Поиск авторов по алфавиту

Автор:Андерсон П. Ф.

Андерсон П. Ф. Англо-русское содружество во имя Св. Мученика Албания и Преп. Сергия Радонежского. Журнал "Путь" № 10

        С 28 декабря до 2 января 1928 г. состоялся в Англии в городе St. Albans второй съезд Англиканской и Православной молодежи, устроенный британским и русским Христианскими Студ. Движениями. Возможно, что в свое время этот съезд будет рассматриваться, как имеющий некоторое значение в процессе Соединения Церквей, но пока студенты, участвовавшие на нем, не претендовали на такую значительность своей работы. Хотя они и говорили о соединении церквей, но не считали его специально предметом своих занятий. Вопрос о соединении церквей в его канонической части мало привлекал их внимание, они даже редко упоминали об очень значительной по своим достижениям международной Лозанской конференции Веры и Церковного Порядка, которая только что закончила свою работу и видные лидеры которой присутствовали теперь в St. Albans. Епископ Гор и каноник Терноу со стороны англичан и прот. Булгаков и проф. Арсеньев со стороны русских. Студенты в St. Albans'e скорее стремились достичь болee скромной цели, научиться понимать друг друга и делиться взаимно духовным опытом и переживаниями. Поэтому естественно, что конференция закончилась не изданием отчета с официальными резолюциями о пунктах достигнутого единения, а созданием Содружества из членов I и II конференции, которое будет продолжать духовную работу, начатую в St. Albans. Знаменательно само наименование содружества во имя муч. Албания и преп. Сергия, которое молитвенно соединяет работу содружества с памятью Первомученика Англиканской Церкви (III в.) и с памятью одного из любимейших святых Православной России.

        Этот второй уже съезд в St. Albans собрал около 25 русских и 40 англичан. Многие из них знали друг друга по

112

 

работе Iпрошлогоднего съезда. Поэтому большинство из участников были хорошо подготовлены к этим студенческим докладам, которые касались вопросов внутренней интимной стороны религиозной жизни. Исповедь, молитва, значение Причастия — вот те вопросы, которые предлагались докладчиками, часто с точки зрения личных переживаний.

        Но главные темы собрания были, конечно, более объективного характера: «Как мы понимаем пришествие Царствия Божьего» и «Каково должно быть правильное толкование Священного Писания». Об этих вопросах говорили с англиканской стороны Епископ Гор и Епископ Фрир Трурский, а с православной — прот. Булгаков и проф. Безобразов. Их прекрасные доклады положили основание для обсуждений этих вопросов, сперва в небольших группах по 10, 12 человек, а потом и на общих собраниях.

        Многие были склонны считать по окончании этих прений, что в действительности почти нет разницы между православными и англиканскими взглядами на Царствие Божие. Но, конечно, имелась существенная разница между подходом к этим вопросам Еп. Гора и прот. С. Булгакова.

        То чувство единодушия, которое было достигнуто на съезде, свидетельствовало скорее о высокой степени духовного единения, чем о действительном преодолении догматических различий и различий интеллектуального подхода.

        Но не является ли первое главнейшим достижением в направлении к воссоединению. Ведь случается, что люди, разделяющие одно и то же учение, глубоко чужды друг другу по духу. Зато те, кто, подобно первым христианам, «возлюбили друг друга», — конечно, достигли большего, чем преодоление интеллектуальных различий; они находятся действительно на пути к Царствию Божьему.

        Второй основной темой съезда было наше отношение к Священному Писанию. Этот вопрос оказался наиболее трудным для молодых членов съезда, особенно для православных, которые, за исключением студентов богословов, мало были знакомы с современными научными исследованиями Англиканских и Германских библейских критиков, и не могли на равных началах участвовать в дискуссиях на эти темы с Англик. студентами, в большинстве состоявшими из студентов богословов. Русским надо больше обратить внимание на эту область исследования. Но все же и эти обсуждения имели свои положительные результаты, я даже склонен сказать, что результаты были особенно показательны и интересны, т. к. они подтвердили истинность и реальность основных догматов Христианской веры. Русские хотя и мало подготовленные,

113

 

твердо чувствовали, что Библейская критика не может подорвать их веры. Англичане же доказывали, что хорошее знакомство с этими критическими исследованиями не разрушало их веру, а только укрепило ее. Таким образом, было обретено единство, несмотря на совершенное различие подхода и религиозного опыта.

        Конечно, очень большое значение в жизни съезда имело Богослужение. Вечером православная всенощная, или англиканские вечерние молитвы, утром православная Литургия и Англиканская месса. Собираясь вместе в маленькую часовню, способную вместить всего не более 65 молящихся, все особенно чувствовали свое единство. Переводы славянского Богослужения были розданы заранее всем присутствовавшим, но ими не всегда пользовались. Англичане так глубоко прониклись духом Православного богослужения, что могли участвовать в нем, не нуждаясь даже в переводе. Православные, в свою очередь, были глубоко тронуты благолепием Англиканского богослужения и благоговейным отношением англичан к молитве.

        После всего изложенного станет ясным, что содружество не поставило перед собою каких-либо больших заданий. Устройство регулярных собраний в Англии и в Париже, издание маленького листка, обсуждающего вопросы, интересные для англикан и православных — вот вся ближайшая программа. Зато оно привлекло внимание многих к этой работе и соединило своих членов в постоянной молитве о соединении церквей, являясь как бы продолжением духовной работы конференции.

        Содружество показало возможность и плодотворность взаимного общения между англиканами и православными. Те и другие могут помочь друг другу. Англикане учатся ценить богатство и силу Православной веры, а православные знакомятся с удивительным даром Англиканской церкви сохранять в единой церковной организации такие разнородные группы, как англо-католики и протестанты (Son Church).

        Показательно, что одно из заседаний было посвящено современному положению церкви в России. Этот большой вопрос требует напряженного внимания не только от Православных русских, но и от их друзей западных христиан.

        Можно спросить себя, не являются ли съезды в St. Albans и только что возникшее Англо-Русское Содружество осуществлением указаний Божественного Провидения, которое подготовляет нас к разрешению грандиозных проблем, предстоящих в России.

П. Ф. Андерсон.

114


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.