Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
(Ин. 19. 6—11; 13—20; 25—28; 30—35)

«Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся» (стихира самогласна).

О спасительной силе Креста Господня

Три раза в году Православная Церковь, благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью во поводу двух событий:

1) обретение Креста Господня в Иерусалиме;

2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм.

Вот как происходили эти события: После прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли ко кресту Господню.

Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множе-

 

 

108

ства народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошел на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй».

С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим.

Особому почитанию Креста Господне в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, еще и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину (Творения. 312—315 стр.).

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, — овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращен в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему.

Все мы знаем, братие и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому что на нем Господь перенес мучительные страдания и самую смерть ради вашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорен к распятию и как был распят на Кресте Голгофы.

Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в Нем вины, то они еще сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, — говорит евангелист, — он предал Его им на распятие (Ин. 19. 16). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братие и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим (Лк. 28. 41), получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? — Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей,

 

 

109

за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию (Ин. 19. 11), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. …ибо не судить мир, но спасти мир пришел на землю Христос (Ин. 3. 16. 17).

И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелились (Ис. 53. 5). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Лк. 23. 39). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя (Ин. 19. 26—27). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю (Лк. 23. 43). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришел им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему (Ин. 19. 30).

Что совершилось? Совершилось наше спасение через страдания и крестную смерть Спасителя. Христос умер на кресте для того, чтобы «попрать смерть» и «воскреснуть» и «сущим во гробах живот даровать». Перед Своими страданиями Христос говорил ученикам: Когда вознесен буду (На Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12. 32). И вот еще вися на Кресте, Он привлек к Себе сердца не только любящих Его (Богоматери, апостола Иоанна, жен мироносиц, Иосифа Аримафейского и других), не только еврея-разбойника и римского сотника, сказавшего у Креста: Истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15. 39), не только отдельных лиц, но и народ. Расходясь от Голгофы, народ, по выражению

 

 

110

евангелиста, бил себя в грудь (Лк. 23. 48), чувствуя свою вину перед Крестом Господним.

И вот, сегодня Он привлекает и нас. Сегодня святая Церковь зовет нас: «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство». Сегодня, братие и сестры, взирая на Крест Господень, должны и мы признать свою вину перед Распятым на Кресте, ибо и мы продолжаем грешить и распинать Господа нашего Иисуса Христа и как бы терзать и бредить раны и язвы Его своим противлением воле Божией.

Смысл сегодняшнего праздника Воздвижения Креста Господня в том заключается, братие и сестры, чтобы расположить нас к покаянию, чтобы почувствовать и нам свою вину перед Распятым на Кресте и благоговейно склонив свою голову, попросить помощи и укрепления на борьбу с грехами и неправдами нашей жизни. Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается словами апостола Иоанна, который был свидетелем того, что произошло на Голгофе: Свидетельствую, — говорит он, — о сем и говорю правду, чтобы вы поверили (Ин. 19. 35).

Верим ли мы? Верим, верим, Господи! Верим тому, что все это было совершено на Голгофе и что совершено было ради нас и ради нашего спасения. Верим этой правде. Верим, Господи и, Твоей неизреченной любви к нам, грешным. Верим в Животворящий, Спасительный Крест Господень. Ведь Крест «хранитель вселенной, красота Церкви, верных утверждение, ангелов славы и демонов язва».

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.