13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Федотов Г. П. Русская религиозность. Часть 2. Примечания
1 Речь шла о 60-х годах XX века.
2 Подобная точка зрения протопресвитера Иоанна Мейендорфа ошибочна. «Русская религиозность» отнюдь не «расширенная и переработанная версия «Святых Древней Руси». Эти два тома — совершенно новый взгляд, пока не имеющий аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.
3 Дело в том, что древнерусская иконопись оставалась сокрытой от глаз исследователей вплоть до начала XX столетия. Иконы покрывались олифой, которая спустя 100 лет чернела. Техника реставрации икон была разработана лишь в конце XIX — начале XX столетия. Первая выставка древнерусских икон состоялась лишь в 1913 году и потрясла современников силой и светом.
4 То есть права старшего сына на наследование.
5 Измарагд I, гл. 73. Слово божествено о покаянии и о исповедании грехов...
6 «...пищи и питья не щадил и подавал требующим, много церквей построил и украсил иконами и книгами, священнический и монашеский чин почитал, ко всем был любовен и милостив, гордость ненавидел и отвращался от нее, как от змия».
7 Был он человек страшный, и сердце у него точно львиное (Соловьев, т. 4, с. 488).
8 По другим спискам — «возраст».
9 И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, и дал ему Бог премудрость Соломона.
10 Перебил бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
11 Татищев В. Н. История Российская. Т. 5. М. - Л., 1964. С. 39, 40.
12 Был незлобив и легко прощал согрешающих пред ним [Соловьев, т. 4. С. 489].
13 «И был грозен приезд его... И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: „Вот идет Александр!"... Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою...».
14 «В присутствии его никто не смел сказать ни слова, потому что все бо
357
ялись его: был он человек страшный, и сердце у него точно львиное» [Соловьев, Т. 4. С. 294]
15 «Кто из оставшихся в живых не поплачет, видя, сколько людей приняло горькую смерть... и от поганых никогда не бывало такого зла» [Соловьев. Т. 3. С. 265].
16 «Те, кто били и грабили тверичей, должны быть выданы, и я ничего не хочу вашего, а чтоб приняли моих наместников».
17 «Александр не оставил пути отца своего за людей своих: за них он претерпел многие страдания. Он отказывался от великих почестей, отдавая свое богатство, все имущество свое чужеземцам. И не пожалел отпрыска сердца своего. Во имя христиан отдал его чужеземцам, освободив тем людей от горя, страданий и плена».
18 «Господь Бог дал власть вязать и разрешать вместо Себя апостолам, а после них — их преемникам. А мы суть преемники апостолов, несущие образ Христа и обладающие его властью. И я, первосвященник всея Руси, учу и наставляю вас в Господе: «Бойтесь Бога и почитайте князя, не начинайте войны понапрасну, не проливайте крови. Есть наказание и прощение за каждую вину и за каждый грех. Поскольку князь Ярослав Ярославич был несправедлив к вам, он раскаивается и просит прощения за все... и я обращаюсь к вам за него. Примите его с подобающей честью».
19 «Осудил ты прежде суда Божия уже мертвого человека, а живого боялся, дары от него принимал, ел с ним и пил» [Соловьев, т. 4, с. 572].
20 «Во время его были упразднены кабаки, мытари и рыночные пошлины».
21 ПЛДР, XIII век.
22 Соловьев, т. 3, с. 208.
23 «Славная война лучше худого мира».
24 «...установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ».
25 Соловьев, т. 3, с. 252.
26 «это случилось 23 апреля, в день памяти великомученика и победоносца Георгия».
27 Новгородская пятая летопись, с. 213, 1238.
28 «да не будет на нем милости Божией, Пречистой Богородицы, честнаго и животворящаго Креста, великого чудотворца Николы, святых чудотворцев Петра и Леонтия, преподобного Сергия и Кирилла, благословения всех владык и всего духовенства ни в сей век, ни в будущий...» [Соловьев, т. 4, с. 405.]
29 «Что это, Господи! Покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им» [ Татищев, т. 5, с. 39, 40].
30 «Прежнюю изменили пустыню... не пощадив ее»
31 Муравьев А. Н. Северная Фиваида. М., 1855. С. 151.
32 На самом деле этот эпизод произошел с преемником преподобного Кирилла — игуменом Христофором. См.: Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусских литературных житий... Варшава, 1902. С. 187.
358
33 В противном случае никто не мог бы получить прощение, поскольку оно было бы совершенно невозможным.
34 «Покупая что-либо потребное для себя или продавая от своего рукоделия, не должно обижать брата, лучше самим снести обиду. Также и у работающих в монастыре на братию мирян — не отнимать должно им за труды платы, но отдавать с благословением и отпускать с миром... Ничего излишнего не должно иметь».
35 «А что просящим давать и занимающим не отказывать — так эта заповедь, как говорит св. Василий Великий, дана только для лукавых. У кого ничего нет, тот не обязан и подаяний делать... И св. Исаак пишет: «Нестяжание выше таких подаяний»».
36 «Иноческая милостыня — помочь брату словом во время беды, облегчать его скорбь духовным утешением, но и это — кто может. Для начинающих же снести скорбь, укор, обиду от братии — вот уже духовная милостыня! И она настолько выше телесной, насколько душа выше тела, говорит преподобный Дорофей. Если из странников кто придет в монастырь — успокоить его, если спросит — дать хлеба, и отпустить».
37 В древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств как идеал воспитания человека.
38 Он же, отвергая славу человеческую, стал юродствовать и начал глумиться то над игуменом, то над кем-нибудь из братии...» — ПЛДР. XII век. М., 1980.
39 Он «ходил как нищий и стал юродивым». — ПЛДР. XIII век. М., 1981.
40 Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1902.
41 «Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно был поражен множеством и красотою церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, стройным пением ликов, чинным и благоговейным служением, торжественностью и благолепием образов... набожностью и усердием народа к церковным службам». — «Житие преп. Прокопия Устюжского». СПб., 1893.
359
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.