13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Булгаков Сергий, протоиерей
Булгаков С., прот. Эсхатология и прогресс
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
СЪЕЗД ЛИГИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
20—21 января в Париже состоялся очередной съезд Лиги Православной Культуры.
Основной темой съезда был вопрос об отношении христианства к истории, к историческому деланию.
Тема, затронутая съездом, касается самого существа христианского понимания смысла истории и места человека в историческом процессе.
Приводим доклады, предложенные на съезде, в конспективной записи одной из участниц съезда.
Проф. протоиерей С. Булгаков
„Эсхатология и прогресс“.
„В дни нашей молодости не было более жгучего вопроса, как проблема прогресса. В то время мы были убеждены, что в истории царит благая закономерность, которая ведет человечество к счастью на земле и всеобщему блаженству.
Что такое теория или идея прогресса ?
Прогресс с точки зрения безрелигиозных мировоззрений есть в сущности своего рода грандиозное кровавое жертвоприношение, где люди должны играть роль „жертвенных животных“ где жившие и живущие сейчас поколения обрекаются на смерть и бесследное исчезновение во имя „светлого будущего“. При таком понимании „прогресса“ живущие приносятся в жертву для неведомых, еще не родившихся поколений. Прогресс — в таком понимании — является пошлостью и жестокостью. Над этой пошлостью рационалистического безрелигиозного понимания „прогресса“ зло и метко смеялся в свое время А. И. Герцен. Злая жестокость пошлости такого понимания идеи прогресса сейчас трагически изживается в СССР, где миллионы живущих обречены на страдания и уничтожение во имя „блага“ грядущих поколений. '
Теория прогресса в ее обычном, господствующем понимании страдает явной ограниченностью, особенно ясно выступающей в свете религиозного понимания судеб человека и мира, так как она исключает из прогресса -деятельность и соучастье сил, находящихся за гранями этой жизни; она страдает нечувствием греха и трагедии жизни, связанной с наличием в мире греха.
Тем не менее, идея прогресса содержит в себе некоторую внутреннюю самоочевидность: человек есть не отделенное, изолированное существо, а существо родовое, каждый человек имеет общую судьбу со всем человечеством.
Теория прогресса отвечает на вопрос о судьбе человечества, образующего сложное единство, многоединство.
Мысль о связи судьбы человека с судьбой природы и об единстве судеб человеческого рода существенно христианская мысль. Единство это не только причинное (казуальное) но и целеустремленное (телеологическое*). В этом единстве судеб человечества вместе с причинностью, как неизбежной связью следствий, вытекающих из данных причин, действует и та цель, которая определена, предназначена для мира и человечества. Эта цель изнутри определяет развитие судеб мира и человечества, действуя среди причин, как направляющее, ведущее начало. Единство судеб рода человеческого не случайность, возникающая вследствие совокупного действия внешних причин, а внутренняя целеустремленная разумность.
Рационалистические теории прогресса — наследие 18-го века, „самого плоского среди всех веков“, ограничивали понимание человеческой жизни посюсторонним в его замкнутости. Вопрос о потусторонней судьбе человека выпал из поля их зрения. Отсюда и вырастало то легкое, пошлое примирение со смертью, какое свойственно этим теориям.
Проблема смерти как бы не касалась теории прогресса. Отношение к проблеме смерти в рационалистических теориях прогресса исчерпывалось легкомысленным утешением, что наука в конце концов „победит“ смерть, разрешит проблему „бесконечной“ жизни. Конечно, в известной степени, смерть технически преодолима, вернее момент фактической смерти может быть отодвинут в какое то отдаленное будущее. Но смертность, подвластность всего бытия началу уничтожения, разложения, смерти— технически не может быть преодолей а.
Идея технического преодоления смерти — это венец безбожного отношения к истории и к жизни. Техническое преодоление смерти не может воскресить прежде
*) От греч. ὁ τέλος конец, окончательная цель.
34
умерших людей: медицина может не дать умереть живому, но воскресить уже давно умерших не в ее власти. При том, при существующей трагедии жизни представляется неразумным искусственно продолжать жизнь, или давать бессмертие людям недостойным жизни. Трагическая бессмыслица гибели всего живого остается не устраненной в безрелигиозных теориях прогресса. Герцен первый почувствовал неосновательность рационалистического толкования прогресса и воскликнул: „Король гол“.
Некоторая правда теории прогресса, как уже было указано, относится ко всему человечеству в целом, поскольку люди все связаны одной общей судьбой. С христианской точки зрения эту общую судьбу человечества можно назвать богочеловеческой судьбой. Заслуга теории прогресса заключается в том, что она ищет достаточных оснований для того, что мир не погибнет, не разложится, а будет осуществлен во всей полноте и энтелехийности *). Это значит, что в мире существует сила, отклоняющая личностную, персоналистическую свободу. Здесь противополагается личная свобода и софийная**) основа мира.
*) „Энтелехийность“ — „энтелехия“, „энтелехийное понимание мира“ — от греческого слова ἐν τέλος „в конец“ „имея в виду конец“ — утверждение, что все процессы, совершающиеся — как в мире природном так и в мире духовном, имеют свою внутреннюю задачу, являющуюся конечной, последней целью данного процесса. Все. что совершается, совершается не случайно, а устремляясь, — сознательно или бессознательно — к своей завершительной, последней цели, к своему назначению. Эта „цель“, внутренняя задача, стоящая как пред каждым явлением жизни в отдельности, так и пред миром в целом изнутри определяет направление жизни, является „руководящей“ „внутренней причиной“ того, что совершается. Энтелехия — провидение того, чем должно быть данное явление, данное событие, данный процесс в своем окончательном, полном, идеальном раскрытии, в идеальном завершении. Все, что существует и развивается, не просто дано но и задано: устремляется к своему „первообразу“, к „предельному совершенству“ к „идеальному замыслу мира“ в его целом и в его частях.
**) „София“ (Σωφία — Премудрость) „софийное понимание мира“, „софийность мира и человека“, — такое религиозно-философское понимание мира, которое утверждает, что в глубине мира — видимого, изменчивого, преходящего, подчиненного законам текучести времени и пространства, закону причинности, лежит идеальная божественная духовная основа бытия, основа неизменная, неистощимая в своей творческой силе, бесконечная в своей свободе от границ пространства и времени, энтелехийно определяющая развитие мира, как в целом, так и в отдельных формах бытия. София связывает мир в одно живое органическое целое, делает его живым „всеединством“. Она является последней целью и вместе сущностью нашего познания, так как в познании мы от случайного и частного переходим к познанию вечного и общего („законы“, „идеи“). София является началом красоты — красота
35
Свобода есть то, чем осуществляется единство. Свобода есть всегда „как“ будет осуществлено, а не „что“ будет осуществлено. „Что“ мира дано божественной его основой, которая непреложна и есть задание свободе. Свобода может осуществлять тему жизни всегда в новых возможностях. Жизнь всегда нова и вечная жизнь есть вечное творчество, но содержание жизни есть София, а не свобода. Свобода только осуществляет разработку жизненных тем.
Отношение времени и вечности.
Представляет ли вечность нечто совершенно отличное от времени, нечто трансцендентное времени? Обращенное к вечности время перестает для нас существовать, т. к. вечность как бы испепеляет время. Я всю жизнь искал ответа на вопрос о соотношении прогресса и эсхатологии. С этим вопросом я обратился однажды к одному из авторитетных русских иерархов-богословов. Он ответил мне приблизительно так: „Вы видите эти стены, они разрушатся так, что
в мире является сиянием сквозь временное и изменчивое вечной и неизменной софийной основы мира. Художественное творчество во всех его проявлениях (поэзия, живопись, ваяние, архитектура и т. д.) есть раскрытие в чувственно-осязательных (зрительных, звуковых, слуховых) формах этой идеальной красоты, раскрытие Софии.
София — основа и источник живой и животворящей силы в природе, вечный порыв к жизни и творчеству, та причина причин, которая движет миром и вместе направляет мир к его завершению, к его идеальному „первообразу“.
София есть основа и единосущия человечества. Единство человечества, проявляющееся в единстве законов мышления, вообще — законов душевной и духовной жизни, в единстве духовных начал, в естественной „социальности“ потребности „всемирного единения“ — есть раскрытие Софии, как идеальной основы человеческого бытия, как „человечества в целом“, в его единосущий. Так кратко можно формулировать основы „софийного“ понимание мира. Из отцов и учителей Церкви „софийное“ понимание мира с особенной силой и яркостью раскрыто у св. Григория Нисского и у св. Максима Исповедника. Из русских поэтов и писателей чувство софийной основы мира дано у Лермонтова, Тютчева, Достоевского, Блока.
Из русских мыслителей и философов учение о Софии развивали и развивают В. С. Соловьев, св. П. Флоренский, о. С. Булгаков, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев и другие. Учение о Софии „в самой себе“, — понимание Ея в Ея внутренней жизни, в Ея отношении к Богу — так называемая „софиология“ у различных мыслителей формулируется различно. Сейчас, в понятиях „София“, „Софийность“ многим чудится, что то страшное, говорят даже о какой то „Софианской“ ереси. Для избежания кривотолков и вместе для того, чтобы каждый мыслящий и понимающий человек мог видеть, что софийное понимание мира не заключает ничего „страшного“ и „еретического“, редакция „Вестника“ и позволила себе снабдить статью таким длинным примечанием.
36
от них ничего не останется. Так и „прогресс“ — все будет разрушено“. Это „классический“ ответ некоторых „течении“ в христианстве, утверждающий уничтожающее влияние вечности на время. В подтверждение этого обычно ссылаются на тексты об „огне“: „Огонь испытает дело каждого, каково оно есть“ (1 Коринф. 3, 11—15). Но огонь, о котором здесь говорится, не уничтожает времени, а разделяет, отделяет „пшеницу от плевел“; в этом испытующем огне время не сгорит, а переплавится. Мы должны принять и утвердить идею, что история' человечества имеет христианское содержанье, связанное со временем.
Среди священных книг Христианства—христианскую теорию прогресса дает Апокалипсис. Прогресс — есть история человечества, некоторое историческое свершение, чередование эпох и событий. Апокалипсис и есть символическое изображение „прогресса“, как человеческой истории, понятой, как история Церкви, как история Христова человечества. Первым свойством этой истории является ее связанность со временем — она совершается во времени. Другое свойство человеческой истории есть трагизм, выражающийся в столкновениях и борьбе. В истории происходит столкновение сил отрицательных и положительных, в этом столкновении действуют человек, зверь, лжепророк, Христос, мученики и ангелы. Исторический процесс трагичен потому, что полнота его не есть идиллия и рай на земле, а конец всемирной истории. Это не внешний конец, а внутренний: он наступить тогда, когда история созреет для своего конца. Созревание истории и есть прогресс. Конец ея принадлежит не этому, а иному плану бытия, мы должны признать действие в истории потусторонних сил, участие в истории потустороннего мира умерших. (В Апокалипсисе мученики просят об отомщении и в этом выражается участие мира усопших в истории). Апокалипсис решительно исключает мысль, что историю можно замкнуть только „по сю сторону“.
Закономерность в истории и судьбах человечества постижима не рационально, а только в меру искания каждым воли Божией в своей жизни и Царствия Божия в своих делах. Идея о положительном значении в жизни и в истории всего мира смерти и посмертного состояния чрезвычайно важна. Обыкновенно смерть и посмертное существование рассматриваются только со стороны надежды или устрашения. Конечно, если бы не было перво-
37
родного греха, то не было бы особого состояния за гранями этой жизни, т. к. не было бы смерти, но сейчас смерть есть определение Божие и наказание любви. Сейчас человеческая жизнь включает в себя и загробное состояние. Хотя Откровение молчит о загробном состоянии, но мы должны принять, что дух доживает там опыт жизни. Здесь основание молитвы за умерших; усопшие как бы поглощают наши молитвы и возрастают ими. Святые так же участвуют в нашей жизни: хотя эта сторона жизни для нас и закрыта, но тем не менее она реальна. Она принадлежит не вечности, а времени, времени и „нашему“ — по сколько существует взаимообщение этих двух миров, но также и другому времени, посколько развоплощение— разлучение души от тела чрез смерть—ставит человеческую жизнь за гранью этого бытия в иные условия времени и пространства. В этом взаимообщении и движется история к своему концу. Конец истории придет, когда мы его не ждем. Об этом приходе не может существовать никаких предсказаний, т. к. это есть действие Бога над человеком, не вмещающееся в человеческое сознание. Но это не значит, что это действие Бога не имеет отношения к внутренней зрелости человечества. Каково положительное содержание времен и сроков зрелости человечества и каков должен быть прогресс, как историческое совершение ? Здесь ответа на эти вопросы в этой жизни, „по сю сторону“ нет. Мы постоянно видим, что самые сильные и лучшие люди уходят от нас в другую жизнь для завершения своей судьбы в другом мире; в наших расчетах о смысле прогресса мы встречаем с постоянными противоречиями. Наше дело — это творческое действие — активность. Активность может руководиться временными и себялюбивыми целями, и тогда она не принадлежит прогрессу, к прогрессу принадлежит только та активность, целью которой являются вечные ценности. В человеческом творчестве для прогресса существуют две стороны — одна божественная, относящаяся к вечности, к жизни в Боге, к молитве, к благодатному питанию духа от Божества, другая сторона относится к творчеству для самого себя, к раскрытию своих человеческих талантов — человеческая сторона творчества. (Притча о талантах).
Только Бог знает, когда можно и нужно кончить историю. В этом смысле прогресс есть „дурная бес-
38
конечность“ так как „по сю сторону“ — не явлено его положительное содержание, но он есть и вместе с тем „благая бесконечность“, потому что время в нем не пустое, а творческое, и вечность осуществляет себя в этом времени.
Человеческая смерть и аналогичная ей смерть мира есть новый творческий акт Божий. Превышающая наш опыт — для нас трансцендентная мысль — выражается в Апокалипсисе в символах как бы преднамеренно смутных и противоречивых Слова : „времени больше не будет“ означают не уничтожение времени, а иное переживание времени. Временность принадлежит к категории тварности. Тварности свойственна не пол нота, которая „исполняется“ — наполняется содержанием —и это исполнение есть вечная жизнь. Отношение между эсхатологией и историей состоит в том, что полная духовная зрелость является предвестником пришествия Христова. Второе пришествие произойдет как бы в новом „зоне“ в ином, новом „веке“, который отделяется от нашего зона гранью смерти.
Здесь уместно вспомнит имя Η. Ф. Федорова и его „Общее дело“. Федоров полагал, что в результате духовной зрелости и овладения природой человечество достигнет такого состояния, при которым все станут действительными детьми Божьими. Воля человечества и воля Божья встретятся. Бог и человек встретятся как бы в туннеле, в котором они с двух разных сторон прорывали навстречу друг другу ход. Проблема Федорова— переход из этого мира в потусторонний не при Божеском посредничестве, а путем эволюции. Мысли его о „воскресении“ натуралистичны и в конце концов сводятся к мысли об овладении человеческим телом, но тайна человеческого существа, связь тела и духа, опыт духовного мира, божественное воспитание за гробом, необходимое для воскресения, все это совершенно игнорируется в его философии.
Есть одно общее догматическое основание, почему мы не можем устранить прогресс, как одно из предусловий эсхатологии — это вопрос о царском служении Христа, которое не закончено, потому что царствие Божие хотя и внутри нас есть, но еще не пришло. Об этом пришествии говорится в Апокалипсисе, как о длительном процессе, когда Сын все передаст Отцу. Между человеческой историей и эсхатологическим свершением
39
есть положительная связь —полнота времен и сроков есть предусловие эсхатологического свершения.
Насколько молитва „Ей гряди, Господи Иисусе“ не молчит в нас, мы обращены вперед, призывая Христа, Его действие, не наше, но о нас, для нас и постоянно принадлежит нам, как молитва, как надежда, как единственный достойный христианина исход.
40
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.