Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю Мясопустную (Мф. 24. 31—46)

Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11. 31).

Суд совести и суд Божий (начало)

Остается одна неделя, благочестивые слушатели, до дней святой четыредесятницы. Предыдущие недели: о мытаре и фарисее и о блудном сыне уже приблизили нас к Великому посту, показав нам и пример смиренного покаяния и пример благоразумного возвращения блудного сына к Отцу Небесному. В наступающую неделю Страшного Суда святая Церковь Евангельским чтением приоткрывает пред нами завесу будущего суда Божия, чтобы расположить нас к великопостному покаянию


 

15

и исправлению.

Братие и сестры! Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему разум, сердце и свободную мысль. Разум Он дал ему, чтобы освещать им путь своей жизни: различить доброе и злое, лукавое и соблазнительное, хорошее и плохое, полезное и вредное. Сердце дал ему, чтобы возлюбил им Бога и ближнего своего. Свободную волю дал, чтобы засевал в душе своей семена добра и напряжением этой воли осуществлял в своей жизни все спасительное и все полезное.

Если человек поступает в своей жизни согласно голоса разума, чувства любви и требований совести, до он поступает как разумно волящее, свободное существо. И чем больше так поступает, тем больше эту свободную волю укрепляет и развивает. И, наоборот, если человек предпочитает в жизни плохое, вредное, греховное, то со дня на день он теряет свободу воли, превращаясь в раба греха и порока. Раб же греха теряет человеческое достоинство и звание чада Божия.

Братие и сестры! Нет на земле человека совсем духовно-мертвого и уже совсем погибшего, ибо нет человека без проблесков разумности, сердечности, совестливости. Как бы плохо и греховно ни поступал человек, все равно в глубине своей души и не совсем попранной совести он сознает, что поступает неправильно и от этого в той или иной степени страдает и мучается. И все мы время от времени чувствуем уколы и укоры совести. Это происходит и тогда, когда мы кого-либо обидели, или осудили, или соблазнили, или сказали лишнее слово. Это происходит и тогда, когда нужно было что-то мужественно сказать, а мы по боязни неприятностей не оказали, и наоборот, когда нужно было смолчать, а мы по своей вспыльчивости не смолчали. Голос совести, освещенный и усиленный светом разума, и есть наш первый и основной судия.

И горе тому человеку, который старается не слушать указаний разума и укоров совести, приглушая, подавляя их, лишая права голоса. Такой человек рано или поздно превращается в бессовестного, бесстыжего, в жестокого, нечестного человека. И хотя совесть в нем и теплится, но он уже ей не руководится. И это происходит до тех пор, пока какое-либо


 

16

несчастье или бедствие не возвратят его к сознательно-разумной, совестливой жизни.

Братие и сестры! Если мы имеем разум, чтобы освещать путь жизни и совесть, чтобы контролировать и исправлять себя на путях этой жизни, то это значит, что мы ответственны пред Богом и людьми за свое поведение. Добро вменяется нам, как добро, и зло, как зло. Это значит, что за все греховное и злое, совершенное нами, мы будем отвечать и отвечаем еще и в этой земной жизни, страдая уже здесь, на земле, за него. Ибо, говорит святой Марк Подвижник, — «за каждым делом, добрым или злым, соответствующее воздаяние следует естественно, а не по особому назначению».

Все мы знаем, что чревоугодие, объядение, излишества в пище и питии приводят к желудочным заболеваниям, к расстройству пищеварения, обмена веществ и сердечной деятельности. Видите, сколько бед приносит чревоугодие и сколь полезно рекомендуемое постом воздержание в пище.

Блуд, распутство, погоня за плотскими удовольствиями приводят к растлению души и тела, к распрям и распаду семьи. И здесь, следовательно, следом за распутством идет свое горе, своя беда и наказание. О, как здесь нужна строгость поста и духовно-телесного воздержания.

Своенравному, гордому обидчику люди отвечают неприязнью, злобой, мстительной ненавистью. И здесь, следовательно, грех гордости и пренебрежения к людям получает свою мзду, свое наказание. И нет здесь более радикального средства как святой пост, как глубочайшее, смиренное покаяние, ибо только один Бог может смягчить человеческую гордыню.

Братие и сестры! Все указанные нарушения в духовно-телесной жизни и связанные с ними наказания вытекают из нарушения норм законов, правил в нашей жизни: норм и законов питания, норм и законов телесно-плотской и семейной жизни, норм и законов в отношениях друг с другом. Почему все эти нарушения происходят? Они происходят потому, что мы не ведем работы над собой, не воспитываем себя в страхе Божием и любви друг ко другу. Они происходят потому, что мы глушим свою совесть, духовно не просвещаем разум, не укрепляем волю в опыте постоянной борьбы


 

17

с грехом, о нарушениями правил и норм нашей духовной жизни. Духовная жизнь — это активная, бодрственная, волевая, к Богу и людям направленная жизнь и здесь голосу разума и требованиям совести принадлежит первое место.

Как и когда и должна возвышать свой голос наша совесть и побуждать волю к действию? Она должна предупреждать нас от греха и особо возвышать голос после каждого греха, дурного, предосудительного поступка, усовещевая, стыдя, укоряя нас и располагая впредь воздерживаться от осужденного ей греха, или поступка. Она должна еще раз осудить этот грех по окончании дня, перед отходом ко сну, после вечерней молитвы, в момент особого покаяния пред Богом за все грехи истекшего дня. Она должна быть на страже и на следующий день, предотвращая самую возможность повторения этого греха. Она должна, наконец, осудить этот грех, когда настает время исповеди, когда она открывает пред Богом и священником грешную, изъязвленную грехами и страданиями нашу душу. Если в этот ответственный момент совесть не поможет с сознательно покаяться, т. е. сама же строго и нелицеприятно не может осудить нас, то нам не будет подлинного прощения ни от священника, ни от Господа Бога.

Покаявшись на исповеди и удостоившись принятия святых тайн, человек должен начать творить плоды, достойные покаяния. Это значит, что если он каялся, например, в том, что осуждал другого и был недоброжелателен к нему, то теперь, по требованию совести, должен воздерживаться от осуждения и неприязнь заменить снисхождением, а далее и заботой и молитвой о нем. Все это будет удаваться грешнику, если он по суду и требованиям своей совести будет неуклонно исправлять свою жизнь и со дня на день духовно возрастать и укрепляться.

Братие и сестры! Борьба с самим собой, со своей греховностью, — самая тяжкая борьба на земле. Если этой борьбы из вести, или вести ее слабо и неуверенно, спотыкаясь на каждом шагу, то грехи наши пойдут с нами в посмертную, загробную жизнь. И здесь сразу же предстанут на так называемый частный, предварительный суд. Он будет состоять в том, что душа, освобожденная от тела, попав в светлый духовный мир,


 

18

остро почувствует свое несоответствие этому миру, свою темноту и тяжесть греховную, свою косность и слепоту духовную. Живя на земле в теле, душа такого человека телесно-душевными глазами смотрит на все окружающее и даже на самое себя. Духовное понимание дня нее закрыто, оно не пробуждено. Духовное понимание себя и истекшей жизни открывается для нее после освобождения от тела, когда дух освобождается и начинает в свете вечности осознавать свою истекшую греховную душевно-телесную жизнь. И тут-то и начинает раскрываться пред ним весь свиток (вся книга живота нашего) деяний наших. И они-то и начинали укорять, обличать и жечь душу, выставляя напоказ всему духовному миру все уродства, все убожество, всю преступность пройденной на земле жизни. Терзания совести нашего духа после смерти так велика, что он готов вопить: Горы, обрушьтесь на меня, холмы, сокройте меня. Указания на такой суд мы находим в Священном Писании, где сказано, что от дел и слов своих мы осудимся или оправдаемся (Мф. 12. 37).

На предварительном, частном суде не столько Господь нас будет судить и наказывать, сколько мы сами себя (наша совесть) осудит и накажет нас страданиями и муками за грехи нашей земной жизни.

После первого, предварительного суда мы получим особое определение Божие о нашей участи и как бы особое место, где будем пребывать до второго страшного суда Божия. На этом последнем и окончательном суде мы все предстанем пред Господом нашим Иисусом Христом. Сейчас, мы на земле, мы больше всего грешим против Него; Его заповеди попираем, Его любовью к нам пренебрегаем, Его младших братьев, утесняем и обижаем. Кому же и осудить нас, как не Ему, все нам отдавшему и ничего от нас, кроме грехов, не получающему?

Братие и сестры! Христос скрыл от нас, когда Он придет судить нас, Он открыл нам, за что Он будет судить нас. А это главное. Какая милость Божия и какое утешение для нас заранее знать, за что Господь будет судить нас.

Зная это, мы и жить и умирать уже не можем вслепую, не можем ссылаться на незнание того, что ждет нас за гробом. Сегодняшнее Евангельское чтение прямо и ясно напоминает нам о том, за что Господь будет


 

19

судить нас. Он дал нам две основные заповеди: о любви к Богу и любви к ближнему. Вот за неисполнение их Он и будет судить нас. Эти заповеди в глазах Божиих едины и нерасторжимы. Если мы накормим голодного или напоим жаждущего, то тем самым сделаем это и Самому Христу. Если оденем нагого или посетим больного, то это сделаем и Ему Самому, если все сие будем творить во имя Его.

Христос так же неотделим от страждущего человека, как и заповедь о любви к Богу неотделима от заповеди о любви к ближнему. Спаситель не отделяет Себя от тех, за кого Он пролил Свою пречистую Кровь, за кого отдал Свою святую жизнь. Он и до сего дня не отделяет Себя от нас, сообщая нам Свое Тело и Свою Кровь в таинстве святого причащения, вводя нас через это в теснейшее единение с Собой и тем самым подготовляя нас к встрече с Ним при втором пришествии Его для суда над нами.

Братие и сестры! Святая Церковь предлагает нашему назиданию картину страшного суда накануне Великого поста, желая тем самим помочь нам в дни поста очиститься покаянием, примеренном с ближними и с Господом Богом, памятуя, что всех нас ждет суд Божий при втором пришествии Сына Божия.

Этот будущий суд не будет страшен для нас, если, по слову апостола, будем беспощадно и нелицеприятно судить самих себя (1 Кор. 11. 31) в земной жизни, если будем после каждого греха, по требованию совести, каяться, т. е. осуждать себя и, осуждая, исправляться, если будем чаще исповедоваться и причащаться. Не так будет страшен для нас Страшный суд Божий, если будем неотступно выполнять заповедь Божию о любви к Богу и ближнему. Тогда и смерть для нас не будет страшна. Она будет не потерей, а приобретением, а единение со Христом после смерти будет еще более полным и вожделенным.

Тогда мы, на суде Его, услышим то же, что мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении: Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.