Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное, или предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского

ПОУЧЕНІЕ ПРЕДОГЛАСИТЕЛЬНОЕ,

или

предисловие к огласительным поучениям Святого Отца нашего

КИРИЛЛА, АРХИЕРИСКОПА ИЕРУСАЛИМСКОГО.

1. Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцев небесных; уже благоухание Духа Святого излиялось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы сам Царь и внутрь оных ввел вас! на древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть? уже перепись имен ваших была, также и в воинство наречение и брачные светильники, и желание небесного общежития и намерение благое и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Римл. 8, 23). Хотя Бог и щедр во благотворении; однако ж

1

 

 

2

ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то Апостол присовокупляет: сущим по предуведению званным. Намерение нелицемерное делает тебя званным. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом; то сие бесполезно.

2. Приступил было некогда к купели и Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл, водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель, и вышло из оной, а душа не спогреблась Христу, и не совостала с Ним (Кол. 2, 12. Римл. 6, 4. 1 Кор. 10, 2). Я упоминаю о падениях, дабы ты не пал; ибо образовательно случилось сие с ними, написано же в научение и до ныне приступающих: дабы кто-нибудь из вас не дерзнул искушать благодать, да не кий корень горести выспрь прозябали пакость сотворит (Евр. 12, 15), дабы кто-нибудь из вас не взошел, говоря: посмотрим, что делают верные. Взошедши, посмотрю, чтобы узнать, происходящее у них. Видеть ты чаешь, а что и тебя увидят, не думаешь? тебе представляется, что ты происходящее ведаешь; а Бог будто сердца твоего не ведает?

3. Вздумал, было, некто узнать, что происходило на браке, в упоминаемом Евангелии; и надев неприличную одежду взошел, возлег и стал есть, потому что жених позволял. Увидев на всех белую одежду, должен бы и он облечься в такую же. Однако ж вкушая одинакую с другими пищу, он не. одинакую с ними имел одежду и не одинаковое намерение. Но жених хотя и щедр, впрочем, не без разборчивости. Обходя каждого из возлежа-

 

 

3

щих и всех осматривая, (ибо он хотел, чтобы не в рубищах у него были, но в одежде благолепной) когда увидел пришельца, не имеющего брачного одеяния, сказал ему: друже! како вшел еси семо (Матф. 22, 12)? в каком виде? с какою совестью? пусть привратник не воспрепятствовал тебе, по щедрости звавшего на пир; пусть ты не знал, в какой одежде надобно было прийти на пиршество. Ты пришел, увидел блистающие одежды на возлежащих; не. надлежало ли бы тебе научиться по крайней мере из того, что ты видел? не надлежало ли благовременно взойти, дабы благовременно и выйти? теперь же ты не благовременно взошел, не благовременно и изгнан будешь. И приказывает слугам: свяжите ему ноги, отважившиеся вступить сюда, свяжите руки, не умевшие одеть его в одежду светлую, и ввергните его во тьму кромешную. Ибо он не достоин брачных светильников. Видишь, что с ним случилось? берегись и ты сего.

4. Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенною; итак, можно тебе взойти и с душою оскверненною грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли, сие важное церковное чиноположение? созерцаешь ли порядок и благочиние? чтение писаний? присутствие Священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей пред местом сим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно, и взойди завтра благовременнейше. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты, и облекися в

 

 

4

светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды. Много тебе на это времени. Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени—и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложит пластырь; кто пал, да восстанет. Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства о сем деле.

5. Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно прийти для угождения жене, и обратно то же можно сказать и о женах. Часто ряб приходом хотел угодить господину, приятель —приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Уловлен сетьми церковными; живой в плен отдайся. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать паки. Слышал Апостола говорящего: мертвы греху, живы же правде (Римл. 6, 2). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее.

6. Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус; ты назывался оглашенным, быв оглашаем отвне. Слушал слово о уповании, и не знал оного; слушал тайны, и не разумевал оных; слушал Божествен-

 

 

5

ное Писание, и не постигал глубины оного. Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутрь тебя. Ибо дух вселивыйся (Иак. 4, 5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалкий человек, ты получаешь наименование Божие. Слушай, что говорит Павел: Верен Бог (1 Кор. 1,9). Слушай, что говорит и другое писание: Бог верен и праведен (1 Иоан. 1, 9). Сие (т. е. что люди получат наименование Божие) провидя Псалмопевец, от лица Божия сказал:—Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси (Псал. 81, 6). Но смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя. Если б приближались дни брака твоего, то пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но желая посвятить душу Жениху, небесному, ужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное.

7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо един Господь, и едина вера, и едино крещение (Ефес. 4, 5). Только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещение не было крещение.

8. Бог ничего от нас другого не требует, как только благого произволения. Не говори, как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе сказываю. Что короче сего? Впрочем, если уста твои

 

 

6

говорят, что ты желаешь сего, а сердце не говорит, то Сердцеведец есть судяй. С сего времени удержись от всякого злого дела; да не произносит язык твой бесчинных слов, да не согрешает ока твое, и да не блуждает по предметам бесполезным,

9. Ноги твои да поспешают на поучения огласительные. Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия сии для себя спасением. Из грубого золота и подделанного, смешанного с различными веществами, с медью, оловом, железом и свинцом, когда хотим получить одно золото; то без огня золото не может быть очищено от посторонних примесей; так и душа не может очиститься без заклинаний. Они Божественны, из Божественных Писаний извлечены. Закрыто бывает лице твое, чтобы ум свободен был; чтоб очи, скитаясь, и сердце не заставили скитаться; закрывание же очей нимало не препятствует слуху внимать спасительному учению. Как золотых дел художники, посредством небольших некоторых орудий, огнь раздувая, и положенное в горниле золото расплавляя, пламень усиливая, находят, чего ищут; так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх, и в теле, будто в горниле, душу разогревают; тогда убегает диавол; а остается спасение, надежда вечной жизни, и наконец душа, очищенная от грехов, получает спасение. Пребудем убо, братия, тверды во уповании, и предав оному самих себя, да уповаем; чтобы Бог, Владыка всего, увидя наше произволение, очистил нас от грехов; чтобы подал нам благую надежду вещей, и даровал спасительное покаяние. Бог призвал тебя, а ты призванный.

 

7

10. Не уклоняйся от огласительных поучений; сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда. Ибо оружие ты получаешь противу сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих мечешь стрелы, так и надобно знать тебе, как поражать ими еллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще готовее. Надлежит при том тебе благим произволением и десную руку простирать, дабы вести брань Господню, дабы преодолеть противные силы, дабы быть непобедимым при всяком еретическом нападении.

11. Советую же тебе и сие: выучи сказанное тебе, и храни оное; не почитай сих поучений обыкновенными беседами. Ибо хотя и сии хороши и достойны веры; но ежели мы что-нибудь опустим сегодня в оных, то узнаем завтра. А учение по порядку преподаваемое тебе о бане отрождения, ежели сего дня будет опущено, то когда вознаградится? Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время, хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо? Представь, что поучение огласительное есть строение. Ежели не укрепим оного, как следует, связями, дабы не оказалось расщелин; то и будет строение непрочно. Но надлежит, по порядку класть камень на камень; угол связывать с углом; излишнее отбрасывать, и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, должно слушать о суде, должно слушать о Христе, должно слушать о

 

 

8

воскресении; о многом надлежит говорить по порядку; ныне сказано сие порознь, а потом представлено оное будет в связи. Ежели же ты не совокупишь во едино, и не будешь памятовать первого и второго, то созидающий будет созидать, а твое здание будет худо.

12. Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросит тебя, что говорили тебе учители? ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так если оглашенный услышит что-либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмехает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны. Се ты уже теперь близок к нам; смотри не рассказывай, не потому, чтобы проповедуемое здесь не достойно рассказывания; но потому, что слух не достоин слышания. Был некогда и ты оглашенным; тогда я не сообщал тебе, что надлежит сообщить. Когда ты опытом постигнешь высоту учения, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышания.

13. Вы, коих имена внесены в список просвещаемых, вы соделались сынами и дщерями единой матери. Когда взойдете вы ранее заклинаний, то каждый из вас пусть говорит о чем-нибудь благочестивом; и, если кого из вас не будет, пошлите за

 

 

9

ним. Ибо если бы тебя позвали на обед; то не стал ли бы ты ждать званного вместе с тобою? Если бы имел брата, то не постарался ли бы о благе его? впрочем, не любопытствуй о бесполезном; как например: что делается в городе, что делается в селе, что делает царь, что делает епископ, что делает пресвитер. Горе взирай, сего требует время твое; упразднитеся и разумейте, яко Аз семь Бог (Псал. 45, 1). Если ты увидишь верных служащих и не смущающихся: то они имеют непреложное, знают, что получили, сохраняют благодать. А ты еще на точке равновесия, получишь, или не получишь. Не подражай тем, кои спокойны, но -исполняйся страхом.

14. Когда бывает заклинание, тогда, до прибытия других заклинаемых, мужи должны пребывать с мужами, а жены с женами. Кстати теперь воспомнить о ковчеге Ноевом. В нем были Ной, и сыны его, и жена, и жены сынов его. Хотя один был ковчег, и дверь затворена: однако все было там в порядке. Хотя затворен храм, и все внутрь оного: однако должно быть разделению между вами; мужам должно быть с мужами, а женам с женами, дабы предположение спасения не было случаем к погибели. Доброе предположение,—сидеть одному близ другого; но удалены да будут страсти. Чего ради сидящие мужи должны иметь и книгу полезную; один пусть читает, а другой слушает; если же книги нет, то один пусть молится, а другой должен говорить что-нибудь полезное. И девы, когда собираются, должны или петь, или читать про себя, так чтоб уста говорили, но не слышали чужие уши. Жене бо глаголати в церкви не повелеваю (1 Кор. 14, 54. и Тим. 2, 12).

 

 

10

И замужняя жена так же должна поступать и молиться; уста пусть движутся, а голос да не будет слышим: дабы произошел Самуил; дабы бесплодная душа твоя, быв услышана Богом, родила спасение. Ибо такой смысл заключает название Самуила.

15. Я буду замечать усердие каждого, буду замечать благоговение каждой. Да воспламенится ум ко благоговению, да раскуется душа, да разбиется жестокость неверия, да отделится от железа излишняя плена; пусть останется одно чистое; да спадет с железа ржа; пусть останется одно природное. Когда же покажет вам Бог, оную ночь, мрак светом дня сияющий, о котором сказано: тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится (Псал. 138, т 2); тогда каждому да отверзутся врата райские. Тогда да насладитеся водами Христоносными, благовонными, тогда да восприимете имя Христово, и силу Божественных вещей. Возведите теперь горе умственный взор ваш; зрите лики Ангельские и Владыку всех Бога седящего, и Сына единородного одесную соседящего, и Духа соприсутствующего; Престолы же и Господствия служащие, и из вас каждого и каждую спасаемых. Соделайте теперь, чтобы как оглашались вы, огласил вас тот приятный глас, который произнесут Ангели, когда вы спасетесь: блажени ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Псал. 31, 1). Когда вы, как звезды церкви, взойдете чистые телом и светлые душою.

16. Великая вещь предлежащее крещение. Оно. есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая

 

 

11

печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления. Впрочем, змий при пути стережет мимоходящих, смотри, чтобы не уязвил тебя неверием. Он видит столь много спасаемых, и ищет кого поглотити (1 Петр. 5, 8). К Отцу духов ты входишь, но проходишь мимо сего змия. Как же бы тебе пройти мимо его? обуй нозе во уготование благовествования мира (Ефес. 6, 15) дабы, ежели и уязвит, не потерпеть вреда. Водвори в себе веру имей твердую надежду, обувь крепкую, дабы пройти тебе мимо врага и взойти ко Владыке. Приготовь сердце твое к принятию учения, к общению Святых Таин. Молись чаще, дабы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин. Не будь празден ни днем, ни ночью: но лишь сон спадет с очей, ум да воспрянет на молитву. И ежели почувствуешь, что входит в него злой помысл, возбуди в себе спасительное воспоминание суда. Займи разум поучением, дабы забыл он гнусное. Ежели кто скажет тебе, и ты хочешь в воду погрузиться? разве нет в городе бань? то знай, что змий морской тебе говорит сие. Не внимай словам говорящего, но действующему Богу. Храни душу твою, дабы остаться неуловленным, и дабы, пребыв в надежде, соделаться наследником вечного спасения.

17. Мы, как человеки, заповедуем, и учим; вы же не созидайте строения вашего из соломы, тростника и плевы, дабы нам не погубить труда, когда дело сгорит; но делайте дело из злата, сребра и драгоценных камней. Мое дело говорить, твое соглашаться, а Божие совершать. Устремим разум наш, настроим душу, приготовим сердце: для души подвизаемся, сокровищ вечных чаем. Силен

 

 

12

же Бог, ведущий сердца ваша, и знающий, кто искренен, и кто лицемерен, искреннего сохранить, а лицемера соделать верным. Ибо может Бог и неверного соделать верным, (если только сей отдаст Ему сердце свое), и изгладить осуждающее нас рукописание. Да предаст Он забвению прежние грехи ваши, да насадит вас в церковь, и да изберет вас в воинство Свое, облекши в оружие правды; да исполнит небесными вещами нового завета, и да запечатлеет печатью Святого Духа, нерушимою во веки, во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь.

 

 


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.