Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Любовью назидая. Слова и проповеди


Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление размещено в начале.

 

 

СВЯТИТЕЛЬ

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

 

Любовью назидая

СЛОВА И ПРОПОВЕДИ


 

Москва 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СЛОВА НА ГОСПОДСКИЕ,

БОГОРОДИЧНЫЕ И ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ

1. Слово на Новый год. Размышления о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит и нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих. 1856 г.    7

2. Слово на Новый год.  Что такое обновление? Когда будут новое небо и новая земля, которых мы чаем? Объяснение слов Апостола Аще кто во Христе, нова тварь. 1864 ?..    20

3. В неделю перед Крещением.  Наитствующая в Крещении благодать Духа Святого запечатлевает внутренние изменения сердца и движения духа и из них образует в нас нового внутреннего человека. 5 янв. 1864 г.    31

4. На Крещение Господне. Господь повелел Своей Церкви светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только через суд совести. 6 янв. 1864 г.    41

5. На Крещение Господне. Как подобает вести себя крещеным на Крещение Господне? Место языческих обычаев при встрече нового года. О ясновидящей. Надо осознать неотложность дела своего спасения и проявить решимость в устремлении к Господу. 6 янв. 1865 г.    45

6. В неделю по Крещении. Все, что к положению в нас христианской жизни зависит от благодати Божией, подается тотчас, и обновление совершается благодатно, то же, что зависит от нашей свободы, отлагается до возраста, когда человек самостоятельно и самоохотно предает себя благодати. 12 янв. 1864 г.    53

7. В неделю по Крещении. Христианское общество имеет свой дух, свои начала и свои правила и должно противостать проникновению и укреплению чуждых ему языческих обычаев, как унизительных для христиан и оскорбительных для Господа. 10 янв. 1864 г. 64

8. На Сретение Господне. Как достигнуть блаженства Сретения Господа? 2 фев. 1861 г.    71

9. На Сретение Господне. Сретают Господа только ревностным исполнением заповедей. Это плод многотрудной деятельности и награда за труды. Сретение Господа — явление внутренней жизни человека. 2 фев. 1862 г.    76

10. На Сретение Господне. Песнь преподобного Симеона Ныне отпущаеши означает предел чаяний человека — встреча с Господом и что такое Царство Божие, которое внутрь нас есть. 2 фев. 1864 г.    82

11. На восшествие на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. Не считайте совершенствованием и преуспеянием (прогрессом) того, что охлаждает к вере и отчуждает от Церкви, что может довести не только до нарушения уставов веры и Церкви, но и до желания и требования перемен и отмен в них, что совсем может затмить светлый лик веры и вытесняет из памяти всякое помышление о нашем конце и назначении. 1858 г.    91

12. На восшествие на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. Что такое благоденствие? Непрерывность Божия попечительного устроения нашей участи во благо. Чем привлечь к себе благоволение Божие? Что такое веротерпимость? В государстве выше всего должна стать святая вера, а все другое ею управляться. 1859 г.    108

13. На восшествие на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. Наше благоденствие зависит и от нас, но определяется верностью и непоколебимостью начал, которых держимся. Это понятия о Боге, о всем тварном, о человеке, о мире с его началом, продолжением и концом. 19 фев. 1864 г.    121

14. На Благовещение Пресвятой Богородицы... О радости. Что значит, что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста — времени плача и сетования? Как Сын Божий входит в общение с нашим естеством, которое он назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело Его. 1845 г.    133

15. На Благовещение Пресвятой Богородицы... Воплощение Сына Божия — начало всего домостроительства нашего спасения. Велия благочестия тайна приходит в явление, Совет Предвечный открывается, премудрость, сокровенная от век и родов, провозвещается. Но тайна не перестает быть тайной. 25 марта 1861 г.    148

16. На Благовещение Пресвятой Богородицы... В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них? Войди в Царство Христово дверью покаяния; вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозмутимая и нескончаемая радость. 25 марта 1865 г.    156

17. На Благовещение Пресвятой Богородицы ... Что принесем мы в дар Богородице, через Которую излилась на нас радость жизни? — Надо усвоить дух жизни Ее: творить волю Божию без рассуждения. 25 марта 1865 г.  165

18. В Неделю Ваий.  Что значит быть как дети? — Начинать работать Господу с юных лет, как только осознаем свои обязательства, данные в Крещении. В дела Богоугождения предать все сердце с детскою верою и простотой. 27 марта 1860 г.    174

19. В Неделю Ваий. Событие Входа Господня в Иерусалим — исполнение пророчества: се Царь твой грядет, а образом исполнения предвозвещается призвание язычников. 19 апр. 1865 г.    180

20. В Великий четверток. Чин омовения ног. Истолкование действия Господня, священнодейственно воспоминаемого. 1 апр. 1865 г.    186

21. В Великий пяток. Размышления перед Плащаницей. Что значит приобщиться Христовым страстям? Три способа сораспятия Господу. 1856 г.    196

22. В Великий пяток, пред Плащаницей.  Размышления. 6 апр. 1862 г.    215

23. В Великую субботу. Покой Великой субботы. Размышления при созерцании гроба Господня. Все бывшие, сущие и будущие искупаются ценой этой смерти. В христианстве о чем ни начни рассуждать, всегда придешь к одному: покайся и живи по Евангелию, при помощи Божией. 3 апр. 1865 г.    219 

24. В день Святой Пасхи.  Чувства, возбуждаемые пением Пасхального канона: ненависть ко всей нечистоте страстей и грехов, ревность о славе Воскресшего Господа и всецелое в Нем упокоение. 1844 г.    227

25. В день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. Истинное возрождение, как и жизнь, может истекать только от Источника всякой жизни. Что такое Возрождение XV — XVI веков? Для всех наук найдутся в нашем исповедании основные понятия — Богом открытые истины. 1858 г.    236

26. На Вознесение Господне.  Радость Церкви, которая торжествует Вознесение Господне, которое есть величайшее Его прославление. Что значит Вознесение Господа для мира видимого и невидимого? 1840 г.    258

27. На Пятидесятницу. Что значит празднуем Духа пришествие? Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству. Начало всему — покаяние, средина — труды и подвиги в очищении сердца от страстей, конец — священнотайное Богообщение. 1855 г.    273

28. На Пятидесятницу. Что принесем мы в дар Господу, ниспославшему нам дар Святого Духа? Если будем возгревать дар Божий — Дух, Он не угаснет, если не оскорбим Его, Он пребудет в нас, а с Ним и все обилие и полнота жизни духовной. А для этого надо пребывать в молитвенном и подвижническом труде по чину и уставу Церкви. 1858 г.    285

29. На Пятидесятницу. Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий? — Живет и действует, когда есть в нас жизнь духовная. Дух, сочетанный с телом, поставлен в мире Божием быть жрецом, чтоб не только самому жить в Боге, но и все вещественное ввести чрез себя в общение Божественной жизни. 27 мая 1862 г.    294

30. В день рождения Государыни Императрицы Марии Александровны.  О воспитании детей в духе христианском. Просветить ум и образовать сердце можно только, в Господе Иисусе, получая сверхъестественную помощь в Церкви Божией, в Святых ее Таинствах и всех освятительных учреждениях. 27 июля 1859 г.    305

31. На Преображение Господне. Своим Преображением Господь показывает, до какой славы возводит Он в себе человеческое естество, а чрез него и всякого человека. Но преображение внутреннего человека невозможно без Божественной благодати, которая дается в Святых Таинствах. 6 авг. 1863 г.    313

32. На Успение Пресвятой Богородицы. Почему смерть Богоматери называется Успением? Как подготовиться к исходу, чтобы встретить его не только без страха и скорби, но и с охотою? 1859 г.    321

33. На Успение Пресвятой Богородицы. Земная жизнь наша есть начало нашей бесконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. В каком бы виде жизнь не являлась на земле, всякая ведет к сей цели. 15 авг. 1863 г.    328

34. На Успение Пресвятой Богородицы. Успение Богоматери — упование перехода к жизни вечной. Смерть - общий удел, а слава по смерти — достояние веры чистой и живой. 1864 г.    334

35. На Коронацию. Что означает венчание Царя — царское помазание? Хранение, возвышение и укрепление добрых расположений, составляющих истинную и благонадежную общественную жизнь, есть главное и всегдашнее наше дело. 1855 г.  340

36. В день тезоименитства Государя Императора Александра Николаевича. О благочестии наших предков. Что такое дух мира? Необходимость воспитания молодого поколения в духе веры и благочестия, противоположным духу мира. 1858 г.    354

37. На Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича. Чем мы можем удержать за собой милость Божию, чем продлить и упрочить благосостояние своего Отечества? — Благодарным исповеданием милостей Господних; всецелою преданностью Святой Премудрой воле Божией; исполнением заповедей Божиих. 1844 г.    370

38. На Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича. Два празднества: предмет первого — начало исполнения надежд рода человеческого, второе — основание благих надежд нашего отечества. Порядок Божий требует, чтобы мы трудились до пота, устрояя свой быт и благоприятное нам течение дел наших, а успеха трудов своих ожидаем единственно от благословения Божия. 8 сент. 1863 г.    383

39. На Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича. Что такое три коренные стихии жизни русской: православие, самодержавие, народность? 8 сент. 1864 г.    391

40. На Воздвижение честного Креста Господня. Господь наш Иисус Христос, Крестом упразднив смерть, даровал нам в нем жизнь вечную, и всякий человек, желающий приобщиться этой жизни, должен подъять некоего рода крест. Вот сокращенное учение о жизни, даруемой Крестом. 1843 г.    397

41. На Воздвижение честного Креста Господня. Крест Христов был лествицей восхождения из ада в рай для тех, которые жили до Господа Иисуса Христа. Для нас Он есть лествица восхождения на небо тотчас по разрешении души от тела, но восходят по ней только те, которые обыкли ходить под крестом в настоящей жизни. 1859 г.    406

42. На Воздвижение честного Креста Господня. Как от Креста Господня — спасение всему миру, так от распятия нашего на своем кресте — спасение наше. Особенности иноческого креста. 1860 г.    412

43. На Введение во храм Пресвятой Богородицы. Верующие по следам Богоматери должны восходить во внутренний храм — пред лице Самого Царя и Бога. Ступени умного восхождения к Богу. 1860 г.    421

44. На Введение во храм Пресвятой Богородицы. Пред самым явлением Христа прекратились пророчества. Родившаяся и введенная во храм Пречистая Отроковица возвещает Христа. Что такое свет Христов, и кто входит в него? 21 ноября 1863 г.    431

45. В Неделю святых праотец. Снять вину греха с рода человеческого может только смерть Богочеловека. Восполнить жизнь человека, проведенную во грехе, делами правды, могут только дела Богочеловека. 15 дек. 1863 г.    439

46. В Неделю святых отец. Оправдание человека не могло быть устроено иначе, как силою и действием Бога воплощенна. Но и возрождение наше к новой жизни невозможно без воплощения Бога. 22 дек. 1863 г.    450

47. В навечерие Рождества Христова. Изъяснение пророчеств о Мессии. 24 дек. 1863 г.    460

48. На Рождество Христово. Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу. Кто вступил в общение с Господом, не может не радоваться. 25 дек. 1863 г.    470

49. На Рождество Христово. В самый час рождения Христа всякая тварь, и разумная, и неразумная, славословили Господа. Радующиеся этой святой радостью не хотят знать других радостей. О современных увеселениях на Рождество. 1860 г.    475

50. На второй день Рождества Христова. Как достойно встретить рождшегося Господа? — Вместе с пастырями — желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерию — благоговейным упокоением в Нем, вместе с волхвами — охотным шествием вслед Его, вместе с Ангелами — благодарным славословием Ему.    482

 

НЕБЕСНЫЙ НАД НАМИ ПОКРОВ СВЯТЫХ,

И УРОКИ ОТ ЛИЦА ИХ ВО ДНИ

ПРАЗДНОСТВЕННОГО ЧЕСТВОВАНИЯ ИХ

1. На Покров Пресвятой Богородицы. Небесный над нами простерт покров святых: как сподобиться милостей их? 1 окт. 1864 г.    489

2. В неделю всех святых. Обозревая рай небесный мысленно, заимствуй от небожителей добрые качества их и прививай к себе. 3 июня 1862 г.    497

3. В неделю Всех святых. Небожители образовались для неба на земле, в Церкви Божией. Живи по духу Церкви — и ты будешь принят в среду их. 14 июня 1864 г.    503

4. В день Казанской иконы Божией Матери. Богородице на праздники Ее какие подобает приносить цветы и букеты добродетелей. 22 окт. 1860 г.    509 

5. В день Владимирской иконы Божией Матери. Божия Матерь примером Своим учит всякой добродетели. 23 июня 1861 г.    516

6. На Покров Пресвятой Богородицы. Покров Божией Матери означает, что милости ее к нам всегда готовы: когда и как удобнее сретать их? 1 окт. 1863 г.    524

7. В день явления иконы Божией Матери Казанской. Какая бы ни теснила нужда, притекай к Владычице Богородице. Опыты. 22 окт. 1864 г.    532

8. В день Архистратига Божия Михаила. Ум наш бывает или Михаил Архангел или сатана. 8 ноября 1860 г.    542

9. В день Архистратига Божия Михаила. Имея вечно жить с небесными силами, надо здесь навыкать их нравам и делам. 8 ноября 1863 г.    551

10. В день Архистратига Божия Михаила. Как сделать, чтоб всегда сподобляться Ангельской помощи. 8 ноября 1864 г.    560

11. На Усекновение главы Иоанна Предтечи. Святой Предтеча всею жизнью своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем. 29 авг. 1864 г.    566

12. В день Петра и Павла. Петр и Павел чему учат значением имен своих и изменением прежних. 29 июня 1861 г.    575

13. Чему учит обилие святых мощей? Предки наши, уразумев Божие призвание, явили высокие образцы благочестия. Надо изучать образ жития, который ведет к нетлению. 18 июня 1864 г.    581

14. В день святого Александра Невского. Святой благоверный великий князь Александр Невский дает уроки твердости и постоянства в вере и ревности о жизни по вере. 23 ноября 1863 г.    588

15. В день святого Александра Невского. Святой Александр Невский, как и все святые, готов помочь; но надлежит нам и самим искать того, о чем просим. 23 ноября 1864 г.    593

16. В день памяти преподобного Варлаама Хутынского. Путь духовного преуспеяния в примере святого Варлаама Хутынского.    599

17. В день памяти преподобного Варлаама Хутынского. О тесном и прискорбном пути, с примера святого Варлаама Хутынского.    611

18. В день святого Александра Невского. С какими мыслями приходить на праздники святых, и что износить от них?    625

19. На Благовещение. Урок от благовещения; взойди в обрадованное состояние — и благовествуй, земле, радость велию. 1860 г.    636

20. В день явления иконы Божией Матери Казанской. Урок от лица Божией Матери: украситесь добродетелями, как Она зрится преукрашенною ими, предстояще Богу. 22 окт. 1863 г.    643

21. В неделю о Фоме. Урок всякому от лица апостола Фомы: не буди неверен, но верен. 26 аир. 1865 г.    651 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.