Поиск авторов по алфавиту

Булгаков Сергий, «Отрицательное богословие». IV

IV. Идеи отрицательного богословия в Александрийской школе христианского богословия

(III век по Р. Хр.).

а) Климент Александрийский.

Знаменитый основатель Александрийской школы, воспи­танный на эллинизме и поднявший столь высоко авторитет эллинской философии в церковном сознании, вполне воспринял учение о непознаваемости Божества разумом. Развитию этой идеи посвящена глава 12 книги пятой «Стромат», 3) начинающая словами Платона: «Бог не может быть разумом постигнут, и словами, понятие о нем не может быть выражено». Здесь, ссылаясь на классические авторитеты: Платона, Орфея, Солона, Эмпедокла, а также и на тексты свящ. писания, Климент выясняет, что «вопрос о Боге соединен с затруднениями». «В самом деле, ка­ким именем назвать Того, который не рожден, не имеет ни различий в себе, ни вида определённого, ни индиви-­

3) В серии Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte, издании комиссии прусской академии наук, Strovmata Климента Александрийского занимают II и часть III тома. Κλημεντος τῶν κατὰ τήν ἀληφὴ φιλοσοφίαν γνωστικῶν ίπομνημάτων στρωμάτεις Leipzig. 377 – 381.

26

 

 

дуальности, ни числа, но есть существо такое, которое никаких акциденций в себе не имеет, а равным образом и акциденциальному ничему не подлежит? Скажете ли вы, что Бог есть целое? Определение несовершенное, потому что целое собой представляет количество все-таки соизмеримое, а Бог есть Отец вообще всего существующего. Захотите ли вы наделить его разными частями? Но этого вы не в состоянии сделать, ибо в существе своем cиe Единое неделимо. Вот почему Бог беспределен, бесконечен вовсе не в том смысле, как нам предста­вляется это, — как если бы мы не могли Его обнять своей мыслью, а в том, что Бог и не подлежит измерению и нет пределов, границ в Его существе. Нет также в Нем и форм, а также не может Он быть и наименован. А если иногда мы и именуем Его иногда такими выражениями как: Единый, Благий, Дух, Сущий, Отец, Бог, Творец, Господь, мы употребляем их не в качестве Его имени. Мы прибегаем к помощи этих прекрасных слов лишь вследствие затруднительного положения (ἀπορίας), дабы остеречься от других наименований, коими мог бы быть унижен Вечный. Ни одно из этих речений, взятое в отдельности, не дает понятия о Боге; все же вместе сказывают о Нем как о Вседержителе. Вещи познаются или по их собственной природе или по взаимным отношениям их между собою; к Богу же ничто из этого неприменимо. Не может быть Он также открыт и до­казательствами, потому что они основываются на началах предшествующих и понятиях высших, но ничто не мо­жет существовать ранее Существа несотворенного. Для постижения Существа неисследимого ничего не остается, следовательно, кроме собственной Его благодати и откровения Его чрез посредство пребывающего в Его недрах Логоса». 1) Таким образом, признание непознаваемости

1) Климент Александрийский. Строматы. (Цитировано, с сильными изменениями, по русскому переводу, напечатанному в Ярославских Епархиальных Ведомостях, год 1891, № 36, часть неофициальная, стр. 565—7).

 

27

 

 

Божества приводить Климента Александрийского к утвер­ждению откровения, как единственного источника положи­тельного знания о Божестве.

 

б) Ориген.

В учении Оригена идеям отрицательного богословия принадлежит свое определенное место, причем нельзя не видеть близости его в этом отношении к Плотину. В книге первой сочинения «О началах», содержащей общее учение о Боге, резко утверждается Его трансцен­дентность и непостижимость. «Опровергши, по возможно­сти, всякую мысль о телесности Бога, мы утверждаем, сообразно с истиной, что Бог непостижим (incompehensibilis) и неоценим (inaestimabilis). Даже и в том слу­чае, если бы мы получили возможность знать или пони­мать что-либо о Боге, мы вcе равно, по необходимости, должны верить, что Он несравненно лучше того, что мы узнали о Нем. В самом деле, если бы мы увидели че­ловека, который едва только может видеть искру света или свет самой короткой свечи, и если бы этому человеку мы захотели дать понятия о ясности и блеске солнца, то, без сомнения, мы должны были бы сказать ему, что блеск солнца несказанно и несравненно лучше и прекраснее всякого света, видимого им. Так и наш ум. Хотя он и считается гораздо выше телесной природы, однако, стремясь к бестелесному и углубляясь в созерцание его, он едва равняется какой-либо искре или све­че, — и это до тех пор, пока он заключен в узы плоти и крови и, вследствие участия в такой материи, остается относительно неподвижным и тупым. А между всеми духовными (intellectualibus), т.-е. бестелесными существа­ми, какое же существо столь невыразимо и несравнимо превосходить все прочие, как не Бог? Действительно, природу его не может созерцать и постигать сила человеческого ума, хотя бы это был чистейший и светлейший ум». 1)

1) Ориген. О началах. Изд. Каз. Дух. Ак. Казань, 1899. Книга 1, гл. 1, § 5.

28

 

 

«Нет такой природы (по свидетельству ап. Иоанна), для которой Бог был бы видим; апостол не говорит, что Бог, будучи видим по своей природе, недоступен только зрению слабейшей твари, но что, по самой своей природе, Он не может быть видим». 1) «Наш ум своими силами (per se ipsam) не может созерцать Самого Бога, как Он есть, но познает Отца всех тварей из красоты дел и великолепия вселенной. Итак, Бога не должно считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но простою духовною природой (intellectualis natura), не допускающей в себе никакой сложности. Он не имеет в себе ничего большего или низшего, но есть — с какой угодно стороны— μονάς; и так ἑνὰς... сложностью до некоторой степени ограничивалась бы и нарушалась бы простота божественной природы» 2). Одним словом, Бог выше всего мыслимого» (ἐπέκεινα τῶν νοητῶν). 3)

1) Ibid., § 8.

2) Ibid., § 6.

3) Увещ. к мученичеству, 43. Ср. А. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Серг. Посад, 1906. Стр. 90—I.


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.