13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА
Ветелев А., прот. Поучение в неделю третью (Крестопоклонную) Великого поста (Мк. 8. 34—9. 1)
Идите в виноградник Мой, и что следовать будет, получите (Мф. 20. 7).
О справедливости человеческой и любви Божией
Все мы, благочестивые слушатели, работники в вертограде Господнем. Все мы по определению Божию обречены в поте лица своего (Быт. 3. 19) добывать хлеб свой, «испытывать печали и воздыхания» (Быт. 3. 16) в юдоли земной. И этот труд по добыванию хлеба и есть основная необходимость в нашей жизни. Труд в вертограде — это всякое дело или всякая работа (домашняя или общественная). И на какой бы работе человек ни работал, он получает мзду, плату, сообразно количеству и качеству своего труда. Так всегда было и есть по закону человеческого общества, но не всегда так по усмотрению Божию.
Вспомним Евангельскую притчу о домовитом вертоградаре. Он рано утром нанял работников в свой виноградник, договорившись платить им по динарию (21 копейка серебром) в день. Хозяин в этот день еще несколько раз нанимал рабочих (В 3, 6, 9 часов) и последнюю партию нанял за час до конца работы (в 11 часов).
Когда пришло время расплачиваться с наемниками, то оказалось, что хозяин всех рассчитал, поровну, т. е. всем заплатил по динарию. Это возмутило тех, кто работал весь день. Ведь мы, говорили они, перенесли тягость дня и зноя, а ты сравнял нас с проработавшими всего один час. На это одному из них заметил так хозяин: Друг! Я не обижаю тебя, не за динарий ли ты договорился со мной? А в отношении других сказал: разве я не властен делать, что хочу? Или глаз твой завистлив (лукав), что я добр (благ)? (Мф. 20. 14—15).
Завистливые бунтари думали о себе, о своих интересах и не желали понять тяжелое состояние других, более поздно нанятых на работу. А ведь эти последние целый день стояли праздно (6 ст.) Стоять целый день праздно значит страдать и мучиться от горького сознания, что вот люди работают, а я не работаю, вот придет вечер, а мне нечем будет порадовать и накормить семью. Невольная, вынужденная праздность, братие и сестры, мучительная праздность. И вот, когда, день уже клонился к вечеру и надежда на получение работы угасала, а тревога и мучение возросли, вдруг они
92
слышат голос: Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите (7 ст.). Горемычные думали, что будут рассчитаны по закону человеческой справедливости: получат за один час работы в винограднике.
Но у хозяина (Бога) оказался другой закон, другая справедливость. Он платит людям не только за их труд, но неизмеримо больше за их страдания, мучения. Кто больше перестрадал за день: тот ли, кто весь день работал, ободряясь надеждой на получение возмездия за труды свои или тот, кто до последнего часа изнывал и огорчался от отсутствия работы? На весах Божественной Правды взвесится весь человек, все его внутреннее состояние и внешние отношения. И там, где это состояние мучительно, скорбно и покаянно, там властно действует милующая любовь Божия. Это мы особенно ясно видим на притче о блудном сыне (Лк. 15. 11—32). Сколько мучений пережил этот блудный сын, пока был в стране далекой? А когда пошел к Отцу, то сколько любви встретил у Него? Сын хотел быть только наемником у Отца, а Отец принял его как возлюбленного сына, У сына никаких трудовых заслуг перед Отцом не было. Наоборот, он промотал все, что выделил ему Отец. Но сколько же горя, мук, лишений хлебнул этот распутный сын, пока не пришел в себя? и не пошел с покаянным Чувством к Отцу. Вот за это-то (за очистительные мучения и глубокие покаяния) особенно и возлюбил его Отец.
Вспомните, как огорчен и разгневан был старший сын в момент радостной встрече с младшим сыном. Он (старший сын) так же стал взывать к справедливости и бунтовать, как и наемники сегодняшней притчи. Вот я столько лет служу Тебе, — говорил он Отцу, — и Ты никогда не дал мне козленка…, а для расточителя заколол откормленного теленка (Лк. 15. 29—30). Так часто, братие и сестры, бывает в человеческих взаимоотношениях. Здесь царит справедливость близорукая, однобокая, земная. Всякий из нас ратует за справедливость для себя, поскольку она нам выгодна, забывая о других, а часто и за счет их. Так, старший брат блудного сына, высказывая Отцу свои личные обиды, совсем не думал о брате, не жалел его и не разделил радость Отца, что (блудный сын) будучи мертв, ожил, пропадал и нашелся (32 ст.).Так и наемники сегодняшней притчи, укоряя Хозяина за несправедливую, как и казалось, выдачу зарплаты, думали только о себе,
93
что они де пережили тягость дня и зноя и совсем не думали о тех, кто в течение дня пережил тот же зной и тяжесть и скорбь от безработицы, более мучительную, чем сама работа.
Отчего все это происходит? Почему мы глухи и немы в отношение других и жалостливы в отношении только себя самих? — Потому, что у нас нет любви к Богу, ни к людям и нет сознания того, что все мы живем в вертограде Господнем, т. е. в Царстве Божием, где у всех нас один Хозяин — Отец Небесный, а мы друг для друга — братья, сестры во Христе, и где любовь, взаимное несение жизненных тягот.
В Царстве Божием — все Божие: и природа, и люди. И все исходит от Бога и должно возвращено Богу в виде благодарения Его Самого и помощи окружающим, людям. В этом Царстве Божием каждый из нас призывается потерять, забыть себя для себя, чтобы найти себя в других: в их скорбях и радостях, в их жизни и смерти, ибо сказано, что нет большей любви, как отдать жизнь свою за други своя (Ин. 15. 13) и тем возвратить ее Богу.
На этом пути, братин и сестры, нет других границ и норм, кроме бесконечных. Ведь это нам сказано: Будьте как и Отец Ваш милосерд (Лк. 6. 36). Он повелевает солнцу Своему исходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5. 45). Он отыскивает каждую затерявшуюся овцу (Лк. 15. 4) и призывает к покаянию каждого блудного сына.
Как тяжка, уныла и внутренне одинока была бы жизнь наша если бы не было около нас любящего Отца Небесного! Как тяжело было бы нам нести крест своей жизни, своего послушания Богу. И мы совсем огрубели и одичали бы от грехов своих, если бы не было очищения от них в таинствах покаяния и Святого Причащения. Поспешим же, братие и сестры, и мы, как блудные дети, в оставшиеся дни Великого поста навстречу Отцу нашему Небесному, поспешим на исповеди открыть Ему свою израненную и измученную душу, чтобы Он даровал нам через таинства покаяния — радость прощения, а через таинство святого Причащения — радость единения о возлюбленным Сыном Своим — Господом нашим Иисусом Христом.
Укрепи нас, Господи, силою честнаго и животворящего Креста Твоего! Помоги нам, Боже, дружно и плодотворно работать в Твоем вертограде.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое
94
поем и славим. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.