Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю Мясопустную (Мф. 25. 31—46)

Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34).

О милосердии Божием на суде Божием

Наступает, благочестивые слушатели, последняя неделя перед святой четыредесятницей. Начиная с недели мытаря и фарисея святая Церковь напоминает нам о необходимости покаяния дивным, трогающим наши сердца, церковным песнопением: «Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче».

В притче о мытаре и фарисее святая Церковь предложила нам образ истинного покаяния в лице мытаря, смиренно и сокрушенно в притворе храма каявшегося в грехах своих и взывавшего к Богу: Боже, милостив буди ко мне грешному (Лк. 18. 13).

В истекшую неделю, неделю о блудном сыне святая Церковь продолжала готовить нас ко святой четыредесятнице, назидая еще более глубоким примером покаяния — образом блудного сына. В этом образе дана вся история человеческого греха, начиная с его зарождения (своеволия), развития (распутства), кончая покаянием (в себя пришед) и возвращением к Отцу Небесному. Велика радость Отца о каждом кающемся грешнике, ибо мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15. 32).

Братие и сестры! Неизреченная милость Божия, как это видно из двух указанных притч, ожидают всякую раскаявшуюся душу, если раскаяние ее приводит к перемене жизни, к возвращению в дом Отца Небесного. Об этих милостях Божиих святая Церковь напоминает нам и в наступающую неделю, неделю Сырную, Евангельским повествованием о Страшном суде при втором славном пришествии Сына Божия. Внешним выражением этого суда будет разделение людей


 

12

на два группы: праведников — справа и грешников — слева от Престола Божия.

Праведникам будут сказаны слова великого милосердия Божия: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. «С какими благами может сравняться это наименование — благословеннии, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не оказал: приимите, но сказал: наследуйте Царство, как свое обетованное, как отеческое, как от века вам принадлежащее».

За какие же добродетели такая милость снизойдет на суде Божием на праведников? Сам Судья — Христос укажет на эти добродетели. Алкал Я, — скажет Он, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (35. 36). Как видим, братие и сестры, на суде Божием вскроется «дела любви и милосердия, которые творили праведники, живя на земле». Но деяния не только праведников, но и всех нас вскроются на этом буде. Вот тут-то и обнаружится, что каждый от дел своих оправдается или осудится.

 В свете суда Божия откроется подлинное лицо и нравственное состояние каждого человека. Так праведники, несмотря на все свои добродетели, по своему глубочайшему смирению, на суде Божием будут считать себя неключимыми рабами, недостойными милости Божией. Не оправдываться, а, наоборот, обвинить себя будут они на этом суде. Они скажут Господу: Господи, когда мы видели Тебя алчущим…, жаждущим…, страждущим…, больным…, нагим или заключенным и оказали Тебе милосердие? Тогда Сам Господь встанет на их защиту против обвинения ими самих же себя. Он скажет им: «Так как вы сделали это (дела милосердия) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (37—40). Поэтому «идите, благословеннии Отца Моего в Царство, уготованное


 

13

вам от создания мира». С какими благами может сравниться это наименование – благословеннии?

Как видите, братие и сестры, Господь милует и оправдывает праведников их праведной жизнью и смирением на суде Божием и дарует им неизмеримо больше, чем они могли ожидаю. Но чем Господь может оправдать грешников, когда, проведя греховную жизнь на земле, они на суде Божием будут вести себя греховно и предосудительно, пытаясь оправдать себя ссылками на то, что не распознали в лице других людей — меньших братьев  — Христа и потому не творили дел милосердия. Поэтому-то они и заслужат приговор на муку вечную (ст. 46).

Но что это за грешники? Это те грешники, которые не захотели взыскать и дать место в своем сердце Господу, как это сделал Закхей. Не захотели очистить свою совесть покаянием, как это сделал кающийся в храме мытарь. Не захотели пройти весь сложный путь возвращения кающейся души к Отцу Небесному, как это сделал Евангельский блудный сын. Это те грешные люди, для которых Бог как бы не Бог, и человек как будто не человек и жизнь — не путь спасения, не дело любви и милосердия, а неразумная погоня за суетной славой, за мирскими утехами и наслаждениями.

Кто из нас, братие и сестры, не близок к таким грешникам, к их земным утехам и удовольствиям? А между тем, чему нас учит Евангельское сказание о Страшном суде Божием? Оно учит нас тому, чтобы, подражая праведникам, мы творили дела любви и милосердия, заботясь не только о себе, но и о других (Фил. 2. 4). «Ничто так не любезно Богу, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как любезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для нашего спасения и пользы ближнего».

Но как употреблять наши силы на пользу ближнего? Употреблять их с сознанием того, что мы творим добро не ради хвалы и славы человеческой, а ради того, что наши ближние есть меньшие братья Христа, что они — «Христовы» (Мф. 9. 41).


 

14

А это значит, что все дела милосердия мы должны творить во имя Христа, как бы малы ни были эти дела. Подавая, пример, нашу лепту ближнему, просящему ее «Христа ради», будем помнить, что подаем ее Самому Христу и, как говорит Премудрый, взаймы даем Господу (Пр. 19. 17).

Будем же, возлюбленные во Христе, от всего нашего сердца творить дела милосердия, считая потерянным тот день, в который мы чем-либо не помогали друг другу: добрым ли словом, сердечным ли участием в скорбях и страданиях, молитвенным ли предстательством пред Богом. Будем милосердствовать во имя Христа, во славу Небесного Отца, Который и Сам милосерд есть (Лк. 6. 36) и милосердствует даже и тем, кто подает другому лишь стакан воды (Мк. 9. 41). Будем всегда помнить «последняя своя» (о смерти своей и Суде Божием), чтобы «не согрешать», очищаясь покаянием и соединением с Христом в таинстве святого Причащения. В дни Великого поста святая Церковь и будет звать нас к этому внутреннему обновлению, благодатному соединению с Господом и христианскому братолюбию и милосердию.

Не оставь нас, Господи, равнодушными к этому призыву Святой Церкви! Помоги нам, Господи, встать на путь покаяния и духовного возрождения. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.