Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в день праздника Входа Господня в Иерусалим (Ин. 12. 1—18)

Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!

Какое значение имеет вход Господень во Иерусалим

Закончилась, благочестивые слушатели, святая четыредесятница. До светлой Пасхальной недели осталась одна, особая седмица, седмица Страстей Господних. В эту последнюю седмицу своей жизни на земле Господь наш Иисус Христос входит в нашу душу как Жертва, обреченная на страдания и смерть, как Агнец Божий, берущий на Себя грехи, страдания, муки и наказания людей всего мира.

Во время Своей земной жизни Иисус Христос не раз открывал Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф. 16. 21), а накануне торжественного входа во Иерусалим Он прямо говорил ученикам: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет, и осудят Его на смерть, и убьют Его (Мк. 10. 33).

И этот день настал. С чего этот вход в Иерусалим начался? Он начался с того, что Христос, приблизившись к горе Елеонской, послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы отвязать и привести Ему молодого осленка с матерью его, сказав хозяину (или тому, кто спросит, почему они отвязывают животных), что они надобны Господу (Лк. 19. 31). Когда все сказанное было выполнено, апостолы накинули на животных свои одежды и посадили поверх их Иисуса Христа. Окруженный народом, прославлявшим Его пением Осанна, Христос двинулся по направлению к Иерусалиму, так началось это знаменательное шествие к священному граду. Для чего оно так необычно, так открыто и торжественно началось, если мы знаем, что раньше Христос всегда скромно, незаметно, запросто, как и всякий богомолец, приходил в Иерусалим и в его храм? Это шествие оказалось торжественным и всенародным потому, что пришло время открыться Христу, что Он, Христос и есть Тот


 

141

истинный Мессия, Который был обетован еврейскому народу с момента грехопадения первого человека (Быт. 3. 15), предсказан всеми пророками, ожидаем всем народам, как Слава Израиля (Лк. 2. 32). Уже и раньше некоторые иудеи опрашивали Его: Долго ли Ты будешь держать нас в недоумении, Если Ты Христос, то скажи нам об этом прямо (Ин. 19. 24).

И вот Христос и совершает Свой царственный путь во Иерусалим, но совершает, однако так, чтобы изменить в сознании евреев представление о Себе как земном царе, устроителе земного благополучия еврейского народа и освободителя от Римского господства. Цари и вельможи въезжали обычно в столичный город на колесницах с вооруженной охраной и пышной свитой. Но где же у Христа царская колесница? Вместо нее — молодой осленок и мать его. Где вооруженная охрана и спесивая нарядная свита? Вместо их — все те же рыбари-апостолы и простой народ. Вместо гордой царской осанки и высокомерного взора перед нами скорбный Сын Человеческий с ликом, орошенными слезами (Лк. 19. 41). Всем Своим видом Христос показывал то же, что потом словами изрек перед Пилатом: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18. 36). Царство Его не там или здесь, оно внутри человека и состоит в преданности мира и радости о Дусе Святе (Рим. 14. 17).

Не князья и вельможи будут управлять в этом царстве, а взаимная любовь. Кто хочет быть здесь большим, должен быть всем слугой, а кто хочет быть первым, должен быть всем рабом (Мк. 10. 43—44), Это царство, в котором все истинные и верные последователи Христа гонимы будут, как был гоним и Сам Христос. Вот о каком царстве думал Христос, когда ехал среди ликующего народа. А когда Он, спускаясь о горы Елеонской, увидел открывшуюся пред ним красоту древнего Иерусалима с его величественным храмом, дворцами, садами, то восскорбел духом, и глаза Его увлажнились слезами. Своим духовным взором Он увидел другой Иерусалим, долженствующий скоро подвергнуться страшным разрушениям от вражеских полчищ. А когда Он перевел Свой взор на празднично-настроенный ликующий народ, все еще бросавший ветви и расстилающий одежды на пути Его с криком Осанна, то тем же духовным взором Он увидел тот народ, но уже на суде в претории Пилата исступленно кричавшего: Распни,


 

142

распни Его…, нет у нас царя, кроме кесаря. И сейчас среди окружающего Его народа, видел тех, полных жгучей ненависти врагов Своих, которые готовы были немедленно схватить Его и лишь из-за боязни народа не делали этого.

И еще сильнее восскорбел Христос, и еще живее представилась Ему горькая участь народа, который даже в этот торжественный мирный день не понял, что ему нужен мир и мирная жизнь в любви и единодушии, не уразумел великого спасительного смысла в явлении (посещении) в мир Спасителя. И из уст Христа сошли слова невыразимой скорби, любви и тревоги: О, если бы ты хотя и в сей день узнал, что служит миру твоему, но это сокрыто ныне от глаз твоих. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои… разорят тебя, и побьют детей твоих и не оставят камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19. 42—43). Говоря так, Христос тяжкое будущее Своего народа переживал сейчас как тяжкое настоящее и невыразимо страдал…

А между тем торжественное шествие продолжалось. Навстречу из города двигались новые толпы народа и дети, поющие ту же, хвалебную песнь: Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Так продолжалось до тех пор, пока торжественная процессия не подошла к храму, когда Христос сошел с осляти, оставил народ и вошел в храм. На этом и закончился торжественный вход Господень в Иерусалим.

Братие и сестры! Святая Церковь, вспоминая ныне это событие, приглашает нас духовно сопутствовать Христу в торжественном шествии Его петь все ту же песнь хвалы, любви и благодарения: Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!

Ликующий народ и ученики Христовы не понимали в те времена смысла входа Господня в Иерусалим (Ин. 11. 8). Они не знали, что могло служить миру между людьми и народами. Они не уразумели времени посещения Христова, не поняли, что в лице Учителя-Чудотворца явился пред ними Спаситель мира. Избавили, от краха, проклятия и смерти. Все это не знали они, но все это знаем мы, Знаем, что и сегодня Христос «грядет на вольные страдания» чтобы как бы вновь и вновь страдать за нас, тем спасать нас, доселе все еще Его распинающих.


 

143

Но если евреи не узнали и не признали Христа и были так тяжко наказаны, то что же ждет нас, знающих посещение Божие и тем не менее без конца согрешающих? Нет, не будем и впредь искушать долготерпение Божие. Не будем и столь жестокими и своей собственной судьбе!

Евангельские события, братие и сестры, потому святой Церковью вспоминаются и празднуются, чтобы мы, верующие эти события пережили в себе, сделались их участниками в своей душе, в своем духе. Так и сегодня мы духом своим должны быть среди тех, кто сопровождал Христа в Его последнем шествии в Иерусалимский храм. Воспоем же и мы из глубины души свое Осанна Господу Богу — Спасителю нашему. Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.