Поиск авторов по алфавиту

Вышеславцев Б.П., Философская нищета марксизма. Примечания

1 «В своей рациональной форме, - писал Маркс, диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас» (Кап. Т. 1. изд. 8-е. 1936 г.. стр. XXII). [Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. 23. С. 22].

2 В этом - основной недостаток Гегеля. Он проистекает от его страсти всюду отыскивать противоречия, играть противоречиями: далее от его пренебрежения к «закону противоречия» (величайшее недоразумение, не обосновывающее, а уничтожающее всякую диалектику, как это показал Платон и Аристотель) и от его двусмысленного термина «тождество противоположностей», сразу, как будто бы, решающего все противоречия.

3 «Имя лука есть жизнь, а его дело есть смерть», говорит Гераклит. пользуясь тем, что «биос» означает и «лук», и «жизнь». [Ср.: Фрагменты ранних греческих философов. М.. 1989. ч. 1. С. 208].

4 Напротив, у Ленина именно борьба, противоречие провозглашается непреходящим и абсолютным принципом: «Единство (совпадение. тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно. преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающихся противоположностей абсолютна»... (Ленинск, сб. XII, стр. 324). [Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).

5 Для Платона справедливость есть социальная гармония. Для ап. Павла Христос есть мир, уничтожающий вражду и примиряющий противоположности. Еф. II. 13 -22. Ср. Ио. XIV. 27.

6 Диамат предпочитает настаивать на том, что в процессе развития нет места гармонии, ибо он есть развертывание противоречий и борьба («Диамат», стр. 7).

7 «Буржуазия» и пролетариат тождественны в том, что они желают обладать одной и той же прибавочной ценностью.

* Редакционные поправки и дополнения даны в квадратных скобках.

172

 

 

8 Кант в одной своей статье называет это «Realrepugnanz und logische Repugnanz».

9 Абсурдно то, что «ни с чем не сообразно», т.е. что противоречит самому себе и всему вокруг себя.

10 Лосский в своей «Логике» блестяще показал логическое и онтологическое значение закона тождества и противоречия и устранил все недоразумения «диалектической» его отмены.

11 «Условный» характер тождества («как бы тождественны») есть туманное указание на то, что противоположности в чем-то тождественны и в чем-то противоположны.

12 Мы уже показали выше, что никакое противоречие не решается ссылкой на единство (тождество) противоположностей, к которому прибегает здесь Ленин.

13 Это «пользование», однако, совсем особого рода: психика не состоит из живых клеток, как дом из кирпичей; она состоит из ощущений, представлений, эмоций и т. п.

14 Подобно тому как из количества денег нельзя вывести форму затрат, хотя каждая форма затрат требует своего количества денег. Точно так же количество труда никогда не переходит в качество труда (квалифицированный труд). Никакое уменьшение или увеличение количества труда не дает творчества (как новой формы активности).

15 Диамат принужден признать абсолютную неопределенность такой материи: «материю невозможно определить черед ее род и видовое отличие; так как материя есть все существующее... другим может быть лишь несуществующее» (Ленин. «Мат. и эмп.». стр. 118 [Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149], Быховский «Философия диамата», стр. 78).

16 «Философское понятие для объективной реальности есть материя». «Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» («Мат. и эмпир.». Соч. Т. XIII. Стр. 105-106, 213 [Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131, 275] Курсив автора).

17 Замечательно, что идеализм (точнее имманентизм) стоит перед тем же затруднением: если сознание есть все, если все имманентно сознанию, то все проблемы остаются теми же внутри сознания: теперь только спрашивается, как наше понятие о материи соединено с нашим понятием о душе; наше понятие о причинной необходимости с нашим понятием о свободе. Если материя есть все, то она не означает ничего. Если сознание есть все, то оно не означает ничего.

18 См. эту ссылку на Энгельса в «Диамате», стр. 12.

19 Ленин допускает в «фундаменте здания материи» существование «способности, сходной с ощущением», ссылаясь на Геккеля и Моргана («Мат. и эмпир.». Стр. 30). [Полн. собр. соч. Т. 18. С. 91]. Плеханов держался той точки зрения, что вся материя вообще изначально одушевлена.

20 Сам Лосский дает блестящую диалектику психофизической про-

173

 

 

блемы в своей брошюре «Диалектический материализм в СССР». Париж, 1934.

21 Философы, с которыми он непрестанно полемизирует Мах, Авенариус, Петцольдт, - потеряли всякое значение в философии, да, собственно, никогда его и не имели. Все это необычайно устарело.

22 Маркс объясняет возникновение астрономии в Египте из необходимости вычислять периоды разлива Нила. Но такое генетическое объяснение ничего не говорит о принципиальной верности или неверности астрономических теорий. Точно так же генетическая необходимость возникновения пролетариата и его революции ничего не говорит о правомерности и целесообразности пролетарской революции (Штаммлер).

23 Признается этим ироническая критика Штаммлера: бессмысленно устраивать партию для содействия солнечному затмению.

24 «С одной стороны нельзя не сознаться, с другой стороны нельзя не признаться...»

25 И больше всего изгонялись самим марксистским материализмом.

26 Выше мы показали, до какой степени неправильно отождествление метафизического материализма с гносеологическим онтологизмом у Ленина. Последний нисколько не обосновывает первого. Ошибка построена на отождествлении «объективной реальности» с «материей».

27 Следует еще спросить: какая же возможна борьба с природой, если мы «отражаем» природу и если она определяет наше сознание?

28 Эксплуатация есть обращение с личностью, как со средством, и только средством, - таково точное определение философии. Маркс его хочет избежать из отвращения к этическим принципам и дает экономическое определение «эксплуатации», как отнятия прибавочной ценности. Оно абсолютно неверно, ибо это отнятие необходимо для накопления капитала, без которого нет орудий производства и, следовательно, самого производства. Коммунизм может обойтись без капиталистов, но нс может обойтись без капитала и потому должен отнимать прибавочную ценность.

29 Вся природа, весь животный мир построены на эксплуатации, жизнь вне эксплуатации невозможна - такова природная необходимость. На это указывает Нищие, исходя из последовательного натурализма.

30 Недаром Кант такое значение придавал постановке вопроса в философии, считая, что в этом все. Неверно поставленный вопрос, говорил он, представляет собой смешную картину, как один доит козла, а другой держит под ним решето.

31 Когда человек хочет стрелять в цель, он отыскивает ряд средств. изобретает порох, ружье, пули, пользуясь законами природы (физики, химии): когда он стреляет, все эти средства превращаются в причины. производящие выстрел и попадание, как свое следствие.

174

 

 

32 При этом никакая высшая ступень бытия не сводима к низшей, никакая форма не объяснима из материи, ибо материя индифферентна к форме. Никакое качество не сводимо здесь к количеству. Никакое уменьшение или увеличение количества глины не создаст кирпича, никакое нагромождение кирпичей не создаст дома.

33 Диалектическое понятие «снятия» как особого перехода низшей ступени бытия в высшую принуждены признать марксисты, желающие стоять на высоте гегелевской диалектики. Мы его находим у Деборина. у Быховского. Но, по-видимому, сейчас оно не пользуется симпатиями генеральной линии, ибо мы ничего об этом не находим у Митина. Немецкий термин «aufheben» непереводим, ибо он означает сразу и «поднимать», и «уничтожать».

34 До какой степени диамат не способен найти позитивное решение проблемы целесообразности и причинности, видно из той беспомощной словесности, какую мы находим в учебнике Митина по этому вопросу. «Целесообразность не должна механически отбрасываться... но она не должна идеалистически противопоставляться закономерности и причинности: она требует особого, но все же причинного и закономерного ее объяснения... и т.д.» (стр. 197). Недурная диалектика!

35 И притом совсем неверующими людьми, как, например, Макиавелли, а в наше время Шпенглером. Все великие системы ценностей, лежащие в основе национальных культур, были принесены на землю великими религиями. Ни один историк не станет этого отрицать.

36 Такой вопрос всецело существует и для Ленина, и он отвечает: абсолютное есть «объективная реальность», а объективная реальность есть материя.

37 Маркс упрекает Фейербаха в том, что он считает чувственный мир чем-то «непосредственно и извечно данным». «Эта предшествующая человеческой истории природа не есть та, в которой живет Фейербах, не есть природа, которая где-либо сейчас существует» (Маркс-Энгельс. Общее собрание соч. Немецкое издание. Москва. Т. 1 - 3. стр. 127). Она вообще нигде не существует.

38 Природа и материя интересуют Маркса лишь как объект и сфера производства: пресловутое «единство человека и природы, говорит он, - было искони дано в производстве» и притом в каждую эпоху в различных формах. «Фейербах разглагольствует о естественно-научном воззрении на мир... но где была бы естественная наука без промышленности и торговли?» (там же).

39 Зомбар считает принцип стяжания (Erwerbsprinzip) сущностью и основой капитализма: принцип стяжания есть «субъективный дух и хозяйственное настроение (Wirtschaftsgesinnung) капитализма». «Стремление к стяжанию безгранично, и оно устраняет все сдержки». Здесь дано правильное социально-психологическое истолкование «экономизма» Маркса.

40 И всякая неудача организма в смысле формирования материи, в

175

 

 

смысле организованного «обмена веществ» кончается смертью, т. е. ниспадением на низшую ступень неорганического бытия.

41 Ср. у Ницше идею «Божественной комедии» как компенсирующего образа.

42 Это сходство с организмом не должно непременно вести к органической теории общества. Принципиальная разница состоит в том. что организм создается бессознательным природным развитием, тогда как общество сознательно созидает само себя в ряде свободных актов. Здесь мы имеем организацию, а не организм. Поэтому история общества никак не может стать «такой же точно наукой, как биология» («Диамат», стр. 13). В истории одновременно действуют биологические и психологические природные функции, но вместе с тем свободные духовные процессы, организующие идеи, политические стремления. Поэтому процесс истории совсем не похож на простой биологический процесс.

43 Самая неправедная власть всегда стремится доказать свою правду и неправоту своих противников. Весь марксизм, как мы видели. переполнен такими «самооправданиями» в форме осуждения эксплуатации. Древняя Дике (Правда) появляется в тот момент, когда миф Гезиода рассказывает о страшных злодеяниях власти.

44 Изменение и развитие производства начинается всегда... с изменений и развитий орудий производства... в зависимости от этих изменений и соответственно с ними изменяются экономические отношения людей» («Диамат», 21. Курсив автора), т.е. вся правовая и бытовая организация жизни.

45 Воздействие одного «я» на другое «я» есть Aufforderung воздействие «не-я» (т.е. объекта, вещи) на «я» есть Anstoß (Фихте).

46 Так, в своей «гениальной формулировке исторического материализма» («Диамат», стр. 31, 32) Маркс говорит о «материальном с естественно-научной точностью констатируемом перевороте в экономических условиях производства», тогда как на самом деле переворот этот целиком духовен, ибо есть переворот в творчестве и социальной организации, и никакому «естественно-научному» определению и предвидению не подлежит.

47 И совсем не так обстоит дело, как изображает Спиноза по закону естественно-научной причинности: противоположные аффекты вовсе не образуют параллелограмма сил, который сразу дает равнодействующую. Такое механическое равновесие не устанавливается само собой ни в душе человека, ни в общении людей. Душа столь же диалектична, как и общество.

48 Никакое орудие производства, никакая машина не может, конечно. «столкнуться» с правом, ибо право есть нематериальная и непространственная сущность. Воздействие техники на право может означать только требование, обращенное к праву: принять во внимание изменение видов труда в случае, если потребуется соответственное изменение видов сотрудничества.

176

 

 

49 Коммунизм отнюдь не может похвастаться ее решением: для него самой задачи не существует, ибо в стране «трудящихся» трудятся много и производят мало; излишек труда и излишек производства являются пока что недоступной роскошью.

50 И истмат, как мы уже упоминали, принужден признать, что существует «духовная жизнь общества» («Диамат», стр. 17). Она начинается там, где «стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей» (стр. 31). Здесь можно говорить о духе и свободе в противоположность материи и необходимости, здесь приходится даже говорить об идеализме, ибо приходится признавать инициативу или огромную роль организующих и мобилизующих идей» (там же).

51 Пять форм правоорганизации - 1) первобытный коммунизм, 2) рабовладельчество: 3) феодализм; 4) капитализм: 5) социализм находятся в зависимости и соответствии с пятью формами техники: 1) каменные орудия, лук и стрелы; 2) металлические орудия: 3) плавка и обработка железа (железный плуг и ткацкий станок): 4) фабрики и заводы, вооруженные машинами; 5) ...здесь нет переворота в технике: социализм имеет ту же технику, как и капитализм. Самая большая социальная революция не соответствует никакой технической революции («Диамат», стр. 24-28).

«Зависимость и соответствие» есть как раз строгая пропорциональность. Следствие пропорционально причине. Функциональная зависимость выражает строгую пропорциональность изменений (X равен Fy). Не существует «конфликтов» между причиной и следствием: между Х и Fy стоит знак равенства. Исторические факты «диспропорциональности» развития и «конфликтов» лучше всего доказывают, что здесь нег причинной зависимости, а есть свободное творческое взаимодействие функций культуры, из которых одна может противоречить другой, одна может обгонять другую.

52 A. Dempf Kulturphilosophie (Handbuch der Philosophic. Abt. IV. Staat und Geschichte. Verlag Oldenburg. München u. Berlin. 1934). Глава «Dialektik des Kulturganzen», стр. 135. Здесь как раз лается та подлинная диалектика культуры, какой не хватает Марксу и Энгельсу.

53 Современная социальная философия стремится детализировать и углубить платоновскую схему. Так, Маркс Шелер предлагает такую дифференциацию сословий: духовенство (Priesterstand), правители и воины (Wehrstand), учители (Lehrstand) и экономисты (Nährstand). Они соответствуют дифференциации основных человеческих способностей: ума (Vernunft), воли, рассудка и ручной работы (Handfertigkeit); и основных общественных установлений: церкви, государства, науки, хозяйства («Soziologie des Wissens»).

Другой знаменитый социальный философ и экономист. О. Шпанн. приходит к такому расчленению сословий (Stände): 1) представители ручного труда. 2) представители квалифицированного труда и техники.

177

 

 

3) организаторы и руководители хозяйства, 4) представители государственной и военной власти и. наконец. 5) высшее сословие подлинных учителей жизни, творческих индивидуальностей, «мудрецов», определяющих судьбы мира. а также их последователей, хранящих и продолжающих их духовные достижения (О. Spann. «Der wahre Staat», 1938. Ср. его же: «Klasse und Stand Handw. der Staats». 5 Bd.. S. 693 ff.).

54 Замечательно, что в Бхагаватгите (священной философской книге Индии) задачи трех основных сословий, как и у Платона, различаются согласно трем энергиям («гунам»), обнаруживающимся в природных склонностях человека. В этом смысле «Государство» Платона совсем не есть утопия, оно выражает закон социальной дифференциации, который подтверждается всяким обществом и государством, подтверждается исторически и антропологически.

55 Современная наука совершенно изменила представления о первобытном обществе, существовавшие во времена Маркса и Энгельса. Никакого «первобытного коммунизма» в смысле равенства и недифференцированности не существовало.

56 К. Леонтьев называет это «смесительным упрощением». Смешение того, что прежде было дифференцировано, означает для него близость разложения. Не зная, по-видимому, Лейбница, он применяет его принцип совершенства и устанавливает, что единство в многообразии есть формула вершины органического развития.

57 И это не должно удивлять того, кто знаком с диалектикой. Гегель говорит: ни о каком предмете нельзя высказать полной истины, не произнеся два противоположных суждения.

58 Маркс, как известно, не дал социологического анализа и определения «класса». Рукопись III тома обрывается на главе 52 «Классы». Здесь устанавливается только, что классы не определяются «тождеством доходов и источником дохода».

Чем же определяются классы? Ответ мы находим в следующих словах Маркса (взятых из «18-го Брюмера», стр. 255 256 [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 208]): «Поскольку миллионы людей существуют в экономических условиях, благодаря которым они по своему образу жизни, по своим интересам и образованию отличаются от всех других классов и даже враждебны им, они сами образуют класс». Крестьяне потому и не образуют класса, думает Маркс, что не способны бороться за свои интересы, не стоят в антагонизме к другим классам (там же). Эти слова дают нам возможность восстановить основную мысль недописанной главы о «классах».

59 См. «Развитие социализма от утопии к науке». Уже это одно делает бесклассовое общество немыслимым. Поэтому идея Энгельса, что разделение на классы обусловлено несовершенством производства, противоречит всей истории производства; как раз наоборот: усовершенствование производства обусловлено разделением труда, дифференциацией хозяйственных функций.

178

 

 

60 Знаменитый швейцарский [итальянский] социолог Pareto говорит: «капиталисты не представляют собой единого класса, но распадаются на два класса: рантье и предприниматели. Экономически их интересы противоположны: предпринимателям выгодно, чтобы процент на капитал и земельная рента были минимальны (ибо они арендуют и занимают); напротив, для рантье выгодно, чтобы процент и рента были максимальны. Вздорожание товаров выгодно предпринимателю и невыгодно рантье и сбережению. Мы имеем здесь и противоположные психологические типы: предприниматели «предприимчивы», любят новшества и часто революционны; рантье, напротив, непредприимчивы, косны, трусливы и враждебны новшествам. Одни имеют вкус к жизни, полной авантюр и трат, другие предпочитают спокойствие и сбережение. Однако последних нельзя презирать: функция накопления необходима в обществе: цивилизация пропорциональна количеству сбережений, которыми владеет народ». (Pareto. «Traité de Sociologie generale». Lausanne, 1917, §§2231, 2232, 2312).

61 Понятие «классовой науки» представляет собой такой абсурд и такое «опошление», которое не стоит серьезно опровергать. Не существует пролетарской или буржуазной математики. Пифагорова теорема пережила вес классы общества и все формы государства. Яс существует также пролетарской или буржуазной технологии. Научные исследования Павлова никогда не были «буржуазными» и никогда не стали «пролетарскими». Даже политико-экономические суждения «буржуазных» экономистов в огромном большинстве признаются Максом объективно-истинными и спокойно заимствуются. Даже столпы марксизма теории [рудовой и прибавочной ценности построены Ад. Смитом и Рикардо.

62 Понятие сословия в противоположность классу подчеркивает особую коллективную психологию, соединяющую людей п особое душевно-духовное единство. Об этой психологии непсихологический век Маркса не имел никакого понятия.

63 «Фетишизм товаров», или ищите, что вам есть и что вам нить п во что одеться, и все прочее приложится вам.

64 «Рабовладельческий строй... означает шаг вперед в сравнении с первобытно-общинным строем» («Диамат», стр. 8).

65 Мессианская теология прекрасно понимала это затруднение и решила его при помощи «воскресения мертвых». Все дети Израиля, которые праведно трудились для осуществления мессианского царства на земле, воскреснут при его достижении. Иначе этим мировым царством наслаждалось бы только одно последнее поколение Израиля, что, конечно, несправедливо.

66 Тэйлоризм составляет неискоренимую тенденцию всякой индустриальной продукции. Всякая фабрика, на которой даже никогда не слышали имени Тэйлора, имеет неискоренимую тенденцию действовать так, как если бы она осуществляла систему Тэйлора. Но тэйлоризм есть

179

 

 

систематическое уничтожение автономии и свободы личности, превращение ее в средство и только средство, в простое продолжение машины.

67 Идеал «ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». («Коммунистический манифест», стр. 41) [Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 4. С. 447].

68 Ценой унижения, мучения и истребления человеческой личности. бесконечно более страшного, нежели капиталистическая эксплуатация.

69 «Все ваше, земля ваша, фабрики и заводы ваши» это такая же фикция, как знаменитая «общая воля» Руссо: государство не может нас угнетать, ибо государство это «мы сами». С этой точки зрения и МВД-МГБ это «мы сами». Эта демократическая фикция продолжает действовать в коммунизме, она содержится и в выражении «диктатура пролетариата».

70 Без знакомства с современной психологией коллективно-бессознательного невозможно понять психологию современных индустриальных «трудящихся масс» и всею современного социального кризиса.

71 «Они означают: дайте нам право жизни и смерти над вами и над вашим имуществом, и мы сделаем вас свободными» (Прудон). Можно добавить: а пока повторяйте «мы не рабы, рабы не мы».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

ФИЛОСОФСКАЯ НИЩЕТА МАРКСИЗМА

Впервые книга была издана в 1952 г. («Посев», Франкфурт-на-Майне) под псевдонимом «Б. Петров»; второе издание вышло в 1957 г., третье - в 1971 г. Во втором издании книга вышла под подлинной фамилией автора с указанием - в скобках - псевдонима: таким же образом оформлено и третье издание.

Здесь печатается по тексту последнего, третьего издания.

К с. 15. * ...центральную главу истории ВКП (б). - Имеется в виду работа И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (сентябрь 1938 г.), составляющая 2-й раздел IV главы «Истории Всероссийской Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Работа неоднократно переиздавалась как в составе «Краткого курса», так и отдельно; кроме того, вошла в состав 11 издания «Вопросы ленинизма» И. Сталина (ОГИЗ. 1939. С. 534-563). Б. П. Вышеславцев цитирует по тексту отдельного издания.

К с. 16.* Материализм есть самая примитивная ступень философии. - Мысль, которая неоднократно высказывалась различными представителями русской религиозно-идеалистической философии. Ср., напр.. мнение Г. Челпанова: «...Материализм строит свое миропонимание чрезвычайно просто. По этому учению, в мире существует только материя, и больше ничего. Такие понятия, как духовное, душа и т.д.. должны быть просто упразднены из человеческой науки... Материализм, вследствие своей простоты и удобопонятности, всегда будет пользоваться признанием тех. которые вместо научно-философских данных будут руководствоваться обычными представлениями: он всегда будет оставаться философией не-философов... Всякий, кто хотел бы быть, напр., спиритуалистом, должен изучить очень трудные отделы философии, а для того чтобы быть материалистом, можно ничего не изучать, а достаточно знать, что в мире существуют только движение материальных частиц и что вся психическая жизнь сводится именно к этим движениям» (Челпанов Г. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М. - Пг.. 1918. С. 15 17).

435

 

 

Приблизительно ту же мысль высказывал Н. А. Бердяев в статье «Философская истина и интеллигентская правда», когда писал о том, что «кружковой отсебятине Г. Богданова всегда отдадут предпочтение перед замечательным и оригинальным русским философом Лопатиным. Философия Лопатина требует серьезной умственной работы, и из нее не вытекает никаких программных лозунгов, а к философии Богданова можно отнестись исключительно эмоционально, и она укладывается в пятикопеечную брошюру» (Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 18).

К с. 19. * Единство противоположностей ... ядро диалектики. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 203.

** «Вещь, явление ... единство противоположностей». Там же. С. 202.

*** ... «признание (открытие) ... и общества в том числе». Там же. С. 317.

***** ...история есть «прогресс в сознании свободы». Цитата из Введения к «Философии истории» Гегеля (Гегель. Сочинения. М.-Л., 1935. Т. VIII. С. 19).

К с. 20.* «Война есть отец всех вещей»... Ср. современный перевод: «Война (Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми; одних творит рабами, других свободными» (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч 1. С. 202).

** ... отец пожирает своих детей, как Хронос. В древнегреческой мифологии Хронос - сын Урана (неба) и Геи (земли), свергший своего отца и воцарившийся над миром; при нем наступил Золотой век. Из страха, что кто-нибудь из его детей свергнет его так же, как он сверг Урана, Хронос проглатывал своих детей, рожденных ему Реей (приходившейся ему одновременно и сестрой). Последнего своего ребенка Зевса Рея родила на Крите и скрыла там в глубокой пещере, а Хроносу дала проглотить камень. Выросший Зевс сверг своего отца и освободил из его чрева своих сестер и братьев. В римской мифологии Хроносу соответствует Сатурн.

Тема безжалостного Времени, пожирающего своих собственных детей, неоднократно служила сюжетом многих произведений литературы и искусства. Одно из наиболее известных - фреска Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (ок. 1817 г.).

*** ...Лассаль, написавший двухтомную книгу о Гераклите... Имеется в виду сочинение Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des Dunklen von Ephesos». Bd. 1-2, 1858 («Философия Гераклита Темного из Эфеса»).

**** ... «сова Минервы»... - Этот образ Гегель использует в Предисловии к «Философии права»: «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой. но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова

436

 

 

Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» (Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 56).

К с. 21. * ... «из противоположностей рождается прекраснейшая гармония». - Фрагмент Гераклита, известный по «Никомаховой этике» Аристотеля: «Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» (пер. А. О. Маковельского).

«Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» (пер. М. А. Дынника).

** «Мы не понимаем ... подобно луку и лире». - В современном переводе этот фрагмент Гераклита звучит так: «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры» (Фрагменты ранних греческих философов. М.. 1989. Ч. 1. С. 199).

Ср. старый перевод А. О. Маковельского: «Они не понимают, как расходящееся согласуется с собой (оно есть), возвращаясь (к себе), гармония подобно тому, что наблюдается у лука и лиры».

*** «Многозвучна и многообразна ... как гармония лиры и лука». Цитата из сочинения Плутарха «Об Исиде и Осирисе»: «Гармония мира натянута в противоположные стороны, как у лиры и лука, согласно Гераклиту» (Фрагменты... С. 200).

**** «Пир», 187 АВС... - Дословно Платон утверждает здесь следующее: «Что с музыкой дело обстоит точно так же, ясно с первого взгляда. Вероятно, именно это хочет сказать и Гераклит, хотя выражает он свою мысль неудачно: он говорит, что Единое, расходясь с самим собой, сходится, словно гармония лука и лиры. Полная бессмыслица утверждать, что гармония «не согласуется» или состоит из по-прежнему несогласующихся [элементов]. Смысл его слов, вероятно, в том, что высокие и низкие звуки сначала были не согласны, а потом стали согласными между собой и что музыкальное искусство именно таким образом создало из них гармонию. Ведь если бы высокие и низкие звуки по-прежнему оставались бы несогласующимися, то, надо думать, никакой гармонии не было бы» (Фрагменты... С. 199).

К с. 22. * «Противоположные классы ... общей гибелью борющихся классов». - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 424.

К. с. 23. *... «уничтожится антагонизм классов ... наций». - Там же. С. 445. «всех и каждого». - Имеются в виду заключительные слова II раздела «Манифеста коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (там же. С. 447).

** ...противоположности не только «пожирают», но и «питают» друг друга... - Ссылка на Аристотеля требует ввести здесь некоторое огра-

437

 

 

ничение: точнее было бы сказать: «некоторые противоположности». Подробно эту свою мысль Аристотель развивает в 4 главе II книги трактата «О душе». Полагают, пишет здесь Аристотель, что питание есть поглощение противоположного противоположным, но не всякого противоположного всяким противоположным, а того противоположного, которое не только своим возникновением, но и своим ростом обязано своей противоположности. Ведь многие противоположности возникают друг из друга, но не всегда в отношении количества, например, состояние здоровья - из состояния болезни, по-видимому, и у упомянутых противоположностей не одинаковым образом одно есть питание для другого, но [например] вода есть пища для огня, огонь же воду не питает. У простых тел большей частью дело обстоит, по-видимому, так, что одно есть пища, другое - питающееся. Однако здесь возникает трудность. А именно: одни утверждают, что подобное питается подобным и что так же происходит рост; другие же ... полагают обратное, что противоположное питается противоположным... Поскольку пища не переварена, противоположное питается противоположным, поскольку же переварена подобное питается подобным. Таким образом, очевидно, что в каком-то отношении оба взгляда и верны и неверны» (Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М" 1975. Т. 1. С. 403-404).

К с. 24. *... «Вся история есть история борьбы классов». - Неточная цитата из «Манифеста коммунистической партии»: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

К с. 25. * ...все противоположности в чем-либо тождественны... Утверждение (со ссылкой на Аристотеля) не вполне точное: тождество присуще лишь одному из типов противоположностей, установленных Аристотелем. «...Все противоположности. - пишет он в «Категориях», -- необходимо принадлежат к одному и тому же роду либо к противоположным родам, или же сами они роды. В самом деле, белое и черное принадлежат к одному и тому же роду (ведь их род цвет), справедливость и несправедливость к противоположным родам (ведь для первой род -- добродетель, для второй - порок), благо же добро и зло не принадлежат к какому-либо роду, а сами оказываются родами для другого» (Аристотель. Соч. М.. 1978. Т. 2. С. 86).

Ср. сходное рассуждение во «Второй аналитике»: «...Противоположность есть или лишенность, или противоречие в пределах одного и того же рода, как. например, в пределах чисел четное есть то, что не есть нечетное, поскольку одно следует из другого» [т.е. из того. что число не есть нечетное, следует, что оно есть четное] (там же. С. 165).

К с. 26.* ...Index Aristotelicus Боница... Н. Bonitz. Index Aristotelicus. Berolini. 1870 (последнее издание - 1955). Относительно этого труда Боница и «Lexicon Platonicum» Ф. Аста А. Ф. Лосев

438

 

 

 замечает: «Оба эти словаря в настоящее время чрезвычайно устарели ввиду либо полного отсутствия развитой семантики, либо ввиду ее существенной неполноты, однако без этих словарей работа над Платоном и Аристотелем еще до сих пор оказывается невозможной» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и последняя классика. М., 1975. С. 763).

** Маркс признавал Аристотеля непревзойденным колоссом философии... в 1-м томе «Капитала» К. Маркс называет Аристотеля «Исполином мысли», «Величайшим мыслителем древности» (М арке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 92, 419). Ф. Энгельс также очень высоко оценивал Аристотеля, считая его «самой уникальной головой» среди древних, мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления» (там же. Т. 20. С. 19).

*** ... «кокетничал гегелевской манерой»... - Слова К. Маркса из Послесловия ко второму изданию 1-го тома «Капитала»: «Я ... открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения» (там же. Т. 23. С. 21-22).

К с. 28.* ...аристотелевского различия одних противоположностей... - Это различие неоднократно встречается в сочинениях Аристотеля. «А из видов противоположения, - говорится в 7 главе Х книги «Метафизики», - противоречие не имеет ничего промежуточного (ведь противоречие означает именно такое противопоставление, в котором одна из обеих сторон присуща любой вещи, т.е. не имеет ничего промежуточного), а из других видов противолежания одно это соотнесенность, другое - лишенность, третье - противоположности. Из соотнесенных же те, которые не противоположны друг другу, не имеют ничего промежуточного; это потому, что они не принадлежат к одному и тому же роду (в самом деле, что может быть промежуточного между знанием и тем, что познается?). Но между большим и малым такое промежуточное есть» (Аристотель. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 266).

«...Если противоположности таковы, - пишет Аристотель в «Категориях», что в том, в чем им свойственно от природы находиться или о чем они сказываются [как о подлежащем], одна из них необходимо должна наличествовать, то между этими противоположностями нет ничего посредине. Если же одна из них обязательно должна наличествовать, то между ними непременно имеется что-то посредине» (там же. Т. 2. С. 80).

К с. 29. * ...»все течет...» - πάντα ρεῖ (греч.) - изречение, приписываемое Гераклиту, но не засвидетельствованное в сохранившихся от него фрагментах. В передаче Плутарха, «по Гераклиту, нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Фрагменты ранних греческих философов. М.. 1989. Ч. 1. С. 212). Впоследствии эту мысль Гераклита довел до абсурда его последователь Кратил, «который под конец считал, что не

439

 

 

следует ничего говорить, а только шевелил пальцем и упрекал Гераклита за то, что он сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. сам он считал, что нельзя и один раз» (там же. С. 551 552).

Другой фрагмент Гераклита («все есть война, а не мир») Б. П. Вышсславцев воспроизводит неточно. Фрагмент этот гласит: «Должно знать, что война общепринята, что вражда обычный порядок вещей и что все возникает через вражду и заимообразно» (там же. С. 201).

Ср. перевод А. О. Маковельского: «Но должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости».

** «Закон тождества». - Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

*** ...старый метафизик ... Пармекид... Древнегреческий философ (540-480 до н. э.), ученик Ксенофана, автор философской поэмы «О природе», в которой, в частности, есть такие строки, характеризующие сущность его учения:

... Ибо нет и не будет другою сверх бытия

ничего: Судьба его приковала быть целокупным,

недвижным... (Фрагменты... С. 297).

К с. 30.* ... «большинство естествоиспытателей»... Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

К с. 32.* ... «чем диалектическое «развитие»... Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 256.

** ... «в природе могут происходить»... - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

К с. 34.* ...docta ignorantia («научное незнание»). Термин и название трактата Николая Кузанского.

К с. 35. *... у Фрейда-либидо... Libido - одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, означающее влечения сексуального характера, как правило, бессознательные.

К с. 36. * Метафизика... за пределами физики. - Название «Метафизика» (от греч. τά ωετα ῖὰ ζδακκα - букв.: «То, что идет после физики») первоначально означало комплекс трактатов Аристотеля «по первой философии», которые в первом его «собрании сочинений» располагались после «Физики». Сам же Аристотель считал, что теология. тождественная в его системе с первой философией, «идет впереди» физики (см. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981. С. 30).

Впоследствии термин «метафизика» стал обозначать науку о сверхчувственных принципах и началах бытия.

К с. 39.* «Является ли источником восприятия...» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 129.

К с. 40. * ... «вещественный чувственно-воспринимаемый мир...» -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 285-286.

440

 

 

** «У меня, - говорит Маркс... материальное»... Там же. Т. 23. С. 21.

*** ... «Мозг отражает общественные отношения»... Сильно искаженная цитата из раздела «Товарный фетишизм и его тайна»: «...Мозг частных производителей отражает этот двойственный общественный характер их частных работ в таких формах, которые выступают в практическом обиходе, в обмене продуктов...» (там же. С. 83).

**** ... «Затрату мускульной и мозговой силы»... Точнее: «Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга. Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд» (там же. С. 516).

***** Учителя он называет работником ... сосиски - мясом. «...Школьный учитель... - пишет К. Маркс, - является производительным рабочим, коль скоро он не только обрабатывает детские головы, но и изнуряет себя на работе для обогащения предпринимателя. Вложит ли этот последний свой капитал в фабрику для обучения или в колбасную фабрику, от этого дело нисколько не меняется» (там же. С. 517).

****** ...по основным «азбучным вопросам ... быть не может». Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 254.

К с. 41.* «для объективной диалектики....... - Там же. Т. 29. С. 317.

К с. 42. * «Жаль, что не знаком ты с нашим петухом». Цитата из басни И. А. Крылова «Осел и соловей».

** «Надо спросить...» - Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 276.

К с. 43. * «Диалектика, - говорит он...». -Там же Т. 29. С. 227.

** «Если мы можем доказать...» - Цитата из брошюры Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 284).

К с. 44. * ... «Электрон так же неисчерпаем...» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 277 (цитируется неточно).

К с. 46.* ... «в мире не существует ничего, кроме материи». Там же.

К с. 47.* ...Для монад Лейбница и для субстанциальных деятелей Лосского. - По Лейбницу, «монада ... есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных, простая, значит, не имеющая частей... А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей» (Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х тт. М., 1982. Т. 1. С. 413).

«...Всякая монада есть живое зеркало, наделенное внутренним действием, воспроизводящее универсум со своей точки зрения и упорядоченное точно так же, как и сам универсум» (там же. С. 405).

441

 

 

Понятие «субстанциального деятеля» Н. О. Лосский разработал в своем трактате «Мир как органическое целое». «Если отношение можно назвать отвлеченно-идеальным бытием, - пишет здесь Лосский, - то о субъекте следует сказать... что он есть конкретно-идеальное бытие. Такое конкретно-идеальное бытие, поскольку оно есть деятельный источник временных процессов, обладает силою, а поскольку проявления его суть его принадлежности, оно может быть названо также старым философским термином субстанция или для большей ясности словом «субстанциальный деятель» (Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 370).

К с. 48. * ...на его знаменитом сравнении мозга с башенными часами... - Это сравнение Лейбниц приводит в своем трактате «Новые опыты о человеческом разумении». «Что касается мышления, пишет здесь Лейбниц, - то несомненно... что оно не может быть доступной пониманию модификацией материи. Иначе говоря, ощущающее или мыслящее существо не есть какая-то машина вроде часов или мельницы, так чтобы можно было представить себе величины, фигуры и движения, механическое сочетание которых могло бы породить нечто целое, мыслящее и ощущающее, чего не было в отдельных его частях, причем мышление и ощущение тотчас прекратились бы в случае порчи этого механизма» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1983. Т. 2. С. 67).

К с. 50.* Лосский называет такую точку зрения «идеал-реализмом»... - Концепцию «идеал-реализма» Н. О. Лосский излагает в своих книгах «Мир как органическое целое» (М., 1917): «Материя и жизнь» (Берлин, 1923), «Свобода воли» (Париж, 1927). «Согласно этому учению, - пишет Н. О. Лосский, - в основе мира и притом выше мира есть Бог не как совершенство, а более того - как сущее сверх-совершенство. Далее, в основе мира и притом в составе самого мира есть Царство Божие, Царство Духа как осуществленный идеал. Существа, наиболее далекие от него, могут надеяться достигнуть его, потому что это Царство есть и лучи его хоть в малой мере по благости Божией освещают каждого из нас. помогая переносить бедствия и тягости той несовершенной жизни, на которую мы обрекли себя» (Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 480).

К с. 51. * ... «естественные законы...» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 6, 10.

К с. 57. * ...противоположность царства природной необходимости и царства свободы... См.: Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 116.

** ...Маркс тоже отчетливо формулирует... - Там же. Т. 25. Ч. II. С. 386-- 387.

К с. 58.* «Раз мы узнали... - мы господа природы». - Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 198.

442

 

 

К с. 61.* ...классическая критика Штаммлера... См. книгу Р. Штаммлера «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории». СПб., 1899.

** ... «отвергающий... вздорную побасенку о свободе воли». Выражение В. И. Ленина в первом выпуске книги «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?»

Уместно напомнить здесь - для сравнения - заключительную строфу стихотворения Ф. И. Тютчева «Encyclica»:

Не от меча погибнет он земного,

Мечом земным владевший столько лет,

Его погубит роковое слово:

«Свобода совести есть бред!»

К с. 67.* Это про них Вл. Соловьев сказал: «...будем любить человека!» - Вероятно, Б. П. Вышеславцев перефразирует известное высказывание Н. А. Бердяева: «Вл. Соловьев очень остроумно сказал, что русская интеллигенция всегда мыслит странным силлогизмом: Человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга» (Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 21; ср.: там же. С. 263). Н. А. Бердяев, в свою очередь, перефразирует слова В. С. Соловьева из статьи «Византиизм и Россия»: «...Люди, требовавшие нравственного перерождения и самоотверженных подвигов на благо народное, связывали эти требования с такими учениями, которыми упраздняется самое понятие о нравственности: «...ничего не существует, кроме вещества и силы, человек есть только разновидность обезьяны, и потому мы должны думать только о благе народа и положить душу свою за меньших братьев» (Соловьев В. С. Сочинения в 2-х тт. М., 1989. Т. 2. С. 579).

** Но вот любовь к человечеству ... у гуманного Белинского. «Превращение», о котором упоминает Б. П. Вышеславцев, хорошо прослеживается по письмам В. Г. Белинского к В. П. Боткину, написанным в 1841-1842 гг., в тот период его жизни и творчества, который известен под названием «отказа от примирения с действительностью».

«Ты - я знаю - будешь надо мной смеяться, о лысый! - пишет Белинский в письме от 1 марта 1841 г., - но смейся, как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т. е. гегелевской Allgemeinheil). Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самонаслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень лестницы развития, - а споткнешься - падай - черт с тобою таковский и был сукин сын. Благодарю покорно, Егор Федорович « Гегель. -- В. С. «, - кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением честь имею

443

 

 

донести вам, что, если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развития, -- я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II, и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братий по крови... Говорят, что дисгармония есть условие гармонии: может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но, уж конечно, не для тех, которым суждено выразить своего участья идее дисгармонии... Знаешь ли, что я теперешний болезненно ненавижу себя прошедшего, и если бы имел силу и власть - то горе бы тем, которые теперь то, чем я был назад тому год» (Белинский В. Г. Избранные письма. М., 1955. Т. 2. С. 141-142).

Через несколько месяцев, прочитав Плутарха, Белинский пишет Боткину (в письме от 27 июня 1841 г.): «Я понял через Плутарха многое. чего не понимал... Я понял и французскую революцию и ее римскую... над которой процесс смеялся. Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его правовую ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом... Личность человеческая сделалась пунктом, на котором я боюсь сойти с ума. Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую (!) часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную... Люди должны быть братья и не должны оскорблять друг друга ни даже тенью какого-нибудь внешнего и формального превосходства» (там же. С. 158-159).

«...Я теперь в новой крайности, - сообщает он Боткину 8 сентября 1841 г., - это идея социализма, которая стала для меня идеек) идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Вы из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопроса. Она (для меня) поглотила и историю, и религию, и философию... Социальность, социальность - или смерть! Вот мой девиз. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность?.. Я ожесточен против всех субстанциональных начал, связывающих в качестве верования волю человека! Отрицание мой бог. В истории мои герои - разрушители старого Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т. п. ...И настанет время - я горячо верю этому, - настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе казни, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть, когда не будет бессмысленных форм и обрядов, не будет договоров и условий на чувство, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле. а одной любви... И это сделается через социальность. И потому нет ничего выше и благороднее, как способствовать ее развитию и ходу. Но смешно и думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их

444

 

 

насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов» (там же. С. 168 174).

Совершенно очевидно, что любовь к террору у Белинского есть обратная сторона его абстрактной любви к человечеству. Он сам. по-видимому, не чувствовал здесь никакого противоречия, и поэтому неудивительно, что из-под пера его порой выходили довольно кощунственные фразы, вроде следующей: «Лермонтов убит наповал на дуэли. Оно и хорошо: был человек беспокойный и писал хоть и хорошо, но безнравственно...» (там же. С. 165). В самой краткой форме социальный идеал Белинского можно выразить формулой: «насильственное братство». История XX века убедительно доказала, что без гильотины и чрезвычайного насилия построить такое «братство» невозможно.

К с. 68. * ...дело с Бакуниным... О взаимоотношениях К. Маркса и М. А. Бакунина. См.: Дюклон. Бакунин и Маркс: тень и свет. М., 1975; Сухотина Л. Г. Пророчество Михаила Бакунина //Вестник АН СССР. 1991, № 5.

К с. 73. * ...понятие Aufheben (в сущности, непереводимое)... - На русский язык Aufheben по традиции переводится как «снятие». Снятие, по Гегелю, «означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить. положить конец» (Гегель. Соч. Т. V. С. 99).

К с. 78.* Объект философии, говорит Гегель... это абсолютное. Во введении к «Энциклопедии философских наук» Гегель писал, что философия «изучает те же предметы, что и религия. Философия и религия имеют своим предметом истину, и именно истину в высшем смысле этого слова, в том смысле, что бог, и только он один, есть истина. Далее, обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к богу как к их истине» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.. 1974. Т. 1. С. 84).

К с. 79.* ... «все позволено»... - «...Ибо коли Бога бесконечного нет, -- формулирует Смердяков внушенную ему Иваном Карамазовым мысль, то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда вовсе» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. СПб., 1895. Т. XII. Ч. 2. С. 748).

** ... «бунтовщики не могут вынести своей свободы...» Обобщающая формула идеи Великого инквизитора из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «...Они «люди», - говорит Великий инквизитор, - невольники, хотя и созданы бунтовщиками... Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя... но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие... Нет заботы бесправнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» (там же. Ч. 1. С. 304,301).

445

 

 

К с. 80.* «Самая важная проблема философии...» - Неточная цитата (или неточный перевод) из брошюры Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»

К с. 85.* ... «человек творит свою историю...» - Там же. Т. 4. С. 138.

К с. 87. * ... «люди сами делают свою историю...» -Там же. Т. 8. С. 119.

К с. 89.* «На пороге человеческой истории...» - Там же. Т. 20.

** «Это открытие... животного царства». -Там же.

К с. 90. * ... «единый скрипач...» Там же. Т. 23. С. 342.

К с. 93.* «истинное царство свободы как самоцель» -Там же. Т. 25. Ч. II. С. 387.

К с. 94.* При этом инстинкт обогащения... основа общественного механизма. - Б. П. Вышеславцев перефразирует слова К. Маркса: «...То, что у собирателя сокровищ выступает как индивидуальная машина, то для капиталиста суть действие общественного механизма, в котором он является только одним из колесиков» (там же. Т. 23. С. 606).

**...»Экономический инстинкт». - Там же. С. 747. У К. Маркса речь идет о «слепой силе экономических отношений».

К с. 95. * ... «способность человека... вне человеческой природой». Перевод Б. П. Вышеславцева весьма приблизителен и неточен; К. Маркс рассматривает «абстрактный труд» «как процесс между человеком и природой». Далее он пишет: «Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение собственных мускулов под контролем своего собственного мозга» (там же. С. 516).

** «Превращение истории...» -Там же. Т. 3. С. 45.

К с. 96.* Сократ в одном из своих диалогов приводит такой пример...- в диалоге «Федон» 98 cd (Платон. Сочинения в 3-х тт. М" 1970. Т. 2. С. 68.

К с. 97.* Философия Гегеля никак не стоит на голове, как думал Маркс... - В предисловии ко второму изданию 1-го тома «Капитала» К. Маркс писал: «...У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под истинной оболочкой рациональное зерно» (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 22).

К с. 99.* ... «все действительное разумно и все разумное действительно»... Знаменитая формула Гегеля из Предисловия к «Философии права»: «Что разумное то действительно, и что действительно. то разумно» (Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 53).

446

 

 

** ... «лукавство разума» (list der Vernunft)... - В современных изданиях это выражение Гегеля переводится как «хитрость разума». О ней он писал в «Философии истории»: «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред... Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся к жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов» (Гегель. Соч. М. Л., 1935. T.VIII. С. 32). О «хитрости разума» Гегель писал также в «Энциклопедии философских наук» (М" 1974. Т. 1. С. 397-398).

*** «грабь награбленное»... - Лозунг В. И. Ленина, выдвинутый им в одной из речей перед народом в мае-июне 1917 г. Ни этой речи, ни самого этого выражения нет в Полн. собр. соч. Ленина, однако сохранилось свидетельство заслуживающего доверия современника, который был очевидцем этого выступления. «Я остановился возле дворца послушать Ленина, - пишет П. А. Сорокин в своей автобиографии...

- Товарищи рабочие! так повел речь Ленин. - Отбирайте заводы у эксплуататоров! Товарищи крестьяне, захватывайте землю у врагов своих помещиков... Грабь награбленное!» (Сорокин П. А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992. С. 89).

К с. 100. * «Кто был ничем, тот станет всем!» - Цитата из пролетарского гимна «Интернационал».

К с. 103. * ... «способ производства... процессы жизни вообще». Цитата из Предисловия К. Маркса к книге «К критике политической экономии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6).

К с. 104. * ...conditio sine qua non... - непременное условие, букв.: «Условие, без которого нет» (лат.).

Кс. 105. * ... «le style c'est l'homme»,стиль – это человек... - Точнее: «стиль - это сам человек» - знаменитый афоризм Ж. Л. Бюффона в одном из томов его «Натуральной истории» (Buffon G. L. L. de. Oeuvres completes. Paris. 1817. Vol. 5. P. 604).

К с. 108. * Так, Платон говорит... В диалоге «Государство» Платон разработал свой проект «идеального государства», состоящего из трех сословий: правителей («философов»), стражей («воинов») и трудящихся. В основе сословного деления у Платона положен принцип разделения труда («невозможность одному человеку с успехом владеть многими искусствами» - 374 а) и принцип неравенства физических и умственных способностей людей (см.: Платон. Соч. М., 1971. Т. 3. Ч. 1).

** Vitam propter vivendi perdere causam ради сохранения жизни утратить ее смысл (лит.).

Кс. 109.* «По ту сторону этого царства...» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 387.

447

 

 

К с. 111 * «Макс Вебер в своих классических трудах по религиозной социологии...» Имеется в виду «Протестантская этика и дух капитализма». См.: Вебер М., Избранные произведения. М.. 1990. С. 44-306.

** Квакеры и меннониты. Разновидности протестантизма в Англии и Германии.

К с. 115. * ...хозяйственная необходимость рабства была очевидна (напр., Аристотелю)... - «Если бы каждое орудие, пишет Аристотель в 1-й книге «Политики», - могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая... тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы... Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность, собственность же является орудием деятельности активной...» (Аристотель. Соч. М.. 1984. Т. 4. С. 381). На вопрос «Что такое раб по своей природе» Аристотель отвечает: «тот. кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб» (там же. С. 382). Или как сформулирован он в «Никомаховой этике»: «Раб одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (там же. С. 236).

К с. 116. * Мы не можем здесь коснуться... аналитической психологии. -- Этому посвящено исследование В. П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса» (Т. 1. Проблемы закона и благодати). Paris, 1931. В предисловии к этой книге Вышеславцев писал: «Этика сублимации, «этика преображенного Эроса», соединяет в себе христианский платонизм и открытия современного психоанализа. Всякая истинная философия есть платонизм, и только посредством такой философии можно справиться с тем кладом глубинной душевной жизни, который был открыт Фрейдом, но с которым последний справиться не сумел» (указ. соч., VI).

К с. 123. * Это выразил еще Менений Агриппа в своей знаменитой басне... - Имеется в виду выступление Менения Агриппы в римском сенате, о котором рассказывает Плутарх в своем жизниописании Гая Марция Кориолана. «Он обращался к народу с горячими просьбами, - рассказывает Плутарх, - много и смело говорил в защиту сената и кончил своею известною баней. Однажды, сказал он, все члены человеческого тела восстали против желудка. Они обвинили его в том, что один он из всего тела ничего не делает, сидит в нем без всякой пользы, между тем как другие, для угождения его прихотей, страшно трудятся и работают. Но желудок смеялся над их глупостью: они не понимали того, что, если в него и идет вся пища, все же он отдает ее назад и делит между остальными членами. «Так поступает, граждане, по отношению к вам и сенат, -- закончил Агриппа, - в нем имеют начало планы и решения, которые он приводит в исполнение с надлежащею заботливостью и которые приносят доброе и полезное каждому из вас». Его

448

 

 

речь расположила народ к миру» (Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1990. Т. 1. С. 392).

К с. 124.* О. Шпенглер говорит: «Вот в чем состоит задача XX столетия...» - Эту задачу О. Шпенглер сформулировал во введении к своему знаменитому исследованию «Закат Европы». Т. 1. Образ и действительность. М.. 1923. С. 3 6.

**Маркс... напоминает самому себе... См.: Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 68.

К с. 125.* В своей статье о Марксе, написанной в 1878 году... Статья Ф. Энгельса «Карл Маркс» написана в 1877 г. (там же. Т. 19. С. 105).

К с. 126. * ... «поднят на щит пьяными солдатами...» Там же. С. 204-- 207 (эта и приведенные выше цитаты).

К с. 129. * ... «несть власти, аще не от Бога»... - Цитата из Послания к Римлянам св. ап. Павла (13, 1).

К с. 132. * ... «из всех инструментов... сам революционный класс». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 184.

** ...самовыявлением личности... Там же. Т. 3. С. 322.

К с. 133. * ... «Существующие производственные отношения...» Там же. Т. 13. С. 7.

** ...ubi societas, ibi jus... - ...и где общество, там право {лат.).

*** ...право есть «форма взаимодействия»... Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.

К с. 135. * Zwei Seelen wohnen, ach in meiner Brust... Цитата из Фауста «Гете»:

Но две души живут во мне,

И обе не в ладах друг с другом.

(Гете И. В. Фауст. Пер. Б. Пастернака. М., 1969. С. 69).

К с. 137.* «Мы с Марксом виновны...» - Неточная цитата из письма Ф. Энгельса к Ф. Мерингу от 14 июля 1893 г. (дата письма Б. П. Вышеславцевым указана неправильно). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 82.

К с. 143.* ... «вся история есть история борьбы классов»... Не вполне точная цитата из «Манифеста коммунистической партии» (там же. Т. 4. С. 425).

К с. 145. * .. .не понимали закона социальной дифференциации и интеграции... - Согласно Г. Спенсеру, в обществе, как и в живом организме. существует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, сопровождающаяся усовершенствованием процесса интеграции органов. Впоследствии эти термины прочно вошли в научный обиход ученых-социологов.

К с. 146. * «В основе деления на классы... лежит закон разделения труда». - Цитата из «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса. К с. 147. * И Маркс принужден был в III томе своего «Капита-

449

 

 

ла»... -- Имеется в виду шестой раздел III тома «Капитала»: «Превращение добавочной прибыли в земельную ренту» (там же. Т. 25. Ч. II. С. 163-379).

К с. 150. * .......буржуазия лишила ею... работников». Там же. Т. 4. С. 427.

К с. 154. * ... «сословия (Stande) суть этические потенции...». Цитата из «Системы нравственности» Гегеля (Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 337).

** «Он уже не способен... ко всему высокому»... Там же. С. 360.

*** ... «всесословное...оскверняется»... Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 427.

К с. 156. * «Оставим небо попам и воробьям...» Цитата из поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка». Ср. пер. В. Левина:

Мы здесь, на земле, устроим жизнь

На зависть небу и раю.

При жизни счастья нам подавай!

Довольно слез и муки!

Отныне ленивое брюхо кормить

Не будут прилежные руки.

А хлеба хватит нам для всех,

Закатим пир на славу!

Есть розы и мирты, любовь, красота

И сладкий горошек в приправу.

Да, сладкий горошек найдется для всех,

А неба нам не нужно

Пусть ангелы да воробьи

Владеют небом дружно.

(Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1971. С. 426).

** ... «историк не астроном и провидение не алгебра»... В рецензии на второй том «Истории русского народа» Полевого А. С. Пушкин писал: «Поймите... что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном, и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но провидение не алгебра» (Пушкин А. С. Собр. соч. в Ют. М., 1981. Т. VI. С. 99).

К с. 160. * «In deiner Brust...» - В твоей груди - звезды твоей судьбы (нем.).

** Зомбарт определяет дух... как экономизм. - В исследовании «Современный капитализм». Т. 1-2. М.. 1903-1905. В России эту мысль подробно развивал С. Н. Булгаков, который писал: «В жизни и мироощущении современного человечества к числу наиболее выдающихся черт принадлежит то, что можно назвать экономизмом нашей эпохи... Жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный такова акси-

450

 

 

ома этого современного экономизма, получившая самое крайнее и даже заносчивое выражение в экономическом материализме» (Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 7-8).

К с. 163. * Наивная идея «предустановленной гармонии»... Понятие предустановленной гармонии разработано в философии Г. Лейбница, согласно которому монады, будучи чисто техническими сущностями и не имея возможности физически взаимодействовать друг с другом, развиваются в изначально предустановленном Богом соответствии с развитием всех других монад и мира в целом.

К с. 165.* ... «весь капитал... пролетарского государства»... Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 446. ** ...»капитал обладает...» -Там же. С. 431.

К с. 166. * ... «Они рабы ... порабощает их машина»... -Там же. С. 431.

К с. 171. * Павлов называет его «врожденным рефлексом»... - В статье «Рефлекс свободы» И. П. Павлов писал: «Рефлекс свободы типичная черта, характерная реакция всех живых существ - является наиважнейшим из числа врожденных инстинктов. Благодаря ему любое, даже небольшое, препятствие на пути живого организма разрушается, если противоречит его жизненному курсу. Всем хорошо известно, как ограниченные в свободе животные, особенно привыкшие к дикой жизни, пытаются высвободиться» (цит. по: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 279).

** ... «где дух Господень - там свобода»... - Цитата из Второго Послания к Коринфянам св. ап. Павла (3, 17).


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.