Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 17. Продолжение учения о Святом Духе

269

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ СЕМНАДЦАТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из первого послания к Коринфянам: овому Духом дается слово премудрости, и проч. и Коринф. 12, 8]

1. В прежнем поучении мы, сколько могли, предложили любви вашей, слушатели, некоторую часть свидетельств о Св. Духе: теперь, по воле Божией; приведем еще, сколько можно будет, оставшиеся свидетельства из Нового Завета. Прежде, дабы не отягчить вашего слуха, я остановил ревность вашу (ибо словом о Святом Духе никогда насытиться не можно): ныне предложим некоторую часть того, что осталось сказать. Я чистосердечно признаюсь ныне, что немощь наша не может вместить всего, сказанного о сем в Писании, впрочем, и теперь не буду прибегать к человеческому мудрованию, ибо это бесполезно; предложу токмо то, что содержится в Св. Писании, ибо сие совершенно безопасно, по словам святого Апостола Павла, который говорит: я же и глаголем не в наученых человеческие премудрости словесех, но в наученых Духа Святого, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2, 13). Мы подобно путешествующим или плывущим поступаем, кото-

 

 

270

рые, имея одну цель в дальнем пути своем, хотя с усердием поспешают достигнуть оной; однако же, по причине немощи человеческой, обыкновенно останавливаются для отдохновения в известных городах или пристанях.

2. Хотя рассуждения наши о Святом Духе разделяем мы, но Он Сам неразделим и есть один и тот же. Ибо как в беседах наших об Отце, иногда предлагаемо было учение о Его единовластительстве, иногда о том, почему Он именуется Отцем, или Вседержителем, а иногда о том, что Он есть Творец всего, и между тем разделением поучений не разделялась вера: ибо и был и есть один конец благочестия. И как в беседах о Единородном Сыне Божием в одно время поучали мы о Его Божестве, а в другое предлагали учение о Его человечестве, и хотя разделяли учение о Господе нашем Иисусе Христе на многие рассуждения, однако же проповедывали неразделяемую в Него веру: равным образом и ныне, разделяя поучения наши о Св. Духе, мы проповедуем нераздельную в Него веру. Ибо один есть и тот же Дух, разделяющий дарования в особенности каждому, как Ему угодно, но Сам Пребывающий неразделимым. Ибо Утешитель не есть иной, различный от Духа Святого; но есть один и тот же, только различными именами называемый. Он имеет жизнь, самобытие; говорит, действует, и всех разумных существ, от Бога чрез Христа сотворенных, т. е. Ангелов и человеков, есть Освятитель.

3. Чтобы, по причине различных названий Духа Святого, некоторые по невежеству не подумали, что это суть различные духи, и что не один и тот же Дух, Который есть един: то, предостерегая тебя,

 

 

271

Вселенская Церковь предала в исповедании веры веровать во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго в Пророках: дабы ты знал, что хотя и многие суть наименования, однако же един есть Дух Святый. О сих то наименованиях, избрав некоторые из многих, теперь скажем.

4. Называется Он просто Духом, как ныне читано: овому Духом дается слово премудрости (1 Кор. 12, 8). Называется Духом истины, как говорит Спаситель: егда же приидет Дух истины (Иоан. 16, 13). Называется Утешителем, как сказал сей же Спаситель: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (7). А что Он есть один и тот же, различными именами называемый, показывается ясно из следующего. Ибо о том, что Дух Святый есть то же, что и Утешитель, сказано: Утешитель же Дух Святый (Иоан. 14, 26). Касательно же того, что Утешитель есть то же, что и Дух истины, сказано так: и иного Утешителя даст вам, да будет с. вами в век, Дух истины (16). И еще: егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины (Иоан. 15, 26). Называется Он и Духом Божиим, как написано: и видех Духа Божия сходяща (Матф. 3, 16): и в другом месте: елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Римл. 8, 14). Называется и Духом Отца, как говорит. Спаситель: не вы бо будете глаголющий, но Дух Отца вашею глаголяй в вас (Матф. 10, 26); и Павел опять: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, и проч. да даст вам утвердитися Духом Его (Ефес. 3, 14. 16). Называется и Духом Господа, как сказал Петр: что яко согласистася искусити Духа Господня (Деян. 5, 9)? Называется также Духом Божиим, и тут же Христовым, как пишет Павел: вы же несте во плоти,

 

 

272

но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас: аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов, (Римл. 8, 9). Называется и Духом Сына Божия, как сказано: понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своею. Называется в особенности Духом Христовым, как написано: в каково или в кое время ЯвлЯше в них Дух Христов (1 Петр. 1, 1). И в другом месте: вашею молитвою и поданием Духа Иисус Христова (Филип. 1, 19).

5. Кроме сих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: по Духу святыни (Римл. 1, 4). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: не приясте бо Духа работы в боязнь, но приятие Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче (Римл. 8, 15). Называется и Духом откровения, как написано: да даст вам Духа премудрости и откровения в познание Его. (Ефес. 1, 17). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: в Нем же и вы веровавше знаменастеся Духом обетования Святым (13). Называется и Духом благодати, как сей же самый опять говорит Апостол: и Духа благодати укоривый. (Евр. 10, 29.) Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он во Псалмах иногда благим, (Псал. 142, 10.) иногда Владычним (50, 14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия, и Духом страха Божия (Исаии 11, 2. 3). Все же сие, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименования, но один и тот же Дух Святый, имеющий живот и самобытие и всегда вместе со Отцем и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изре-

 

 

273

каемый или дышемый, ниже в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поелику нераздельно, совокупно, и едино спасительное о нас смотрение Отца, и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мною и совершенно знали, что не иной в законе и Пророках, а другой в Евангелии и Апостолах, но один и тот же есть Дух Святый в Ветхом и Новом Завете, изрекавший Божественное Писание.

6. Сей самый Дух Святый сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный Должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святый, нашедший на Нее, освятил Ее, дабы возможно было Ей приять Того, чрез Которого все произошло. Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение: ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей, я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою, и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, сие зависит не от моего дарования. Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий. (Луки 1, 35).

7. Сей Дух Святый действовал в Елисавете. Ибо не только Он бывает в девах, но приближается и к сочетавшимся с мужем, если брак будет по закону: и исполнися Духа Свята Елисавет (41), и пророчествовала. И сия добрая раба говорила о Господе: и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моею ко мне (43)? Ублажала Ее Елисавета. Сим Святым Духом исполнившись Захария, отец Иоаннов, пророчествовал, сказывая о том, коль многие

 

 

274

Единородный доставит блага, и о том, что Иоанн по крещению своему будет Предтечей Его. Сим Святым Духом быв извещен и Симеон праведный, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Луки 2, 26), и приняв сего Христа на руки во храме, ясно о Нем свидетельствовал.

8. И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедывал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: аз вы крещаю водою в покаяние, Грядый же по мне, и проч. Той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 1). Огнем, для чего это? Поелику в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о чем с радостью говорит Спаситель: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Луки 12, 49)?

9. Сей Дух Святый сошел, когда Господь крестился, дабы не была сокрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Него же узрити Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Иоан. 1, 33). Но примечай, что говорит Евангелие: отверзошася небеса (Матф. 3, 16). Отверзлись же по причине славы сходящего. И се, говорит, отверзошася небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Нею, т. е. Он сходил Сам собою. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественные действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует сию благодать. Сошел же Он в виде голубином может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его, чистой и незлобивой голубице, которая приносима

 

 

275

была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос сим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в Песнях о Женихе возвещается и говорится: очи Его яко голубицы на исполнениих вод (Песн. Песн. 5, 12).

10. Сию голубицу отчасти прообразовала, по мнению некоторых, голубица Ноева. Ибо как при нем посредством древа и воды совершилось для бывших с ним спасение, а вместе началось новое бытие, и голубица к вечеру возвратилась к нему с масличным листом: подобным образом, говорят сии толкователи, и Дух Святый сошел на истинного Ноя, виновника иного бытия, соединяющего во едино воли всех народов, кои были преобразуемы различными видами животных, бывших в ковчеге. Ибо по пришествии Его мысленные волки пасутся вместе с агнцами. Церковь Его имеет тельца и вола и льва вместе пасущихся, так как мы доселе видим, что Церковные учители руководствуют и научают земных правителей. Итак, сошла оная Духовная голубица во время Крещения, по изъявлению некоторых для того, дабы показать, что это Тот самый, Который чрез древо Крестное спасет верующих, и к вечеру чрез смерть свою имеет даровать спасение.

11. Но сие можно и иначе изъяснить: однако лучше послушаем и теперь, что говорит о Святом Духе Сам Спаситель. Он говорит: аще кто не родится водою и Духом, не внидет в царствие Божие (Иоан. 3,5). А что сия благодать от Отца, говорит Он: кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него (Луки 11, 13). И что Богу должно кланяться духом, говорит: но грядёт час и ныне

 

 

276

есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бои, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Иоан. 4, 23. 24). И еще: аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы, и проч. (Матф. 12, 28), по сем вскоре: сею ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула не отпустится (31). Тут же: иже аще речет слово на Сына Человеческого, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (32). И в другом месте говорит: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его. Вы же знаегпе Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Иоан. 14, 16. 17). И опять говорит: сия глаголах вам в вас сый. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (14, 26). И еще: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Иоан. 15, 26). И в другом месте говорит Спаситель: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: и пришед Он обличит мир о гресе, и о правде, и о суде (Иоан. 16, 7. 8). И потом опять; еще мною имам глаюлати вам, но не можете носити ныне (12). Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаюлати имать, но елика аще услышит, глаюлати имать и грядущая возвестит вам (13). Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам (14). Вся, елика имать Отец, Моя суть: сею ради рех вам, яко от Моею приимет и возвестит вам (15). Я теперь предложил тебе сви-

 

 

277

детельства Самого Единородного, дабы ты не внимал словам человеческим.

12. Сего Святого Духа общение даровал Спаситель Апостолам, ибо написано: и сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. 20, 22. 23). Это вдохновение второе, поелику первое потеряно от произвольных грехов (Быт. 2, 7). О сем втором написано: взыде вдыхаяй в лице твое, и отъемляй тя от оскорбления (Наума 2, 1). Взыде, откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что сие Его дуновение было по Воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее, и говорит Апостолам: Я готов сообщить и теперь, но еще не, можете принять. Примите пока благодать в той мере, как вместить можете; впрочем, ожидайте и большего. Вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Луки 24, 49). Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлющий несовершенно пользуется данным ему: но облекающийся покрывается одеждою со- всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружий диавола и стрел его; ибо иметь будете силу Святого Духа. (Помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, чрез Него ниспосылаемая).

13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам (Иоан. 14, 16). Они пребывали во Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого: и при наступлении дня Пятидесятницы (Деян. 2, 2), з сем граде Иерусалиме (и сие преимущество, имеем мы, блага, о которых говорим мы, не инде где-либо ниспосланы, а у нас дарованы). В день говорю,

 

 

278

Пятьдесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь, промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблуждших, награждающий подвижников и венчающий победителей.

14. Сошел же для того, чтобы облечь силою и чтобы крестить Апостолов. Ибо говорит Господь: вы имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 5). Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами: так и Апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святый крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: ежели огнь проникая твердость железа, все оное делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым: ежели (говорю) огонь, будучи телом, входит в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие: то что удивляться, если Дух Святый входит в самую внутренность души?

15. Но дабы величие сходящие таковые благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: бысть бо внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну (Деян. 2, 2). Что означало ее сошествие? Дабы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: и исполни весь дом, идеже бяху седяще (2)? Дом оный сделался вместилищем Духовные воды. Ученики находились внутри и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в Божественную и спасительную одежду: и явишася им разделены

 

 

279

языцы яко огненны, и седе на едином коеюждо их, т исполнишася вси Духа Свята (Деян. 2, 3. 4). Приняли они огнь не опаляющий, но спасительный; огнь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Сей огнь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить; а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и Апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая: Спасительный огненный язык возвратил благодать.

16. И начата глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2, 4). Галилеанин Петр и Андрей то Персидским, то Мидским языком изъяснялись: Иоанн и прочие Апостолы на всех языках говорили пред язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они не учившись узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся Греческому языку; чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: Ритор говорит хорошо, а Грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святый вдруг научает многим языкам, которых Апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?

 

 

280

17. Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому Вавилонскому смешению: ибо в оном смешении языков было разделение воли, так как замысел был Богопротивный; а в сем утверждение и соединение мысли, так как целью здесь было благочестие. Чрез что отпадение, чрез то же и восстановление. Слышавшие удивлялись сему и говорили: како мы слышим глаголющих их (Деян. 2, 6). Нимало неудивительно, если вы знаете; ибо и Никодим не знал, как приходит Дух, и ему сказано: Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши: но не веси откуду приходит (Иоан. 1, 8). Равно и я не могу поведать вам, что такое Он в Существе своем.

18. Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2, 13). Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но сие новое вино из Духовного винограда, который много раз уже приносил плоды в Пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковою, в известное время приносит новые плоды: так и сей Дух, пребывая всегда таковым, каков Он есть, и многократно действовавший в Пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо сообщалась благодать и Отцам, но здесь преизобилует. Ибо там приобщились токмо Духа Святого, а здесь крестились оным совершенно.

19. Но Петр, который имел Духа Святого и знал, кого имеет в себе, говорит, мужие Иудейстии, (Деян. 2, 14), которым известен Пророк Иоиль, но которые не разумеете, Что написано у него; не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть (15). Они упились, но не тем, что вы предполагаете, но тем, о чем напи-

 

 

281

сано: упиются от тука дому Твоею, и потоком сладости напоиши я (Псал. 35, 9). Упились упоением трезвенным, умерщвляющим грех и оживотворяющим сердце, упоением противным упоению телесному: ибо сие производит забвение того, что было известно, а оное сообщает познание о вещах неизвестных. Упились, испив вина от Духовной лозы, которая говорит о себе: Аз есмь лоза, вы же рождие (Иоан. 15, 5). Ежели же вы мне не верите, то уразумейте истину слов моих из самого времени: есть до час третий дне (Деян. 2, 15). Ибо в третий час, по словам Марка, Распятый в третий час ныне ниспослал сию благодать. Ибо не иная благодать Распятого, а иная теперь действующего; но Тот, Который был распята и обещал, теперь исполняет обещание Свое. Если же хотите иметь свидетельство, то слушайте, говорит Петр: сие есть реченное Пророком Иоилем: и будет по сих, глаголет Господ, излию от Духа моего (Иоил. 2, 28). Чрез слово излию изображается обильное дарование: не в меру бо Бог дает Духа. Отец любит. Сына, и вся даде в руце Его (Иоан. 3, 34. 35). Он дал Ему власть давать и благодать Всесвятого Духа, кому Он благоволит. Излию от Духа моего на всяку плот, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша (Деян. 2, 17. Иоиля 2, 28); и потом: и на рабы моя, и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моею и прорекут (Деян. 2, 18, Иоиля 2, 29). Дух Святый не смотрит на лица: Он не ищет внешних преимуществ, но благочестия души; и богатые да не возносятся, и бедные да не унывают; приготовляй только всякий себя к принятию небесные благодати.

20. Много уже ныне сказано вам, и может быть утомился слух ваш: но еще больше оставлено, и

 

 

282

поистине, чтобы изложить учение о Святом Духе, потребно третье, потребны многие поучения; но простите мне сие: ибо хотя по причине наступления Святого праздника Пасхи продлил я ныне мое слово, однако же всех свидетельств, которые бы надлежало предложить из Нового Завета, предложить я не мог; не приведены еще мною многие свидетельства из Деяний Апостольских, где повествуется, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех вместе Апостолах; не приведены также многие свидетельства из Посланий Соборных и Павловых четырнадцати Посланий: из всех сих Писаний, как с великого луга цветы, постараемся теперь собрать свидетельства по крайней мере не многие, чтобы воспомянуть об них.

21. Силою Святого Духа, изволением Отца и Сына став Петр со единонадесятьми, и воздвиг глас свой (Деян. 2, 14), (так как сказано:) возвыси крепостию глас твой, благовествуяй. Иерусалиму (Исаии 40, 9), духовною сетью своих слов уловил около трех тысяч душ: толь сильно благодать действовала во всех Апостолах, что те самые Иудеи, которые распяли Христа, в толь многом числе уверовали, крестились во имя Христово и постоянно пребывали в учении Апостолов и в молитвах. Тою же потом силою Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили во храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса, исцелив хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (Деян. 3, и. 2. 1). (да исполнится сказанное:) тогда скочит хромый, Яко елень (Исаии 35, 6); духовного учения мрежею уловили пять тысяч человек вдруг уверовавших; а заблудивших Князей народных и Первосвященников обличали не своею мудростью, ибо они были люди

 

 

283

неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: тогда Петр исполнився Духа Свята, рече к ним (Деян. 4, 8). И чрез двенадцать Апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поелику владельцы поместьев и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь.

22. Руками же Апостольскими быша знамения и чудеса в людех многа (Деян. 5, 12). И толикая изливалась на Апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. Ибо от прочих никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие (из): прилагахуся же верующий Господеви, множество мужей же и жен (14). Улицы же наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них (15). Схождашеся же множество от окрестных градов во Святый сей Иерусалим, приносяще недужные и страждущия от дух нечистых, иже исцелевахуся вси (16) сею силою Святого Духа.

23. Также двенадцать Апостолов, быв ввержены Архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из оной во время ночи Ангелом, и из храма приведены были к ним в судилище; то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к сему и то, что и Духа Святого даде Бог повинующимся Ему (Деян. 5, 32): и быв биты, идяху радующеся (41); и не престаяху учаще и благовествующе Иисуса Христа (42).

24. Не только же в двенадцати Апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первород-

 

 

284

ных сынах бесплодной некогда Церкви сей, т. е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: исполнены Духа Свята и премудрости (Деян. 6, 3); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, муж исполненный веры и Духа Свята (5) творяше знамения и чудеса велия в людех (8); а препирающихся с ними побеждал; не можаху бо противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше (10). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом: воззревше бо нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его, яко лице Ангела (15). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных Иудеев, людей с необразованным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого: то узрел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорит Божественное Писание, сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию, и Иисуса стояща одесную Бога (Деян. 7, 55).

25. Тою же силою Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во граде Самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых, и множество уверовавшего народа приводил ко Христу: а Петр и Иоанн, по прибытии своем, с молитвою и возложением рук сим веровавшим сообщали Духа Святого, Коего по справедливости недостойным почтен один Симон волхв: а некогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Эфиопского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29), научил Ефиоплянина и препослал в Эфиопию проповедника Христова, как написано: Эфиопия предварит руку свою

 

 

285

к Богу (Псал. 67, 32), и быв взят Ангелом, проповедывал Евангелие в прочих городах,

26. Сим Святым Духом исполнился Павел после того, как был призван Господом нашим Иисусом Христом: свидетель сего есть благочестивый Анания в Дамаске, говоривший к нему: Господь Иисус, явлейтися ни пути, имже шел еси, посла мя, яко да прозреши, и исполнишися Духа Свята (Деян. 9, 17). Сей Святый Дух тотчас воздействовал, слепотствующему очами Павлу даровал прозрение, а душу запечатлел своею благодатью, соделал его избранным орудием, да понесет имя явившегося ему Господа к Царям и сынам Израилевым, и бывшего некогда гонителя соделал проповедником и добрым рабом; ибо он все пространство от Иерусалима до Иллирии наполнил Евангельским учением, учил и в Риме, и по ревности своей прошел с проповедью даже до Испании, перенес бесчисленные труды и совершал знамения и чудеса. Но о нем теперь. довольно.

27. Силою Святого Духа верховный Апостол и имеющий ключи Царства Небесного Петр в Лидде, что ныне Диосполь, исцелил расслабленного Энея, в Иоппии воскресил из мертвых добродетельную Тавифу; в верхней части дома в исступлении видел небо отверстое, и чрез сходящий оттуда сосуд, подобный плащанице, исполненный многоразличных и разнородных животных, ясно научился не почитать ни одного человека нечистым или скверным, хотя бы он был и Еллин, и когда Корнилием был призываем, от Того же Святого Духа ясно услышал: се мужие ищут тя: но востав сниди, и иди с ними ничтоже рассуждая, яко Аз послах их (Деян. 10, 19. 20). И чтобы ясно показать, что и язычники могут быть причастны благодати Святого Духа,

 

 

286

то, когда Петр прибыл в Кесарию и учил о Христе, Писание говорит о Корнилие и находящихся с ним: еще глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышащия слово (44), так что и из обрезанных пришедшие с Петром удивлялись и ужасаясь говорили: яко и на языки дар Святаго Духа излияся (45).

28. И когда начала распространяться проповедь о Христе в Антиохии, славном городе Сирском; то отсюда послан был в нее Варнава, добрый споспешник, муж благ, и исполнь Духа Свята и веры (Деян. 11, 24). Он, видя многую жатву верующих во Христа, из Тарса привел в Антиохию сподвижника Павла. И поелику множество народа в церкви научаемо и собираемо было, то бысть первее нарещи во Антиохии ученики Христианы (26). Я полагаю, что сие давно предвозвещенное от Господа новое имя, дано верующим Духом Святым. Когда излилась от Бога на Антиохию большая благодать, то явились там Пророки и Учители, между прочими и Агав. Служащим же Господеви и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2). И по возложении на них рук, они были посланы от Святого Духа. Итак, видно, что Дух Святый, Который говорит и посылает, есть живый, самосущий и действующий, как мы выше о сем сказали.

29. Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо все оные, будучи даны на время, имели сень грядущих благ (Евр. 10, 1); при явлении самой вещи по справедливости оставлены. Ибо когда по

 

 

287

причине спора происшедшего от тех, которые утверждали, что должно обрезываться и соблюдать обряды Моисеевы, посланы были в Иерусалим Павел и Варнава: то находившиеся здесь Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем, они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: изволися Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нужных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины и блуда (Деян. 15, 28. 29). Коим писанием ясно показали, что, хотя оно писано было Апостолами-человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковый закон принявши Варнава и Павел, сделали оный действительным во всем мире.

30. Продолжив доселе слово свое, я прошу у вас, возлюбленные, а наипаче у живущего в Павле Духа, прошения, ежели, по причине моей слабости и вашего, слушатели, утруждения, не мог всего сказать. Ибо могу ли я поведать, как должно, чудные деяния, силою Святого Духа, именем Христовым совершенные им в Кипре над Элимом волхвом, в Листре, где исцелил он хромого, в Киликии, Фригии, Галатии, Мисии и Македонии, или то, что произвел он в Филиппах; здесь разумею его проповедь и изгнание именем Христовым прорицательного духа, и во время ночи, после сотрясения темницы, спасение посредством крещения темничного стража со всем его Домом; или то что он сделал в Солуне, и среди Афин в Ареопаге произвела его проповедь, или то, как учил он и во всей Ахаии? Могу ли я, как должно, поведать действия, совершенные чрез Павла в Ефесе Духом Святым, Ко-

 

 

288

его прежде не зная там обитающие познали посредством Павлова учения? Ибо когда Павел возложил руки, и когда сошел на них Дух Святый: они глаголаху языки и пророчествоваху (Деян. 19, 6). Толикая в нем была благодать Духа Святого, что не только сам он прикосновением врачевал, но и от тела его взимаемые платки и полотенца исцелили болезни и изгоняли злых духов; даже занимавшиеся чародеянием, собравше книги своя, сожигаху пред всеми (Деян. 19, 19).

31. Не упоминаю о действии его в Троаде над Евтихом, который во сне упав с третьего этажа вниз, поднят был мертвым и воскрешен Павлом. Умалчиваю и о беседовании его с Ефесскими пресвитерами, которых призвав в Милит, ясно им говорил: яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут (Деян. 20, 23); ибо чрез слова: по вся грады, Павел ясно показал, что в каждом городе, производимые им чудеса, производимы были действием Святого Духа, манием Божественным и именем говорившего в нем Христа. Силою сего Святого Духа тот же Павел поспешно прибыл во Св. сей град Иерусалим. Хотя Агав предрек Духом, что с ним случится здесь: но он не преставал с дерзновением проповедывать о Христе. Будучи же приведен в Кесарию, среди судилища, то пред Феликсом, то пред Фистом правителем и Агриппою Царем Павел столь сильную имел от Святого Духа благодать премудрости, что даже сам Царь Иудейский Агриппа сказал: вмале мя препираеши Христианина быти (Деян. 26, 28). Тот же Дух Святый сохранил Павла от вреда, когда он угрызен был ехидною на острове Мелите, и совершил чрез него различные исцеления над не-

 

 

289

дужными. Тот же Дух Святый наконец до царствующего Рима довел сего проповедника Христова, бывшего некогда гонителем, где он многих живущих Иудеев убедил веровать во Христа; а противящимся ясно говорил: добре Дух Святый глагола чрез Исаию Пророка глаголющего ко отцем вашим и проч. (Деян. 28, 25).

32. А что Павел и все подобные ему Апостолы и прочие после них верующие в Отца и Сына и Святого Духа (Единосущного) исполнены были Духом Святым, для сего выслушай, что Павел ясно пишет в своих Посланиях: и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении Духа и силы (1 Кор. 2, 4); и в другом месте: иже и запечатле нас (2 Кор. I, 22) в сие истое Бог, и даде нам обручение Духа (5, 5). И еще: воздвигий Иисуса из мертвых, оживотворит и мертвенная ваша телеса живущим Духом Его в вас (Римл. 8, 11). Также в Послании к Тимофею: доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас (2 Тим. 1, 14).

33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: Дух же явственна, глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (и Тим. 4, 1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно. И в другом месте он же говорит: яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныть открыся Святым Его Апостолом и Пророком Духом Святым и проч. (Ефес. 3, 5). И еще: темже якоже глаголет Дух Святый (Евр. 3, 7). Также: свидетель-

 

 

290

ствует же нам и Дух Святый (Евр. 10, 15). И в другом месте взывает к вооруженным правдою, говоря: и шлем спасения воспримите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением (Ефес. 6, 17. 18). И также: не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных (5, 18. 19). И еще: благодать Господа Иисуса и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13).

34. Все сие и еще многое опущенное разумеющим представляет самосущую, освящающую и действующую силу Духа Святого. Ибо мне не достало бы для повествования времени, если бы я захотел предложить остальные © Святом Духе свидетельства из четырнадцати Посланий Апостола Павла, в которых он различно, достаточно и благочестиво учил о Нем. Впрочем, сам Всемогущий Дух Святый да простит, что я по недостатку времени опустил, а вам, слушатели, да подаст совершеннейшее познание того, что опущено. Ибо прилежные из вас узнают сие из многократного чтения Божественного Писания, а сими двумя и прежде сказанными поучениями более утвердятся в вере во Единого Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашею Иисуса Христа, Сына Его Единородного, и в Духа Святого, Утешителя. Хотя речение и именование сие Духа в Божественном Писании приписывается всем трем лицам: ибо говорится об Отце: Дух есть Бог (Иоан. 4, 24), как Написано в Евангелии от Иоанна; и о Сыне: Дух лица нашего Христос Господь (Плач. Иер. 4, 20), как говорит Пророк Иеремия; и о Святом Духе: утешитель же Дух Святый (Иоан. 14, 2 6); как сказано: однако же учение веры благочестиво понимаемое отвергает Савеллиево заблуждение. Итак, возвратимся рассуждением

 

 

291

к тому, что теперь мне нужно; и для вас полезно сказать.

35. Берегись, чтобы не приступить тебе к крещающим, подобно Симону, с лицемерием, сердцем своим не заботясь об истине. Наше дело засвидетельствовать, а твое утверждаться. Если стоишь в вере, блажен ты; если впал в неверие, то с сего времени оставь неверие и будь уверен. Во время крещения, когда приступишь к Епископам, или Пресвитерам или Диаконам (везде есть благодать и в селах, и в городах, в простых людях и в ученых, в рабах и свободных; ибо благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков): приступай к крещаюшему, но приступая, не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святого Духа, о Котором ныне беседуем. Ибо Он готов запечатлеть твою душу. И поистине небесную, и Божественную, которой ужасаются диаволы, даст Он тебе печать, как и написано: в Немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым. (Ефес. 1, 13).

36. Но Он испытывает душу; не повергает бисера пред свиньями. Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя. Если же приступаешь с верою, то человеки будут совершать видимое, а Дух Святый сообщит невидимое. Ты в сей один час подвергнешься важному испытанию, избранию в великое воинство: если погубишь время сие, то невозможно будет исправить тебе зла. Если сподобишься благодати, то просветится твоя душа: получишь силу, которой не имел; получишь оружие, страшное злым духам. И если не сложишь с себя оружия сего, а будешь хранить печать на душе, то злой дух не

 

 

292

приступит к тебе, ибо ужасается; поелику Духом Божиим изгоняются злые духи.

37. Если уверуешь, не только получишь отпущение грехов, но и совершишь дела, превышающие силы человеческие. Дай Бог удостоиться тебе и Пророческого дара. Ты получишь благодать в той мере, как вместить можешь, а не в той, как я говорю. Мне можно говорить о малом, а тебе получить большее; поелику вера есть великая купля. Утешитель всегда будет хранить тебя, будет пещись о тебе, как о своем воине, и тогда, когда ты входишь, и тогда, когда исходишь, и когда зло умышляют против тебя. Он сообщит тебе всякого рода дары, если ты грехами, не оскорбишь Его. Ибо написано: не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знаменастеся в день избавления (Ефес. 4, 30). Как, возлюбленные, должно сохранять благодать? Будьте готовы к принятию благодати, и принявши не теряйте оной.

38. Сам же Бог всего, говоривший Духом Святым чрез Пророков, ниспославший Его здесь в день Пятидесятницы на Апостолов, Сам и ныне да ниспошлет на вас Его, и Им да сохранит и нас, благотворя всем нам вообще, чтобы всегда приносить нам плоды Святого Духа, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22. 23) во Христе Иисусе Господе нашем: чрез Него, и с Ним слава Отцу вместе со Святым Духом, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.52 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.