Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Богоявление, Просвещение (Крещение) Господне

31

 

Богоявление, Просвещение (Крещение) Господне

«Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (тропарь).

Просвещение и освящение наше

Праздник Крещения Господня, благочестивые слушатели, иначе называется праздником Богоявления и Просвещения. Почему такие наименования даны этому великому празднику? Остановим свое внимание на некоторых особенностях праздник чтобы понять указанные наименования.

Праздник Рождества Христова есть праздник явления Бога во плоти (1 Тим. 3. 16; Ин. 1. 14), праздник воплощения, вочеловечения Сына Божия, второго Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы. Праздник Крещения Господня есть праздник явления Бога в трех Ипостасях (Лицах), составляющих единое Божество, единого в Своем существе Бога.

Бог-Сын сходил в Иорданские воды, Бог-Дух Святой нисходил на Него «в виде голубине», Бог-Отец вещал с неба о Крещаемом, как возлюбленном и благоволимом Сыне. В Крещении Господнем участвовали таким образом все три Лица Пресвятой Троицы. Отсюда мы и творим Им сегодня «тройческое поклонение» (тропарь). Отсюда и можем назвать сегодняшний день праздника праздником Святой Троицы, праздником зимним, в отличие от праздника Святой Троицы весеннего. Если же иметь в виду, что три Лица Пресвятой Троицы, явившихся при Крещении Господнем, составляют единое существо Божие, единого Бога, Бога в Самом Себе, то сегодняшний праздник может быть назван Богоявлением [[По церковному сознанию: «Троица есть Единица и Единица есть Троица, и это потому, что естество Божие просто», неслитно и нераздельно. Соотношение «Троицы» и «Единицы» хорошо передается в молитве Святой Троице: «Троице Святая, Боже наш, Слава Тебе». Этой молитвой следует чаще молиться и особенно сегодня — в день Святой Троицы.]].

Ветхий завет, братие и сестры, знал откровение о Едином Боге. Пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, неоднократно говорил еврейскому народу: Да разумееши ты, что Господь Бог твой, сей Бог есть и несть разве Него (Втор. 4. 35), есть Бог един (Ис. 37. 16; Мк. 12. 37).

Господь наш Иисус Христос принес на землю новое откровение о Боге, Откровение о полноте Божественного естества, как естества Триипостасного Бога — Отца, Сына и Святого Духа.

Нам открыто, что Бог, будучи Троичным и имея любовь внутри

 

 

32

Святой Троицы, имеет, вместе с тем, любовь и к нам, грешным. Открыто нам, что Сын Божий, любя Отца, любит жертвенно и людей, как созданий Божиих, как чад Отца Небесного; ради спасения которых Он и пришел на землю. Открыто нам, что Дух Святый, исходя от Отца, нисходит на нас, как Освятитель, освящающий, возрождающий нас Своею благодатию.

Открылось нам со дня Крещения Господня, что Бог есть и Бог Отец, «Родитель» (тропарь) Единородного Сына, есть и Бог Сын — Спаситель (Спас, Просветитель, Зиждитель, Освободитель, Избавитель, Человеколюбец, Свет, Разум, Солнце Правды) Бог есть и Бог Дух Святый — Освятитель, Утешитель, Возродитель. Все сии названия свойств и сил Божиих, как и многие другие, даны в стихирах, канонах, тропарях великого праздника. Все эти названия указывают нам, что с пришествием в мир Спасителя, с момента Его Крещения, всеми Своими неисчерпаемыми духовными дарами, свойствами и силами Пресвятая Троица снисходит к человеку, объемлет его и ведет ко спасению.

С момента Крещения Господня положен, братие и сестры, первый камень в основание Церкви Христовой, ибо вслед за крещением Господним последовало крещение Им и апостолами и всех грядущих к Нему (Ин. 3. 22; Ин. 4. 2).

«Неплодная и бесчадная древле, днесь веселися Христова Церковь: водою бо и Духом сынове тебе родишася» (3‑й тропарь 1‑й песни канона). Чтобы в Церковь Христову войти и быть верным ее членом, нужно «измыться, очиститься, покаяться», а прежде всего «просветиться». Просветиться «во тьме седящим» от «Просветителя душ наших» «Человеколюбца — Спаса».

Просвещение духовное, начавшись со дня Крещения Господня, продолжается и до днесь и является столь же необходимым, как и когда-либо раньше в истории Церкви Христовой. Святая Церковь приглашает нас и сегодня приобщаться к этому просвещению, называя и самый праздник праздником Просвещения.

«Днесь тварь просвещается, — поет святая Церковь, — тецем убо на Иордан и возопиим: явися благодать Божия, спасительная всем человекам».

 

 

33

«Приидите, увидим вернии, где крестися Христос. Да последуем к Иордану просветить и обновить свое греховное естество». Днесь «Иисус живота Начальник, грядет разрешити осуждение Адама Первозданного» (5‑я песнь канона), т. е. согрешившего и доселе согрешающего человека. Днесь Он (как бы вновь) крещается (стихира на стиховне). Поэтому и мы «придем и вси облечемся в Него, да согреемся, покрыет бо нагие и просвещает темные: пришел еси и явился еси, Свет неприступный (икос).

Днесь, братие и сестры, люди Божии освящаются богоявленской благодатью и как бы вновь крещаются, а вместе с ними освящается и вод естество. «Днесь Владыка прииде освятити естество водное» (припев 9 песни), — поет святая Церковь. «Днесь Христос влагает (дает) освящение воде и душам нашим очищение бывает» (стихира на хвалитех). «Жаждущие на воду идите, кропит бо водою, обновляя, Христос приступающих к Нему с верою… и крещает Духом» (тропарь 9‑й песни 1‑го канона). «Жаждущие, на воду идите, — настойчиво зовет святая Церковь, — и почерпим воду с веселием от источника спасения». «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (тропарь при водоосвящении).

Братие и сестры! Сколько духовных благ, сколько духовной радости дарует нам сегодня святая Церковь! Вчера (в сочельник) она освящала и сегодня освящает воду одним и тем же богослужебным чином. Одна и та же крещенская, богоявленская вода, вода благодатная, святая. Вода крещенская — святыня наша, нужная на всякую потребу духовную и телесную. Будем же достойны этой святыни. Будем помнить, что ее освящающая и целительная сила дается лишь достойным и верным.

Господи, услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый и освятивый воды. благослови всех нас… и сподоби… освящения Твоего причащением воды сея, и да будет нам, Господи во здравие души и тела. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.