13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Сове Борис
Сове Б.И. Евхаристия в древней Церкви и современная практика
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Б. Сове
Евхаристия в древней Церкви и современная
практика 1)
В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому — благодатному царству, — обществу Нового Израиля, Церкви Христовой — мистическому Телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, рассеченного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества противопоставляются в богослужении Пятидесятницы огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное Тело Церкви, соединенное во едино любовью.
После первой проповеди Ап. Петра и крещения 3.000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2. 42) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2. 46). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, жившей радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2 44-45). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 4 32, 34). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что «если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится
1) Из статьи, напечатанной в сборнике «Живое Предание" Париж 1937 г.
4
ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12 26). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской Империи и до сего Бремени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия соединяла и уравнивала всех — господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви — равны и свободны во Христе. Все — дети Божии, все — друзья Христовы, братья и сестры «Один хлеб и мы многие — одно тело : ибо все причащаемся от одного хлеба (I Кор. 10 6).
Это единство всех членов Церкви во Христе во образ Пресвятой Троицы и союз любви, даруемый в Евхаристии, звучат во всех евхаристических молитвах, начиная с «Учения двенадцати апостолов».
«Да приидет благодать, и да прейдет мир сей», молится литург. И община торжественным мессианским гимном приветствует Евхаристического Христа. «Осанна Богу Давида... Маран афа — Господь пришел. Он является верующим в Евхаристии. Наступает блаженная парусия (слав. пришеств. Госп. И. Хр.) (евхаристическая). Исполняются видения и чаяния древних пророков. «Да приидет Царствие Твое». Начинается мессианское царство «Се бо входит Царь Славы». Христос царствует. Христиане участвуют в брачной вечери Агнца, в мессианской трапезе, соборно принося молитву благодарения и причащаясь Тела и Крови Христовых. Это и было тем веселием, о котором говорит книга Деяний. Это и было тем благодатным опытом, который вдохновлял на мученический подвиг.
Соборность Евхаристии, крестовоскресного праздника христианской общины, ярко выражена во всех чинах литургии — «общего дела» Церкви, начиная с ее описания в Апологии Св. Иустина Мученика 1), (написанной между 150 и 155 г.г.).
Евхаристия совершается в день воскресный — «день солнца». В ней принимают участие все члены общины. После чтения Священного Писания и проповеди все приносят приношение (cp. 1 Кор. 16 2) — дары — жертву Богу, вещество для таинства участвуя этим в общем евхаристическом жертвоприношении 2). «Мы приносим Богу не как будто нуждающемуся, но в благодарение Его господству и в освящение твари ... Слово хо-
1) Собрание древних литургий, вып. 1, СПБ. 1874, стр. 40-43.
2) Подробнее. Петровский А. Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование Проскомидии Христ. Чтение, 1904, т. ССХVII, ч. I, стр. 406 и след.
5
чет, чтобы и мы приносили дары к алтарю часто и неопустительно» 1). К этим дарам присоединялись и дары ближним, но не как простой акт благотворительности, а как жертва Богу. «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у представителя, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде» 2). Без любви — жертва несовершенна (Мф 5 23.24) Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в воде крещения. Примирение запечатлевается «святым лобзанием любви» (1 Кор. 16 20) «лобзанием любви» (I. Петр. 5 14), «лобзанием примирения» (св. Кирилл Иерус. 5 тайнов. слово), «божественным лобзанием» (Дионисий Ареопагит), которое «соединяет взаимно души». «Возлюбим друг друга» — «Облобызаем друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви Христос. Иерей целует покрытые дискос, и потир, и край престола. Объединенная в единое тело этим «священнодействием мира" (Дионис. Ареопагит), которым достигается «единомыслие и единодушие и словесное тождество» (св. Макс. Исповедн.), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» «о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он — «престоятель братии» (Св. Иустин) «уста всех» (Феодор Моп. и Нарсай), он—корифей хора «союзом любви связуемых». Вся община участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным «аминь» 3). Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело — литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «рода избранного, царственного священства, народа святого» (I Петр. 29 Анафора Св. Василия Великого), ибо в Церкви Христовой осуществляется идеал, которого чаяли Моисей
1) Св. Ириней Лион. Contra Haer, I. 4. с. XVIII, Собрание, в. I, стр. 46.
2) Св. Иустин. Ibid., стр. 42.
3) 1 Кор. 14, 16. Чины древних литургий. Иустин. Собрание древних литургий, в. I, стр. 40 Св. Дионисий Алекс Из письма к Сиксту, еп. Римскому. Церковная история Евсевия, кн. VII, 9. Собрание, стр. 69 и др.
6
(Исх. 19 6) и пророки — всеобщее священство.
Это учение о всеобщем священстве, конечно, не исключает богоустановленной иерархии, совершительницы таинств, «Только та евхаристия почитается истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это». (Св. Игнатий Богоносец).
Об участии народа в евхаристической молитве ясно учит св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Златоуст, глубоко скорбевший о равнодушном отношении многих христиан к литургии. В молитвах много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом . . При самом совершении страшных тайн священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова «со Духом Твоим» означают ни что иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие — потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает ответственность всех членов Церкви, продолжая: «Все же это сказано мною для того, чтобы каждый из подначальных трезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело и столько же различаемся один от другого, сколько член от члена, и чтобы мы не все возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле всем нам общем» 1).
Приглашение диакона «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» относится ко всем верующим, Евхаристическия молитвы обращены к Богу от лица всей общины («мы» — молитв, наприм. «Благодарим (мы) Господа»).
Это общее участье в принесении евхаристической жертвы завершается общим причащением св. Тела и Крови Христовых.
Объединенные в молитве «единым сердцем» и «едиными устами», верующие соединяются со Христом и в Нем — друг с другом.
Общее причастье за каждой литургией было нормой в древней Церкви. Оно было тесно связано с принесением евхаристической молитвы и жертвы. Находящиеся под запрещением и лишенные права приступать к Св. Чаше не могли участвовать в литургии. «Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься сего божественного таинства, да выйдут за дверь» — возглас диа-
1) Толков. на 2-е послание к Коринф. Беседа 18.
7
кона в армянской литургии. Сравни возглас в коптской литургии св. Кирилла Александрийского «непричащающиеся изыдите».
Литургия совершалась по воскресным дням.
В некоторых же частях Церкви причащение было более частым. Так св. Василий Вел. в письме к Кесарии, жене Патриция, пишет, что мы причащаемся 4 раза каждую седмицу — в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, а также и в другие дни, если бывает память какого святого», но «хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову». Обычай ежедневного причащения был распространен в Риме и в Испании. В конце III — начале IV века постепенно устанавливается Великий Пост — Св. Четыредесятница, развившаяся из непродолжительного предпасхального поста первых веков. Пост — время покаяния и сокрушения о грехах. В скорбные дни поста полная литургия — праздник христианской общины с ее пасхальной крестовоскресной радостью Голгофы и Светозарной ночи — не могла совершаться. Верующим, однако было разрешено причащаться и в дни поста. Было положено начало литургии Преждеосвященных Даров, которая представляет собой соединение вечерни с причащением. Эта «литургия» говорит о возможности причащения вне полной литургии. Это допускалось в Древней Церкви. Так, например, св. Иустин Мученик отмечает, что Св. Дары к·; неприсутствовавшим посылаются через диаконов 1). Древняя Церковь знала хранение Св. Даров на дому и самопричащение. Они удержались впоследствии в монашеской практике. Но, конечно, самопричащение, как и причащение больных, не могло заменить собою полной литургии с ее соборной евхаристической жертвой и соборным причащением. Самопричащение допускалось «нужды ради», подобно тому, как в настоящее время допускается участье в принесении даров (просфоры) и в анафоре (возношении евхаристических молитв) и без причащения или своего рода «духовное причащение».
Соборный характер Евхаристии требовал совершения одной только литургии в каждом городе. «Старайтесь иметь одну Евхаристию — писал св. Игнатий Богоносец к Филадельфийцам — ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его. Один жертвенник, как и един епископ с пресвитерством и диаконами».
Эта соборность евхаристии в Древней Церкви светила миру и его освящала. Участники Царства Христова в Храме за литур-
1) Собрание древ. литургий вып. 1.
8
гией вдохновлялись желанием нести в мир любовь, радость и свет — для врачевания социальных болезней, уродующих прекрасный Божий мир. Вся жизнь христианина, освящаемая церковными таинствами, протекала около Евхаристии и освящалась ею, ибо все таинства были соединены с нею. Выходивший из купели возрождения, получавший блаженное право именовать Бога своим Отцом и запечатленный «печатью дара Духа Святого» радостно в первый раз приступал ко Свят, Чаше. У нее же соединялись во Христе вступавшие в брачный союз, получая церковное благословение. Ради Св. Чаши несли долголетнее суровое покаяние грешники, которые так волновали церковную совесть. Благодатные дары священства и елеосвящения подавались за литургией. На ней также совершались и другие священнодействия, например, пострижение в монашество, освящение мира, воды Святых Богоявлений.
Евхаристия — радость в духовной жизни отдельного члена Церкви. Она — основа и благодатное вдохновение на подвиг восхождения по лествице добродетелей. Она — «лекарство бессмертия, средство целебное, чтобы не умереть, но что бы жить во Христе Иисусе постоянно». Она — обожение верующего во Христа, его феосис. Но евхаристия имеет и соборный аспект. Участие в ней — общее дело всех членов Церкви. И если кто-нибудь по какой-либо причине, чаще всего по небрежению к величайшему духовному сокровищу — Св. Дарам, по небрежению к своим обязанностям члена Церкви, по отсутствию или оскудению любви ко Христу и к другим членам Церкви, отказывался или уклонялся от этого соборного дела, Церковь старалась излечить эту духовную язву.
Этими заботами проникнуты правила соборов в послеконстантиновскую эпоху. Обращение империи в христианство привлекло в ряды Церкви многих христиан только по имени. «Из личного, чисто жертвенного подвига христианство для большинства людей превратилось в дело общественного приличия, а иногда даже и выгоды» (Сергий, митроп. Московский), Духовная напряженность христиан ослабела, и создалось небрежное и недостойное отношение к Литургии. Учащаются случаи ухода из храма после чтения священного писания и проповеди.
Затем христиане вообще перестали приходить к литургии.
Это небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мирским» (св. Прокл) побудило Церковь принять решительные меры. Правило 21 Ельвирского Собора (305), 11 правило Сердикского собора (343), повторенное 80 правилом Трулльского собора (692) извергает из клира и отлучает клириков и
9
мирян, «не приходящих к литургии в три воскресные дня в продолжение трех седьмиц». Но эти меры не оказали должного воздействия. Упадок духовной жизни продолжался и выражался в уклонении от участья в литургии и причащении. Во времена Златоуста некоторые причащались один или два раза в год, несмотря на обличения святителя. Эту практику редкого причащения осуждает и преп. Кассиан. Против нее же направлены «ежедневные епитимии для монахов», приписываемые преп. Феодору Студиту 1).
Происходят другие перемены в литургийной практике. Постепенно вводится тайное чтение евхаристических молитв. Оно распространяется в эпоху Юстиниана. Тщетно борется с этим нововведением, ссылаясь на Римл, и 1 Кор. 14, император. «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно произносили молитвы божественного приношения и святого крещения, но голосом, который был бы слышан верным народом, дабы умы слушающих возбуждались к большему угрызению совести... Приличествует молитве к Господу нашему Иисусу Христу, нашему Богу со Отцом и Святым Духом во всяком приношении и других службах возносить громко. Те, которые откажутся, дадут ответ у престола Божия, и мы, если узнаем, не оставим их без наказания».
К VIII веку тайное чтение анафоры становится общепринятой практикой.
После введения тайного чтения анафоры литургия, конечно, осталась и не могла не остаться соборным богослужением, но с мирян как-бы была снята ответственность за соборную евхаристическую молитву и жертвоприношение. Кроме начального диалога литурга и народа, вступления в анафору, восходящего к апостольскому веку, до мирян стали доходить только отдельные возгласы, большею частью придаточные предложения. «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»... «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». «Изрядно о Пресвятей Пречистей». Во время чтения анафоры народ слушает пение «Достойно и праведно»... «Свят, свят», «Тебе поем», «Достойно есть» или задостойника. Пение хора разделило литурга и народ и усилило пассивность последнего. Когда
1) Правило 41. Если кто в день литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов,
62. Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей, небрежности сорок дней не приступавший к причастию, должен быть отлучен от Церкви на (один) год. Творения преп. Отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПБ. 1908, т. II, стр. 848, 850, 852.
10
появился иконостас, то постепенно установилась практика чтения анафоры при закрытых царских вратах, за исключением архиерейского служения 1.
Введение тайного чтения анафоры способствовало дальнейшему ослаблению евхаристического благочестия и жизни. Величайшая молитва Церкви — евхаристическая, которую в древности многие знали наизусть, стала забываться мирянами. Большинство мирян не ощущает биения сердца Церкви, как оно слышится в анафоре, в которой слиты все молитвы Церкви «о всех и за вся». Анафоры литургий, и между ними молитва св. Василия Великого, поражают размахом всемирного космического моления, в которое вливаются благодарения и прошения определенных членов Церкви, глубиной и силой благодатной любви Церкви, точностью и пластичностью догматических формул. Этот гимн соборной молитвы не доходит до слуха и сознания верующих. Для многих утеряно понимание жертвенного характера Евхаристии и сознание ответственного участия в возношении анафоры, хотя просфоры и подача записок за живых и умерших свидетельствуют об этой стороне евхаристического общего дела. С сожалением надо отметить недостаточно внимательное отношение мирян к проскомидии, ее жертвенно-умилостивительному характеру. Редко кто из мирян присутствует в храме во время проскомидии, а если и присутствует, то слушает чтение часов. На Афоне во время часов в соответствующий момент раздается звон колокольчика, и монахи начинают читать поминания, свои и монастырские. Многие молящиеся в храме во время анафоры молятся своей самостоятельной, а не соборной молитвой, благодарят Бога за свои радости, несут к Нему свои скорби и просят у Него помощи в своих нуждах. Собрание верующих, к великому сожалению, не сознает себя единомысленным и единым перед дискосом, на котором вся Церковь и мир окружают Главу — Христа. В отношении мирян к Евхаристии и литургии наблюдается элемент соборного, социального распада, который усугубляется грехом редкого причащения. Это есть соучастие в социальном грехе, грехе нелюбви к ближнему.
Окончание в следующем номере.
Б. Сове.
1) Завеса перед символом веры на время евхаристической молитвы отверзается. Царские врата, исполняющие ту же функцию, что и завеса (именно, им предназначено затворять алтарь на время, когда задергивается завеса, которая заменяет древнюю завесу кивория), остаются закрытыми. В греческих храмах царские врата — невысокие, подгрудные. Наши большие высокие царские врата появились в XVI веке впервые при ремонте митр. Макарием Новгор. Софийского собора в 1528 году.
11
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Б. Сове
Евхаристия в древней Церкви и современная
практика
(Окончание)
Распад соборности на практике чувствуется и в способе причащения. Прежде священнослужители и народ причащались вместе. Теперь же священнослужители причащаются в алтаре, при закрытых царских вратах, задернутых завесой. Алтарь в это время, по истолкованию литургистов — Сионская горница, из которой миряне исключены. Во время причащения священнослужителей хор поет каноник — причастен, который в Древней Церкви пел причащавшийся народ. Например, «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». «Вкусите и видите, яко благ Господь». Впоследствии причастен стал варьироваться по дням и праздникам. Теперь он «поется для того, что бы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время» (причащения священнослужителей) 1). Это объяснение русского литургиста
1) Например, Виссарион еписк. Толкование на божественную литургию. Изд. 4. СПБ. 1895, стр. 263.
5
свидетельствует об упадке евхаристического благочестия, так как в Древней Церкви не надо было занимать верующих, когда они предстояли перед Евхаристическим Христом. Об упадке евхаристического благочестия говорит произносимая часто после причастного стиха проповедь, ее место в Древней Церкви было после чтения Св. Писания, или пение «концерта» или стихир, ирмосов канонов, содержание которых очень часто весьма далеко от переживаемого момента, когда на престоле царствует Христос, и верные участвуют в мессианском царстве — образе и предвосхищении «невечернего дня Царствия Христова».
Литургия для многих потеряла значение главного богослужения — радости церковной общины, которая готовилась к нему через участие во всех богослужениях суточного круга. Для многих членов церкви, зачарованных красотами библейских элементов богослужения и поэзией великих духоносных церковных гимнографов, литургия отходит на второй план перед всенощным бдением. Литургия обросла дополнительными последованиями — сокращениями утрени — молебнами и панихидами, которые в сознании верующих часто заслоняют жертвенно-умилостивительный характер Евхаристии,
Причащение соединено с говением и таинством покаяния. В этом заключается великая духовная правда. «Да испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (I Кор. 10 28-29). Возглас «Учение 12 Апостолов» — «если кто свят — пусть приступает, если же нет —то пусть покается», звучит во всех литургиях. «Святая Святым». Златоуст, выражая пламенное желание, чтобы его пасомые возможно чаще приступали к святым Тайнам, требует причащения «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью», «в величайшем единомыслии и с пламенною любовью, с трепетом и во всякой чистоте». Христианин в день своего духовного возрождения и запечатления печатью Св. Духа призывается к такой жизни, при которой он имел бы возможность, хотя и с глубоким сознанием своей греховности и недостоинства, возможно чаще приступать «со страхом Божиим и любовью», со священным трепетом ко св. Чаше и участвовать в молитвах святого возношения.
Древняя Церковь оберегала святость Евхаристии и явных грешников отлучала от святой Чаши на долгое время, иногда до самой смерти. Впоследствии суровый устав
6
покаянной дисциплины был ослаблен в связи с общим падением духовной жизни христиан. Возникшее монашество имеет огромное влияние на жизнь мирян. В монастырях литургия совершалась один-два раза в неделю, а все остальное время уходило на приготовление к таинству и на подвиг очищения сердца великими подвижническими «потами и трудами». В монастырях потребности напряженной духовной жизни создали практику почти ежедневной исповеди в двух формах: старческой и сакраментальной. Возникает тесная связь причащения с исповедью.
Новая практика из монастырей была перенесена и в мирянскую среду, с тою только разницею, что миряне стали приступать к причащению все реже и реже, находя предлог для извинения своего духовного нерадения и греха в необходимости особого приготовления, забыв призыв св. Кирилла Иерусалимского, обращенный к просвещенным: «не отторгайте себя от причащения; не лишайте себя священных и духовных сих тайн ради греховной скверны». Забылись и слова преп. Иоанна Кассиана Римлянина: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более врачества для наших ран, А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных тайн оценивают так, что думают, будто принимать их должны только святые, непорочные, а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. Гораздо правильнее было бы, если мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться св. Тайн, в каждый воскресный день принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны приятия их».
Постепенно установилась практика однократного причащения в год, предворяемого говением. Многие члены Церкви и этого минимального требования не исполняют и не причащаются по несколько лет. Церковная власть в Византии и в России многократно, со скорбью отмечая это пе-
7
чальное явление, старалась врачевать его, но, к сожалению, не всегда духовно допустимыми и целесообразными мерами, особенно когда примешивались и другие побуждения. Не будем останавливаться на духовно-предосудительных законодательных и административных мерах, принятых в России в ХVIII-ХIХ веках, чтобы обязать каждого православного к ежегодной исповеди и причащению (регистрация исповедников, штрафы и наказания). Таинства являлись для правительства орудием борьбы с расколом Естественно, что ст. 20 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений», конечно, имела огромное отрицательное значение, ожесточая сердца против Церкви, создавая массовые явления кощунственного отношения к церковным Таинствам.
Редкое причащение наблюдается не только в Российской Церкви, но и в других частях Вселенской Церкви, например, на Балканах.
К сожалению, практика редкого причащения оказалась для многих возведенной чуть ли не на степень канонического «правила». «Развилась излишняя и уже нездоровая мнительность, боязливость, которая иногда заходит уже слишком далеко и нередко отгоняет членов Церкви от причастия на много лет» (Митр. Сергий).
Однако, в Православной Церкви намечаются некоторые течения, направленные к оживлению соборной евхаристической жизни Церкви, подобно мощному западному литургическому движению, все растущему и расширяющемуся, ставящему своей задачей вернуть мессе ее соборный характер через привлечение всей общины к участию в ней.
Общеизвестна евхаристическая ревность великого молитвенника и пастыря о. Иоанна Кронштадтского.
Учащается причащение. Это заметно в Советской России, где особые условия жизни Церкви создали для верующих атмосферу духовного напряжения, которая исключает теплохладность. Особый интерес представляет практика покойного профессора Петербургской Духовной Академии протоиер. Т. Налимова, призывавшего своих духовных чад к возможно частому причащению и заменившего исповедь перед каждым причащением еженедельной духовной беседой, которая давала ему возможность наблюдения за духовными детьми и руководства ими.
Мысль невольно обращается к практике Древней Церкви, к ярко выраженному соборному характеру ее литургии, потускневшему от человеческого небрежения к великим благодатным дарам и радости, данным верующим во Христа в Сионской горнице на Тайной вечери и в великий
8
день Пятидесятницу, и от ослабления сознания ответственности всех членов Церкви за участие в принесении евхаристической жертвы и соборном причащении, ответственности за судьбы Церкви и зодчество Царства Божия в мире. Вспоминается предупреждение св. Иоанна Златоуста, «чтобы мы не все возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как о теле, всем нам общем. Это послужит и к большему утверждению и нас побудит к большему преуспеянию (в добродетели) В Церкви должно жить как в одном доме, как составляющие одно тело, все должны быть расположены друг ко другу... Слез достойно настоящее наше состояние. Так далеко отторгнулись друг от друга, между тем, как надлежало бы изображать собою одно тело».
Осознание опытным путем молитвенного подвига радостной и ответственной обязанности, принятой в таинстве миропомазания, соборного участия в литургии, как в жертвоприношении, так и в причащении, и будет тем путем, который создаст духовный подъем и принесет благодатное вдохновение стремлениям христиан, направленным к оцерковлению жизни и культуры, к раскрытию Царства Божия в мире, люте страждущем от язв социального зла и греха. Это сознание и духовный опыт евхаристической молитвы даст возможность вполне естественно соборным голосом Св. Церкви вернуться к тем особенностям древних литургий, которые потускнели от духовного нерадения христиан. Это возвращение ни в коем случае не означает, конечно, отказа от великого духовного сокровища, накопленного в Церкви веками, пледа молитвенного вдохновения и подвига. Отказ от него был бы хулой на Духа Святого, живущего в Церкви и украшающего Ее своими дарами.
И незаходимыми светилами сияют огненные слова евхаристических молитв к сожалению, не доходящие до сознания мирян.
«Нас же всех от Единого Хлеба и чаши причащающихся соедини друг ко другу, во едино Духа Святого Причастие. . . Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам... И даждь нам едиными устами и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа».
Б. Сове.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.