Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 4. О десяти догматах

42

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, о десяти догматах, на слова из послания к Колоссаем: Блюдитеся да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира и проч.—к Колос. 2, 8.].

1. Порок подражает добродетели, и плевелы стараются показаться пшеницею; по виду, правда, походят они на пшеницу; но способные различать, узнают их при вкушении: и диавол преобразуется в Ангела светла не для того, чтобы прийти в первобытное свое состояние, но, чтобы обольстить людей: (ибо, имея сердце твердое, как наковальня, он и волю имеет не могущую уже раскаяться), чтобы ведущих равноангельскую жизнь облагать мраком слепоты и смертоносным распространением неверия. Много ходит волков в одежде овчей; одежду овец имеют они, но не имеют их копыт и зубов. Будучи покрыты кожею кроткого животного и наружностью обольщая простых людей, они испускают из челюстей своих гибельный яд нечестия. Итак, нужна нам благодать Божественная, мысль

 

 

43

бодрая и очи осмотрительные, дабы по неведению не сесть вместо пшеницы плевел, и не потерпеть нам вреда; дабы не попасть на волка почтя его за овцу; и дабы не соделаться пищей злотворного диавола, приняв его за благодетельного Ангела. Ибо он по словам Писания, ходит как рыкающий лев, иский кою поглотити (1 Петр. 5, 8); для сего предлагает наставления церковь, для сего делаются настоящие поучения, для сего бывает чтение Священного Писания.

2. Образ Богопочтения заключается, в сих двух принадлежностях, в точном познании догматов благочестия, и в добрых делах: догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия.—Ибо, что пользы—знать хорошо учение о Боге, и постыдно любодействовать? с другой стороны, что пользы—быть так, как должно, воздержну, и нечестиво богохульствовать? посему познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Поелику много прельщающих философией и тщетною лестью: язычники увлекают обращающихся сладостью языка; мед каплет из устен жены блудницы (Притч. 5, з); обрезанные обольщают превратным изъяснением Божественного Писания, из детства трудясь над сим до старости, и состареваясь в невежестве; последователи еретиков словами льстивыми и красивыми обольщают сердцапростых людей, под именем Христовым, как под медом скрывая яд злочестивых правил: о всех их вместе говорит Спаситель: Блюдите, да никтоже вас прельстит (Матф. 24, 4). Для сего бывает наставление в вере, для сего делаются изъяснения оной.

3. Но прежде, нежели вступите в общество верующих, мне кажется, не бесполезно теперь сокращенно

 

 

44

представить нужные догматы; дабы обилие предметов, о коих должно будет говорить, и продолжение дней всей Святой Четыредесятницы не произвело в вас забвения о важнейших для размышления истинах. Впрочем, предложив теперь сокращенно, не оставим предложить о том и пространнее. А совершеннейшие из предстоящих, имеющие навык и чувствия обучена в рассуждение добра же и зла (Евр. 5, 14) терпеливо да снесут, что будут слушать «учение, более свойственное младенцам, и наставление подобное млечной пище; дабы вместе и те, кои имеют нужду в оглашении, получили пользу; и те, кои стяжали ведение, воспомянули то, что узнали уже прежде.

 

О Боге.

4. Итак, прежде всего да положится в основание души вашей учение о Боге:

Бог есть един, единый нерожденный, безначальный, неизменяемый, непременяющийся, нерожденный от кого либо, неимеющий иного преемника в жизни Своей, неначавший жить во времени, ни конца жизни неимеющий: Он есть благий и вместе правосудный; посему, ежели когда услышишь слова еретика, что иной бог правосудный, и иной благий, тотчас вспомня сие, узнаешь яд ереси, которая дерзает единого Бога разделять нечестивым учением.—А другие говорят, что иной есть создатель и господь души, и иной тела: это безумные и вместе нечестивые учители. Ибо, как может быть человек слугою двух господ, так как говорит Господь в Евангелии: никтоже может двема господинома работати, (Матф. 6, 24)? Посему един только есть Бог Творец души и тела, Он многого Создатель, но единого только предвечный

 

 

45

Отец, одного только Единородного Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого сотворил все, видимое и невидимое.

5. Сей Отец Господа нашего Иисуса Христа неограничен каким-либо местом, и не менее неба. Но небеса суть дела рук Его, и вся земля содержится в горсти Его; Он во всем, и вне всего. Не думай, будто Он меньше солнца, или равен ему. Ибо Тот, Который первоначально сотворил солнце, должен быть несравненно более и светлее его. Он знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как хочет; Он не подлежит ни порядку вещей, ни влиянию звезд, ни случаю, ни судьбе; во всем совершенный, заключающий в себе всю полноту совершенства, не возрастающий, но всегда одно и то же в равной степени имеющий; приготовивший грешным наказание, а праведным венец.

6. А многие различными путями удалились от единого Бога: некоторые обоготворили солнце, дабы по захождении солнца, во время ночи быть без Бога; некоторые обоготворили луну, дабы днем не иметь Бога; иные—прочие части мира, иные—искусства, иные—снеди, иные—удовольствия: а некоторые до безумия пристрастные к женщинам, на возвышенности поставивши изображение нагой женщины, и называя ее Венерою, в сем образе покланяются своей страсти; а другие, быв поражены блеском золота, обоготворили как его, так и другие вещи; если же кто положит в основание сердца своего учение о единовластительстве Божием, и уверует в оное, тот. истребит всю пагубу злого идолопоклонства и еретического обольщения. Итак, сию истину благочестия прежде всего положи посредством веры в основание души твоей.

 

 

46

О X р и с т е.

7. Веруй также и в Сына Божия, единого и единственного, Господа нашего Иисуса Христа, в Бога, от Бога родившегося, в живот от живота родившийся, в Свет от Света родившийся, Который по всему подобен родившему, Который не во времени получил бытие, но прежде всех веков рожден от Отца вечно и непостижимым образом; Который есть премудрость Божия и сила и правда самобытная; Который сидит одесную Отца прежде всех веков; ибо Он не после страдания, быв увенчан, получил от Бога, как некоторые думают, но с самым бытием Своим престол одесную Его; Он рожден, и всегда имеет Царственное достоинство, сидит вместе с Отцем, есть Бог и Премудрость и Сила, как сказано: вместе со Отцем царствует и все творит по воле Отца, не умаляясь, впрочем, в достоинстве Божественном; знает родившего так, как знает Его родивший. Кратко сказать: вспомни написанное в Евангелии: никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын (Матф. 11, 27).

8. Не отделяй Сына от Отца, и не смешивай также, допуская Сыно-отечество, но верь, что единого Бога един есть Единородный Сын, Бог Слово прежде всех веков; слово не то, которое будучи произнесено разливается по воздуху, слово не подобное словам не самобытным, но Слово-Сын, Творец существ словесных, Слово, слышащее Отца и само говорящее. Впрочем, о сем, ежели позволит Бог, со временем пространнее будет сказано вам: я помню намерение свое сделать теперь краткие наставления в вере.

 

 

47

О рождении от Девы.

9. Веруй, что сей Единородный Сын Божий, ради грехов наших нисшел с небес на землю, приняв на Себя подобное нашему человечество, и родившись от Святой Девы и Святого Духа. Не в виде и призраке, но истинно совершилось вочеловечение Его; не прошел Он чрез Деву так, как чрез канал но истинно воплотился от Нее; действительно ел, как мы, и действительно пил, как мы. Ибо ежели вочеловечение есть призрак: то и спасение будет мечта. Два естества имел Христос: Он был человек, поколику был видим, и вместе Бог невидимый: как человек, Он действительно ел как мы, (ибо имел плоть подобную нашей); а как Бог, напитал пятью хлебами пять тысяч человек; действительно умер, как человек; а четырехдневного мертвеца воскресил, как Бог; спал на корабле действительно, как человек, и ходил по водам, как Бог.

О Кресте.

10. Он распят истинно за грехи наши. Если бы ты захотел отвергнуть сие, то видимое место обличило бы тебя, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы теперь ради Распятого на ней; да и вся вселенная имеет уже части древа крестного, а распят Он не за свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от своих грехов; Он и поруган был тогда людьми, и заушен был, как человек, но познан тварью, как Бог. Ибо солнце, узревши обесславленного Владыку, с трепетом затмилось, не снося такового зрелища.

 

 

48

О погребении.

11. Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его расселись камни от страха; сошел в подземные места, дабы и оттуда освободить праведных.—Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтоб живые наслаждались благодатью тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил и все Пророки и самый Иоанн, который говорит чрез посланных: Ты ли еси грядый, или иною чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?

О Воскресении.

12. Но нисшедший в подземные места вышел оттуда, и погребенный Иисус истинно восстал в третий день. И если когда-либо Иудеи будут упрекать тебя, то ты немедля взаимно вопроси их так: если Иона в третий день вышел - из кита, то почему ж и Христу не восстать из земли в третий день? Если мертвый, прикоснувшийся костям Елисеевым, восстал, то ужели Творец всего не мог восстать силою Отца? Итак, воистину воскрес Он; и воскресши опять явился ученикам; и свидетели Его воскресения двенадцать учеников, которые не обольстительными словами засвидетельствовали оное, но подвергали себя мучениям и смерти, подвизаясь за истину Воскресения. Если при устех двою или триех свидетелей станет,

 

 

49

как говорит Писание, всяк глагол (Матф. 18, 16), то о Воскресении Христовом свидетельствуют двенадцать человек; и ужели еще не веришь ты Воскресению?

О Вознесении.

13. Совершивши подвиг терпения, и искупив людей от грехов, Иисус возшел паки на небеса, быв поднят облаком. Ангелы предстали пред восходящего, Апостолы были зрителями. Ежели же кто не верит сему повествованию; то должен поверить действиям, которые ныне видит. Все цари; умирая, вместе с жизнью лишаются и силы своей; а Распятому Христу покланяется вся вселенная. Мы возвещаем имя Распятого, и трепещут злые духи. Многие в различные времена были распяты; но когда прогоняло злых духов имя другого какого-либо распятого?

14. Итак, да не устыдимся Креста Христова: но хотя бы другой и утаевал оный, ты открыто знаменуй им чело свое, дабы злые духи, узнав Царское сие знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда садишься, ложишься, ешь, пьешь, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае. Ибо распятый на Кресте пребывает на высоте неба. Если бы Распятый и погребенный остался во гробе; тогда имели бы причину стыдиться: но теперь Распятый на сей Голгофе, восшел на небо с восточной стороны горы Елеонской. Сошедши- отсюда во ад, и обратно исшедши к нам, от нас опять восшел на небо, при гласе Отца, воззвавшего к Нему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1).

 

 

50

О будущем суде.

15. Сей восшедщий Иисус Христос опять придет с небес, не от земли: не от земли, говорю я: ибо от земли многие вскоре явятся противники Христу. Уже многие, как известно тебе, стали говорить: аз есмь Христос (Матф. 24, 5); а напоследок явится мерзость запустения (15), неправедно присвояющая себе имя Христово. Но ты ожидай истинного Христа, Сына Божия Единородного, не от земли уже имеющего прийти, но с небес; имеющего открыться всем быстрее молнии и лучей света, сопровождаемого Ангелами, чтоб судить живых и мертвых, и воцариться в Царствии небесном, вечном и нескончаемом. И сие заметь, ибо много таких, которые говорят, что Царство Христово будет иметь конец.

О Святом Духе.

16. Веруй и в Духа Святого, и тех же держись касательно Его мыслей, каковые имеешь об Отце и Сыне, а не внимай богохульному о Нем учению. Знай, что сей Святый Дух есть единый, нераздельный, многомощный, многодейственный, но в себе неразделяемый, Который знает тайны, вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10); Который снисшел в виде голубя на Господа Иисуса Христа, Который действовал в законе и Пророках, Который и ныне во время крещения запечатлевает твою душу. В освящении Его имеет нужду вся разумная природа. Если кто дерзнет произнести хулу на Него, тот не получит отпущения ни в сей век, ни в будущий (Матф. 12, 32). Равною славою Божества почтен Он с Отцем и Сыном: в Нем имеют нужду престолы и господства, начала и власти. Ибо един есть

 

 

51

Бог Отец Христа, и един Господь Иисус Христос, Единородный Сын единого Бога; един и Дух Святый, все освящающий и Боготворящий, говоривший в законе и Пророках, в Ветхом Завете и Новом.

17. Сие учение напечатлевай в мысли твоей непрестанно: теперь оно изложено тебе сокращенно; если же позволит Господь, то по возможности изложено будет с доказательствами из Священного Писания. Ибо никакая Божественная и святая тайна веры никак не должна быть сообщена без Божественного Писания; ниже основываема на одном вероятии и отборных словах; даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем; если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая наст сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.

О душе.

18. После того, как познал ты чистую и славную и всесвятую веру сию, познай и себя самого, что ты такое; познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела; и что, как недавно сказано, тот же Бог есть Творец души и тела. Знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекрасное, сотворенное по образу Создателя, бессмертное по благодати Бога, Который делает оное бессмертным, творение живое, разумное, нетленное, по благодати того, Который даровал сие, творение, имеющее власть делать, что хочет. Ибо ты не потому грешишь, что родился в то, или другое время, не судьба заставляет тебя любодействовать, не положение звезд, как некоторые пустословят, прину-

 

 

52

ждает тебя предаваться любострастью. Для чего, не хотя признаться в собственном зле, приписываешь невинным звездам причину оного? Не внимай же звездочетам. Ибо Божественное Писание говорит о них: да станут ныне, и спасут тя звездочетцы небесе, и далее: се вси яко хврастие огнем погорят, и не изъимут души своея из пламене (Исаии 47, и з. 14).

19. Познай и то, что душа нимало не грешила прежде, нежели явилась в мир сей; пришедши в него безгрешными, грешим мы ныне по произволению. Нимало не слушай худо изъясняющего сие место: аще ли, еже не хощу, сие творю (Римл. 7, 16); но вспомни слова: аще хощете, и послушаете Мене, благая земле снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Исаии 1, 19. 20) и т. д.; и в другом месте: якоже представите уды ваша рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие; тако ныть представите уды ваша рабы правде во святыню (Римл. 6, 19); вспомни также и сии слова Писания: яко не искусиша имети Бога в разуме (Римл. 1, 28. 19); и еще: разумное Божие Яве есть в них; и сии: очи свои смежиша (Матф. 13, 15), и в другом месте слова Самого Бога: Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен: како превратился еси в горесть, виноград чуждий (Иерем. 2, 21)?

20. Душа бессмертна, и души мужчин и женщин подобны; различны только члены тела. Не так устроены души, чтоб некоторые по природе грешили; а другие по природе делали добро; но то и другое зависит от произволения; а существо душ во всех одинаково и подобно. О многом мог бы я говорить с вами, но времени прошло уже много; впрочем, о чем более говорить нам, как не о спасении? Ужели не желаешь ты принять напутствия,

 

 

53

для подвига с еретиками? Ужели не желаешь узнать кривизн пути сего, дабы по неведению не упасть со стремнины? Ежели наставники почитают немалою выгодою, когда ты познаешь сие; то ты, наставляемый, не должен ли с удовольствием принимать все, что говорят тебе?

21. Самовластна душа; посему диавол подстрекать может, а принудить против воли не имеет власти. Внушает он тебе мысль о любодеянии; ежели захочешь, то примешь ее; если же не захочешь, то не примешь. Ибо ежели бы любодействовал ты по необходимости: то к чему приготовил Бог геенну? Ежели бы по -природе, а не по свободе делал ты добро; то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается; потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы.

О теле.

22. Возлюбленный, узнал ты, сколько можно, теперь о душе: прими посильное наставление и о теле твоем. Никого не слушай, кто говорит, что тело сие не от Бога. Ибо те, которые верят, что тело не от Бога, оное, как сосуд чуждый, и на любодеяние свободно употребляют. И почему презирают достойное удивления тело сие? Какой имеет оно недостаток в красоте? Какого не достает искусства-в-его строении? Не надлежало ли бы им представить себе прозрачнейшего состава глаз? Представить, как уши, быв криво образованы, могут беспрепятственно слышать? И как обоняние способно к принятию и различению запахов? Как язык служит в двух случаях, для способности вкуса, и для действия словесного? Как легкое, быв скрыто внутри, непрестанно ды-

 

 

54

шит воздухом? Кто заставил сердце быть в непрерывном биении? Кто устроил столько малых и больших жил? Кто соединил мудро кости с нервами? Кто одну часть пищи определил для поддержания жизни, а другую отделил для извержения и срамные члены скрыл в местах неблагородных? Кто, человеческий род, который мог бы пресечься, делает непрерывным посредством удобного совокупления?

23. Не говори мне, что тело, виновно в грехе. Ибо ежели тело виновно в грехе, то почему не грешит мертвый? Вложи меч в руку теперь только умершего; убийства не будет. Пусть все красоты явятся пред умершего теперь молодого человека; похоти к любодеянию в нем не будет. Почему? потому, что тело не грешит само по себе, но душа грешит посредством тела. Тело есть орудие, и как бы одежда и покров души. Ежели она решается на любодеяние, тогда тело бывает нечисто; ежели ж соединено будет с душою святою, то бывает храмом Духа Святого. Это не я говорю, но Апостол Павел сказал: или не веете, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть (1 Кор. 6, 19)? Итак, храни тело твое, так как оно есть храм Духа Святого. Не оскверняй плоти твоей любодействами, не клади пятен на сию прекрасную одежду твою. Если же и запятнал, то очисти теперь покаянием, измойся, доколе есть время.

24. Выслушайте учение и о целомудрии, во-первых вы, принадлежащие к сословию монашествующих и дев, на земли равноангельскую провождающих жизнь; а потом и прочие члены церкви. Великий венец готовится вам, братие; не променяйте важного достоинства на маловажные удовольствия, выслушайте

 

 

55

слова Апостола: да не кто блудодей, или скверните ль, Якоже Исав, иже за яд едину отдал есть первородство свое (Евр. 12, 16). Ты уже вписан в Ангельских книгах за решимость хранить целомудрие; смотри, чтобы опять не быть изглаженным за дела блудные.

25. С другой стороны, ведущий девственную жизнь не возгордись пред теми, кои вступили в брак. Ибо честна женитьба во всех и ложе нескверно (Евр. 13, 4), как говорит Апостол. И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию, следуя необузданной воле; кои знают время для воздержания, дабы свободно заняться молитвой; кои в церковных собраниях с чистыми одеждами имеют чистые и тела; кои вступили в брак для деторождения, а не по любострастию.

26. Однобрачные да не презирают вступивших во второй брак: доброе поистине и удивительное дело воздержание, впрочем, извинительно вступление и во второй брак, дабы слабые не любодействовали. Добро бо им, аще пребудут, якоже и аз, говорит Апостол; аще ли не удержатся, да посягают. Лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7, 8. 9). А прочее все—блуд, прелюбодейство и всякий вид невоздержания, да будут удалены вами от себя: да хранится же тело в чистоте Господу, дабы и Господь призрел на тело. Да будет питаемо тело снедями только для поддержания жизни, и для беспрепятственного служения, а не для того, чтобы предаваться ему удовольствиям.

 

 

56

О пище.

27. Касательно пищи вот для вас правила, поелику многие и касательно пищи погрешают. Одни без разбора приступают к жертвам идольским; а другие воздерживаются от них, впрочем, осуждают идущих, и различным образом в суждениях о пище оскверняются души некоторых, кои не знают основательных причин есть что либо, или не есть. Мы постимся, воздерживаемся от вина и от мяса, не потому, что ненавидим оные, как вещи нечистые, но потому, что ожидаем за то награды; дабы за презрение чувственного, насладиться нам духовною и мысленною трапезою, и дабы посеяв ныне слезами, с радостью пожать в будущем веке. Итак, не презирай идущих, и по причине слабости телесной принимающих пищу; и не порицай употребляющих немного вина стомаха ради и частых недугов (1 Тим. 5, 23); и не осуждай их, как грешников; не гнушайся мясом, как вещью тебе несвойственною. Ибо таковых имеет в виду Апостол, когда говорит: возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным (и Тим. 4, з). Посему воздерживаясь от него, воздерживайся не так, как от вещи скверной; иначе не будет за то награды: но почитая оное вещью доброю, презирай, потому что предложено тебе лучшее, духовное.

28. Будь тверд душою, чтобы никогда не есть брашен, принесенных идолам. О сем не я только забочусь теперь, но заботились уже и Апостолы, и Иаков, епископ сей Церкви, Апостолы и Пресвитеры писали ко всем народам соборное послание о том, чтобы воздерживались они особенно от жертв идоль-

 

 

57

ских, а потом от крове и удавленины (Деян. 15, 20). Ибо многие из людей, будучи зверообразны, и живя на подобие собак, пьют кровь по примеру хищных зверей, и с алчностью едят удавленину. А ты, раб Христов, и во время ядения наблюдай благоговение. Сего довольно о пище.

29. Одежду имей на себе простую, не для украшения, но для необходимого покровения; не для того, чтобы одеваться пышно, но чтобы согреться зимою и прикрыть наготу тела. Заботясь об одежде под предлогом прикрытия срамоты, не подвергнись другой срамоте.

О воскресении.

30. Береги, прошу тебя, тело твое, и знай, что ты из мертвых восстанешь, и будешь судим с сим телом. Ежели же ты не доверяешь сему, как делу невозможному: то из того, что видишь на самом себе, заключай хотя сколько-нибудь и о том, чего не видишь. Представь, и скажи мне, в каком положении был сам ты прежде десяти лет, или более: из колико малозначительного и слабого состояния достиг ты столь великого возраста и толикой красоты: ужели же небытие приведший в бытие, не в состоянии воскресить уже существовавшее и опять разрушившееся? Тому, Который посеваемую для нас пшеницу, каждогодно истлевающую, оживотворяет, ужели трудно будет воскресить нас самих, для которых и Он восстал? Видишь ли ты, что дерева теперь, в продолжение стольких месяцев, стоят без плодов и без листьев; а когда пройдет зима, то все опять как бы из мертвых оживут? Не гораздо ли лучше и удобнее ожить будет, нам? Жезл Моисеев по воле Божией превратился в чуждое для него естество

 

 

58

змия: а человек, подвергнувшийся смерти, ужели не придет опять в первобытное состояние?

31. Не внимай тем, кои говорят, что не восстает тело сие—оно восстает: свидетельствует о сем Исаия, говоря: воскреснут мертвии и востанут, иже во гробех (Исаии 26, 19); и Ангел с Даниилом разговаривавший: и мнози от спящих в земней персти востанут: сии в жизнь вечную, а онии во укоризну вечную (Дан. 12, 2). Всем людям должно будет воскреснуть; но не для всех одинаково воскресение. Все мы получим тела вечные, но не все одинаковые. Праведные получат для того, дабы вечно ликовствовать с Ангелами; а грешные, чтобы вечное терпеть за грехи мучение.

О Крещении.

32. Посему Господь предварительно по человеколюбию своему дал нам искупление посредством Покаяния, дабы свергнув с себя большую, или лучше, всю тяжесть грехов, и приняв печать от Святого Духа, со делались мы наследниками жизни вечные. Но прежде довольно говорил я о Покаянии; теперь остается преподать окончательное предуготовительное учение.

О Божественном Писании,

33. Так научают нас Богодухновенные Писания Ветхого и Нового Завета. Ибо обоих Заветов един есть Бог, Который явившегося в Новом Завете Христа предвозвещал в Ветхом; Который руководил ко Христу чрез Закон и Пророков. Прежде бо пришествия веры, под законом стрегоми бехом; и закон пестун нам быть во Христа (Гал. 3, 23. 24).

 

 

59

И если когда услышишь, что кто-либо из еретиков хулит закон, или Пророков; то скажи ему вопреки сии спасительные слова: не пришел Иисус разорити закон, но исполнити (Матф. 5, 17). Рачительно испытай от церкви, какие книги Ветхого Завета и какие Нового; а книг, коих Богодухновенность сокрыта, совсем не читай. Ибо, не узнавши того, что все исповедуют, к чему напрасно мучиться над тем, что сомнительно? Читай Божественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета, переведенные семидесятью двумя толковниками.

34. По смерти Александра Царя Македонского, и по разделении царства его на четыре державы, Вавилонскую, Македонскую, Азийскую и Египетскую, один из царей Египетских Птоломей Филадельф, царь весьма приверженный к наукам, отвсюду собирая книги, когда услышал от Димитрия Фалерейского, начальника книгохранилища, о Божественных Писаниях Закона и Пророков; то считая гораздо лучшим приобрести оные книги не принуждением против воли владетелей, но склонением их на свою сторону посредством даров и дружбы, (знал он, что вынужденное, большею частью без свободного произволения отдаваемое, бывает обманчиво; а то, что отдается по воле, всегда бывает верно,) послал к Елеазару, тогдашнему Архиерею, богатые дары в здешний Иерусалимский храм, и испросил у него для перевода по шести человек из всех двенадцати колен Израильских. Потом, как для испытания, Божественные ли были книги, так и для той предосторожности, чтобы присланные переводчики не сносились друг с другом, каждому из них назначивши особый дом в так называемой Фаре, находящейся близ Александрии, каждому велел переводить все

 

 

60

писания. Когда же они в течение семидесяти двух дней кончили дело; то он, сличивши переводы, над которыми трудились все в разных домах, не сходившись друг с другом, нашел, что они согласны были не только в мыслях, но и в словах. Ибо не от изобретения красот и мудрований человеческих зависело дело; но как Божественные Писания возвещены были Святым Духом, так и преложение их совершаемо было при содействии Духа Святаго.

35. Читай переведенные ими двадцать две книги; а тех, Богодухновенность коих сокрыта, совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были Апостолы и древние Епископы, предстоятели Церкви; они предали сии книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов ее. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как сказано, занимайся, и если ты хочешь научиться, то старайся с моих слов запомнить оные поименно. Первые пять книг суть, книги Моисеевы известные под именем закона, книга Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония, потом Иисус сын Навин, далее книги Судей, с книгою Руфи, кои седьмою считаются; из остальных Исторических книг, первая и вторая книги Царств у Евреев одну книгу составляют; одну также третья и четвертая: равным образом первая и вторая книга Паралипоменон у них одна книга, и Ездры первая и вторая за одну, почтены книгу. Двенадцатая книга Есфирь. Это—книги Исторические. Пять книг стихами написанных: Иов, Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, которая будет уже Книга семнадцатая. Кроме того, пять книг Пророческих. Одна двенадцати Пророков, одна Исаии, одна Иеремии вместе с Вару-

 

 

61

хом, с Плачем и Посланием, потом одна Иезекииля и наконец Даниила двадцать вторая книга Ветхого Завета.

36, Нового же Завета книги: четыре Евангелия; а прочие Евангелия суть подложные и вредные. И Манихеи написали Евангелие от Фомы, которое быв намащено благовонием Евангельского наименования, развращает души простых людей. За Богодухновенные также принимай и Деяния двенадцати Апостолов; сверх того семь посланий Соборных, Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; а запечатление всего и последнее дело для учеников четырнадцать посланий Павловых; а прочие писания все да будут вне сих, и должны считаться второстепенными. Ничего такого, что не читается в Церквах, сам по себе не читай и ты, как то уже ты слышал. Но о сем довольно.

37. Бегай всякого действия диавольского, и не повинуйся сему дракону, отступнику, самопроизвольно изменившему доброе существо свое. Он может покорить себе того, кто хочет; а принудить к тому не может никого. Не внимай ни учению звездочетов, ни птицегаданию, ни предзнаменованиям, ни баснословным Еллинским прорицаниям; даже не слушай о чародеяниях и волшебных наговорах и беззаконнейших делах, совершаемых при вызывании мертвых. Презри всякий род невоздержания, не угождай чреву, не люби удовольствий. Будь выше страсти сребролюбия и лихоимства. Не входи в языческие собрания на зрелища, и в болезнях никогда не употребляй волшебных наговоров. Совершенно отвращайся непотребства корчемников: не уклоняйся ни к самаританству, ни к жидовству: ибо Иисус Христос искупил уже тебя. Оставь всякое наблюдение суббот; а особенно гнушайся всяким собранием законопре-

 

 

62

ступных еретиков; всемерно укрепляй душу твою храня посты, подавая милостыни и читая Божественные Писания; дабы после того, как ты в целомудрии при благочестивых догматах веры проживешь во плоти остальное время, насладиться единым спасительным даром Крещения, и таким образом быть сопричислену Отцем и Богом к небесным воинствам, и удостоиться небесных» венцев во Христе Иисусе, Господе нашем: слава Ему во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.