Поиск авторов по алфавиту

Предисловие к швейцарскому изданию

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШВЕЙЦАРСКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Это было в июне 1960 года. В журнале "Наука и рели­гия" появилась статья обо мне "Духовный отец Вадима Шаврова".

Статья готовилась долго, и уже за полгода до ее по­явления меня выкинули из школы, где я работал учите­лем. После же того, как она была напечатана, я лишился моего негласного сотрудничества в "Журнале Московской Патриархии". Редактор развел руками, сказал: "Прости­те, больше не могу!"

Что делать? И тут я вспомнил о том, что в Куйбышев был как раз е это время назначен новый архиерей - ар­хиепископ Мануил Лемешевский, о котором я с детства слышал как о хорошем, независимом, глубоко религиозном человеке. Написал своему близкому другу, старому сама-рцу Борису Михайловичу Горбунову, - воспитаннику мит­рополита Антония Храповицкого, бывшему секретарю са­марского земства: "Пойдите к Владыке Мануилу,расскажи­те о моем положении. Может быть, даст мне какую-нибудь работуо" Через три дня - телеграмма:"Готовьтесь к отъ­езду в Куйбышев. Деньги высылаю."

И я поехал в этот колоритный город, дорогой мне уже тогда по ряду воспоминаний, стоящий на берегу чу­десной русской реки. 10 июля 1960 года состоялась моя встреча с Владыкой. Архиепископ /впоследствии митропо­лит/ Мануил, несмотря на свои 76 лет, не утратил ни почти юношеской живости в движениях и манерах, ни жи­вого острого ума.

"Мы пережили эпоху, насыщенную множеством драматиче­ских событий, - говорил Зладыка, - и вот умрем мы, не­сколько человек, оставшихся в живых, и ничего от этой эпохи не останется. Надо писать работу об обновленчес­ком расколе. Я знаю, мы с вами разойдемся в оценке мно­гих личностей и событий, но все равно, пишите. Только каждую главу присылайте мне. О средствах к жизни не беспокойтесь. Деньги посылать вам буду ежемесячно че­рез Бориса Михайловича„"

Таково было начало этой работы. В Москве в работу вовлекся мок верный друг и товарищ Вадим Шавров.Он до­стал мне многие ценные документы, разыскал многих еще живых тогда свидетелей и /самое главное/ популяризиро­вал эту работу среди церковных людей. Каждая глава мгновенно после написания распространялась в Москве, Ленинграде и в других городах Советского Союза.Вое это благодаря огненной энергии моего друга и оопвторп.

Уже в шестидесятых годах 1-ый том проникает за гра­ницу и печатается отрывками в "Новом Журнале" /в Нью-Йорке/ и в журнале "Возрождение" в Париже. Журнал "По­сев" в 1974 году напечатал также мой очерк "Закат об­новленчества", который входит в качестве приложения в состав работы.

Ныне "Очерки по истории русской церковное смути" впервые появляются полностью /все три тома с приложе­ниями/.

Книга не утратила актуальности не только потому,что о многих событиях здесь говорится впервые,но и потому, что проблема церковной реформации волнует всех без ис­ключения верующих людей /независимо от конфессиональ­ной принадлежности/.

Что касается авторов, то они руководствовались сле­дующими тремя принципами:

1. Говорить правду, никого не идеализируя и никого не шельмуя

            2. Авторы приветствуют истинное обновление церкви в духе Евангелия Христова.

            3. Авторы с презрением отвергают вульгарное приспо­собленчество к политическим режимам и к человеческой теплохладности, ибо это есть величайший соблазн и опо­шление христианства.

Правда Божия - всегда, везде и во всем. Больше же всего в Церкви Христовой.

И хочется закончить это вступление словами замеча­тельного русского поэта Федора Сологуба:

Посягнуть на Правду Божью То же, что распять Христа, -Заградить земною ложью Непорочные уста!

Да не будет этого нигде и никогда, - и особенно в Церкви Божией.

 

26 августа 1977 г. Люцерн         
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.