Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Федотов Г.П. Arnold Bremond, P. Lhande, R. Garric. Журнал "Новый Град" №1

Arnold BREMOND. Une explication du monde ouvrier. St.-Etienne. 1927. (Extrait de la Rev. du Christianisme Social).

P. LHANDE. Le Christ dans la banlieu. Paris 1926.

P. LHANDE. Le Dieu qui bouge. . Paris 1930.

R. GARRIC. Belleville. Paris 1929. (Grasset).

В чем мы больше всего нуждаемся в поисках решения социальной проблемы современности, так это в точной документации. Необходимо освободиться от всех схем буржуазной и социалистиче­ской школы и увидеть действи­тельность, как она есть. Одна из важнейших сторон этой информации — изучение современного рабочего быта: материального и духовного состояния пролетариата. Три выше названных книги и представляют такого рода анкеты, предпринятые за последнее годы среди парижских рабочих. Все авторы христиане: Ланд, из­вестный католический проповед­ник, посвятивший себя миссии в «красной зоне» парижских предместий; Гаррик, тоже католик, энергичный и искусный организа­тор «Equipessociales», студен­ческих групп для помощи рабочим; Бремон, студент протестантского Богословского Института в Париже, сам, в течение 8 меся­цев изведавший на себе всю горечь наемного труда на заводах в Иври и провинции. Книги разного духа и разного стиля. От каж­дой из них создается иное впечатление, и, хотя они не исклю­чают прямо друг друга, но вме­сте показывают, как трудно до­биться в социальной анкете объективной истины. От. Ланд, миссионер, смотрит на изображаемый Мир сверху, как на объект и поле работы. Он рисует ужасающую картину религиозного н морального одичания парижских предместий, совершенно языческих, что­бы на этом фоне показать геро­ические усилия апостолов Церк­ви, увенчивающиеся успехом. Гаррик не ведет религиозной про­паганды и подходит к рабочему Миру человечески-просто, исходя из личных дружеских связей эпохи окопной войны. Неисчерпаемый оптимизм автора приво­дит к своеобразному народничеству: в пролетариате Бельвиля ему удается найти подлинный на­род, в котором живут лучшие национальные традиции Франции. Он коротко характеризует бедность и страдания народа, чтобы в восхищении остановиться на его мужестве, социальных добродете­лях, стремлению к знанию. Особен­но интересны у него описания на­родных развлечений, балов, синема и театра, в которых он скло­нен видеть невинные и благород-

98

 

 

выя радости. Оптимизм автора вызывает к нему симпатии; думается, что он помогает ему и его со­ратникам в их социальном подви­ге. Но для читателя он не всегда убедителен. Желая доказать хри­стианское состояние народной ду­ши, он укалывает на старуху, мо­лящуюся в церкви и вдруг, слов­но подменив своего читателя, на­чинает убеждать его в том, что Церковь не враг народа. Бремон вложил в свою небольшую кни­жку гораздо больше опыта и проработал его с несравненно большей религиозной остротой. Он один показывает рабочего на фабрике, в обстановке изнурительного, нездорового труда, при­водящего массу в состояние животного отупения. Переходя к ра­бочей «элите», он рисует типы индивидуалистов и коллективи­стов с их разными путями «спасения». Интересно, что более все­го идеализма, моральной строго­сти и жажды знания он находит у анархистов. Коммунист ему представляется типом фанатика, положительно враждебного свободному наследованию истины и всякой личной морали. Не идеализируя своих рабочих друзей, Бремон видит несовместимость их героизма с христианством, как религией, и, возлагая большую ответственность за разрыв между христианством и народом на христиан, не обольщает себя легкостью побед в этой среде. К этой работе он зовет, как на вольный подвиг бедности и даже мученичества, подчеркивая необходимость двух сторон ее: социально-реформаторской н духовной. Мы не могли бы достаточно рекомен­довать русскому читателю эту книгу.

Г. Ф.

 


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.