13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кураев Андрей, протодиакон
Кураев А., протодиак. Долина смертной тени
Кости сухие! Слушайте Слово Господа! ( Иез. 37)
Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в Долину смерти, долину отчаяния, мертвенной пустоты. Ничего здесь не имело в себе дыхания жизни.
Вокруг только высохшие кости, "весьма" высохшие кости и ничего более. И это все, что осталось от некогда живого. Жизнь ушла. А пророку был предложен вопрос: "Оживут ли кости сии?" (Иез.37:3). "Может ли вернуться снова жизнь?" Ответ любого был бы вполне очевиден - нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды - умерло навсегда. Прах и пепел не могут быть источником жизни. "Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать" /2Цаp.14:14/ Смерть - неизбежный конец, полное крушение всех человеческих чаяний и стремлений.
Смерть есть следствие греха, есть результат падения прародителей. Смерть не создана Богом. Смерти не было места в Божественном Замысле устройства мира. Умереть было ненормально и неестественно для человека. Смерть была неестественным удалением от Бога, Творца и Господа человечков, даже физическая смерть, т.е. разделение души и тела. Человеческая смертность - это позор, "возмездие за грех" (Рим.6:23).
Большинством современных христиан такое, библейское, понимание смерти утеряно. Смерть воспринимается скорее как освобождение бессмертной души из-под непосильного рабства телу. Однако, это, крайне распространенное отношение к смерти, совершенно чуждо духу Св. Писания. На самом деле это греческая (эллинская), языческая точка зрения.
Смерть - не освобождение, но катастрофа. "Плачу и рыдаю, когда мыслию объемлю смерть и вижу во гробах лежащую человеческую нашу красоту, по образу Божию сотворенную, безобразной, обесславленной, не имеющей вида! О, таинство дивное, что над нами, людьми совершается! Как предаемся мы тлению? Как сотрясаемся смертию? (Иоанн Дамаскин. На последование погребения. Перевод С.Аверинцева, М.1994). Мертвый человек уже не человек в полном смысле этого слова. Потому что человек - не бестелесный дух. Тело и душа сохраняют единое целое, они принадлежат друг другу. Их разделение есть искажение человеческого существа. "Развоплощенная" душа - всего лишь дух. Бездушное тело - всего лишь мертвая плоть. "Ибо в смерти нет памятование о Тебе во гробе, кто будет славить Тебя?" (Пс.6:6) И далее "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою?" (Пс.87:11-13). И псалмопевец был абсолютно уверен, говоря, что мертвые "от руки Твоей отринуты" (Пс.87:6).
Смерть есть безнадежность. Таким образом, единственно возможный ответ с точки зрения человека: "Нет, сухим костям нежить". Но Божественный ответ был прямо противоположный этому, человеческому ответу. И это был не просто ответ на словах, но могущественное действие Бога. Ведь и все творится Словом Божиим "Ибо Он сказал, - и сделалось. Он повелел, - и явилось" (Пс.37:9). И вновь Господь отвечает действием. Он посылает Своего Светлого Духа и обновляет лицо земли. Дух Божий - Податель жизни. Пророк засвидетельствовал удивительное преображение. Силой Божией сухие кости снова были соединены воедино, обретая форму, вновь были покрыты живой плотью, и дыхание жизни возвратилось в тела. И вот они восстали в полной силе, образовав собою "весьма, весьма великое полчище" (Иез. 37.10). Жизнь вернулась, смерть была побеждена.
Объяснение же этого видения заключается в нем самом. Сухие кости - это "Дом Израиля", избранный народ Божий. По своим грехам, по своей измене Богу, "апостасии" Израиль был мертв. Он упал в яму, которую ископал себе сам, был поражен и отвержен. Он утерял свою славу. Израиль, возлюбленный Богом и усыновленный, - народ своенравный, мятежный и упрямый, но все же народ избранный. И Господь из долины тени смертной выводит его на зеленеющие луга, извлекает его из объятий смерти, возводит из бездны, поднимает из ямы и очищает его от зловонной грязи.
И вот пророчество исполнилось. Долгожданное освобождение пришло. Обещанный Освободитель, Искупитель, Мессия пришел в уготованное время, и имя Его было Иисус, "ибо Он спасет людей своих от грехов их" (Мф.1:21). Это Он - "Свет к просвещению язычников и Слава народа Твоего Израиля» (Лк.2:32). И вдруг происходит нечто непостижимое, нечто просто парадоксальное. Он не был узнан и "принят" Своим же народом, был, отвергнут, над Ним надругались, Его осудили и предали позорной смерти словно лжепророка, прельщающего людей, словно обманщика. Все это случилось потому, что Божественный замысел о пришествии Спасителя был прямо противоположен плотским представлениям о нем. Вместо земного Царя - Завоевателя, которого так ждали иудеи, пришел Иисус из Назарета, "кроток и смирен сердцем» (Мф.11|29). Царь Неба, Сам Бог богов, сошедший на землю, Царь славы - в образе раба. И Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и успокоить всех "труждающихся и обремененных".
Вместо того чтобы утвердить для Своих людей право на политическую внешнюю свобода и независимость Он даровал им и всем людям спасение. Он даровал Завет Вечной Жизни. Вместо плотского, политического освобождения Он принес освобождение от греха и смерти, даровал прощение грехов и Жизнь Вечную. Он пришел к своим и свои не "приняли" Его. Он был предан бесславной смерти, "и к злодеям причтен" (Исаия 53:12). В таинстве Креста Сама Жизнь, Божественная Жизнь была предана на смерть людьми. И снова Господь действует. "Сего по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому, что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2:23-24, слова ап. Павла). Вновь жизнь расторгла узы смерти. Христос воскрес. Он вышел из своего гроба, словно Жених из своих чертогов. И вместе с Ним воскресло все человечество, каждый человек без исключения. Он - первенец из умерших и за Ним следуют все, каждый в своем порядке (См.1 Кор. 15:20,23). "Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 5:21). Пророчество Иезкииля Православной Церковью читается на торжественной утрене в Великую Субботу, когда все верующие призываются ко Гробу Господню, из которого теперь на все творения щедро изливается Жизнь.
В прекрасных молитвах и песнопениях, посвященных этому дню (среди которых "Похвалы" - одно из драгоценнейших творений церковной поэзии) так описывается и прославляется это великое Таинство: жизнь была заключена во Гробе и Жизнь воссияла из Гроба. "Се бо в мертвых вменяется в вышних Живый и во Гроб мал странно приемлется" (Канон на утрени Вел. Субботы, песнь 8, ирмос). Верные призываются к созерцанию и поклонению Таинству Жизне-содержащей и Жизне-несущей гробнице. Но древнее пророчество все еще остается пророчеством или, лучше сказать пророчеством и свидетельством. Да, жизнь воссияла из гроба, но полнота жизни еще впереди. Весь мир, все люди, даже искупленные Христом, сама Церковь все еще в долине смерти.
Новый Израиль, новый Избранный Народ Божий снова подобен высохшим костям. Как мало истинной жизни в любом из нас. Жизненный путь человека все еще трагичен и небезопасен, и все мы снова очутились в долине смерти. Каждый, кому хоть раз приходилось видеть руины некогда процветающего города, со всей остротой ощущает страшную силу смерти и разрушения. Человек все еще остается разносчиком ужасной заразы смерти и горя. И кажется можно ожидать даже худшего, ведь корень смерти - грех.
И нет ничего удивительного, что сейчас с разных сторон все острее осознается вся серьезность греха. Старое изречение бл. Августина находит все новые отголоски в человеческих душах: Nondumconsiderastiquatiponderissinpecctum. ("Ты никогда не поймешь всей тяжести греха").
Да, держава смерти попрана, Христос действительно воскрес. Царь жизни, который умер, царствует вечно. Дух Божий, Утешитель, Податель жизни был послан на землю, чтобы запечатлеть победу Христа, и этот Дух пребывает в Церкви со дня Пятидесятницы. Дар жизни и дается людям неизменно, преизобильно, без оскудения. Он дарует нам, но не всегда "принимается" с готовностью, потому что, чтобы приобщиться жизни, нужно преодолеть все плотские желания, "отложить всякое житейское попечение", гордость и все предрассудки, ненависть, себялюбие и самодовольство, и даже более того, необходимо совсем отвергнуть себя. Иначе можно убить в себе Дух Божий.
Бог все время стучится в двери человеческого сердца и не отворяет Ему сам человек. Бог никогда не "вламывается" внутрь. Он уважает, по словам св. Иринея Лионского, "древний закон человеческой свободы", установленный Им самим. Да, нет сомнения, что без Него, без Христа, человек не может ничего. Но существует одна вещь, которую может сделать только человек: ответить на Божественный призыв и "принять" Христа. Но далеко не каждому это удается.
Мы живем в очень неспокойное и беспощадное время. Чувство того, что человечество в безопасности давно утеряно. Кажется, вся наша многовековая цивилизация вот-вот рухнет и рассыплется на маленькие кусочки. Цель всего движения тоже оказалась непонятной. И отсюда, из тупика не будет найден выход до тех пор, пока не будет предпринято нечто радикальное. До тех пор, пока... На языке христианства это "пока" означает: до тех пор, пока мы не покаемся, до тех пор, пока мы не взмолим о даре покаяния. Жизнь щедро дается всем, а мы мертвы. "Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которые согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь, и живите! (Иез. 18:30-32) Есть два пути. "Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, и дабы жил ты...» (Втор.30:15,19)
Давайте изберем жизнь... И сначала всю нашу жизнь посвятим Богу, "примем", признаем Его нашим единственным Господином и Владыкой не только в духе формального покорства, но и в духе любви. Любить Его - значит служить Ему, значит принимать Его волю как нашу собственную, Его цели и желания как наши собственные цели и желания. "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:15).
Господь оставил нам дело рук Своих дабы мы понесли и довершили его. Мы должны войти в самую сущность Его искупительного подвига. И нам даются силы сделать это. Нам дается власть быть детьми Божиими. А ведь даже блудному сыну не дозволено было утерять свое сыновье достоинство, ему не было дозволено стать одним из наемников. А мы, более того, - члены Христовы в Церкви, которая есть Тело Его. Святым духом мы приняли в себя Его жизнь. И поэтому мы должны стать ближе друг ко другу, мы должны всю жизнь стремиться к тому единству, о котором в последние часы перед Страданиями и Крестом думал Спаситель: чтобы все были едины в вере и любви, едины в Нем.
Мир все еще разделен. Как много раздора и разделения даже среди тех, которые называют себя Христовыми. Мир между людьми и, в первую очередь, единство среди христиан - вот к чему должны мы стремиться в первую очередь, вот цель сегодняшнего дня. Судьба человека решается не на полях сражений и не в прениях политиков. Судьба человека решается в его сердце. Будет ли оно закрыто даже тогда, когда Отец Небесный стучит в его двери, или человек в ответ на призыв Божественной любви с готовностью отворит? Даже в наши мрачные дни остаются признаки надежды. Сейчас не только "темно среди бела дня", сейчас время, когда ярко светит солнце в самой глубине. Стремление к единству растет. Но истинное единство можно обрести только в самой Истине, в полноте Истины: "Утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святаго Твоего Духа" (Молитва Священника на литургии Св. Василия Великого). Жизнь даруется нам в изобилии. Мы должны быть очень внимательны, чтобы не пройти мимо дня нашего спасения, как древний Израиль прошел мимо своего дня. "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и в ы н е з а х о т е л и !" (Мф. 23:37).
Выберем же жизнь в познании Отца и Его Единородного Сына, нашего Господа, в силе Духа Святого. И слава Клеста и Воскресения будет явлена в собственной нашей жизни. А славное древнее пророчество исполнится снова. "...Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, Народ Мой, из гробов ваших и выведу вас в землю Израилеву... И узнаете, что Я, Господь сказал это – и сделал, говорит Господь" (Иезек. 37:12,14).
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.