Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение о молитве преподобного Ефрема Сирина (пятая седмица Великого поста)

«Ей, Господи Царю, даруй ми… не осуждали брата моего».

О неосуждении

Предстоящая беседа, благочестивые слушатели, тесно связана с предыдущей, раскрывающей прошение молитвы преподобного о «зрении моих согрешений». В той беседе мы говорили о том, что происходит в душе, когда она начинает духовно «зреть» свои согрешения на веем сложном и длительном пути духовной «брани» с грехом. Указывалось, что но мере «зрения» своих согрешений в душе усиливается как «брань» с ними, так и стремление винить и осуждать во всем самого себя, а не других людей.

Всегда и во всем винить себя, каяться во грехах и духовно обновляться — вот чем сопровождается «зрение» своих согрешений. Настоящая беседа посвящается углублению в вопрос: почему нам нельзя судить, осуждать своих близких. Тема очень обширная. Для того, чтобы заинтересоваться нам этой темой и ее уяснить себе выслушайте заранее основные мысли этой беседы. Мы не должны судить друг друга по очень многим основаниям. Вот они!

1. Суд над людьми есть дело Божие.

2. Судить людей вместе с Богом могут только святые угодники Божии.

3. Судить ближнего значит нарушать единение, мир и любовь в Церкви.

4. Судить людей не позволяет высокое достоинство человека.

5. Предостережение святых людей о неосуждении ближних.

6. Заповедь Спасителя.

7. Невежество и греховность нас — судей.

8. Почему однако мы осуждаем людей и каковы виды этого осуждения?

9. Какие меры нужны предпринимать против осуждения?

Братие и сестры! Еще в Ветхом Завете было сказано, что суд — дело Божие (Втор. 1. 17). Я произведу суд с народом, — сказал Господь (Быт. 15. 14). По словам Псалмопевца, Бог будет чудить вселенную по правде, совершит суд над народом по правоте (Пс. 9. 9). Не только вселенную и народ, как таковые, но будет судить


 

119

каждого из людей (Иез. 35. 11), О том, что право суда и осуждения принадлежит только Богу, говорит и Новый Завет (Евр. 12. 23). Ибо только в Его руках жизнь и смерть людей (Деян. 19. 42). Он — Творец мира, Искупитель рода человеческого, единый Судья и Мздовоздаятель. Как же можно лишать Бога Его права судить людей (Ин. 9. 3; Мф. 12. 18) и присваивать это право тому, кто сам за свои неисчислимые грехи по справедливости достоин самого сурового и постоянного и полного осуждения!

Обычно человека, присваивающего себе чужие права, называют самозванцем. К таким самозванцам не принадлежим ли и мы, братие и сестры, столь легкомысленно судящие и осуждающие своих близких? Судить мир и людей вместе с Богом могут только святые люди. Однако святые при жизни на земле уклонялись от такого суда, считая, что суд — дело Божие. «Преподобный авва Исаия, увидев однажды брата, грешащего постыдным грехом, не обличил его, но сказал: „Если Бог, создавший его, видя это, пожигает его, кто я, чтобы обличить его“?» [[Добротолюбие, т. 1, стр. 454.]]

Если права Бога страшится нарушить праведник, то как мы, многогрешные, дерзаем на это? Судить людей, братие и сестры, нельзя и потому, что все мы, верующие во Христе, составляем единый, духовно-благодатный организм, одно Тело Христово (Еф. 4. 15—16), главой которой является Сам Христос (Кол. 7. 19). Все члены этого Тела (Церкви Христовой) призваны жить единством духа в союзе мира (Еф. 4. 3), во взаимном согласии и единомыслии (Рим. 12. 16). Нарушение хотя бы одним из верующих согласия, любви и мира приносит разлад в жизнь этого духовно — благодатного Тела (Церкви Христовой), а тем самым заслуживает пресечения мерами духовного воздействия. Поэтому, когда мы, братие и сестры, осуждаем и обижаем друг друга и не ищем примирения и взаимного прощения (Мф. 18. 15—16), то «раздираем хитон церковный» и являемся виновником пред высшим судилищем в делах духовных (Мф. 18. 17).

Судить людей, братие и сестры нельзя и потому, что вся


 

120

кий человек по своей природе неприкосновенное сокровище Божие. «Смотри, — говорит преподобный Макарий Великий, — как велико небо и земля, но они мимо идут и не о них благоволит Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство… Не ангел, а вам Бог пришел ходатаем за тебя… Бессмертная душа твоя есть драгоценный некий сосуд» [[Добротолюбие, т. 1, гл. 77, 83, стр. 177, 179.]]. Эта бессмертная душа, этот драгоценный сосуд есть образ Божий в человеке, и сам он (человек) есть храм живущего в ней Духа Божия (1 Кор. 3. 16).

Пусть жизнь человеческая весьма мало соответствует этому в высокому предназначению, пусть человек «много согрешает» (Иак. 3. 2), но и в этом своем виде он остается образом Божиим со всеми возможностями к своему возрождению и потому всегда достойный нашего признания и почитания.

Преподобный Серафим Саровский, встречая в своей пустыньке пришельца, кланялся ему в ноги и говорил с сияющим лицом: «радость моя, Сам Бог (в твоем лице) посетил меня». Преподобный чувствовал и благодатно воспринимал в каждом человеке этот образ Божий, образ таящегося в нем небесного человека.

Братие и сестры! От осуждения других людей предостерегают нас и угодники Божии, указывающие, что, осуждая других, мы губим самих себя. «В осуждении другого, — говорит преподобный Антоний Великий, — твое падение». Через осуждение «ты сам впадаешь в руки врагов твоих». Не только осуждать нельзя, но и «поставить на вид кому-либо какой-либо недостаток и немощь». Не только самому нельзя, но и «уха подставлять нельзя, чтобы услышать худое мнение других» [[Добротолюбие, т. 1, стр. 114.]]. Так строго судит великий отшельник и молчальник столь распространенный среди нас грех осуждения.

Мы не только любим судачить, сплетничать, критиковать, судить вкривь и вкось друг друга, но и слушать, прислушиваться к ссорам, скандалам, словесным перепалкам других людей. Как мухи на мед, и мы готовы лететь туда, где можно «душу отвести» в осуждении других, или «подставив» уши, послушать дурное мнение других.


 

121

Если мы, братие и сестры, от святых отцов обратимся к Самому Спасителю, то в словах Его: не судите, да не судимы будете (Мф. 7. 1), — как говорит святитель Иоанн Златоуст, услышим. «общий закон о неосуждении»… Христос внушает великий страх, и угрожает за этот грех неизбежным наказанием, ибо каким судом судите, говорит Он, — таким будете судимы (2 ст.) «Ты осуждаешь, — говорит святой отец, — не ближнего, но себя самого, и себя самого, подвергаешь страшному суду и строгому истязанию» [[Творения том 7‑й, стр. 253—260. Беседа 23‑я на Евангелие от Матфея.]]. И это потому, что судя другого сам делаешь то же, т. е. то, за что его осуждаешь (Рим. 2. 1).

Как нам, братие и сестры, следует страшиться этого тяжкого греха, для нас столь самоубийственного. Выходит, что каждым словом осуждения других мы собираем горячие угли на свою, собственную голову и сами себе подписываем страшный приговор. Ведь что значит осуждать кого-либо? Значит, как мы видели, унижать его, попирать в нем человеческое достоинством его неприкосновенность, значит злословить и судить закон, запрещающий осуждать других (Иак. 4. 11), судить и Самого Бога, давшего этот закон, значит возвышать себя, т. е. впадать в тщеславие [[«Кто укоряет (осуждает) ближнего, — говорит святой Марк Подвижник, — тот одержим тщеславием, ибо укорами выставляет себя лучше его» (Добротолюбие, т. 1, гл. 722, стр. 531).]] и этим тройным грехом сразу же создавать целое «бревно» греха в своем глазе и постоянно так духовно слепнуть, что позволять себе «порицать» других за сучок т. е. за маловажные какие-либо поступки [[Святитель Иоанн Златоуст, там же. 260—261 стр.]]. Какою мерою мелите, такою и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

Мы обычно, судим людей с пристрастием, наговариваем на них сверх того, что они сделали или смогли бы сделать нам, т. е. преувеличиваем их согрешения против нас. Той же самой мерой, слышите, братие и сестры, той же самой повышенной мерой и Господь нас обещает судить. Он нас будет судить и за то, что мы судим брата своего и одновременно и за то, что мы не любим его и за то, что попираем заповедь Спасителя Своего. На повышенную меру нашего осуждения Господь ответит таким образом Своей повышенной мерой.

А между тем нам следует оберегаться от осуждения других и потому еще, что всякий из людей живет по удостоверению ума своего (Рим. 14. 5) и то, что духовно развитому человеку кажется


 

122

плохим и предосудительным, то малоразвитому (младенцу по вере) кажется хорошим и желательным.

Семейные и холостые, мужчины и женщины, молодые и старые, образованные и необразованные в оценке жизни подчас резко расходятся и впадают в несправедливые взаимные осуждения. Это говорит о том, что все наши человеческие осуждения друг о друге относительны и условны и не имеют права переходить в осуждение. Наши суждения друг о друге должны быть осторожны и потому еще, что внутренний мир каждого человека никому, кроме Бога и самого человека, не ведом (1 Кор. 2. 11). Человек может казаться внешним одним, а на самом деле быть другим. Он днем и на людях может прикрываться личиной, маской, а ночью, оставаясь лицом к лицу со своей совестью и мокрой от слез подушкой иметь совсем другой вид. Может ли наш суд уловить в другом человеке все это, когда как правило ищет в нем только плохое, судит с пристрастием и готов даже за малое (сучок) унизить, оскорбить, обидеть его. Вот почему апостол Павел предупреждает нас: не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4. 5).

Братие и сестры! Все мы знаем, что многие из нас очень расположены интересоваться жизнью других людей и что эта жизнь их подчас интересует даже больше, чем своя жизнь. «А что у соседей случилось сегодня, кто пришел к ним, что достали на рынке, какой обед готовит на кухне, как одеты, что говорили между собой и какие новости сообщили о других» — вот крут вопросов, которые интересуют каждую комнату и квартиру в многолюдном доме. Интересы эти возникают чаще в сего из праздного любопытства, но нередко и из нерасположения, подозрительности, мнительности, зависти, а иногда и того хуже — из злопыхательной враждебности и человеконенавистничества. Из этих же источников возникают и осуждения людей. Мы сплошь и рядом осуждаем людей из-за дурной привычки что-нибудь да сказать о людях и говорим чаще плохое, чем хорошее.


 

123

У нас очень мало веры в человека (потому что мало веры в Бога) и вместо того, чтобы искать в нем хорошее, доброе и полезное, мы ограничиваемся поверхностными, случайными впечатлениями от него и личными инстинктивными симпатиями и антипатиями. Больше всего мы судим людей молчаливо, внутри себя, в своих помыслах, или при встречах с чужими людьми на улице, в театрах и прочем.

Наиболее греховными из всех видов осуждения является сознательное осуждение с преднамеренной целью — унизить, оскорбить, втоптать в грязь, попрать человеческое достоинство другого человека. Тут уже налицо злая воля с готовностью от слов осуждения перейти к делу — причинить ущерб действиями, подрывающими не только доброе имя, но и благосостояние и самую жизнь ближнего. Здесь грех осуждения переходит (или монет перейти) все четыре этапа в развитии греха, помысл — слово — дело — привычка повторять без конца это дело. Кончается обычно такое осуждение полным рабством греху, т. е. неискоренимой привычкой осуждения других людей. Как бороться, братие и сестры, с грехом осуждения «брата моего»?

Осуждению на словах предшествует обычно осуждение в помыслах. Это же осуждение возникает чаще всего из-за нерасположения к человеку и особенно при тех или других столкновениях с ним. И вот, когда готовы посыпаться взаимные укоры — осуждения и обиды, и надо оглянуться прежде всего на самого себя и спросить, а сам-то я каков и что я предпринял, чтобы предупредить эти укоры и осуждения, что я сделал, чтобы помочь соседу не сделать того, за что я готов осудить его. Поступая так, обращая внимание («зрение») на себя самого и виня себя, мы сразу же будем утишать, укрощать свою гордость и воздерживаться от нанесения раны брату своему словом осуждения.

Путь борьбы со всяким грехом, в том числе и с осуждением был нами подробно и специально раскрыт в предыдущей беседе.

Братие и сестры! Слово Божие, запрещая нам укоренение и осуждение ближнего, имеет в виду «жестокость нашего суда» [[Св. Иоанн Златоуст, там же.]],


 

124

но оно не запрещает укорять с кротостью, с доброжелательством ради блага ближнего и не столько укорять, сколько вразумлять, терпеливо убеждать и покрывать любовью всякие вспышки раздражения и недружелюбия со стороны ближнего. И так должна не порицать, не поносить, но вразумлять, не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, — потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося приговор о его прегрешениях» [[Там же.]].

Что может нам больше всего помочь во благом деле неосуждения ближнего? Как и всегда и во всем, может помочь нам больше всего молитва. Будем же прибегать к молитве, будем молиться о помощи Божией в укреплении нашего духа в великие дни поста и покаяния, в избавлении нас от грехов осуждения своего ближнего.

«Ей, Господи Царю, даруй ми… не осуждати брата моего». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.