Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бицилли Пётр Михайлович

Бицилли П.М. «Тридцатые годы». Утверждение евразийцев. Журнал "Новый Град" №2

Последний евразийский сборник открывается статьей П. Н. Савицкого «В борьбе за евразийство». Статья имеет целью подвести итоги «полемике вокруг евразий­ства в 20-х годах». Автор прав, указывая на неосновательность многих критических нападок на евразийство, как научное направле­ние. Все же статья его в некото­ром отношении — ошибка. Евразийство отпугивало и отталкивало прежде всего своими двумя чер­тами: учением о «правящем отбо­ре» и отожествлением «русскости» (евразийское слово) с абсолютной Истиной. Позитивно-научная база, которую евразийство подводило под свою идеологию и програм­му, бралась под подозрение имен­но поэтому. В самых научно цен­ных утверждениях евразийцев кри­тики чуяли заднюю мысль и допустили немало несправедливо­стей. Но поскольку удары напра­влялись на эту заднюю мысль, критики были правы. Теперь, насколько можно судить по содержанию сборника, интерес евразийцев все более на­правляется от идеологии к научному ее обоснованию. Как раз в этой области — сила евра­зийства. Мне уже нередко прихо­дилось высказываться о значении евразийской теории «месторазвития». Строго говоря, только с усво­ения этой идеи, впервые прило­женной гениальным Мишле к истории Франции, история становится конкретной наукой. В России у евразийцев был только один пред­шественник, Щапов, 1) которому, однако, недостаток дисциплины, в первоначальном и в общепри­нятом значении этого слова, по­мешал стать русским Сили. В стремлении представить русский культурно-исторический процесс, как функцию месторазвития, заслу­га опытов обзора русской истории, принадлежащих Г. В. Вернадско­му. В последнем евразийском сборнике, в статье П. В. Логовикова («Научные задачи евразий­ства») намечается программа ра­бот по исследованию России с этой точки зрения. Очень ценна статья П. Н. Савицкого «Главы из Очерка Географии России», дающая общую характеристику русской экспан­сии и устанавливающая ее ритми­ку. Замечу кстати, что геополити­ческие и историко-географические идеи Савицкого нашли себе не­давно разительное, хотя и косвен­ное, подтверждение в работе Р. О. Якобсона, выяснившего на-

1) НазначениеЩаповавэтомотношениияуказалвмоейстатье «Geopolitical conditions of the evolution of Russian nationality», в The Journal of Modern History, 1930, т. II.

91

 

 

личность одного весьма существенного языкового признака, об­щего всем языкам «евразийской» группы и только этим языкам, — признака, который автор считает вторичным, приобретенным, результатом языкового взаимодействия в пределах «евразийского» мира; причем замечательно, что границы распространения этого признака почти всецело совпада­ют с географическими границами Евразии, установленными Савиц­ким еще тогда, когда исследования Якобсона ему не были изве­стны. 2)

Не раз, но поводу научных взглядов «евразийцев», высказывались мнения, что никаких откры­тий евразийцы не делают, что они выдают за новые факты всем давно известные. Техника исторической науки приучила историков придавать особое значение тому, что вычитывается из «докумен­тов». Если мерить этой меркой, то выйдет, что и Сили не произ­вел никакого переворота в ан­глийской исторической науке, ибо о деятельности Клайва и Гастинг­са англичане знали и до него. Увидеть по-новому значение всем из­вестных фактов и их соотношение — это тоже открытие и иной раз более существенное, нежели от­крытие новых архивных данных. В каждой новой научной концепции есть еще одна сторона, всегда по­ложительная, хотя бы даже новая концепция была ложной: она при­учает увлеченных ею вообще видеть вещи по новому.

Ничего специфически евразийского нет в двух остроумнейших статьях В. Н. Ильина, посвящен­ных идеологии марксизма: «Эйдо-кратическое преображение науки» и «Под знаком диалектики». В пер­вой автор исследует природу марксизма, как идеи-силы, с боль­шой глубиной вскрывая различие между двумя категориями идей: идеями-силами и «чистыми» иде­ями, лишенными действенности продуктами теоретизирования, и убедительно показывает, что по­беда марксизма была обусловле­на именно тем, что из всех после-кантовских идеологий, марксист­ская оказалась единственной, спо­собной оформиться в миф—пусть внутренне порочный. Замечатель­ны вообще соображения автора о значении мифа (они не так уж новы, восходят еще к Вико, но современные «scientistes» обыч­но относятся к мифу с пренебре­жением). Во второй статье ис­ключительно ценна мысль, что марксизм с его теорией концентра­ции капитала и «Verelendung» есть продукт не капиталистическо-машинного режима вообще, а свой­ственной этому режиму в данное время техники паровых двигате­лей, и что происходящая ныне революция техники — переход к «децентрализованному типу двигателя» — должна перестроить все будущее хозяйство и вместе с тем положить конец всей теории марксизма. Нельзя, однако, не сделать одного замечания. Утверждая, что в новой эпохе, а которой «предвидится ограничение и, может быть, исчезновение враще­ния, вала и трансмиссии» и что

2) См. Р. Savicky, L’Eurasie rélévée par la linguistique, в Le Monde Slave, 1931, I итамже: R. О. Jakobson, Les Unions phonologiques de langues.

92

 

 

вместе с этим и, очевидно, по его мысли, в связи с этим, «вновь намечается господство религии и этики над со­циологией, автор сам впада­ет в марксистскую ересь о примате бытия над сознанием. Не есть ли это плод евразийского умона­строения? У евразийства с марк­сизмом есть нечто общее: вера в безусловную зависимость культу­ры от «месторазвития» — не есть ли это по существу «исторический материализм»?

Отчасти по недостатку места, отчасти по некомпетентности, я не могу коснуться других статей сборника. Моя цель была на нескольких примерах показать, в каком направлении движется евразийство, и насколько и чем оно содействует обогащению я обно­влению научной мысли вообще. 3)

3) Дополню изложение еще од­ним примером — превосходной статьи П. Н. Савицкого «Литера­тура факта в Слове о полку Игореве» (Прага, 1930), соприкасаю­щейся с историко-географическими исследованиями автора, в ко­торой он вскрыл целый ряд за­мечательно точных географических указаний в описаниях приро­ды, рассеянных в Слове, и тем са­мым установил новые точки зрения для эстетической оценки это­го памятника.

П. Бицилли.


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.