13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Предисловие к швейцарскому изданию
ПРЕДИСЛОВИЕ К ШВЕЙЦАРСКОМУ ИЗДАНИЮ
Это было в июне 1960 года. В журнале "Наука и религия" появилась статья обо мне "Духовный отец Вадима Шаврова".
Статья готовилась долго, и уже за полгода до ее появления меня выкинули из школы, где я работал учителем. После же того, как она была напечатана, я лишился моего негласного сотрудничества в "Журнале Московской Патриархии". Редактор развел руками, сказал: "Простите, больше не могу!"
Что делать? И тут я вспомнил о том, что в Куйбышев был как раз е это время назначен новый архиерей - архиепископ Мануил Лемешевский, о котором я с детства слышал как о хорошем, независимом, глубоко религиозном человеке. Написал своему близкому другу, старому сама-рцу Борису Михайловичу Горбунову, - воспитаннику митрополита Антония Храповицкого, бывшему секретарю самарского земства: "Пойдите к Владыке Мануилу,расскажите о моем положении. Может быть, даст мне какую-нибудь работуо" Через три дня - телеграмма:"Готовьтесь к отъезду в Куйбышев. Деньги высылаю."
И я поехал в этот колоритный город, дорогой мне уже тогда по ряду воспоминаний, стоящий на берегу чудесной русской реки. 10 июля 1960 года состоялась моя встреча с Владыкой. Архиепископ /впоследствии митрополит/ Мануил, несмотря на свои 76 лет, не утратил ни почти юношеской живости в движениях и манерах, ни живого острого ума.
"Мы пережили эпоху, насыщенную множеством драматических событий, - говорил Зладыка, - и вот умрем мы, несколько человек, оставшихся в живых, и ничего от этой эпохи не останется. Надо писать работу об обновленческом расколе. Я знаю, мы с вами разойдемся в оценке многих личностей и событий, но все равно, пишите. Только каждую главу присылайте мне. О средствах к жизни не беспокойтесь. Деньги посылать вам буду ежемесячно через Бориса Михайловича„"
Таково было начало этой работы. В Москве в работу вовлекся мок верный друг и товарищ Вадим Шавров.Он достал мне многие ценные документы, разыскал многих еще живых тогда свидетелей и /самое главное/ популяризировал эту работу среди церковных людей. Каждая глава мгновенно после написания распространялась в Москве, Ленинграде и в других городах Советского Союза.Вое это благодаря огненной энергии моего друга и оопвторп.
Уже в шестидесятых годах 1-ый том проникает за границу и печатается отрывками в "Новом Журнале" /в Нью-Йорке/ и в журнале "Возрождение" в Париже. Журнал "Посев" в 1974 году напечатал также мой очерк "Закат обновленчества", который входит в качестве приложения в состав работы.
Ныне "Очерки по истории русской церковное смути" впервые появляются полностью /все три тома с приложениями/.
Книга не утратила актуальности не только потому,что о многих событиях здесь говорится впервые,но и потому, что проблема церковной реформации волнует всех без исключения верующих людей /независимо от конфессиональной принадлежности/.
Что касается авторов, то они руководствовались следующими тремя принципами:
1. Говорить правду, никого не идеализируя и никого не шельмуя
2. Авторы приветствуют истинное обновление церкви в духе Евангелия Христова.
3. Авторы с презрением отвергают вульгарное приспособленчество к политическим режимам и к человеческой теплохладности, ибо это есть величайший соблазн и опошление христианства.
Правда Божия - всегда, везде и во всем. Больше же всего в Церкви Христовой.
И хочется закончить это вступление словами замечательного русского поэта Федора Сологуба:
Посягнуть на Правду Божью То же, что распять Христа, -Заградить земною ложью Непорочные уста!
Да не будет этого нигде и никогда, - и особенно в Церкви Божией.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.