13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Жаба Сергей Павлович
Жаба С.П. Georges VALOIS. Un nouvel âge de l’humanité. Georges VALOIS. L’Economique. Журнал "Новый Град" №4
Georges VALOIS. Un nouvel âge de l’humanité.1928
Georges VALOIS. L’Economique. 1931. Paris. Librairie Valois.
Жорж Валуа — анархист... роялист... фашист... республиканец. «Я менялся лишь в деталях — уверяет он, по-видимому, с полной искренностью — а в основном оставался верен себе».
Он начал молодым, жадным до разрушения libertaire'ом. Провел 20 лет верным, хотя и своевольным соратником Морраса, возглавляя «UniondesCorporationsFrançaises». Затем, круто и шумно порвав с «ActionFrançaise», вдохновленный примером Муссолини, пытался тряхнуть Францией, наскоро сколотив когорты своих собственных фашистов — «сине-рубашечников». Что сталось потом с когортами — неизвестно, но Ж. Валуа уже в левом лагере, в качестве революционера, синдикалиста, республиканца... По стороннему впе-
93
чатлению, казалось бы, деятель, — в лучшем случай, не серьезный... Но не так смотрит на Валуа французская общественность, не отказывая ему ни в уважении, ни во внимании.
Его издательство играет не малую роль, объединяя живые новаторские силы в синдикалистской и социалистической среде, стимулируя большую работу мысли. Чтобы играть такую роль, нужно заслужить репутацию искренности.
Когда человек со столь пестрым прошлым заявляет, что остался неизменным в наиболее существенном, то можно думать, что он пронес через свою жизнь либо ценную идею, либо навязчивую формулу.
Неизменная идея его — низвержение плутократии и созданной ею иерархии ценностей. Валуа глубоко и остро чувствует обреченность существующего и близость нового. С его страниц, с его строк смотрит: «Novum rerum mihi nascitur ordo». Не новая эра даже, а новый век, l’âgenouveau. И Валуа стремится понять происшедшее, ибо наше непонимание может превратить творческую революцию в разрушительный катаклизм.
Он много говорит о свободе, но вряд ли глубоко проникнут ею: в его взглядах — своеобразная биологическая проекция Контовской религии человечества, а роль личности — служебная. Вид HomoSapiens для своей победы над природой, для полноты жизни даже на «холодеющей земле», пользуется основными законами, определяющими нашу деятельность: законом наименьшего усилия; интеллектуализации усилия; взаимного принуждения.
Таким образом, труд не раскрывается для Валуа, как творчество. Конструируя государство производителей, где труд будет высшим критерием, он в то же время истолковывает человека, как существо, работающее лишь поневоле и возможно меньше («наименьшее усилие»). Умственная работа, изобретения, победы техники — лишь результат требований, предъявленных усталыми мускулами к мозгу. (Или, в общественном масштабе, недовольными рабочими к господствующим классам).
Но «стремление к наименьшему усилию» может вызвать, вместо технических достижений, паразитизм личный и социальный (прежде всего военный), пронизывающий всю историю человечества.
По мнению Валуа, стремление вида совпадает с побуждением производителей уничтожать постепенно все категории паразитизма. И он отмечает, что французская буржуазия, совершив великую революцию в качестве класса производителей, изменила своему назначению, создав строй, в значительной мере паразитарный.
Особенность нашего времени в том, что бурный рост техники, под напором изобретений, встречает препятствия и создает коренные противоречия в существующем социальном строе и, одновременно, порождает всесильную, плутократическую олигархию, пе-
94
ред которой пасует современное государство.
Хозяйственный индивидуализм уничтожается силой вещей, но истинные творцы нового мира, изобретатели и техники-организаторы остаются в подчинение у паразитарных классов. Происхождение этого нового творческого класса — из творческих сил и буржуазии и пролетариата. Ключ к будущему в союзе его с народом, с рабочими синдикатами.
Валуа детально анализирует современный социально-хозяйственный процесс и его тенденции, по лучшим образцам научного социализма. Но, кажется, в рассуждениях его своеобразные отзвуки Руссо заглушают Маркса. И если в прошлом человечество не знало «естественного» состояния, то оно с необходимостью познает его в недалеком будущем. Ибо, хотя грядущее «техническое» государство производителей и обусловлено коренными нуждами нашего времени, но одновременно, почти что провиденциально, оно оказывается социальной проекцией основных психо-физических свойств человека, что, разумеется, стимулирует до последних пределов его творческие возможности и мощь,
Я надеюсь дать, в иной связи, характеристику «технического» государства Ж. Валуа. Здесь же достаточно отметить, что государственной власти отводится функция координации и контроля, а производство будет вестись на началах соглашения между синдикатами техников-организаторов с синдикатами рабочими. (Одна из функций последних «требования мускулов к мозгу», без чего, по Валуа, невозможен прогресс).
Подчеркиваются всемерные гарантии личной свободной инициативы, Быть может, права личности были бы надежнее гарантированы во всей этой схеме — при меньшей заботе о человечестве и большей заботе о человеке...
Валуа указывает на две попытки приближения к «техническому» государству — Соединенные Штаты и Советскую Россию. Но в одном случае налицо извращение плутократическое, в другом — бюрократическое. И Валуа призывает Францию возглавить истинную, творческую революцию, которая может еще спасти гегемонию старой Европы.
Он верит, что, когда техническое государство раскрепостит все силы человечества, когда ложные ценности будут откинуты, и выше всех доблестей вознесется доблесть труда, то вне и выше государства, ставшего простым «техническим бюро» расцветут духовные силы человечества в области морали, метафизики, религии.
Быть может, запас творческих идей Ж. Валуа недостаточен для такого «преображения мира». Но работа его мысли и качества неукротимого общественного бойца войдут одним из элементов а переживаемую нами историческую драму.
Сергей Жаба.
95
Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.