Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 8. На слова из пророка Иеремии: Бог великий и крепкий

106

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ВОСЬМОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, на сие слово: Вседержителя. На слова из Пророка Иеремии: Бог великий и крепкий, Бог велика совета, и силен делесы, Бог великий Вседержитель, и великоименит Господ, и проч. 32, 19].

1. Верою во единого Бога мы испровергаем всякое заблуждение многобожников, имея сие оружие против язычников и противу всякого неприязненного усилия еретического; а когда присовокупляем: во единого Бога Отца: то сим ополчаемся противу обрезанных, отвергающих Единородного Сына Божия. Вчера сказано было, что и прежде подробного исследования о Господе нашем Иисусе Христе, в то самое время, когда произносим—Отец, уже показываем, что Он есть Отец Сына, дабы, как представляем в уме, что есть Бог, точно также представляли, что Он и Сына имеет. Теперь присовокупляем к сему то, что Он есть и Вседержитель. А это мы говорим, имея в виду как язычников и Иудеев, так и всех вообще еретиков.

2. Ибо одни из язычников называли Бога душою мира; другие думали, что власть Его простирается на одно только небо, а на землю ни мало; а некоторые

 

 

107

вместе с кими заблуждая, превратно поняв сии слова: и до облак истина Твоя (Псал. 107, 5) дерзнули действие провидения Божия ограничить облаками и небом, а все находящееся на земли удалить от Бога, забыв то, что говорится во псалме: аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси (Псал. 138, 8). Ибо если нет ничего выше неба, а ад ниже земли; то конечно владеющий преисподними местами, держит и землю.

3. Но еретики, как я и прежде сказал, не признают Единого Вседержителя Бога. Вседержитель есть Тот, Кто всем обладает, над всем имеет власть: но говорящие, что один есть Господь души, другой тела, конечно такового Господа называют несовершенным. Ибо как Он будет совершен, когда другому предоставляет что-либо? Имеющий власть над душою, а над телом не имеющий власти, что за Вседержитель? И господствующий над телами, а над духами не имеющий власти, что также за Вседержитель? Но Господь обличает таковых, говоря вопреки им: убойтеся паче могущего душу и тело погубити в геенне (Матф. 10, 28). Если бы Отец Господа нашего Иисуса Христа не имел власти над обоими, то каким бы образом ту и другое мог подвергнуть наказанию? Ибо каким образом возможет Он, взяв неподвластное Ему тело, ввергнуть оное в геенну, аще не первее свяжет крепкаго, и оружие. его расхитит (Матф. 12, 29).

4. Божественное Писание и учение истины признают Единого Бога, Который хотя над всем владычествует Своим могуществом, но многое также терпит по Своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонниками; но терпит их по Своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его

 

 

108

еретиками; но терпит их по великому Своему снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит: терпит не по слабости, так как бы побеждаем был от него. Ибо диавол есть начало созданы Господня (Иов. 40, 14), которое соделалесь предметом посмеяния, впрочем, не для Самого Бога, (так как сие не достойно Его), но для Ангелов, Им же сотворенных. Бог попустил продолжать жизнь диаволу для двух причин; то есть: дабы диавол, быв побежден, большему подвергся посрамлению, а люди получили венцы. О Всемудрое Божие Провидение! злую волю Оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа Оно обратило в средство собственного своего домостроительства, и попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого Оно само хотело; равно и диаволу попустило вести брань против людей, дабы победившие удостоились венцев, и дабы по одержаний победы сам он, так как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победившие того, кто был некогда Архангелом.—

5. Итак, ничто не изъято от власти Божией; что самое утверждает и Писание: яко всяческая работна Тебе (Псал. 118, 91). Но един токмо Сын Его, и Един токмо Святый Его Дух вне сих всяческих. Да и все работное работает Господу чрез Единого Сына во Святом Духе. Итак, Бог владычествует над всем и Он же терпит убийц, разбойников и блудников, назначив по Своему долготерпению известное время, в которое каждому воздаст свое, дабы пользовавшиеся долговременною отсрочкою, но имеющие нераскаянное сердце, тем тягчайшее понесли

 

 

109

наказание. Хотя. царствующие на земли суть Цари над людьми, однако же не без власти, данной свыше. Что самое опытом дознав и Навуходоносор сказал: яко власть Его, власть вечна, и Царство Его в роды и роды (Дан. 4, 31).

6. Богатство, золото и серебро не принадлежит диаволу, как думают некоторые. Ибо верному весь мир богатство; неверному же ниже пенязь (Притч. 17, 6): но нет ничего, что бы более заражено было неверием, как диавол. Бог ясно говорит чрез. Пророка: Мое сребро и Мое злато (Агг. 2, 9), а диавол говорит: емуже аще хощу, дам е (Луки 4, 6). Если только будешь хорошо пользоваться серебром, то оно не заслуживает порицания. А когда хорошую вещь будешь употреблять во зло: тогда, если не захочешь обвинить собственное твое распоряжение оною, нечестиво возложишь вину на Творца ее. Даже и праведным можно соделаться посредством имения. Взалкахся, и дасте Ми ясти (Матф. 25, 35). Без сомнения, это посредством имения. Наг бех, и одеясте Мл. (36) Конечно, и это посредством имения. Хочешь ли знать, что имение может послужить вратами к Царству небесному? Продаждь, сказано, имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси (Матф. 19, 21).

7. Сие сказано мною против еретиков, которые проклинают стяжание имущества и рабов. Тебе же я не желаю быть рабом богатства; не желаю также, чтобы ты на то, что даровано тебе Богом для пользы, смотрел как на нечто враждебное. Итак, никогда не говори, что богатство принадлежит диаволу. Хотя диавол и сказал: вся Тебе дам, яко мне предана суть (Матф. 4, 9): но слова сии можно отвергнуть, лжецу верить не должно: ибо, кажется, он,

 

 

110

быв принужден властью находившегося с ним, сказал правду. Он не сказал: сия вся Тебе дам, потому что оно мое: но, яко мне предана суть. Он не присвоил себе право владычества; но только признал себя поверенным и распорядителем. Пусть в свое время исследуют толкователи, солгал ли он, или правду сказал.—

8. Итак, один есть Бог Отец Вседержитель, Которого еретики дерзнули бесславить. Ибо дерзнули бесславить Господа Саваофа, седящаю на Херувимех (Псал. 79, 2). Дерзнули хулить Адонаи Господа. Дерзнули хулить Вседержителя Господа, проповеданного Пророками. Но ты покланяйся Единому Вседержителю Богу, Отцу Господа нашею Иисуса Христа (Рим. 15, 6); избегай заблуждения многобожников: убегай всякой ереси, и говори по примеру. Иова; Господа всех Владыку призову, творящего велия и неизследимая, славная же и изрядная, имже. несть числа. В сих велия слава и честь Вседержителева (Иов. 5, 8. 9. 37, 22). Да будет Ему слава во веки веков. Аминь.—


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.