Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кириллова Ксения

Кириллова К. О термине «секта»

Ксения Кириллова, 2006

О термине «секта»

 

1. Как появился термин «секта» и производные от него?

Термин "секта" происходит от латинского слова «sekta» и изначально имел две этимологии:

а) часть чего-либо;

б) образ мыслей, учение.

Соответственно, производными от слова «sekta» являются в латинском языке «secare» - «отсекать» (часть от целого) и «sequi» - «следовать» (за кем-либо в учении, образе мыслей).

В русском языке понятие «секта» и производные от него стали употребляться со времени введения в духовных семинариях и академиях, светских гимназиях, лицеях и университетах курса преподавания латинского языка. При этом слова сохранили первоначальное фонетическое произношение и смысловое значение. Употребление термина «секта» как обозначения «части чего-либо» привело к появлению хорошо известных сегодня слов «сектор» и «секция». Использование термина «секта» для обозначения «образа мыслей, учения» постепенно трансформировалось в название одного из институционных типов религиозных объединений.

 

 

2. Что означает термин «секта»?

Приведу определения из авторитетных источников.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля сообщает: «Секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь»[1].

В «Словаре русского языка» С.И.Ожогова секта определяется как «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее», а в переносном смысле - как «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах»[2]. Такое же толкование дает термину «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»[3].

Академический «Словарь» Ушакова понимает под сектой «религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявшей новое учение», а в переносном смысле – «отгородившуюся от общения с другими, замкнувшуюся в себе группу лиц»[4].

Подобным образом разъясняется этот термин и в «Словаре иностранных слов» под редакцией Ф.Н.Петрова: «Секта - религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс».

Таким образом можно заметить, что во времена подготовки вышеуказанных источников термин использовался для обозначения как специфических религиозных объединений, так и просто замкнувшихся групп, дистанцировавшихся от общества в силу своих, не обязательно религиозных интересов.

Именно в таком «двойном» значении слово «секта» раньше и употреблялось.

В толковании «замкнутая группа, чуждающаяся широких масс» термин применялся обычно к небольшим политическим организациям оппозиционного толка.

Характерным примером является подготовленный К.Марксом и Ф.Энгельсом "Манифест Коммунистической партии", где отмечено, что группы приверженцев социальных утопий "выродились в чистейшие секты", а сами коммунисты таких "сектантских принципов" не разделяют[5]. Эти же авторы на страницах совместного труда "Мнимые расколы в Интернационале" писали о "сектантских секциях", "сектантских группах" и "сектантских организациях", понимая под ними небольшие политические кружки с альтернативными взглядами[6]. Во вводной статье к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке" Энгельс сообщал, что германский ученый Е.Дюринг "открыто начал создавать вокруг себя секту, ядро будущей особой партии"[7], в письме Августу Бабелю называл социалистов-утопистов "заядлыми сектантами"[8], а в статье "Маркс и "Neue Rheinische Zeitung" подчеркивал, что без понимания роли пролетариата немецкие социал-демократы могли бы "вместо большой партии действия основать маленькую секту".[9] Карл Маркс в письме Фридриху Больте также отмечал: "Интернационал был основан для того, чтобы заменить социалистические и полусоциалистические секты подлинной организацией рабочего класса"[10].

Справедливости ради надо заметить, что противники коммунистических идей тоже охотно применяли термин «секта» по отношению к оппонентам. Известная русская художница "серебрянного века" Мария Башкирцева в своем дневнике 17 июля 1874 года, например, писала: "Говорят, что в России есть шайка негодяев, которые добиваются коммуны; это ужас что такое! И их подлая секта так распространена, что журналы делают отчаянные воззвания к обществу"[11].

Не менее активно применялось понятие «секта» и для обозначения «религиозных общин, отколовшихся от господствующей церкви». Достаточно вспомнить вышедшее в 1912 году фундаментальное исследование протоиерея Сергия Булгакова «Православие. Расколы. Ереси. Секты»[12] или статью знаменитого писателя Николая Лескова «Несколько слов о духоборских и других сектах»[13]. О «сектантах», «русском сектантстве», «сектантской религиозной литературе», «сектантском пафосе» по отношению к отечественной культуре писал на страницах работы «Типы религиозной мысли в России» Николай Бердяев[14]. Владимир Бонч-Бруевич, являвшийся одним из самых известных дореволюционных исследователей религии, выступал составителем многотомника «Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества», книги которого выходили в свет с 1908 по 1916 год[15].

Кроме того, в царской России данный термин широко использовался в нормативно-правовых актах, регулирующих религиозную деятельность. «Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект», - отмечалось, например, в мнении Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», вышедшем в 1883 году[16], а изданный в 1911-м «Свод законов гражданских» содержал отдел "О метрической записи браков старообрядцев и сектантов"[17].

После 1917 года слово «секта» стало исчезать из «политического» лексикона, и его понятие сузилось до обозначения одного из типов религиозных объединений. В этом качестве оно с равным успехом применялось как авторами научно-популярной литературы (напр.: Привалов К. Б. Секты: досье страха. М., 1987), так и серьезными учеными (напр.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Москаленко А. Г. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978, Клюева Т.А. Христианское сектантство в условиях урбанизации. М., 1980).

В настоящее время научная литература дает секте следующее определение: «Секта религиозная (лат. secta - образ мыслей, учение) - один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты религиозной характерна претензия на исключительность свой роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко - и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному выражению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Секта религиозная отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на "обращение", предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для секты религиозной. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях. Историческая судьба сект религиозных неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации».

Данное определение является академическим - поскольку содержится как в «Атеистическом словаре» советского времени[18], так и на страницах учебника «Религиоведение», изданного в 1998 году под редакцией профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ, члена Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации И.Н.Яблокова[19].

Сам термин «секта» в этом понимании продолжает широко использоваться учеными. Только за последние годы были изданы, например, такие работы, как: Браславский Л.Ю. «Протестантские секты в Чувашии» (Чебоксары: Кн. изд-во, 1988. - 96 с.); А.Новопашин. «Религии и секты в современной России» (Новосибирск, Издательство храма во имя А.Невского, 1998); Панченко А.А. «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» (Изд. "ОГИ", 2002. - 543 с.); Таевский Д.А. «Христианские ереси и секты I - XXI веков: Словарь.» (Изд. "Интрада", 2003. - 320 с.)

Кроме того, понятие «секта» и производные от него широко использовали авторы множества других научных работ, например: В.И.Гараджа. «Религиеведение. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы» (2-е издание, дополненное. Москва, "Аспект Пресс", 1995); А.В.Федосеев. «Основы религиеведения. Методическое пособие» (Донецк, издательство Донецкой государственной академии управления, 1997); Омурова Т.О., Лукашов В.А. «Религиоведение. Учебно-методическое пособие» (Бишкек, 1998); И.Н.Яблоков. «Религиеведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению» (М.: Гардарика, 1998); Е.Г.Балагушкин. «Нетрадиционные религии в современной России» (М., 1999); Н.А.Трофимчук, М.П.Свищев. «Экспансия» (М., Издательство Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, 2000).

Таким образом, термин «секта» продолжает широко употребляться в научных кругах.

 

3. Несут ли термины «секта» и «сектант» негативную смысловую коннотацию?

Как видно из вышесказанного, термины «секта» и «сектант» (участник секты) негативной смысловой коннотации не несут. В научном мире и у верующих традиционных религий секта означает лишь один из типов религиозных объединений, а под сектантом понимается человек, симпатизирующий учению секты, разделяющий взгляды секты как определенного типа религиозного объединения. Ни отрицательного, ни положительного значения данные термины не имеют.

Безусловно, каждый человек, исходя из багажа своих представлений об окружающем мире, присущих личности убеждений и особенностей самооценки может счесть оскорбительным то или иное нейтральное понятие. Однако на основании субъективной оценки нельзя объявлять это понятие умаляющим честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

Надо отметить, что даже известные своей толерантностью западные страны, в которых процветает культ уважения к личности человека и его религиозному выбору, не видят в применении термина «секта» ничего предосудительного.

В 1994 году, например, Совет Европы утвердил рекомендацию №1178 «О сектах и новых религиозных движениях». Этим же термином пользовалось посольство ФРГ в официальном дипломатическом документе - вербальной ноте №2604 от 22 ноября 1995 года, адресованной российскому МИДу. Постановление «О сектах в Европе» принял 12 февраля 1996 года Европейский Парламент. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека» - так именуется закон, утвержденный 30 мая 2001 года во Франции. Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы в принятой 18 ноября 2002 года Резолюции №1309 (2002) «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции» тоже употребляет термин «секта».

Столь же охотно его применяют и российские государственные инстанции. Понятием «секта» оперировали в разное время Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ в прилагающемся к Письму №2510/3774-96-27 от 21 августа 1996 года «Информационном материале о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», Министерство внутренних дел РФ в прилагающейся к письму №1/17464 от 23 октября 1996 года в Государственную Думу РФ справке «О деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций», и Министерство образования РФ в прилагающейся к письму № 549/28-16 от 12 июля 2000 года «Информации о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений».

Это же понятие неоднократно использовал в официальных выступлениях первый президент России Борис Ельцин. Он отмечал: «Не вызывает сомнения, что закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» действительно необходим, он должен защищать нравственное и духовное здоровье россиян, ставить надежные барьеры на пути проникновения к нам радикальных сект, наносящих большой ущерб здоровью и психике граждан нашей страны»[20]. Кроме того, данным термином в разное время оперировали в своих публичных выступлениях начальник отдела по связям с религиозными и общественными организациями аппарата Правительства Российской Федерации Генрих Михайлов[21], министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло[22], начальник Управления по вопросам внутренней политики Администрации Президента России, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ Андрей Логинов,[23] академик РАН Эдуард Кругляков[24], начальник департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов[25], вице-премьер РФ Валентина Матвиенко[26], председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам, а ныне уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин[27], прокурор города Москвы Юрий Семин[28], полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко[29], вице-спикер Государственной Думы РФ Олег Морозов[30], председатель Совета Федерации Сергей Миронов[31], директор ФСБ России Николай Патрушев[32] и многие другие уважаемые люди, занимающие видные государственные должности.

Наконец, имеются случаи, когда термин «секта» и производные от него применяли российские судебные органы. Так, данным понятием оперировал Хорошевский межмуниципальный народный суд СЗАО г. Москвы в решении от 21 мая 1997 года (дело 2-1208) по иску Общественного комитета защиты свободы совести, Левинсона Льва Семеновича, Осадчева Михаила Семеновича и Балуковой Натальи Александровны к Дворкину Александру Леонидовичу и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Этот же термин применял Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он, в частности, в своем решении отметил: «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния.».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что огромное количество официальных инстанций и ответственных государственных чиновников не видят в применении термина «секта» и производных от него ничего предосудительного.

 

4. Возможно ли употребление термина «секта» и производных от него с точки зрения действующего российского законодательства?

Принятый в 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» термином «секта» не оперирует. Из этого некоторые противники применения данного понятия делают поспешный вывод, что слово «секта» является «незаконным» и оскорбительным.

Такое мнение ошибочно, так как законодатель не обязан упоминать в нормативно-правовых актах все термины, производные от этих терминов, синонимы и т.д., относящиеся к тому или иному явлению - например, к религиозной деятельности. В том же федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» нет упоминаний, и, тем более, определений таких устоявшихся в массовом сознании понятий, как «церковь», «священник», «прихожанин». Однако это не значит, что Русской Православной Церкви со священниками и прихожанами «не существует», или что эти термины являются бранными, умаляющими чью-либо честь, достоинство и деловую репутацию.

Аналогичным образом обстоит дело со словом «секта» и производными от него. В сущности, упоминание этого термина является излишним. Законодатель оперирует предельно широкой категорией «религиозное объединение» с учетом того, что в классическом религиоведении все религиозные объединения принято делить на три институционных типа:

А) Секта

Б) Деноминация

В) Церковь.

Следовательно, несмотря на отсутствие в законодательстве упоминаний о типах религиозных объединений, нет оснований считать термин «секта» и производные от него противоречащими этому законодательству.

 

5. Имеются ли в России случаи судебных разбирательств по искам, где одна из сторон приравнивала употребление термина «секта» или производных от него к оскорблению своей чести, достоинства и деловой репутации? Если такие прецеденты есть, что за решения были приняты?

На сегодняшний день известно три таких «громких» случая – и во всех трех суды отказывались вслед за одной из сторон счесть оскорбительным термин "секта" и производные от него.

Так, Дзержинский федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга в решении от 4 августа 1999 года (дело № 2-237) по иску М.Е.Слободян к редакции газеты "Новый Петербург", В.А.Агеевой и Е.Е.Терентьеву о защите чести, достоинства и деловой репутации отмечал следующее:

"Истица утверждает, что употребление слов "секта", "сектанты" применительно к организации, членом которой она является, оскорбляет ее чувства и порочат ее честь и достоинство. Вместе с тем суду представлены выписки из различных словарей и энциклопедии (л. д. 101-102, 128-133), из которых следует, что слово "секта", как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно употребление слова "секта" не может оскорбить чьих-либо чувств."

Как следствие, в удовлетворении иска истцу было отказано[33].

Кузнецкий районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в решении от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации сообщал, что истцы просили "принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А., который, выступая 17 марта 2001 года на телеканале ТРК "Апекс", допустил в адрес церкви некорректные высказывания, в частности: церковь "Живая вода" была названа "опасной тоталитарной сектой", это высказывание они рассматривают как оскорбление чести и достоинства около 1000 прихожан церкви "Живая вода". Однако сам суд пришел к следующему выводу: "Употреблявшееся понятие "секта" общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова "секта", по мнению суда, не может оскорбить чьих-либо чувств. Словосочетание "тоталитарная секта" является научным и публицистическим термином, отражающим отношение конкретного лица к той или иной религиозной организации. Предъявляя иск, истцы пытаются принудить ответчика в судебном порядке отказаться от выражения своих мыслей и убеждений".

В итоге истцам в удовлетворении иска было отказано[34].

Красноярская телекомпания «ТВК-6 Канал» подготовила и выпустила 6 ноября 2005 года передачу «Чужая вера» о деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Одна из них сочла оскорбительным примененный к ней термин «секта» и пожаловалась в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Последняя сделала в адрес телекомпании официальное предупреждение. Однако «ТВК-6 Канал» не согласился с содержанием этого документа и подал заявление о признании предупреждения незаконным в Арбитражный суд г. Москвы (дело №А-40-156939/06-146-149). Тот назначил проведение комиссионной лингвистической экспертизы репортажа «Чужая вера» силами доктора филологических наук, профессора кафедры стилистики русского языка МГУ им. М.В.Ломоносова Г.Я.Солганика и доцента указанной кафедры В.В.Славкина. В числе прочих суд задал экспертам вопрос, способствует ли противостоянию религий и оскорбляет ли религиозные чувства верующих примененный в отношении их организации термин «секта». Однако в своем заключении ученые МГУ сообщили: «Понятие «секта» означает «религиозное течение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее», оно нейтрально в оценочном отношении, не содержит ни позитивной, ни негативной оценки членов организации, является общепринятым обозначением, не содержит оскорбительного для верующих смысла, хотя сами они могут и не называть свою организацию сектой».

Суд счел доводы экспертов убедительными, и решением от 20 октября 2006 года признал незаконным предупреждение, вынесенное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия телекомпании «ТВК-6 Канал»[35].

Ответчик подал кассационную жалобу во вторую инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Московского округа. Однако тот 31 января 2007 года, еще раз рассмотрев обстоятельства дела и заключение экспертов, оставил решение Арбитражного суда г.Москвы без изменений, а кассационн


[1] В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронная версия. "Multimedia Productions", 1997.

[2] С.И.Ожогов. Словарь русского языка. М., 1990, с. 708

[3] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия с использованием материалов издательства "Большая Российская энциклопедия". 1997.

[4] Секта // "Словарь Ушакова". Интернет-версия. Доступна по адресу: http://ushakov.academic.ru/misc/

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 1, с. 101, 119

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 292-294.

[7] Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с. 102

[8] Энгельс Ф. - Бебелю А., 20 июня 1873 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, 464-467

[9] Энгельс Ф. Маркс и "Neue Rheinische Zeitung". // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 3, с.184

[10] Маркс К. - Больте Ф., 23 ноября 1871 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. т. 2, с. 456-457

[11] М.Башкирцева. Дневник. СПб, 1892. Доступно по: http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn&id=2

[12] С.В.Булгаков. Православие. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы западной церкви. Киев, 1912. - Репринт. М., "Современник", 1994.

[13] Николай Семенович Лесков. Несколько слов о духоборских и других сектах. // Н.C.Лесков. Собрание сочинений в 6 тт., т. 3. М., АО "Экран", 1993.

[14] Н.Бердяев. Собрание сочинений, том 3. Типы религиозной мысли в России. Париж, издательство YMCA-Пресс, 1989, с. 441-462. Доступно по: http://rchgi.spb.ru/christian/berdyaev_3.html

[15] Бонч-Бруевич В. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 1-7. СПб. ред. 1908-1916.

[16] Собрание Узаконений, 1883 г., мая 24, ст. 469. - приводится по: В.И.Гараджа. Религиеведение. Изд. 2-е, доп. М., "Аспект-пресс", 1995.

[17] Свод законов гражданских (св. зак. т. 10 ч. 1, изд. 1900 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). — С предметным указателем и с позднейшими узаконениями по день выхода в свет / Сост. А. Л. Саатчиан. Книга 1. "О правах и обязанностях семейственных", раздел 1 "О союзе брачном", глава 2. "О браках христиан неправославного исповедания между собою и с лицами исповедания православного, и о метрической записи браков раскольников", отделение 2 "О метрической записи браков старообрядцев и сектантов". СПб: Издание Юридического книжного магазина И. И. Зубкова под фирмою "Законоведение", 1911, с.18-19

[18] Секта религиозная // "Атеистический словарь" под ред. д.ф.н. М.П.Новикова, М., "Издательство политической литературы", 1983, с.439

[19] Религиоведение. Под ред. проф. И.Н.Яблокова, М., "Гардарика", 1998, сс. 327, 477

[20] Борис Ельцин. Закон не должен стать поводом для конфликтов на религиозной почве. Газета "Российские вести", 24 июля 1997 года.

[21] Генрих Михайлов. Промедление с принятием закона недопустимо. Газета «Радонеж», №11 (55), июль 1997 года.

[22] В.Рушайло – за новые подходы в сотрудничестве МВД и РПЦ. Интернет-газета «Утро.Ру», №17 (339), 26 января 2001 года. Доступно по: http://dobroe.utro.ru/news/politics/2001/01/26/20010126140619.shtml?2001/01/26

[23] Андрей Логинов. Двойной стандарт политики и веры. Газета «Российские вести», №132 (1299), 19 июля 1977 года; Сергей Бычков. Дорогу к храму укажет чиновник? Интервью с А.Логиновым. «Новые известия», 25 марта 1998 года.

[24] Эдуард Кругляков. Сон разума рождает лжеученых. Сайт Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи. Доступно по: http://www.cdrm.ru/kerigma/rek-lit/nauka/ljenauk/chto-pr/2rtfw.htm

[25] Опаснее наркомании. Сайт Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы «Милосердие.Ру», 28 ноября 2005 года. Доступно по: http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=2547&print=1

[26] Правительство России будет пороться с сектами. Агентство «Лента.Ру», 23 октябрпя 2001 года. Доступно по: http://www.lenta.ru/russia/2001/10/23/sect/

[27] А.Королев. Страсти по свободе совести. Интервью с А.Лукиным. Газета «Труд», 26 июля 1997 года.

[28] Прокурор Москвы угрожает «очень жесткими мерами» сектам. Портал «Кредо.Ру», 12 января 2007 года. Доступно по: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=50849

[29] Предложение полпреда Президента Г.Полтавченко о создании религиоведческих советов на государственном уровне. Портал «Религия и СМИ», 22 июля 2004 года. Доступно по: http://www.religare.ru/print9904.htm

[30] Олег Морозов: «Идеология закона о некоммерческих организациях правильная.» Сайт «Время регионов», 8 декабря 2006 года. Доступно по: http://www.regtime.ru/owa/rt/rt_lenta.html?a_id=5174&c_id=49

[31] Совет Федерации будет регулировать деятельность тоталитарных сект. Агентство «Regnum», 6 апреля 2006 года. Доступно по: http://www.regnum.ru/news/619476.html

[32] Ирина Огилько. Сектанты продавали кожу. «Российская газета», 10 марта 2004 года. Доступно по: http://www.rg.ru/2004/03/10/terrorizm.html

[33] Дзержинский Федеральный суд Центрального района г. Санкт-Петербурга. Решение по делу № 2-237 от 4 августа 1999 года по иску Слободян Марины Евгеньевны к редакции газеты "Новый Петербург", Агеевой Валентине Алексеевне, Терентьеву Евгению Евгеньевичу о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда. Сайт Центра религиоведческих исследований (г. Москва). Доступно по: http://www.iriney.ru

[34] Кузнецкий районный суд города Новокузнецка Кемеровской области. Решение от 6 июня 2001 года по искам Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации. Журнал "Прозрение" - прил. к "Журналу Московской Патриархии",

№1(7), 2002, сс. 33-37. Доступно по: http://iriney.vinchi.ru/legal/news009.htm

[35] Арбитражный суд г. Москвы. Решение от 20 октября 2006 года по заявлению ОАО «ТВК-6 Канал» (дело №А-40-156939/06-146-149) к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия о признании предупреждения незаконным. Сайт «Консультант Плюс». Доступно по: http://msk-arbitr.consultant.ru/zip/043/043365.zip


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.