Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 2. О покаянии, отпущении грехов и о противнике

18

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ВТОРОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления 6 покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного на нем будет. (Иезек. 18, 20)].

1. Ужасное зло—грех, и болезнь души самая жестокая-преступление закона; оно лишает ее совершенно сил, и повергает в огнь вечный; зло самого человека; порождение произволения. —И что мы подлинно грешим по своему произволению, о сем ясно говорит негде Пророк: Аз насадах тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий (Иер. 2, 21)? Насаждение доброе, плод злой: зло от воли. Насадитель не виновен, а виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был; но принес плод злой по произволению. Ибо сотвори Бог человека правого, по словам Екклезиаста, и сии взыскаша помыслов многих (Еккл. 7, 30). Того бо есмы творение, говорит Апостол, создани на дела благая (Ефес. 2, 10). Творец, будучи Сам благ, и нас создал для дел благих; а творение по собственному произволению обратилось на зло. Итак, грех, как

 

 

19

сказано, есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобь излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь; доколе он держит уголь, дотоле без сомнения жжет его; но если бросит он уголь, то прекратится и жар. Ежели же кто думает, что он не сгорает от греха, таковому говорит Писание: Ввяжет ли кто от в недра, и риз своих не сожжет ли (Притч. 6, 27)? так попаляет грех силы душевные.—

2. Но скажет кто-нибудь; что ж такое грех? животное ли? Ангел ли? злой ли дух? что такое, так действующее? Это не есть враг, отвне наступающий на тебя, человек: но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами, и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого, и прекратится склонность к хищению. Помни о суде, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство. Когда забываешь ты Бога; тогда только начинаешь и мыслишь злое, и совершать дела беззаконные.—

3. Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, есть некто и другой самый злой подстрекатель к нему—диавол. Он подстрекает всех, однако ж не одолевает тех, которые не повинуются ему. Посему то говорит Екклезиаст: Аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10, 4). Заключи дверь свою, удали его от себя, и не нанесет тебе вреда. Если же ты хладнокровно допустишь помысл похоти; то она, обращаясь в сердце, пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой, и увлечет тебя в пучину зол. Но может быть ты скажешь: я верный, и не возобладает надо мною похоть, хотя бы и часто возбуждалась она в мысли моей. Ужели

 

 

20

ты не знаешь, что и в камень внедряется корень от долговременного на оном пребывания? Не принимай семени, иначе оно подавит веру. Вырывай с корнем зло прежде, нежели расцветет оно, чтоб ты, пренебрегши сие в начале, после не имел нужды в секире и огне. Когда начинается глазная болезнь, то ты лечи себя заблаговременно, чтоб не искать врача тогда, когда уже ослепнешь.

4. Первый виновник греха и отец зла (Иоан. 8, 44) есть диавол. Это сказал Господь, а не я. Яко диавол исперва согрешает (1 Иоан. 3, 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность ко греху, (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он будучи сотворен добрым, от собственного произволения соделался диаволом, от действий получив сие наименование. Ибо будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны; поелику сатана означает противника. Это не мое учение, но духоносного Пророка Иезекииля. Он, оплакивая его, так говорит: Ты печать уподоблены и венец доброты, в раю Божием был еси (Иезек. 28, 12. 13).— И несколько после: Был еси ты непорочен во днех твоих, от коегоже дне создан еси, дондеже обретошася неправды в тебе; (15) весьма хорошо сказано: обретошася в тебе: поелику не отвне привзодило в тебя зло, но сам ты родил его. После он сказал и причину сему: Вознесеся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих; и за грехи твои уязвлен ты, и на землю повергох тя. (17) Согласно с сим говорит Господь в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. 10, 18). Видишь сход-

 

 

21

ство Ветхого Завета с Новым. Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, кои повинуются ему. От него прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды получил землю, произращающую терния.—

5. Что же, скажет кто-либо? погибли мы обольщенные: и ужели нет после того спасения? мы пали: ужели нельзя восстать? мы сделались слепы: ужели невозможно опять прозреть? мы сделались хромы: ужели не возможем ходить прямо? кратко сказать, мы умерли: и ужели нет Средства воскреснуть? Тому, Который воздвиг Лазаря четырехдневного, уже смердевшего, не удобнее ли тебя, человек воскресить живого? Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаяваться, братие; не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние. Кто не уповает спастися, тот без опасения умножает грехи свои; а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения; а. если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние. Также змей отлагает чешую свою: мы ли не отложим греха? и произращающая терния земля быв хорошо возделана, превращается в плодоносную: а для нас ужели не возвратно спасение? Итак, природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение.—

6. Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Не говори же ты: я блудодействовал, прелюбодействовал, ужасные творил грехи, и притом

 

 

22

не однажды, но многократно. Ужели простит Он? ужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Коль многое множество благости Твоея, Господи (Псал. 30, 20)! все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верою; поведай сему Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви; и на тебе сбудутся следующие за оными слова: И ты оставил еси нечестие сердца моею (Псал. 31, 5).

7. Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно еще начал слушать огласительное учение? хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? выслушай случившееся с Адамом.—Преслушал заповедь Божию Адам первосозданный; не мог ли Бог тогда же предать его смерти? посмотри, что делает человеколюбивейший Господь! правда изгоняет его из рая: (так как по причине греха своего он соделался недостойным сего местопребывания); впрочем, поселяет его прямо рая, дабы видя, откуда ниспал, из какого и в какое состояние низвержен, мог он впоследствии спастися посредством покаяния. Перворожденный человек Каин соделался братоубийцею, изобретателем злодейства, виновником и начальником убийств, и первым завистником. Но после того, как убил брата своего, на что осуждается он? стеня и трясыйся будешь на земли.—Грех велик; наказание легкое.—

8. Так—поистине открывается здесь человеколюбие Божие; но еще оно не столь велико, как увидим его далее. Представь себе случившееся во времена Ноевы. Прегрешили исполины; нечестие сильно разлилось тогда по земли; ради оного долженствовал по-

 

 

23

следовать потоп; и в пятисотый год (жизни Ноевой) открывает Бог угрозу Свою; однако ж в шестисотом уже навел потоп на землю. Видишь ли пространство Божия человеколюбия, которое еще простирается на сто лет? Ужели немедленно совершить не мог Он того, что совершил по истечении столетия? Но Он нарочно продлил время, дабы дать случай к раскаянию. Видишь ли благость Божию? Если б даже и тогда они покаялись; то не лишились бы человеколюбия Божия.—

9. Посмотрим также и на других, которые спаслись посредством покаяния. А может быть и из числа женщин какая-либо скажет: я блудодействовала, прелюбодействовала, осквернила тело мое всеми родами невоздержания: можно ли спастись мне? женщина, воззри на Раав, и надейся и ты спасения. Ибо если она, быв явною и всенародною блудницею, спаслась посредством покаяния; то ужели женщина, один раз некогда соблудившая до принятия благодати, не спасется при помощи покаяния и поста? рассмотри, как спаслась Раав. Она сказала только: Бог ваш на небеси и на земли. Бог ваш. (Иис. Нав. 2, 11.) Своим не дерзнула она назвать Его, сознавая нечистоту свою.—И если ты хочешь иметь свидетельство из Писания о том, что она спаслась, то найдешь его во псалмах: Помяну Рааву, и Вавилона ведущим мя (Псал. 86, 4). Велико человеколюбие Божие! даже и о блудницах воспоминает Он в Писании! и притом не просто говорит, помяну Рааву и Вавилон; но присовокупляет: ведущим мя. Итак спасение, которое приобретается покаянием, равно возможно для мужеского пола и женского.—

10. И хотя бы согрешил целый народ, то человеколюбие Божие не побеждается. Слил народ Изра-

 

 

24

ильский тельца; но Бог не оставил человеколюбия Своего. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекся Себя Самого. Сии бози твои, Израилю (Исх. 32, 4), говорили они. Но Бог Израилев, как Ему свойственно, опять соделался Спасителем их. Притом не один народ согрешил, но и Аарон Первосвященник. О сем свидетельствует Моисей: И на Аарона разгневася Господь, и помолися о нем, продолжает он, и простил ему Бог (Второз. 9, 20. 26).— Ежели тогда Моисей предстательством своим за согрешившего Первосвященника умилостивил Господа: то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивляет Бога? и если согрешившему Аарону не воспретил Бог вступить на первосвященническое достоинство; то ужели заградит Он вход тебе, пришедшему из среды язычников? Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя невозбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистинну Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изрещи Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие языки совокупились в едино, то и тогда бы даже и отчасти не возмогли поведать человеколюбия Божия. Ибо мы из Писания возвещаем только часть некоторую о милосердии Божием к человекам: но не знаем еще, сколько явил Он снисхождения и самим Ангелам. Так снисходит Он и им, поелику един только безгрешен Иисус, очищающий грехи наши. Но о них довольно.

11. Если же хочешь ты, чтоб и другие представлены были мною примеры: то посмотри на блаженного Давида, и возьми его за образец покаяния. Пал сей великий муж тогда, как вставши от сна после

 

 

25

обеденного, прогуливался на кровле дома своего. Посмотрел неосторожно, и подвергся человеческой слабости. Грех соделан, но от сего не истребилось, доброе расположение исповедать падение свое. Приходит немедленно Пророк Нафан для обличения и уврачевания раны. Разгневася Господь, говорит он, яко согрешил еси (2 Цар. 12). Так говорил царю частный человек; но порфироносный царь не огорчился на него. Ибо он смотрел не на того, кто говорил, но на Того, от Кого сей послан был. Его не ослепил сонм воинов, его окружавших. Ибо он представлял в уме своем воинство Господних Ангелов, и невидимого устрашился, как бы видел Его; почему говорит в ответ к пришедшему, а паче в лице его к пославшему: согреших ко Господу (2 Цар. 12, 13). Видишь смирение царево, видишь его исповедание. Он не был уличен кем-либо; не многие знали о его поступке. Дело сделано скоро, немедленно Пророк предстал для обличения, и падший сознается в злодеянии. И поелику сознание его было чистосердечно: то весьма скоро получил и врачевство. Ибо тот же Пророк Нафан, который угрожал ему, тут же-говорит: и Господь отъя согрешение твое (2 Цар. 12, 13). Видишь, как скоро человеколюбивый Бог пременяет суд Свой. Между тем говорит Пророк: поощряя изострил еси врагов Господних. Многих имел ты врагов по причине правды твоей, но целомудрие твое охраняло тебя. Когда же утратил ты сие крепкое оружие, то враги твои готовы уже напасть на тебя. Так говорил ему Пророк.

12. Но блаженный Давид, хотя подлинно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, впрочем, не прекратил покаяния: но вместо порфиры облекался

 

 

26

во вретище, а вместо позлащенного престола царь сидел на пепле и на земле; и не только на пепле сидел, но и в пищу употреблял пепел, как и сам говорит: пепел, Яко хлеб ядях (Псал. 101, 10). Слезами иссушил он похотливое око; измыю, говорит он, на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их: но чрез целые семь дней продолжал пост. Если царь таким образом раскаялся: то ты, частный человек, не обязан ли раскаиваться? И во время возмущения Авессаломова, тогда как многие открывались ему пути для бегства, он захотел бежать чрез гору масличную, как бы обращаясь мыслью к Искупителю, имевшему вознестися с нее на небо. И когда злобно проклинал его Семей, он говорит: отпустите ему (2 Цар. 16, 10). Ибо знал он, что отпущающему отпущено будет.

13. Видишь, что раскаяние есть дело доброе. Видишь, что кающиеся спасаются. И Соломон пал: но что говорит он? Последи аз покаяхся (Притч. 24, 3 2). А Ахаав, царь Самарийский, был законопреступнейший идолопоклонник, человек беззаконный, убийца Пророков, чуждый благочестия, алчный до чужих полей и виноградов. (3 Цар. 21, 27.) Но по умерщвлении чрез Иезавель Навуфея, когда пришел Пророк Илия, и только произнес угрозы: он раздрал одежду и облекся во вретище. Что же говорит ко Илии человеколюбивый Бог? Видел ли еси, како умилися Ахаав пред лицем Моим? (29) Он как бы убеждает воспламененного гневом Пророка снизойти кающемуся. Не наведу зла, говорит он, во днех ею. И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако ж Господь совершенно прощает ему; не по-

 

 

27

тому, чтобы не знал он будущего; а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось.

14. Равным образом, Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (3 Цар. 13, 4). Рука его сделалась сухою, когда он велел схватить обличавшего его Пророка. Но дознав на опыте силу сего человека, говорит ему: помолися пред лицем Господа Бога твоею. (6) И вследствие слов сих рука его опять исцелела. Если Пророк исцелил Иеровоама: ужели Христос не может исцелить и, освободить тебя от греха? Манассия так же был законопреступнейший человек: он распилил Исаию, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию; но быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние.—Ибо Писание говорит, что смирися Манассия пред лицем Господним, и помолися, и услыша Господ, и возврати его на царство его (2 Паралип. 33, 13). Если распиливший Пророка спасся покаянием; ужели не спасешься ты, ничего такого не соделавший?

15. Смотри, без причины не отвергай действия покаяния. Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пят тысяч (4 Цар. 19, 35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и сие дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его, говорит ему Исаия: Заповеждь дому твоему, умреши бо ты, и не будеши жив (4 Цар. 20, 1

 

 

 

28

Исаии 38, 1). Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться исцеления, когда Пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия, но вспомнив слова Писания: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Исаии 30, 15), он обратился к стене, и от ложа простерши мысли к небу, (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых) говорит: Господи, помяни мя (4 Цар. 20, 3). Ибо для того, чтобы исцелеть мне, довольно вспомнить Тебе о мне. Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша; но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому, и когда жить. И тому, которому, по изречению Пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприяло обратное течение. Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло; оно не возвратилось, но померкло; а чрез сие и показало различие между тем и другим, т. е. между Езекиею и Иисусом. И тот возмог отвратить Божественное определение; а Иисус не дарует ли отпущения грехов? Обратись и восплачь о самом себе/ заключи дверь, и помолись, чтобы отпустил Он тебе, и чтобы свободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание сильно и огнь утушать, сильно и львов укротить.

16. Если же не веришь, то представь себе, что случилось с Ананиею и бывшими с ним, какие излили они источники. Какие меры воды могли утушить пламень, воздымавшийся на сорок девять локтей? Но где чрезмерно возвышался пламень, там подобно реке излилась вера; там противодействовали злу сим гласом: Праведен еси, Господи, о всех, яже со-

 

 

29

творил еси нам; согрешихом бо и беззаконновахом (Даниил. 3, 27. 29). И покаяние потушило пламень. Если ты не веришь, что может утушить огнь геенский покаяние; то познай сие из того, что случилось с Ананиею. Но скажет кто-либо из внимательных слушателей: Бог сохранил их тогда за правду их; так как они не восхотели поклониться идолу, даровал им Бог сию силу. Когда так, то представлю и другой пример покаяния.

17. Каких ты мыслей о Навуходоносоре? Не слышал ли ты из Писания, что он человек кровожадный, свирепый, свойства зверского? Не слышал ли, что он кости из гробниц царских изверг вон? Не слышал ли, что он целый народ отвел в плен? Не слышал ли, что он ослепил царя после того, как видел сей убиваемых детей своих? Не слышал ли ты, что он сокрушил херувимов? Я не говорю о херувимах духовных, нет, не разумей так, человек! Но херувимов изваянных, очистилище, из среды коего в слух говорил Бог. Завесу святыни он попрал: взял кадильницу и перенес в идольское капище; все приношения обрал, храм сжег до основания. Какого он достоин был наказания за умерщвление царей, за сожжение святыни, за пленение народа, за посвящение идолам священных сосудов? Не был ли он достоин тысячи смертей?

18. Ты видел великость зол: посмотри теперь на человеколюбие Божие. Он преобращен в зверя, в пустыне провождал жизнь, бит был, дабы мог спастися. Имел когти, как лев; ибо был хищник святыни. Имел львиные волосы; ибо был он лев, похищающий и рыкающий. Траву, как вол, снедал; ибо был он скот, непознавший даровавшего ему

 

 

30

царство. Тело его омочаемо было росою: потому что, видя потушенный росою огнь, он не уверовал. И что же происходит? Аз Навуходоносор очи свои на небо воздвиг, говорит он, и Вышняго блаюслових, и живущего во веки похвалих и прославих (Дан. 4, 31). Итак, когда он познал Вышнего, и вознес благодарственный глас к Богу, когда раскаялся в содеянии греха, и познал немощь свою; тогда Бог возвращает ему царскую честь.

19. Что же? Навуходоносору, который столько сделал зла, и после раскаялся, Бог даровал прощение и царство: а тебе, кающемуся, ужели не дарует отпущения грехов и Царства Небесного, если ты, как должно, жить будешь? Человеколюбив Господь, скоро прощает; но медлит наказывать. Посему никто да не теряет надежды о своем спасении. Петр, верховный и первенствующий из Апостолов, пред служанкой трижды отрекся Господа, но раскаявшись плакася горько (Матф. 26, 75). А плач изъявляет сердечное покаяние. И потому он не только получил прощение в своем отречении, но еще и Апостольское достоинство удержал неотъемлемо. Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся и спасенных, поспешите и сами покаяться пред Господем; дабы и прощение получить вам в содеянных грехах, и. Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе. Слава Ему во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.