Евр. 7:11-14; 2 Кор. 3:6). О, роза, выросшая среди терний иудейских и исполнившая все божественным благоуханием. О, дочь Адама и Матерь Бога!
Блаженны чресла и чрево, из которых ты произошла. Блаженны руки·? Тебя носившие, и уста, изведавшие Твои чистые лобзания, - родительские только уста, чтобы Ты во всем и всегда пребыла девой.
253
6. Сегодня начало спасения миру27. Восклицайте Господу, вся земля: торжествуйте, веселитесь и пойте (Пс. 97:4). Возвысьте голос ваш, возвысьте, не бойтесь (Ис. 40:9), ибо у святых Овечьих [Ворот] нам родилась Матерь Божия28, от Которой благоволил родиться Агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин. 1:29).
Радуйтесь, горы (Пс. 113:4), то есть создания разумные, стремящиеся к высотам духовного созерцания. Рождается подлинная гора Господня, возвысившаяся и лежащая над всяким холмом и всякой горой человеческой и величием ангельским (Мал. 4:1), от которой без содействия рук телесно благоволил быть отсеченным краеугольный камень — Христос, Единая Ипостась, соединившая прежде разделенное (Дан. 2:34—35) - Божество и человечество - и [созидающая] ангелов и людей, язычников и плотский Израиль в единый духовный Израиль29. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора, на которой Бог благоволит обитать. Колесница Божия (Пс. 67:16-18), в тысячи раз высшая изобилующих божественной благодатью херувимов и серафимов. Вершина, святостью превосходящая Синай, которую скрывают не дым, не тьма, не буря, не устрашающий огонь, но просвещающее блистание Всесвятого Духа. На Синае Слово Божие написало закон Духом [Святым], как перстом на каменных [скрижалях], — в Деве Марии Само Слово воплотилось от Духа Святого и Ее кровей и дало Само Себя нашему естеству, как действеннейшее лекарство спасения30. Там — манна. Здесь — Дающий манне сладость.
Пусть склонятся знаменитая скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценных и многоразличных материалов (Исх. 26:1 и сл.), и бывшая до нее скиния праотца Авраама (Быт. 18:1) перед одушевленной и умственной Скинией Божией. Ведь эта [Скиния] не энергии Божией явилась вместилищем, но сущностно восприняла Ипостась Сына Божия31. Пусть осознают, что не могут равняться с ней ковчег, «обложенный со всех сторон золотом», золотой сосуд, содержащий манну, светильник, трапеза и все [остальное] древнее (Евр. 9:1-3); ибо честь им воздавалась как ее прообразам, как теням истинного первообраза.
7. Сегодня новый свиток (Ис. 8:1) приготовило совершающее все Слово Божие, Которое излилось из сердца (Пс. 44:2) Отца,
254
чтобы Самому писать в нем, как тростью, языком Божиим — Духом Святым. Свиток этот был дан мужу, умеющему читать, и он не прочитал (Ис. 29:11-12). Ведь Иосиф не познал ни Марии, ни силы самого таинства32. О, священнейшая дочь Иоакима и Анны, укрытая от начальств, властей и раскаленных стрел лукавого (Еф. 6:16), проводившая жизнь в [брачном] чертоге Духа и сохраненная чистой, чтобы стать невестой Божией и по [человеческому] естеству Матерью Сына Божия. О, священнейшая дочь, носимая на материнских руках и страшная для всех сил, отпадших [от Бога]! О, священнейшая дочь, грудным молоком питаемая и ангелами окружаемая. О, дочь, возлюбленная Богом, слава породивших Тебя. Тебя ублажают роды родов, как Ты [Сама] справедливо сказала (Лк. 1:48).
О, дочь, достойная Бога, украшение человеческого естества, праматери Евы исправление, ибо через твое деторождение восстала падшая33.
О, дочь всеблаженнейшая, жен лучшее приношение! Если первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир, то Мария, послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление34.
О, дочь приснодевственная, не имевшая нужду в муже для зачатия, ибо Рожденный Тобой имеет Вечного Отца. О, дочь земнородная, носившая Создателя в богородительских объятиях.
Соперничали веки, кому удастся похвалиться Твоим рождением, но победил спор веков предопределенный совет Бога, Сотворившего веки (Евр. 1:2), так что последние [из них] сделались первыми, удостоенными счастливейшего удела35 Твоего рождения. Поистине Ты стала драгоценнейшей всего творения, ибо из Тебя одной Творец воспринял часть — начаток нашего состава38. Плоть Его от Твоей плоти и кровь Его от Твоих кровей; Бог питался молоком сосцов Твоих и уста Твои касались уст Божиих. О, дела непостижимые и неизреченные! Бог всех, предузнав Твое достоинство, возлюбил [Тебя] и, возлюбив, предопределил и в последние времена (1 Петр. 1:20) осуществил предопределенное37, явив Тебя Богородицей, Матерью и Питательницей Сына Своего и Бога.
8. Говорят, что противоположное излечивает свою противоположность, но не может противоположное также и [производить]
255
себе противоположное, хотя каждая вещь заключает в себе нечто, как бы противоположное свойству своей природы, от преизбытка которого она произошла38.
К примеру, как грех, посредством доброго причинивший мне смерть, становится крайне грешен (Рим. 7:13), так и причина [всего] доброго [Бог] посредством противоположного [этому доброму, т.е. посредством смерти] причиняет нам [добро], которое в Его природе39. Ведь, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Если бы мы сохранили начальное богообщение, то не удостоились бы лучшего и превосходнейшего. А ныне, хотя мы оказались недостойными по причине греха прежнего общения, не сохранив полученного, но по состраданию Божию мы помилованы и приняты в нерасторжимое общение, так как Принявший нас способен сохранить союз нерасторжимым40.
Тогда земля сильно блудодействовала и народ Господень в духе блуда отступил от Господа Бога своего (Ос. 1:2; 4:12), Того, Который стяжал его рукой крепкой и мышцей высокой (Пс. 135:12), вывел со знамениями и чудесами из дома рабства (Исх. 13:14) фараона, провел через Красное море и днем вел их обла ком, а во всю ночь светом огня (Пс. 77:14). Тогда сердце их обратилось к Египту и стал народ Господень не Его народом (Ос. 2:23), и помилованный непомилованным, и возлюбленный невозлюбленным. Поэтому ныне рождается Дева, чуждая прародительскому блуду, обручается с Самим Богом и рождает милость Божию. И народом Божиим становится тот, который не был прежде народом Божиим, и непомилованный [теперь] помилован, и невозлюбленный — возлюблен. Ибо из Нее рождается Сын Божий, в Котором благоволение [Бога Отца] (Мф. 3:17).
9. Ветвистый виноград (Ос. 10:1) произрос у Анны, и поспела сладчайшая гроздь, источающая земнорожденным нектар для жизни вечной. Иоаким и Анна посеяли себе в правду (Ос. 10:12) и пожали плод жизни (2 Кор. 4:6). Они просветились светом познания (2 Кор. 4:6), взыскали Господа, и им явилось порождение правды. Не бойся, земля, и Вы, чада Сиона, радуйтесь о Господе Боге вашем (Иоиль 2:23); ибо пустыня произрастила траву, и бесплодная принесла плод свой. Иоаким и Анна, как мысленные горы, источили сладость (Ам. 9:13). Радуйся, Анна бла-
256
женнейшая, что ты родила девочку, ибо эта дочь [твоя] станет Матерью Бога, вратами света, источником жизни и снимет с жен [осуждение]. Лицо этой отроковицы богатейшие из народа будут умолять (Пс. 44:13). Этой отроковице поклонятся, принеся дары, цари народов. Эту отроковицу ты приведешь к Царю всех Богу, облаченную в благолепие добродетелей как в шитую золотом одежду и украшенную благодатью Духа; Слава ее изнутри (Пс. 44:14). Ибо слава всякой [иной] женщины - муж, приходящий извне, слава же Богоматери изнутри - плод Ее чрева41.
О, отроковица желанная и треблаженная. Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего (Лк. 1:42). О, отроковица, - дочь царя и матерь царя; дочь царя Давида и матерь Царя всех Бога. О, божественная одушевленная картина, о которой веселился Бог Творец (Пс. 103:31)42. Ум она имеет руководимый Богом и внимающий Единому Богу, все желание, простертое к тому только одному, что заслуживает желания и любви, гнев же, [обращенный] против одного греха и породившего грех, а жизнь, превышающую естественную. Ведь Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить всемирному спасению, чтобы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении. Сердце Твое напитается и напоится божественными словами, как зеленеющая маслина в доме Божием (Пс. 51:10), как дерево, посаженное при потоках вод Духа, как древо жизни, которое дало в предопределенное Богом время плод свой (Пс. 1:3) — Бога Воплотившегося и вечную жизнь для всех. Ты соблюдаешь каждое помышление питательным и полезным для души и отвергаешь все излишнее и душевредное прежде вкушения. Очи твои всегда к Господу (Пс. 24:15) [обращены], созерцая свет вечный и неприступный (1 Тим. 6:16). Уши Твои внимают божественным словам и услаждаются лирой Духа — через них вошло в Тебя Слово, дабы воплотиться. Ноздри Твои обоняют благовоние ароматов Жениха, Являющегося божественным миром, которое по своему произволению истощается и помазует Свою человеческую природу: Имя Твое — разлитое миро (Песн. 1:2)43, — говорит Писание. Уста [Твои] восхваляют Господа и касаются Его уст. Язык и гортань рассуждают о слове Божием и исполняются боже-
257
ственной сладости. Сердце у Тебя чистое и непорочное, зрящее и жаждущее Невидимого Бога. Во чреве у Тебя обитал Невместимый; молоком сосцов Твоих был вскормлен Богомладенец Иисус. [Ты] — дверь Божия приснодевственная. Руки [Твои] носили Бога, колени [стали] престолом превысшим, чем херувимы. Через их посредство укрепились ослабевшие руки и колени дрожавшие (Ис. 35:3). Ноги [Твои] направляются законом Божиим как горящим светильником и неуклонно следуют вслед за ним, пока не привлекут Любимого к Любящей. Вся [Ты] - брачный чертог Духа. Вся - град Бога Живого, который веселят речные потоки (Пс. 45:5), то есть волны даров [Святого] Духа. Вся Ты прекрасна, вся — ближняя Богу (Песн. 4:7), ибо, взойдя превыше херувимов и превозносясь над серафимами, оказалась [подлинно] ближней Богу.
10. О, чудо, превосходящее все чудеса! Жена стала превыше серафимов, ибо Бог явился не многим унижен пред ангелами (Евр. 2:9). Да молчит премудрый Соломон и да не говорит: Нет ничего нового под солнцем44 (Еккл. 1:9). О, Богоблагодатная Дева, святой храм Божий, который построил и в котором сотворил себе жилище духовный Соломон — Начальник мира; храм, украшенный не золотом и бездушными камнями, но вместо золота сияющий Духом, вместо же дорогих камней имеющий многоценную жемчужину — Христа, уголь Божества. Упроси Его коснуться уст наших, дабы мы смогли, очистившись, воспеть Его с Отцом и [Святым] Духом, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3), единая природа Божества в трех Ипостасях45. Свят Бог и Отец, Благоволивший, чтобы в Тебе и из Тебя совершилось Таинство, которое Он предопределил прежде веков46. Свят - Крепкий, Сын Божий и Бог Единородный, Который сегодня произвел Тебя перворожденной от бесплодной матери, дабы, пребывая Единородным от Отца и Рожденным прежде всякой твари (Кол, 1:15), родиться Единородным и от Тебя, Девы и Матери, Первородным между многими братиями (Рим. 8:29), подобно нам «приобщившись» от Тебя «плоти и крови» (Евр. 2:14). Но не от одного только отца или от одной [только] матери Он Тебя произвел, чтобы свойство всецелой единородности сохранилось за Одним Единородным: ибо Он является Одним Единородным от Одного Отца и Одним Единородным от Одной Матери. Свят — Бессмертный,
258
Всесвятой Дух, сохранивший Тебя росой Своего Божества невредимой от Божественного огня, как это и Моисеева купина прикровенно предызобразила47.
И. Радуйтесь, Овечьи врата, священнейший удел Божией Матери! Радуйтесь, Овечьи врата, пристанище прародителей Царицы! 48 Радуйтесь, Овечьи врата, в древности загон для овец Иоакима, а ныне Церковь словесного стада Христова, подобие [Церкви] Небесной49. [Радуйтесь], в древности раз в году принимавшие ангела Божия, который возмущал воду и только одного [больного] укреплял и исцелял от одержащей его болезни (Ин. 5:2-6), а ныне вмещающие множество небесных сил, воспевающих с нами Богоматерь - бездну чудес, источник всемирного исцеления. Радуйся, Мария, принявшая не ангела-служителя, но Ангела Великого Совета (Ис. 9:6), Который как благодатный дождь бесшумно сошел на руно и все [наше] недуговавшее и к нетлению склонившееся естество восстановил к здравию, свободному от болезней, и к жизни нестареющей.
Силой [этого ангела] лежавший в Тебе расслабленный стал скакать подобно оленю (Ин. 5:8-9). Радуйтесь, честные Овечьи врата, да умножится в вас благодать!
Радуйся, Мария, сладчайшая дочь Анны; любовь вновь влечет меня к Тебе. Как изображу я Твою величавую поступь? Как одеяние? Как исполненное приязни лицо? [У Тебя] старчески умудренный ум в младенческом теле. Одежда [у Тебя] скромная, избегающая роскоши и неги; поступь величавая, спокойная и чуждая вялости. Нрав строгий, но соединенный с радушием, неприступный для мужчин; свидетелем тому страх, пробудившийся при нежданном приветствии ангела; с родителями [ты] тиха и покорна, слова [Твои] кроткие, исходящие из незлобливой души. Что же иное [можно заключить], как не то, что Ты — достойное Жилище Бога? По достоинству ублажают Тебя все роды как избранную славу человечества. Ты - хвала священников, опора царей, упование христиан, многоплодный побег девства, ибо посредством Тебя повсюду распространилась его красота. Благословенна Ты между женами й благословен плод чрева Твоего (Лк. 1:42). Исповедающие Тебя Богородицей — благословенны, а непризнающие - прокляты.
259
12. О, священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово на рождество вашей дочери! О, дочь Иоакима и Анны и Владычица, прими слово раба [Твоего] грешного, но пламенно Тебя любящего, [Тебя] чтящего, Одну Тебя имеющего надеждой на радость, предстательницей в жизни, ходатаицей к Сыну Твоему и твердым залогом спасения. Сними с меня [тяжкий] груз грехов и рассей [их] тучу, помрачающую мой ум. Разрушь дебелость земного начала, останови искушения, на счастливую стязю управь мою жизнь и руководи к небесному блаженству. Даруй миру мир, а всем жителям этого города совершенную радость и вечное спасение молитвами родивших Тебя и всей полноты Церкви. Да будет так, да будет!
Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1:28); благословенна Ты между женами и благословенен плод чрева Твоего (Лк. 1:42) — Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
260
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
свящ Максим Козлов
1 Согласно св. Иоанну Дамаскину и в целом всей святоотеческой антропологии, человек — совершенное создание и образ Божий «связует собой все видимое и невидимое творение» (σύνδεσμος πάσης ὁρατης καὶ ἀοράτου κτίσεως). Человек стоит на грани миров, осуществляя связь между ними. «Он составляет вершину земного, чувственного, материального мира, объединяет в себе всю земную природу, осуществляя связь между материальными вещами» (Позов Л. Основы древнецерковной антропологии. Сын Человеческий. Мадрид, 1965, с. 277). Созданный таким образом человек должен был соединить в себе самом и через себя все творение — «все творение соделать единым», как пишет преп. Максим Исповедник (PG .91, 1308), — и, будучи самому соединенным с Богом, соединить «тварную природу с нетварной через любовь» (там же). Человек, однако, не сохранил «начальное богообщение» (Рожд., 8), но пал. Это падение отдалило человека от Бога й поработило его тлению (Рим. 8:20—21), но по природе своей человек не перестал быть связующим звеном видимого и невидимого творения, и потому творческое Слово Божие, Само став человеком, соединило через Свою человеческую природу все творение со Своим нетварным Божеством. В Слове на Преображение Господне Дамаскин пишет: «Благоволение Отца во Единородном Сыне соделало спасение всему миру; благоволение Отца во Единородном Сыне соединило всяческая. Ибо если человек есть малый мир (μικρός κόσμος), так как он представляет в себе связь всякого существа, видимого и невидимого, будучи причастен того и другого, — то действительно по благоволению Владыки и творца, и Правителя всяческих в Единородном и Единосущном Сыне Его совершилось соединение Божества и человечества, а через человечество — и всей твари, да будет Бог всяческая для всех» (PG 96, 572-31) (Перевод из «Христианского чтения», 1842, т. III, с. 201-202). Воплощение же Сына Божия совершилось через Пресвятую Богородицу, поэтому святой проповедник и призывал несколько выше все творение воспеть «священнейшее порождение Анны», так как Ее рождество есть «день рождения всемирной радости». — 249.
2 См. прим. 27 к Усп. I. — 249.
3 Как уже было отмечено, Пресвятая Дева находилась под ответственностью прародительского греха, под «ответственностью отца» (τὰς πατρικὰς εὐθύνας— Усп. II, 2), как рожденная в браке от семени Иоакима, а именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (см. преп. Симеон Новый Богослов. Нравств. Сл. 13. SC№ 129, с. 408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Григория Паламы, «если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни спасителем согрешающих» (PG151, 169). А выражение Дамаскина «чистое семя» следует понимать в том смысле, что семя Адама через добродетельную и богоугодную жизнь святых праотцов под действием благодати Божией очистилось, насколько это было возможно, по крайней мере, в отношении личных грехов. Св. Григорий Палама в беседе в Неделю» свв. Отец свидетельствует, что Дух Святой «заранее привел в осуществление
313
и предшествие Ее (Пресвятой Богородицы) свыше и очищая родовое дерево, и достойных или имеющих быть отцами замечательных (сыновей) принимая, а недостойных — совершенно отвергая... потому что, если Дева происходит от плоти и семени Адама, от Нее же по плоти Христос» но Духом Святым этот род многоразлично был свыше очищаем, когда совершалось избрание в роду согласно достоинству» (цитируется в переводе архим. Амвросия Погодина по изданию: Беседы святителя Григория Паламы. Том. 3. Монреаль, 1894, с. 169-170). Об избрании родителей Пресв. Девы Марии тот же святой Отец говорит следующее: «Эти бездетные были предпочтены многочадным, ибо долженствовало, чтобы вседобродетельное Чадо было чревоносимо от многодобродетельных родителей, и Пренепорочная произошла бы от весьма целомудренных, а целомудрие, шедшее с молитвой и подвигом, получило плод — стать родительницей девства» (Перевод по тому же изданию, с. 16). — 250.
4 См. прим. 39 к Усп. I. — 250.
5 Слово «сегодня» (σήμερον— «днесь»), которое так часто можно встретить в богослужебной поэзии й святоотеческой проповеди, выражает «литургическое надвременное (и всемерное) настоящее Таинства нашего спасения... перенесение спасительных событий в «ныне» богослужения, то есть в тот день и час, когда мы совершаем литургико-мистериальное последование» (Ἰερομ. Αθανάσιος Γιέβτιτς. Σχόλια// Ἀγ. Δαμασκηνού. Ἡ Θεοτόκος. Ἀθηναι, 1970, с. 227). — 250.
6Согласно св. ап. Павлу, мир и человек созданы через Христа и для Христа: «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). В начале Послания К Евреям апостол пишет, что Бог через Сына сотворил века и все, что Я веках (Евр. 1:2-3), а затем что Отец «вводит Первородного во вселенную» (1:6) телесно, то есть «уготовляя тело» (10:5) через воплощение И вочеловечение от Пресвятой Богородицы. Через Пресвятую Деву Христос совершенно входит в мир как Богочеловек. Ср. Ексапостиларий Воскресный 6-ой: «Пребожественный Богочеловече, слава Твоему восстанию». — 250.
7 Слово «богоипостасный» встречается кроме творений св. Иоанна Дамаскина только в одной гомилии на Благовещение, приписываемой св. Афанасию Великому (PG28, 917): «воплощение Христа определяется как богоипостасное, но никоим образом не как. человекоипостасное». Также в Октоихе читаем: «Яра смерть, но сию тебе соединившуся погубил еси, от Девы богоипостасная плоть быв» (глас 3, в Неделю утра, канон ко Пресв. Богородице, песнь 7). Дамаскин называет Христа «богоипостасным цветком», потому что по Своей человеческой природе Господь, как цветок, «произрос от корня Иесеева, то есть родился от Девы, имея ипостасью для Своей человеческой природы Ипостась Бога Слова. Следовательно, выражения «богоипостасный цветок» или «богоипостасная плоть» следует понимать как восприятие человека Ипостасью Бога Слова, точнее как нераздельное и неслитное соединение и воипостазирование (см. Точн. изл. III, 2, 9, 22). — 250.
8 Чудо воплощения Христа от Пресвятой Богородицы превышает чудо творения мира. Ср. тропарь праздника Сретения «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш...». — 251.
9 Несториане и монофизиты — две ереси с противоположными лжеучениями о Лице Христа. Несторий (патриарх Константинопольский с
314
428 по 431 г.) утверждал, что от Девы Марии родился лишь человек, с которым Бог соединился и обитал в нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Деву Марию не Богородицей (Θεοτόκος), но Человекородицей (Ἀνθρωποτόκος) или Христородицей (Χριστοτόκος). Исходя из этих положений, Несторий разделял Божественную и человеческую природу во Христе так, что видел в Нем как бы двух лиц, соединившихся временно и внешне лишь для общего действия, преимущественно в силу нравственного усилия Иисуса Христа как человека. Тем самым Несторий разрывал Единую Ипостась Вочеловечившегося Бога Слова. Ересь Нестория была осуждена на III Вселенском Соборе в Ефесе в 431 г. В противоположность Несторию монофизиты учили, что во Христе, по соединении естеств, человеческое естество было поглощено Божественным и стало одно естество, а не два. Это учение было осуждено IV Вселенским Собором в Халкидоне в 451 г. При обоих уклонениях от истины самое Боговоплощение перестает быть спасительным для человека, так как не допускается возможность подлинного единства человека с Богом, истин(но приобщившемся во Христе всему человеческому. «Акефалами» (посл. «безглазыми») называется ветвь монофизитов; которые откололись от монофизитского патриарха Александрии Петра Кнафея, когда тот подписал «Энотикон» императора Зенона (481 г.), так как в «Энотиконе» не осуждается прямо Халкидонский Собор. Иногда и все монофизиты назывались акефалами (см. Послание св. Иоанна Дамаскина яковиту, 2). - 251.
10 Выражение «Свет от Света» из Символа веры. Ср. Слово 45 св. Григория Богослова. (PG36, 633). О «предвечном бытии» подробнее см. Усп. III, 4. -251.
11 См. Усп. II, 1 «Сущий в вечности бестелесным восплощается...» и Октоих (Глас 1, в Неделю утра, Канон, Песнь 6) «Воплотися прежде Сый безплотен, Слово из Тебе Пречистая...». — 25/.
12 Речь идет о спасительной победе Христа Спасителя над диаволом посредством вольной смерти и сошествия во ад. Ср. Слово на Великую Субботу св. Иоанна Дамаскина (PG96, 620): «Ныне приходит к тирану Царь славы, сильный в брани, коего приход к нам с высоты неба, протекший, как исполин, путь жизни, и связывает сильного, как слабую птичку, рассеивает всесильным Божеством телохранителей его и похищает сосуды его, возвращая по справедливости то, что похитил тот несправедливо» (Перевод из «Христианского чтения», 1845, ч. II, с. 61). Спасение «заблудшей овцы» Дамаскин воспевает в Догматике 4 гласа. - 251.
13 См. прим. 25 к Усп. II. — 251.
14 См. прим. 8 к стр. 296. — 251.
15 Апофатическое богословие Православной Церкви допускает в рассказе о тайнах Божественного домостроительства употребление таких понятий, которые с точки зрения формальной логики противоречат друг другу, но которые, однако, не являются взаимопротиворечащими в святоотеческом учении. Так, Дамаскин мог сказать, что Бог Слово явился в мир через Пресвятую Богородицу, «сойдя по ней без изменения», как по «одушевленной лестнице». Формальная логика спрашивает: «Если Бог сошел, как же Он пребывает “без изменения”? А если Он пребывает “без изменения”, как же Он сошел?» Но разум веры отвечает: «Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снисхожде-
315
ние бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 8). Так как на деле «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин» (Догматик воскресный, глас 7). — 251.
16 Воплощение Бога Слова от Девы есть полное и совершенное Богоявление (Θεοφάνεια). В этом Таинстве Боговоплощения открывается вся Пресвятая Троица, наш Пребожественный Бог, и открывается, человеколюбиво участвуя в деле нашего спасения. В данном отрывке св. Иоанн Дамаскин определенно указывает, что воплощается и становится человеком только Сын, но соучаствуют и содействуют и два других Лица Пресвятой Троицы, ибо «невозможно, чтобы три Ипостаси не находились Одна вместе с Другою; ибо Святая Троица — нераздельна» (Точн. изл. IV, 9). Отец благоволит (см. также Рожд., 5 и Усп. III, 5) И посылает Сына «не как Владыка, но как Отец» (PG96, 573), Дух же соблаговолит (συνευδοκεῖ) (см. Усп. II, 7) и содействует (συνεργεὶ) (Усп. I, 4). И так «осуществляется связь Бога с людьми через Духа Святого». — 25/.
17 Способ рождения по плоти Христа от Пресвятой Богородицы нам так же неизвестен, как и предвечное Его и божественное рождение от Отца. Дамаскин хочет подчеркнуть, что это рождение было подлинным и действительным рождением человека. Ибо тот факт, что Христос был зачат не от «естественного соединения», не «от общения с мужем» (Усп. II, 3), но от Девы, Которая «мужа не знала», никоим образом не нарушает действительности Его воплощения и вочеловечения. К тому же сам брак является позднейшим по отношению к девству (Адам не был рожден от брака, но был подлинным человеком) и, по учению свв. Отцов, был установлен для того, «чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию» (Точн. изл. IV, 24). О тайне рождения Христа Дамаскин говорит, что по благоволению Отца при содействии Духа Святого Бог Слово бесстрастно («Божество бесстрастно») вошел в девственную утробу Богородицы «как божественно духовное семя» и «из непорочных и чистейших Ее кровей образовал Себе плоть, одушевленную душою, одаренную как разумом, так и умом, начатки нашего смешения: не по образу рождения через семя, но творческим образом, через Святого Духа; не так, что внешний вид создался понемногу через прибавления, но так, что он был окончен в один момент. Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасью» (Точн. изл. III, 2). Выражение «по домостроительству» (οἰκονομικῶς) означает, что Бог Отец, благоволивший о воплощении Сына Своего от Пресвятой девы, не рождает заново «по естеству» (φυσικώς) Ипостась Сына, но что предвечно существовавшая Ипостась Сына становится теперь и человеком, не по естеству (φυσικῶς), но «по домостроительству». Ведь воплощается не божественная природа (естество) Сына, но Ипостась, в которой осуществилось единение двух природ, Божественной и человеческой. —251.
18 Ср. толкование св. Иоанна Златоуста на Послание к Евреям II, 3 (PG 63, 25). Изъясняя слова «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 1:5), он пишет: «“Ныне”, мне кажется, сказано здесь по отношению к плоти». — 252.
19 См. приписываемое Дамаскину произведение «Вопросоответы о православной вере» (Βιβλιοθήκη Ἑλλήνων Πατέρων? ВЕП 36, 42 и далее). — 252.
316
20 Христос есть «Агнец божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) и Которого родила Пресвятая «Агница» (ср. Усп. III, 5). Эти слова св. Писания и свв. Отцов излагают другим способом ту основополагающую истину, что Христос есть Спаситель, Который пришел спасти «заблудшую овцу» (Рожд., 3) — человека и Который Сам стал «Агнцем»; т. е. человеком, единосущным Своей Матери и всем людям. «Первородным между многими братьями, подобно нам приобщившимся — от Матери — плоти и крови» (Рожд., 10). Это «облечение в Агнца», т. е. восприятие Христом человеческой природы, и есть спасение человека, ибо Христос, став человеком, освободил человеческую природу от «кожаных одежд смертности» (см. Усп. II, 2), т. е. той смертности и грубости плоти, каковая стала присуща Адаму после падения («Ибо это означало облечение в кожи». Точн. изл. III, 1. См. также св. Григорий Богослов, PG 36, 324). - 252.
21 См. выше прим. 9. — 252.
22 Св. Иоанн Дамаскин свободно цитирует 101 Послание (к Кледонию) св. Григория Богослова, того святого Отца, которому он преимущественно следует в своем богословии. Чтобы нам отчетливее представить христологическую традицию свв. Отцов, которую продолжает Дамаскин, приведем еще несколько строк этого послания (PG 37, 177-180): «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества. Если кто говорит, что Христос, как через трубу, прошел через Деву, а не образовался в ней Божески вместе и человечески, — Божески, как родившийся без мужа, человечески, как родившийся по закону чревоношения; то и он также безбожен. Если кто говорит, что в Деве образовался человек, и потом уступил место Богу, то он осужден: ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения. Если кто видит двух сынов — одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же; то да лишится он всыновления, обещанного право верующим. Ибо хотя два естества — Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два Сына, не два Бога... Кратко сказать: в Спасителе есть и одно и другое: потому что не тождественны невидимое с видимым и безвременное с тем, что под временем, но не имеет в Нем место один и другой. Этого да не будет! Ибо то и другое в срастворении — и Бог вочеловечился, и человек обожился» (Русский перевод см. также в 4-ом томе творений св. Григория Богослова, изд. 3-е. М., 1889, с. 159-160). — 252.
23 Величие пречистого девства Пресвятой Богородицы состоит в том, что Она во всем и всегда была Девой. В человеческой плоти св. Дева явила через Свое «сугубое девство» (ср. св. Иоанн Златоуст: «Девство определяется как святость телом и духом» — О Девстве, 6; PG48, 557) святость превыше Херувимов й Серафимов (Рожд., 9). Она была девой не только до рождества, но и в самом рождестве, и после него, «так что ни рождение не нарушило девства, ни девство не явилось препятствием для чревоношения» (св. Григорий Нисский, PG 46, 396). Ср. также следующий Богородичен: «Се исполнилось Исаиино проречение, Дево бо родила еси, и по рождестве яко прежде рождества пребыла еси: Бог бо бе рождейся,..» (Глас 1, В субботу вечера). — 252
24 В «Точном изложении Православной веры» (I, 2) св. Иоанн Дамаскин пишет о Пресвятой Троице: «Мы знаем и исповедуем, что Бог — един, то есть едино Существо, и что Он и познается, и существует в трех Ипостасях: Отце, говорю, и Сыне, и Святом Духе, и что Отец и Сын и
317
Дух Святой во всем суть едино, кроме нерождаемости, и рождаемости, И исхождения». «Нерождаемость» Отца или Его отцовство, «рождаемость» Сына от Отца или Его сыновство, нисхождение» Духа от Отца или Его исхождаемость являются ипостасными свойствами каждого ИЗ Трех Божественных Лиц Пресвятой Троицы, тем, что отличает Одно Лицо от Двух других Лиц как Его личный «способ бытия» (τρόπος ὑπάρξεως — см. ce. Иоанн Дамаскин. Послание яковиту, 52 (стр. наст» изд.)). Эти свойства «являются и пребудут всегда неизменными» (там же). В данном отрывке Дамаскин говорит только об ипостасном свойство Сына. Бог Сын не есть «Рождающий» (δ γεννών), но «в вечности Рождаемый» (ὁ ἀεὶ γεννῶμενος) от Отца и «Он имеет Отца как причину Своего Божественного бытия» (Усп. III, 4), что, однако, не означает, ЧТО Он имеет «временное начало» (там же) Своему вечному бытию. Сын рождается безначально и безвременно и — как «безначальное Слово» (Усп. III, 5) — является собезначальным и совечным, Единоприродным и Единосущным Отцу. Св. Григорий Богослов пишет: «Итак, Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя Самого не заимствовал бытие. А Сын, если представляешь Отца виновником, не безначален (потому что началом Сыну Отец, как виновник); если же представляешь себе начало относительно ко времени, — безначален (потому что Владыка времен не имеет начала во времени)» (Слово 20, 7 (PG 35, 1073); Русский перевод см. указ, соч., т. II, с. 138). Эту тайну божественного Троического бытия нам открыло воплощение Сына Божия, Который сделался Сыном человеческим (а не Отец или Дух Святой) именно как обладающий ипостасным свойством сыновства. Дамаскин пишет: «Поэтому Сын Божий делается Сыном человека, для того чтобы свойство осталось неподвижным. Ибо, будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном человека, воплотившись от Святой девы и не лишившись сыновнего свойства», (Точн. изл. IV, 4). — 25?.
25 Этот отрывок, вдохновленный творениями св. Григория Богослова, показывает, сколь спасительные последствия имело для нашей природы воплощение Бога от Пресвятой Девы. В 4-м Богословском слове св. Григорий пишет о Господе, что «Он Сам... как образ раба (Фил. 2:7) снисходит к сорабам и рабам, приемлет на себя чужое подобие, неся в Себе всего меня и все мое, чтобы истощить в Себе мое худшее... и чтобы мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему» (PG35, 109). - 25?.
26 «Совершил Сам» — в подлиннике глагол αὐτουργήσαι. — 253.
27 «Празднуемое ныне Рождество Девы есть преддверие праздников и начало таинств Христовых» (του κατά Χριστόν μυστηρίου προοίμιον) (PG 97, 860), — говорит св. Андрей Критский в 3-м Слове на Рождество Богородицы. День рождества Пресвятой Девы есть «начало спасения», а день воплощения Христа Спасителя в Ней и от Нее есть «спасения нашего главизна» (тропарь праздника Благовещения). — 254.
28 См. ниже прим. 48. — 254.
29 Смысл этой фразы одновременно христологический и экклезиологический. Согласно святым Отцам, воплощение Христа Спасителя имело своим результатом образование Церкви. «Церковь (в некотором смысле) есть; Богочеловек Христос: единая Ипостась, соединяющая две природы, Божество и человечество, ангелов и людей, иудеев и язычников» (Ἰερομ. Αθανάσιος Γιέβτιτς. Цит. соч., с. 238). Через Свое вочеловечение Хри-
318
стос стал камнем, «положенным во главу угла» всех связей между Богом и миром и всех связей разумных творений между собой в Церкви, которая соединяет всех рассеянных чад Божиих, людей всякого рода и племени в новый избранный народ, «духовный Израиль», в единое тело, Тело Богочеловека Христа. Ср. слова преп. Максима Исповедника: «Согласно Писанию, угол этот есть Церковь. Ибо как угол является соединением двух стен..., так и Святая Церковь стала объединением двух народов, связуя происходящих из иудеев и из язычников единым разумом веры и побуждая к согласию. Краеугольный камень Церкви — Христос, как Глава всего тела» (PG 90, 501). — 254.
30 Спасение человеческого рода не есть какое-то внешнее для Христа действие. Христос, Воплотившееся Слово, дает Себя человеку «как действеннейшее лекарство спасения». Как пишет о. Иустин Попович, спасением для людей является не закон, не учение, не дела Христа, но Его Богочеловеческая личность (Архимандрит Иустин Попович. Человек и Богочеловек. Афины, 1969, с. 114, 116, на греч. языке). Православная сотериология в основе своей имеет христологию. «Не дела мои — спасение, для меня, но Сам Бог мой» (преп. Симеон Новый Богослов. Главы I, 64). - 254.
31 Здесь св. Иоанн Дамаскин говорит о превосходстве Нового Завета над Ветхим в лице Божией Матери. Скиния свидетельства, хотя и была местом присутствия «славы господней» (Исх. 40:35), однако она лишь прообразовала Пресвятую Деву. Там проявляла себя только «слава», сила или энергия Божия, в то время как в Божией Матери «сущностно» (οὐσιωδῶς) обитала Ипостась Бога Слова, то есть «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Пресвятая Богородица «не энергии Божией явилась вместилищем» и не просто человека родила, на которого затем снизошла благодать или энергия Божия, как то было, например, с пророками Ветхого Завета (Χριστούς Κυρίου— «помазанные Господа» — Пс. 104:15), но родила Бога, Которому Сама дала плоть. Эта плоть Воплощенного Сына Божия во чреве Божией Матери «через ипостасное общение с божественной природой непреложно назвалась Богом, — помазанная не действием Бога, как каждый из пророков, но пришествием всего Помазующего» (В защиту святых икон I, 19 (PG 95, 1249)). Кроме того, здесь уместно будет отметить, что это место Слова св. Иоанна Дамаскина является одним из многих святоотеческих текстов до св. Григория Паламы, свидетельствующих о различении понятий сущности, ипостаси и энергии. — 254.
32 Праведный Иосиф был только «стражем девства» Пресвятой Богородицы (Усп. I, 7; Точн. изл. IV, 14). — 255.
33 Богородица есть «исправление» падшей праматери Евы, ибо Она явила через Свое послушание и всецелое девство подлинную красоту человеческой природы, утраченную Евой через грех преслушания (ср. св. Ириней Лионский. Против ересей III, 22, 4 (PG7, 951)). Однако главным образом Дева Мария «исправляет» праматерь как Богородица «через деторождение», как родившая Христа «во исправление полноты» (св. Ириней. Там же. I, 9, 2 (PG 7, 540)). «Евы праматери Ты исправление была еси, начальника жизни мирови, Христа, Богородице, рождши» (Октоих, глас 8, в неделю утра, канон Богородичен, песнь 3). — 255.
34 Вместо тления i которое ввела в мир праматерь через послушание совету: лукавого, Богоматерь вводит через послушание воле Божией не-
319
тление, то есть Самого Христа, Который, по свидетельству св. Мефодия Олимпийского, есть «нетление, победившее смерть» (Пир 3, 7 (PG 18, 72)). - 255.
35 Прекрасный образ «спора» веков и победы «совета Божия» служит раскрытию церковного предания о том, что в тайне Боговоплощения участвует все время. По выражению о. Иустина Поповича, «в тайне Боговоплощения заключается и тайна времени» (Архим. Иустин Попович. Догматика Православие Церкве, т. II. Београд, 1980, с. 21). Само время освящается и преображается. По словам св. Григория Нисского, все века являются единым венком для невесты, женихом которой становится Бог (PG44, 768). - 255.
36 Слово «начатой» (ἀπαρχή) — cp. 1 Кор. 15:23 — имеет в Православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос «воспринял начаток нашего смешения» и Сам стал начатком нашей обновленной природы (ср. св. Иоанн Златоуст, PG61, 363: «и Господь был из этого теста и смешения»). Начаток нашего смешения, который Господь воспринял от Пресвятой Богородицы, есть подлинная человеческая природа (см. ниже «плоть от плоти Твоей и кровь Его от Твоих кровей»), вследствие чего Христос является истинным человеком и Спасителем людей. Будучи начатком обновленного и спасенного человечества и Главой Церкви, Он делает ее членов тем, чем является Сам, делает богами по благодати (см. подробнее Первое Слово в защиту святых икон, 19). — 255.
37 См. Рим. 8:29. Ср. также следующие, слова бл. Феодорита: «Ведь Он не просто предопределил, но предопределил, предузнав... чье предузнал расположение, тех и предопределил свыше... Изначала Бог предвидел грядущее, как Бог» (PG82, 141-4). — 255.
38 Греческий текст данного абзаца весьма сложен и несколько проясняется в связи со следующими фразами. Выражение «противоположное излечивает свою противоположность» Дамаскин употребляет также в Усп. II, 12. - 256.
39 Начало фразы восходит к словам ап. Павла о связи между грехом и законом (Рим. 7:13): «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди». Этими словами апостола выражается та мысль, что, хотя приход закона (который как божественный закон был несомненно благ) обнаружил все зло и всю пагубность греха, нет никакой причинной связи между законом и грехом. Во второй части предложения св. Иоанн Дамаскин подтверждает мысль апостола с позиции крайней оппозиции. Бог-Слово, будучи Благим и причиной всего доброго, будучи Безгрешным, предал Себя Самого на страдания и смерть, которые «противоположны этому доброму», и «посредством противоположного» даровал нам благо, то есть спасение и обожение. Это показывает и нижеследующая фраза из Усп. I, 10: «Владыка не отклонил испытания смертного. Он умирает по плоти, — и смертью разрушает смерть, тлением дарует нетление и умертвление делает источником Воскресения». — 256.
40 Дамаскин говорит о «двух общениях» — «начальном» или «первом», которое заключается в том, что «Бог общением Своей благодати соделал человека подобном Богу» (PG96, 552) и которое не сохранил
320
Адам, и втором, «лучшем и превосходнейшем», ипостасном общении, которое заключается в неслитном и нераздельном единении человеческой природы с Ипостасью Бога Слова и которое пребудет нерасторжимым. В Слове на Преображение Дамаскин так говорит об этом (PG 96, 552): «Творец и Господь всего Сам пришел из лона Отчего, хотя и не оставил всегдашнего Своего места, то есть пребывания в лоне Отчем, — пришел, облекшись, из снисхождения к рабам, в образ раба, и став по естеству и по образу человеком, так что невместимый для людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественного естества, стал вместим. Правда, и в начале Бог общением Своей благодати соделал человека подобным Богу, вдунув во вновь созданного из земли дыхание жизни, сотворив его причастным лучшего (τοῦ κρείττονος), почтив образом и подобием Своим... Но поскольку мы нечистотою страстей изгладили в себе подобие образа Божия, то Он, сострадая к нам, вошел ныне с нами во второе общение, которое гораздо тверже и удивительнее первого. Ибо Сам Он, оставаясь в превосходстве Божества Своего, принимает к себе худшее (τοῦ χείρονος), дабы обожить его в Себе, примешивает к образу первообраз и являет в этом образе красоту Свою». Св. Григорий Богослов говорит о втором общении в 45-м Слове (на св. Пасху): «Я получил образ Божий и не сохранил его. Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь восприемлет худшее» (Ук. соч., т. IV с. 131) (PG 36, 636). — 256.
41 Св. Григорий Палама изъясняет употребление в псалме слова «изнутри» (ἐσωθεν) следующим образом: «Псалмопевец Пророк не сказал, что «внутри», но сказал, что «изнутри вся слава Дщере Царевы», то есть наподобие света, изнутри изливающегося на внешнее и всем зрящим указывающая на внутреннюю, как бы обитавшую в Ней, по причине совершенного отсутствия страстей, красоту, и являющая воистину всепрекрасную девственную душу» (св. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. Монреаль, 1984, с. 94). Таким же образом понимает св. Псалмопевца и Дамаскин, когда, говоря о «благолепии добродетелей» и «благодати Духа», он подчеркивает, что они проявляются изнутри и что преимущественная слава Божией Матери — это «плод Ее чрева». — 257.
42 Большая часть этой главы посвящена описанию нрава и добродетелей Пресвятой Богородицы. Она подлинно оказалась «совершенной во всяком роде добродетелей, в какой мере доступно по естеству человека» (Точн. изл. IV, 4). Если Божия Матерь, как наследница природы ветхого Адама, и была с зачатия Своего под первородным грехом, все же она лично, по св. Иоанну Дамаскину, не имела никакого личного греха. Ее личную святость подчеркивает, прославляет и восхваляет св. Отец Церкви, и не случайно, что именно гимн Богородице Православная Церковь усвоила как свой. Наследие первородного греха было недейственно в Деве Марии, ибо воля Ее и все силы души были «Богу и Владыке посвящены» (Рожд., 5). Св. Симеон Новый Богослов пишет, что потомки Адама «волею, а не насилием порабощаются тирану (т. е. диаволу), ибо это ясно показывают Богу угодившие прежде закона и в законе, которые свою волю предали Богу и Владыке, а не диаволу». (Ethic., X, С 129, с. 262). - 257.
43 Бог Слово есть «Божественное Миро», которое через добровольное воплощение истощается из Недр Отчих, помазуя человеческую природу.
321
Вследствие этого Слово после вочеловечения именуется Христом, т. е. Помазанником (Χριστός — κεχρισμέφος). «Ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое тело Своим божеством, как Бог; будучи же помазываем — как человек; ибо Сам Он есть это и то» (Точн. изл. III, 3). Это помазание изливается и на Церковь, на Тело Жениха Христа, ибо Христос есть «миро, истощенное для нашего обновления» (PG 96, 636). — 257. \
44 См. прим. 27 к Усп. I. — 258.
45 Трисвятое «Свят, Свят, Свят...», которое, как видел и слышал пророк Исайя, воспевают серафимы вокруг престола Божия, есть славословие Триединому Богу. Его значение, по изъяснению бл. Симеона, архиепископа Фессалоникийского, следующее: «Свят — Отец, свят - Сын, свят — Дух Святый, вот Три лица. Господь Саваоф — вот единство Божества, тождество естества и равенство славы» (Писания св. Отцом и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856, с. 423). В V веке монофизитский патриарх Антиохии Петр Кнафей прибавил к Трисвятой песни слова «распныйся за ны», но это прибавление было осуждено свв. Отцами «как вводящее четвертое лицо и как помещающее порознь Сына Божия — ипостасную Силу Отца и порознь — Распятого... или как считающее Святую Троицу подверженную страстям» (Точн. изл. III, 10). — 258.
46 Предопределенное прежде веков таинство — это и есть древний совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении (см. Рожд., 9). — 258.
47 Терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший, прообразовал воплощение Христа от Пресвятой Девы, не нарушающее Ее девства. — 259.
^Настоящее Слово было произнесено св. Иоанном Дамаскиным в храме Пресвятой Богородицы, которой был построен в V веке на месте, где некогда находился дом Иоакима и где родилась Дева Мария (см, Рожд., 6). В настоящее время здесь располагается храм св. Анны. Дом Иоакима стоял возле Овечьих ворот Иерусалима, недалеко от «купальни, называемой по-еврейски Вифезда» (Ин. 5: 2). Ворота носили имя Овечьих, так как через них пастухи выгоняли скот из города. — 259.
49 Церковь Христова на земле есть «подобие» Его Небесной Церкви, а храм есть небо на земле. Поэтому, как пишет в «Мистагогии» преп. Максим Исповедник, «Святая Церковь носит образ й изображение Божие, вследствие чего и обладает, по подражанию и подобию, таким же действием» (PG91, 664). — 259.
322
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.