13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Стойков Василий, протоиерей
Стойков В., прот. Церковь Поместная и Церковь Вселенская
ЦЕРКОВЬ ПОМЕСТНАЯ И ЦЕРКОВЬ ВСЕЛЕНCКАЯ
(природа Церкви, власть и авторитет епископа и др.)
1 . Святые отцы П Вселенского собора, выразив в Символе всеобщую веру "во едину, святую, соборную (кафолическую) и апостольскую Церковь" подчеркнули тем самым особый характер природы Церкви Христовой, в которой благодатно сочетаются незримая божественная сила с видимыми человеческими элементами. Если бы Церковь имела только внешнюю, видимую сторону, то она была бы лишь определенной естественной реальностью и потому не могла бы быть предметом веры. Но поскольку Церковь обладает также сокровенной внутренней жизнью, вдохновляемой Святым Духом, то она по этой своей невидимой стороне постигается верою.
Символ веры обычно называют кратким изложением Священного Писания. Это, несомненно, относится и к 9 члену Символа, хотя не все указанные в нем свойства Церкви ехрlicite даны в Писании.
Слово Божие прежде всего указывает на божественное основание Церкви Христовой. Сам Господь, пришедший в мир для спасениявсего человечества, сказал, что Он создаст Церковь Свою, которую не одолеют врата ада (Мф.16,18). И это обетование Он исполнил, совершив искупление людей своей крестной смертью (Деян.20,28). Поэтому Христос и именуется краеугольным Камнем Церкви (Ефос.2, 20; ср. 1 Петр.24), ее Основанием (I Кор. 3, 11). Это апостольское свидетельство, кстати, нашло свое яркое отражение в "Пастыре" св. Ерма, где Церковь представляется в виде огромной непрерывно строящейся башни, фундамент которой утверждается на громадной прочной скале. И этой незыблемой скалой, по словам св. Ерма, является Сын Божий, на Котором зиждется все здание Церкви. ; Но Господь не только основал Свою Церковь, Он является и ее Главой, направляющей ее жизнь и питающей ее благодатью Святого Духа (Еф.1,22-23; 4, 15-16; 5, 23; Кол. 1, 18; 2, 19). Св. Киприан Карфагенский говорит, что в Церкви все совершается "под председательством и в присутствии Христа". 2) А св. Ириней Лионский, указывая на то, что члены Церкви соединяются в единой целое посредством связи с Главою - Христом, замечает, что постоянно поддерживает и оживляет жизнь Церкви Святой Дух. "Где Церковь, - пишет он, - там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать." 3
Из божественного основания Церкви и неизменного пребывания в ней всеосвящающей силы Святого Духа проистекают существенные свойства Церкви, раскрывающие ее природу.
2. Но остановимся сначала несколько на самом понятии "церковь". По своему, филологическому смыслу "церковь" – η εκκλησία означает собрание. В классическом греческом языке этим словом именовали созванное глашатаем народное собрание свободных граждан, правящее народное собрание греческой республики. Слово εκκλησία происходит от глагола εκ-καλέω, что значит вызывать, призывать. Поэтому данный термин заключает в себе два элемента - определенного единства и призвания.4 Это, очевидно, и дало основание для иудеев обозначать данным словом общину призванных Богом ко спасению.5 В таком же значении стало употребляться это слово и по отношению к христианской общине (I Кор.1,2; 10,32; 11,22; 15,9; 11,16; Гал.1,13; I Сол.2,14; I Тим.З,15;Деян.20,28; Рим.16,16; I Сол.1,1; 2,14; Еф.3,21; 5,28; ср. Апок. 1,4, 1,20; Мф.16,18; 18,17; Иак.5,14). "Тем, что собрание христианназывается экклесией, выражается на его действительная форма (многочисленность или малочисленность), но его духовная ценность: это есть то собрание, в котором действенно проявляется Бог (Христос) Своими благодатными дарами, собрание избранных, собрание народа Божия."6
Школьное богословие обычно определяет Церковь как установленное Богом общество людей, соединенных истинною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Но в кратких определениях невозможно выразить полноту тех свойств, которые принадлежат Церкви. Поэтому катехизические формулы, какими бы совершенными они ни представлялись, всегда требуют дополнительных разъяснений, а нередко вызывают и возражения. В частности, приведенное выше определение говорит только о статичности Церкви, в то время как она отличается и динамизмом, который проявляется в осуществлении назначения Церкви.7 Сужается также понятие о Церкви наименованием ее обществом, поскольку последний термин касается внешней стороны и ничего не говорит о внутренней жизни. А ведь "Церковь есть совершенно новое, особенное и единственное на земле бытие (unicum), которого нельзя с точностью определить никаким понятием, взятым из мирской жизни."8 Поэтому она есть "не только возрожденное Святым Духом общество верующих, но также и исполненная благодатных таинств "скиния" Божия на земле, посредством которой сам Господь обитает в мире и раздает благодатные дары человекам". 9
В Священном Писании Церковь представляется в разных образах и сравнениях, которые подчеркивают различные моменты ее бытия. Она именуется виноградником (Мф. 21,33-43; Мрк. 12,1-12; Лк.20, 9-19), двором овчим и стадом (Ин. 10,1-Ю), домом Божиим (I Тим. 3,15), святым храмом (Еф.2,21), Невестой Агнца (Апок.21,9; ср. 19,7), или небесным Иерусалимом (Апок.21,2-3); Градом Бога Живого (Евр.12,22). Однако все эти наименования, наглядные и выразительные сами по себе, указывающие на отдельные стороны Церкви и церковной жизни, входят как составные части в наименование Церкви Телом Христовым (Еф. 1, 16-23; 4,11-16; 5, 23; Кол. 1, 18-19; 2, 19 и др.).10
Священное Писание называет Христа "Главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1, 23); ср. Кол. 1, 18-19). Умиротворив кровью креста Своего и земное и небесное, Христос примирил Собою все (Кол.1, 20). И это примирение стало возможным потому, что "Слово стало плотью и обитало о нами" (Ин.1, 14), что Сын Божий сошел о небес, воплотился и вочеловечился ради нашего опасения, что Он стал Богочеловеком, дабы освятить воспринятое человеческое естество (Кол.1, 23). Как человеческая природа, воспринятая Сыном Божиим, послужила орудием спасения людей, так и Церковь, основанная Им, является орудием, посредством которого соделывается спасение. 11 Вот почему Церковь уподобляется тайне Боговоплощения и именуется Телом Христовым. Она представляет из себя богочеловеческий организм, в котором благодатная сила Божия оживотворяет немощное человеческое естество. 12
Из представления о Церкви как теле Христовом вытекает учение св. ап. Павла о ее существе и свойствах, о ее отношении к Главе - Христу, об отношении ее членов между собою, о христианском доброделании, т.е. о важнейших вероучительных и нравоучительных истинах. Святые отцы также широко используют учение о Церкви как теле Христовом для раскрытия и доказательство важнейших христианских истин, касающихся существа Церкви, а также различных сторон церковной жизни.
Однако перейдем к рассмотрению основных свойств Церкви.
3. Церковь едина.
Сам Господь всегда говорил об одной Церкви (Мф. 16,18), об одном стаде и одном дворе овчем, где бережет овец Добрый Пастырь (Ин. 10,16). И в первосвященнической молитве Своей Он молился о верующих в Него "да будут все едино" (Ин.17,21). Значение этого свойства Церкви подчеркивает св. ап. Павел, когда призывает христиан стараться "сохранять единство духа в союзе мира", обосновывая свой призыв тем, что верующие во Христа составляют одно тело, имеют один дух, одну вору, одно крещение, одного Господа (Еф.4,3-5). Единство Церкви в апостольское время выражалось в тесной связи между христианами: во взаимных молитвах (Еф.6,18-19), в общении посредством апостольских посланий (Кол.4,16), в совместном разрешении недоуменных вопросов на соборе (Деян. 15,1-19.), во взаимной заботе о делах веры и благочестия (I Петр.4,10-II), в заботливой любви к нуждающимся (I Кор.16,1-3, Рим.15,25-26, Деян. 11,27- 30). Но самым главным объединяющим началом, конечно, было единство веры, любви и упования. Поэтому "у множества уверовавших было одно сердце и одна душа" (ДеянЛ,32). Единство христиан в Церкви, таким образом, не является внешним, а внутренним, духовным, подобием которого служит гармоничное соединение органов в одном теле (I Кор.12,12-27) или внутреннее объединение членов семьи, живущих в одном доме (I Тим.3,15).
У древних церковных писателей находим подобные же свидетельства о единстве Церкви. Так, по мысли св. Ерма, единство это зиждется на силе и любви Сына Божия, которые привлекают и обнимают всех верующих. Этому способствуют также человеческое произволение, выражающееся в вере и любви входящих в Церковь, которая возрождает всех своих чад и созидает в них один дух и один разум. 14
Св. Климент Римский, призывая коринфских христиан к согласию, указывает им на то, что все верующие имеют одно призвание во Христе, на всех их излит один дух благодати, все они являются членами Христовыми, оправдываемые одною и тою же верою, составляющие единое тело Христа. 15
Св. Игнатий Антиохийский, посвятивший все свои послания укреплению единства между христианами, многократно говорит о единстве Церкви, сравнивая его то о органическим единством тела, 16 — то с единством храма, построенного из разных камней, но имеющего один жертвенник; 17 то с единством хора, состоящего из многих голосов, но воспевающего стройную песнь.18 Единство же это проистекает от Христа, без Которого нет истинной жизни, Который объединяет всех в Себе Самом как Глава Церкви.19
Особенно подробно раскрывает учение о единстве Церкви св. Киприан Карфагенский. Основание единства он видит в том, что Церковь Христова является делом божественным. Поэтому как один Бог, один Христос, так и Церковь одна, имея единое божественное начало.20 По мысли св. отца божественная печать лежит не только на внутренних основах единства Церкви, но проявляется также и в видимом устройстве, в том, что иерархии церковной дана одна и та же божественная власть. После Своего воскресения Господь, замечает св. Киприан, усвояет равную власть всем апостолам, говоря: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. ... Примете Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20,21-23). Но чтобы показать единство Церкви, Господь с ап. Петра предначинает это единство (Мф.16,18-19). Конечно, и прочие апостолы были одарены равною долею чести и власти, но начало идет от единства, чтобы обозначить единую Церковь Христову. 21 Какою была эта власть в св. ап. Петре, такою же она была и в других апостолах. При этом как один, владея ею, не увеличивал, так и многие посредством обладания ею не уменьшали и не сокращали ее. Будучи выражением одной и той же власти божественной, она не могла являться в одном больше, а в других меньше, но во всех и в каждом порознь она была всецело и одинаково.22 Таким образом, равное обладание богодарование и властью являлось свидетельством единства Церкви в апостольское время. Это же имеет прямое отношение и к жизни Церкви во все последующие времена, потому что преемники апостолов - епископы, каждый из которых имеет полноту благодатной власти, составляют единый епископат.23 Продолжая развитие идеи единства, св. Киприан говорит, что кроме Церкви Христовой не может быть какой-либо другой церкви, как и вне ее не может быть власти священства. Раскольники, еретики и др. заблуждающиеся, отделившиеся от Церкви, но повреждают ее единства, ибо они находятся вне Церкви. 24
В связи с этим можно сказать, что количественный фактор не имеет значения для единства Церкви. И при великом множество христианских общин, если они находятся в единомыслии и любви Христовой, сохраняется единство. Пребывает единой Церковь и в том случае, когда из нее уходят инакомыслящие, если бы их было даже больше, чем оставшихся верных чад. Бл. Феодорит, разъясняя идею единства, говорит: "Как каждый город имеет множество домов, но называется одним городом, так есть множество церквей на островах и на твердой земле, но все они составляют одну Церковь, будучи соединены согласием истинных догматов." 25 А Климент Александрийский, защищая против еретиков единство как существенное свойство Церкви, утверждает: "Единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется природе Единого. Единою мы называем древнюю кафолическую Церковь по ее существу, по понятию о ней, но ее началу и превосходству.26 Даже во времена наиболее интенсивного распространения ересей церковному самосознанию была присуща убежденность в том, что единство остается незыблемым, ибо оно присущи самой природе Церкви Христовой, которая не может изменяться из-за каких-либо внешних обстоятельств.
4. Церковь свята по своему происхождению и началу. Будучи Основателем Церкви, Господь предал Себя за нее, "чтобы освятить ее, ... представить ее себе славною Церковью, не имущую пятна или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и не порочна" (Еф.5,25-27). В Своей прощальной беседе Христос обещал апостолам послать Утешителя, Духа истины, Который от Отца исходит (Ин.15,26). И это обетование пополнилось в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на членов первенствующей Церкви, непрерывно пребывая в ней о тех пор и освящая ее жизнь. Св. Григорий Богослов, указывая на отличие дарования Святого Духа после воскресения Христова от сошествии Его по вознесении Христовом, говорит, что последнее совершеннее первого, ибо теперь Святой Дух "существенно присутствует" в Церкви, "сопребывает и сожительствует" в ней. 27
Святость Церкви составляют ее силу, поэтому ее не одолеют и силы ада (Мф.16,18). Эта же присущая ей внутренняя сила делает ее столпом и утверждением истины. (I Тим.3,15). Вследствие этого, говоря словами "Послания восточных патриархов", Церковь в делах веры не может погрешать, обманывать или обманываться (чл.2, п.12). Непогрешимость или неодоленность Церкви, по изъяснению одного отечественного богослова (митрополита Елевферия), состоит в соблюдении ею всего того, что заповедал Христос чрез апостолов. "Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение". Ей присуще "только соприсутствие в ней Духа Святого, всегда предохраняющего ее от заблуждений, выявляя их таковыми светом содержимой Церковью Истины Христовой". Духом Истины дан особый дар - "отличать Истину от лжи, утверждать первую и отметать вторую."28 Эта мое мысль заключается и в словах св. Иринея Лионского о том, что "не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви", ибо в нее как в богатую сокровищницу положено во всей полноте все, относящееся к истине." 29
Церковь является святой также по цели и назначению своему. Господь пострадал для того, чтобы соделать всех "святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол.1,22). Но освящение людей совершается в Церкви, почему св. ап. Павел и обращаете" к христианам как к "освященным во Христе Иисусе, призванным святым" (I Кор.1,2). Это освещение осуществляется посредством рождения свыше, от воды и Духа" (Ин.3,5), т.е. от Таинства Кропания, а также и чрез другие таинства, среди которых особое значение имеет "Таинство таинств" - Святая Евхаристия, являющаяся средоточием духовно-благодатной жизни христианской общины.
Совершителями таинств являются пастыри, составляющие освященную Святым Духом иерархию, которая при помощи богодарованной преемственно передаваемой благодати священства наставляет пасомых в истинах веры и благочестия, направляет их своим руководством к нравственному совершенству и святости, преподает в таинствах освящающую благодать. Господь "поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4,11-13).
Но не нарушается ли святость Церкви наличием в ней согрешающих? Вопрос этот возник в связи с принятием падших, и свв. отцы дали на него основательный ответ. Св. Киприан, в частности, говорит, что когда Церковь принимает даже тяжких грешников, но приносящих искреннее раскаяние, то она этим нисколько не нарушает своей святости. Даже недостоинство священнослужителей не лишает таинств их освящающей силы, ибо, как говорит бл. Августин, спасает не человеческая святость, а всесвятая сила Божия.31 Иными словами, "Мы святимся святостью Церкви, но Церковь не оскверняется нашими грехами". 32 Ведь Господь пришел в мир для того, чтобы спасти погибших (Мф.18,11) и призвать к покаянию грешников, а не праведников, так как во враче имеют нужду не здоровые, но больные (Мф. 9,12-13, Мрк. 2,17; Лк. 5,31-32). Следуя примеру Спасителя, Церковь руководствуется Божиим милосердием, проявляя к кающимся свою материнскую любовь, чтобы через покаяние привести их к нравственному совершенству. "Помышляя о Божием милосердии и держа весы церковного управления, мы, - говорит св. Киприан, - применяем строгость суда к грешникам, но так, что для восстановления падших и исцеления раненых не отказываем им в врачевстве божественной благодати и милосердия."33
Однако в состав Церкви входят не только взыскующие святости, но и святые - патриархи, пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, составляющие Церковь торжествующую, о которой свидетельствует св. ап. Павел: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и множеству ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12,22-23). Между Церковью земной и небесной, подвизающейся и торжествующей существует тесная связь, которая проявляется в молитвенном призывании и почитании святых и в молитве за всех прочих отшедших в иной мир отцах и братьях. Почитание и призывание святых основано на том убеждении, что они возносят свои молитвы за членов Церкви земной пред престолом Божиим (Откр. 8,3-4). По словам бл. Августина, христиане, живущие на земле, вместе с блаженными и бессмертными существами, обитающими в небесных жилищах, составляют один Град Божий, "Одна часть его, которая в нас, странствует, другая, которая в них, подает помощь." 34 Среди сонма святых Церковь земная особенно почитает Преблагословенную, Присноблаженную и Пренепорочную Деву Марию, Пресвятую Богородицу и Матерь Бога нашего, честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов, молитвы к которой возносятся за каждым церковным богослужением.
5. Соборность (кафоличность) Церкви. Термин καθολική не содержится в Священном Писании, но он употребляется церковными писателями для обозначения одного из существенных свойств Церкви. Однако в древнецерковной литературе термин этот употреблялся в разных значениях, и потому в богословском понимании кафоличности имеются различные мнения. Нередко, например, кафоличность определяли как всемирность Церкви в смысле пространственного распространения. Некоторые основание для этого находили в словах св. Кирилла Иерусалимского, который говорит, что "Церковь называется кафолической, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее". 35 Однако у св. отца это только один из признаков кафоличности. Продолжая разъяснение последней, он говорит, что кафоличность Церкви заключается также и в том, что Церковь во всеобщности и без всякого опущения преподает все догматы; подчиняет благочестию весь род человеческий; повсеместно врачует и исцеляет всякого рода грехи. Таким образом, видно, что только последние три признака имеют отношение к существу Церкви, в то время как первый, касающийся внешней стороны жизни Церкви, не выражает онтологичного характера кафоличности. 36
Св. Игнатий Антиохийский в послании к Смирнской церкви говорит: "Где будет епископ, там должен быть и народ, также как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь", т.е. он видит кафоличность в живом действенном единении во Христе иерархии и народа Божия. А в "Мученичестве" св. Поликарпа Смирнского Церковь именуется кафолической, потому что она обнимает все поместные церкви (которые здесь тоже называются кафолическими), объединяя также в себе всех живых и умерших. Такое различие в раскрытии понятия кафоличности объясняется тем, что значение этого термина выявлялось постепенно, по мере того, как сама жизнь Церкви вызывала необходимость освещения тех или иных сторон своей действительности. 37 Так, например, бл. Августин, свой взгляд на кафоличность выражает в связи с борьбой против раскольников и еретиков. "Много есть такого, - говорит он, - что удерживает меня в лоне Церкви. Удерживает согласие народов и племен, удерживает авторитет, освященный чудесами, укрепленный надеждой, усиленный любовью, утвержденный древностью... удерживает, наконец, само наименование "кафолической", которое не без основания среди многих еретических обществ удержала одна только Церковь, так что, хотя вое еретики желают называться кафоликами, однако всякому чужеземцу, спрашивающему, где бывает собрание кафоликов, никто из еретиков не осмеливается указать на свою базилику или на свой дом."38 В данном суждении по сравнению с предыдущими даны новые признаки кафоличности, которые тоже имеют немаловажное значение.
Возвращаясь к богословским мнениям, нужно заметить, что вызывает возражение также понимание соборности (кафоличности) Церкви, по которому таковая считается высшей формой управления Вселенской Церкви, проявляющейся во Вселенских Соборах, между тем, как последние вызывались особыми обстоятельствами жизни Церкви, а не вытекают из ее сущности. 39
Имеется еще объяснение соборности - кафоличности в смысле единства во множестве, или полного свободного единодушия.40 Но и это определение не отличается четкостью. Точнее наименование кафоличности соборным разумом Церкви, который благодатно озаряется богооткровенной истиной, являющейся реальным выражением божественного разума. Разум церковный, восприняв эту истину как единственно спасительную, на соборах выявлял и объяснял ее. Согласно этой точке зрения, соборность заключается в обладании дарованной Святым Духом божественной истиной, которая способна не только распространяться в мире, но и соединять чрез себя мир во Христе для вечной жизни.41
Заслуживает внимания попытка найти в Священном Писании понятия, близкие по своему внутреннему значению к понятию καθολική. Таковыми признаются κοιυωνία- общность (1Ин. 1,3; I Кор. 1,9; 2 Кор. 4,14; Гал. 2,9; Тит. 1,4), συμφωνία - согласие (Мф. 18,19) и συναγωγία- собирание (Иак.2,2; Апок.19,17). На основании анализа этихтерминов,- употребляемых в разных местах Нового Завета, дается такое определение: "Кафоличность в широком и динамическом смысле есть собирание Богом для Царства Божия и взаимосогласное собирание с Господом Иисусом Христом в Церкви... для спасительной цели. В статическом смысле она есть общность Христа со Своими последователями и христиан друг с другом в Духе Святом."42
Исполнено глубокого смысла представление о кафоличности как проявлении в жизни Церкви Троического бытия. "Церковь есть образ Пресвятой Троицы, - говорит известный богослов, - ... Именно в свете догмата о Пресвятой Троице раскрывается в его истинном христианском смысле самое дивное свойство Церкви - ее кафоличность, и понятие это не может быть передано абстрактным термином "вселенскость". Ибо вполне конкретный смысл слова "кафоличность (или соборность) содержит в себе не только "единство", но и "множество". Оно говорит о соотношении между тем и другим, или, вернее, о некоей тождественности между единством и множеством, отчего Церковь кафолична как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого - не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое. Чудо кафоличности открывает в самой жизни Церкви строй жизни, присущий Пресвятой Троице." 43
Вышеприведенные суждения показывают, что свв. отцы стремились дать описательную характеристику кафолической Церкви в отличие ее от еретических и раскольнических обществ. Богословы же ставят перед собой задачу определить, что такое кафоличность как одно из свойств Церкви. Однако данные определения трудно интегрировать, хотя в них есть много общего. Очевидно, в этой части экклезиологии есть еще над чем поработать. Тем не менее, и в данном случае можно сделать некоторое обобщение.
Так, вполне уверенно можно сказать, что соборность (кафоличность), " это не абстракция и не территориальный признак, по которому можно было бы определить Церковь в ее масштабах. Это ... ее органическое свойство, вытекающее из ее природы, как Тела Христова." 44 Означая всеобщность, кафоличность выражает также универсальность Церкви, обнимающей всех, без различия национальности, пола, положения в обществе (Гал. 3,28, Колос. 3,11). Кафоличность говорит об общности ее членов в вере, надежде и любви, о совместном делании на пути христианского благочестия.45 Кафоличность предполагает и полноту обладания божественной истиной, и согласие в понимании божественного откровения, и тесное общение членов Церкви, и единомыслие в разумении основ внутреннего устройства. Иными словами, кафоличность "заключается в самотождестве Церкви, - в том, что всюду, всегда и при всяких условиях, во всех оболочках и под всеми одеждами Церковь остается тождественною себе и, при том, не только эксенциально тождественною, но и нумерически, ибо всякое иное тождество было бы только равенством. Как "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки в Тот же" (Евр.12,8), так и Тело Его - Церковь." 46
Кафоличность также свидетельствует о жизнеспособности Церкви, о ее потенции, к осуществлению задач, стоящих перед нею". Церковь, будучи кафолической, не ограничена никакими внешними условиями, но она и не само замкнут а, она обращена к миру. Хотя основная цель ее - освящение находящихся в ее ограде, но и пребывающие вне ее должны быть предметом её забот (Ин.10,16). В этом плане перед нею постоянно стоит двоякая задача - провозвещение Евангелия и служение миру. 47
6. Церковь Христова называется также апостольской.ибо святым апостолам дарована благодать Святого Духа, чтобы вязать и решать /Ин. 20, 22-23/, возвещать Евангелие всем народам /Мф. 28, 19/, созидать тело Христово /Еф. 4. 12/. Миссия св. апостолов имеет свое основание в божественном посланничестве Христа /Ин. 20, 21/, а сами они, исполняя поручение Господа, основывали христианские общины, руководили ими, возвещая им "всю волю Божию" /Деян. 20,27/, поставляя им пастырей и учителей, как о том свидетельствуют "Деяния апостолов". Поэтому Священное Писание и говорит, что члены Церкви "утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе", и верующие устрояются "в жилище Божие Духом" /Еф.2, 20-22/. В Апокалипсисе, где Церковь изображается в виде горнего Иерусалима, стена этого города "имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца" /Апок. 21, I4/.
От апостолов получила начало церковная иерархия, которая сохраняет и передает преемственность апостольского служения в Церкви. Еще при своей жизни апостолы ставили пресвитеров для руководства христианскими общинами /Деян. 14. 23/ и то же повелели делать своим преемникам. "Для того я оставил тебя в Крите, - говорит св. ап. Павел Титу, - чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров" /Тит. 1, 5/. Пастырские послания говорят также о епископах как руководителях христианских общин. Их обязанностью является попечение о Церкви Божией /I Тим. З, 5/. Преемники апостольские получали благодатные полномочия посредством возложения рук священства /I Тим." 4, 14/ и передавали благодать священнослужения тоже через хиротонию /I Тим. 5, 22/. Таким образом, благодатная преемственность имела важное значение в апостольской Церкви, обеспечивая полноту жизнедеятельности христианских общин и непрерывность служения апостолов, с которыми Господь обещал пребывать до скончания века /Мф. 28, 20/. Это обетование, данное апостолам, относится ко всей Церкви, ибо осуществление тех задач, которые заповеданы апостолам /Мф. 20. 19-20/, не могло прекратиться с отшествием их из мира сего.
Святые отцы с особой силой подчеркивают важность апостольского преемства в Церкви. Так, св. Ириней Лионский говорит, что истина, преподанная апостолами Церкви, может сохраниться в ней посредством непрерывного преемства пастырей. "Истинное знание, - утверждает он, - это учение апостолов и первоначальное устройство Церкви во воем мире, и признак тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те /апостолы/ передали сущую повсюду Церковь". 48 По его же словам, истине можно учиться только у тех, которые имеют церковное преемство от апостолов, здравую и не укоризненную жизнь, не искаженное и неповрежденное учение. 49 Поскольку "предание происходит от апостолов и сохраняется, в церквах через преемство пресвитеров", 50 то необходимо "следовать в Церкви тем пресвитерам, которые... имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины". 51 Только благодаря этому они "сохраняют нашу веру в единого Бога,... приращают любовь к Сыну Божию,... и безопасно излагают нам Писания". 52
Тертуллиан, ссылаясь на основанные апостолами церкви, говорит, что все они "указывают на тех, кто был поставлен им апостолами во епископы, как на привитые отрасли от апостольского семени." 53 Климент Александрийский утверждает, что и в его время "могут быть причислены к списку апостолов те, которые упражняются в заповедях Господних и ведут жизнь совершенную, разумную и согласную с Евангелием. Таков подлинно пресвитер Церкви и истинный служитель воли Божией, если учит тому, что повелено Господом, и поступает по этому, так как он рукоположен не от человеков."54 Ориген говорит, что в Церкви для освящения и нравственного совершенствования все приспособлено с самого начала ее существования устроившими ее апостолами и передавшими ее в таком виде своим преемникам. 55
Некоторые склонны считать, что только единство, святость и кафоличность Церкви относятся к ее сущности, а четвертое свойство указывает лишь на ее историческую сторону. 56 Однако, как видно из вышеприведенных свидетельств древних церковных писателей, апостоличность Церкви тоже является ее онтологическим свойством, ибо Церковь со времен апостольских сохраняет преемство благодати священства, преемство учения и в своей внутренней жизни устрояется согласно апостольскому преданию.
7. С апостоличностью неразрывно связано иерархическое устройство Церкви. Переходя к рассмотрению этого важнейшего в церковной жизни феномена, нужно заметить, что здесь не будет речи о степенях иерархии, о наименовании иерархических лиц и др. моментах, поскольку это составляет особую тему. Остановимся только на уяснении епископской власти. При этом необходимо сделать еще одну оговорку в отношении употребления слова "власть" применительно к иерархии. Имеющаяся в распоряжении Церкви духовная власть это власть особого рода сравнительно со всякою другою властью. Церковная власть отличается от любой земной власти и по своему происхождению, и по целям, ради которых существует, и по средствам, при помощи которых она осуществляет свои задачи. 57 И эта власть, кроме того, принадлежит не отдельным лицам, а Церкви. Церковь как "полнота Наполняющего" /Еф. 1,23/ обладает полнотой благодатных даров, ибо в ней действует Святой Дух. От своей полноты она наделяет особыми иерархическими полномочиями избранных достойных лиц, которых поставляет на свещнице церковной, чтобы они светили всем в доме Божием /Мф. 5. 15/. Необходимо также подчеркнуть, что священство в Новом Завете называется служением. Сам Господь, будучи Пастыреначальником /I Петр. 5, 4/, Первосвященником великим /Евр. 4, 14/, "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить"... /Мф. 20, 28; Мрк.10, 45/. Святые апостолы именовали себя служителями Божиими /2 Кор.6, 4, Христовыми служителями /2 Кор. II, 23/, служителями Церкви "по домостроительству Божию" /Кол. 1, 24/, служителями Нового Завета /2 Кор. 3, б/, служителями благовествования /Кол. I, 23/, а свой подвиг они называли служением духа /2 Кор. 3,8/, служением оправдания /2 Кор. З, 9/, служением примирения /2 Кор. З, 18/.
Поручение Господа, данное апостолам /Мф.28, 18-20/, стало непременным долгом и их преемников для созидания тела Христова /Еф.4, 11-13/. В этом теле все должно быть гармонично, каждый орган в нем должен знать свои функции и свое место, взаимодействуя с другими, одинаково заботясь друг о друге /I Кор.12,"25/. В составе тела Церкви "Бог расположил члены,.. как Ему было угодно" /I Кор. 12, 18/. Св. Григорий Богослов, исходя из этого, говорит: "Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, а иное состоит под начальством и управлением; так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни, для кого сие полезнее, словом и делом направляемые к своему долгу, оставались пасомыми и подначальными; а другие, стоящие выше прочих по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению Церкви, и имели к другим такое же отношение, какое душа к телу и ум к душе, дабы то и другое, недостаточное и избыточествующее, будучи, подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом Духа, представляло одно тело, совершенное и истинно достойное Самого Христа - нашей Главы." 58 Указывая на необходимость священноначалия и на его высокое положение в Церкви, св. отец вместе с тем подчеркивает, что священство это служение, а не начальство, не дающее отчета. 59 Подобные не мысли высказывает и св. Иоанн Златоуст: "Рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство представляет; все мы получили одного и того же Духа, все мы призваны в усыновление; кого Отец избрал, тех сподобил со властью служить братиям своим." 60 Поэтому в отношении епископского достоинства в древней Церкви обычно отмечалось, что епископ не столько получает те или иные права, сколько на него возлагаются заботы и ответственность за порученную ему церковь. 61
8. Тем не менее, по свидетельству церковных писателей и церковной практики, отращенной в канонических памятниках и источниках, епископ с древнейших времен обладал определенными правами как руководитель христианской общины. Это, прежде всего, касается литургических прав. Правда, св. Иоанн Златоуст, говоря об апостольских временах, утверждает, что "невелико расстояние между епископами и пресвитерами,... ибо первые одним только правом хиротонии выше последних, и в этом одном заключается их видимое преимущество пред пресвитерами."62 Однако право хиротонии, непосредственно переданное апостолами предстоятелям основанных ими церквей, и поставляло их выше пресвитеров, так что отсюда естественно проистекали их преимущества в области священнодействий, учительства и управления. Весьма выразительны в этом отношении слова св. Игнатия Антиохийского: "епископ председательствует вместо Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, а диаконам вверено служение Иисуса Христа." 63 Если здесь преимущества епископа выражены в общих чертах, то в другом месте св. Игнатий Богоносец говорит об этом весьма конкретно: "Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершена епископом, или тем, кому он сам предоставит это." 64 0 литургических правах епископа также ясно свидетельствует св. Иустин Философ в своей Апологии /I, гл.65 и б7/, где описывается Евхаристия, которую совершает епископ как предстоятель общины. Литургические права епископа подтверждаются и каноническими правилами. Так, 31 Апост. правило предусматривает извержение из сана того пресвитера, который, презрев своего епископа, водрузит иной алтарь. А присоединившиеся к такому пресвитеру миряне подлежали отлучению от церковного общения. Конечно, с умножением верующих и количества общин епископ поручал пресвитерам совершать Евхаристию и другие связанные с ней богослужения. Кроме свидетельства об этом св. Игнатия в вышеприведенном месте послания к смирнским христианам, о том же говорят и соборные постановления. 57 пр. Лаодикийского собора /ок. З64/ предписывает пресвитерам "ничего не творити без воли епископа". Шестой вселенский собор определил /пр.31/, чтобы священнослужители, совершающие Литургию или крещение "в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, или по изволению местного епископа" /ср. пр. 12 Двукратного собора/.
Епископу принадлежит также право учительства. Сами апостолы требовали, чтобы епископ был "учителен" /I Тим. 3. 2/. Естественно, эта апостольская заповедь не осталась без исполнения. Св. Иустин, в частности говорит, что после чтения за богослужением сказаний апостолов или писаний пророков "предстоятель посредством слова делает наставление и увещание" /Апол. I, б7/. О Преимущественном праве проповеди епископов свидетельствуют и более поздние церковные памятники. Так, Апостольские постановления /кн.2, гл.57/ подчеркивают учительное право епископа указанием на то, что после проповеди пресвитеров заключительное олово назидания принадлежит епископу. Кроме того, "во всех почти древнейших литургиях верховным проповедником выступает епископ." 65 Например, в чине Литургии св. ап. Иакова сказано, что после чтения Евангелия и апостольского послания "поучает архиерей люди, седя на месте своем и держа жезл свой." Лучшим свидетельством учительной деятельности епископов служат многочисленные святоотеческие творения, дошедшие до нас в виде гомилий, слов, трактатов и посланий. Проповедь, конечно, составляет не только отличительное право епископа, но и одну из первых его обязанностей /см. Апост. пр. 58; Трул. соб. пр. 19/. Согласно канонам, епископу принадлежит во всей полноте право проповедования в своей церковной области /пр.2 и 16 I Всел. соб.; пр.19 Трул. соб.; пр.19 Лаод. соб.; пр.71, 121 и 123 Карф. соб./. От епископа исходит право проповеди священников, так что без его ведома никто не может проповедовать /Апост. пр. 39; Лаод. пр. 57; Трул. пр. ЗЗ и 64/. Епископу же принадлежит право и обязанность попечения о сохранении учения веры согласно преданию "богоносных отец" /пр.19 Трул. соб./.
В руках епископа как предстоятеля находятся также бразды управления. Все, что совершается в его епархии, не может происходить без его ведома. Епископ имеет попечение "о всех церковных вещах" /Апост. пр. 38/. Ему подчинены и пресвитеры, и диаконы, и причетники, которых он сам не и поставляет /Апост. пр. 2/. Подчиненность клира епископу проявляется также в том, что имя предстоятеля возносится "в священных молитвах на Литургиях, по церковному преданию" /Двукр. соб. пр. 13/. Все богослужебные права клира, как отмечено уже выше, определяет сам епископ. Он же имеет право и подвергать наказанию нарушителей церковной дисциплины. Епископ может отлучать от церкви пресвитеров и диаконов за то, что они пренебрегают своим служением /Апост. пр. 36/; налагать и отменять наказания /Ап. пр. 32/; I Всел. соб. пр. 5; Антиох. соб. пр. 6; Сардик.соб.пр.13/; усугублять или уменьшать наложенную епитимью /I Всел. соб. пр. 12; Труп. пр. 102; Анкир. пр. 2. 5 и 7/. В отношении церковного имущества епископу также принадлежит право высшего надзора, и без его ведома никто не может расходовать чего-либо из принадлежащего церкви /Апост. пр. 41/. Епископ в известной степени обладает и законодательной властью, которая проявляется в применении общих канонических правил к частным обстоятельствам жизни его епархии. 66 Апостольские и соборные правила, усваивая полноту прав епископу в подведомственной ему епархии, в то же время запрещают ему простирать свою власть на другие епархии /Апост. пр. 12, 15, 16, 35 и др./. Поставленный епископами /Апост. пр. 1/ для управления определенной епархией, епископ должен оставаться в ней и не переходить в другую епархию /Апост. пр.14/. Епископ, виновный в нарушении этих правил или допустивший вообще какое-либо отступление от общепринятых норм, подлежит по канонам суду собора епископов /Апост. пр. 74 и 75/.
9. Таким образом, канонические определения указывают на то, что епископ в своей епархии является полноправным руководителем, и его права простираются на все стороны жизни вверенной его попечению церковной области. Однако, хотя каждый епископ самостоятельно управляет своей церковью, он сам руководствуется обще церковными законами и находится в общении и согласии с другими епископами. Только благодаря этому обеспечивается единство в Церкви. "Кафолическая Церковь, - говорит св. Киприан, - едина, неразлучна и нераздельна, почему и должна соединяться в одно целое взаимною связью иерархов." 67 Это единство, - пишет он в другом месте, - должны твердо держать и защищать особенно мы, епископы, стоящие во главе Церкви, чтобы показать, что и само епископство едино и нераздельно... в котором каждый и все вместе имеют полное участие". 68 "Христос основал одну Церковь, хотя она и разделена на много частей по всему миру; отсюда и епископство одно, составленное из множества епископов, одинаково мыслящих." 69 Другими словами, но о том же весьма ясно говорит и св. Ириней Лионский: "Предстоятели Церкви, которым вверена целая вселенная, твердо хранят апостольское предание и тем показывают нам, что все имеют одну и ту же веру, исповедуют одного и того же Отца, признают одну и ту же цель воплощения, одни и те же духовные дары, руководствуются одними и теми же законами в церковном управлении и в совершении остальных церковных служении." 70
Из всего сказанного о епископской власти видно, что каждая поместная церковь, являясь частью Вселенской Церкви, живет самостоятельной жизнью, имея живое общение с другими поместными церквами.
Начало поместных церквей положено еще в апостольское время. Уже Деяния повествуют о том, что проповедью апостолов были основаны церкви в Иерусалиме /4, 4/, Антиохии /II, 22-26/, Фессалониках /17, 1-4/, Коринфе /18. 1-8/, Ефесе /19, 1-10/, Риме /28, 16-31/ и в других городах. Все эти церкви, имея апостольское основание и сохраняя апостольское преемство, были равночестными, подобно тому, как были равны между . собою апостолы. 71 Однако равным достоинством отличаются и позднейшие церкви, возникшие от церквей, основанных апостолами, а потому и они, по словам Тертуллиана, "признаются апостольскими как отрасли апостольских церквей." 72
Первоначально взаимоотношения между поместными церквами основывались на апостольской практике, а затем в соответствии о установившейся практикой были выработаны определенные канонические нормы. Так, Апост. пр. 34 /ср. Антиох. пр. 9/ говорит, что внутренние дела каждой поместной церкви решаются ее епископатом, возглавляемым ее первым епископом. Правило 6-ое 1 Всел. собора, указывая на церкви Александрийскую, Римскую и Антиохийскую, предписывает, чтобы предстоятели поместных церквей согласно древним обычаям были руководителями церковной жизни в пределах своей церкви. В соответствии с этим и 2-е пр. П Всел. собора определяет, чтобы предстоятели поместных церквей не простирали своей власти "на церкви за пределами своей области." В том же правиле говорится, что дела каждой поместной церкви решает собор, состоящий из ее епископов, как об этом постановлено в Никее /I Всел. соб. пр. 4-6/. Данные правила первых двух Вселенских соборов подтвердил Третий Всел. собор, который рассматривал "дело, вопреки постановлениям церковным и правилам святых апостол, нововводимое и посягающее на свободу всех" /пр. 8/. Речь здесь шла о том, что предстоятель Антиохийской Церкви "совершал поставления в Кипре", а это являлось посягательством на права данной поместной церкви. Поэтому Вселенский собор постановил: "Начальствующие во святых кипрских церквах да имеют свободу, без притязания к ним и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сама собою поставляти благоговестнейших епископов. То же да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников... да не преступаются правила отец, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския" /пр. 8/.
Несмотря на неодинаковую древность происхождения, различные формы церковного управления, разные размеры территории и количество верующих, все поместные церкви, в свете соборных канонов, является полноправными и равными между собой, независимыми одна от другой в избрании и поставлении пастырей, в церковном управлении, в законодательстве и суде, а также и в других вопросах, касающихся внутрицерковной жизни. 73
Во внешней жизни церквей на пути их исторического бытия происходили различные перемены: производилось новое административное деление, 74 в результате чего изменялись их границы, сокращались или расширялись пределы церковной области /митрополичьих округов - диоцезов, экзархатов, патриархатов/; видоизменялись титулы предстоятелей; менялись формы отношений с гражданской властью, однако все это не оказывало влияния на осуществление канонических норм во взаимоотношениях между поместными церквами. Правда, имели место и отступления от этих норм, но подобные явления рассматривались как явное противоречие соборным постановлениям.
Согласно канонам предстоятель каждой церкви имеет право созывать поместные соборы, председательствовать на них и руководить их деятельностью /1У Всел. соб. пр. 19; Антиох. пр.16 и 20/. Он не утверждает и рукополагает избранного клиром инародом кандидата на свободную епископскую кафедру /I Всел. соб. пр. 1 и б; Антиох. пр. 19; 1У Всел. соб. пр. 2.5, 28/. Он должен разбирать жалобы на епископов и принимать апелляции на епископский суд /1У Всел. соб. пр. 9; Антиох. 14; Карф. 11, 28, 37, 139; Сардик. 14/; посещать епархии своей области /Карф. 63/. Конечно, предстоятель не является самовластным правителем. Он ничего не должен делать "без рассуждения всех" /Апост. пр. 34/, т.е. без согласия епископов, особенно в делах, касающихся всей области. Без собора он не может судить кого-либо из епископов /Апост. пр. 74; Антиох. 14/ и сам подлежит суду собора, если отступает от правил веры и благочестия /Ш Всел. соб. пр. 1/.
10. Будучи самостоятельными, поместные церкви должны поддерживать между собой братские связи. Посредством таких сношений с древнейших времен делались известными и становились общим достоянием законы,принимаемые на соборах той или иной церкви. Недоразумения в вопросах веры и другие важные церковные дела побуждали предстоятелей совместно обсуждать и решать возникшие актуальные проблемы на Вселенских соборах. Новопоставленные предстоятели церквей по древнему обычаю извещают других предстоятелей о своем поставлении, чтобы этим засвидетельствовать о своем единомыслии с ними в исповедании единой веры и сохранении основных канонов. Кроме того общение и единомыслие проявляется в том, что законные действия и решения каждой поместной церкви признаются и уважаются прочими церквами. Общие церковные постановления и правила, утвержденные соборным разумом Вселенской Церкви, должны неизменно соблюдаться всемипоместными "церквами. 75
Так в жизни церквей сочетается свобода и авторитет, независимость и подчинение, послушание и власть, множественность и единство. Сохраняя верность богопреданному учению и апостольскому преданию /2 Сол. 2, 15/, соединяясь между собой согласием в вере и братской христианской любовью, ревностно осуществляя свою миссию в мире /Мф. 28, 19-20/, поместные церкви пребывают в единой, святой, соборной и апостольской Церкви.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Lib. I, vis. 3; Lib. 3, simil. 9.
2. Lib. de op. et eleemos., n. 22.
3. Contra haeres. lib. 3, с.24, n. I.
4. Д.Богдашевский. О Церкви. Киев, 1904, с.4.
5. П.Флоренский. Понятие Церкви в Священном 'Писании. БТ № 12 /I974/, с.177.
6. Там же.
7. см. еп. Антоний. Нравственная идея догмата Церкви. "Вера иЦерковь", т. П. М., 1901, с.373.
8. 8. Там же, с. 375.
9. Е. Аквилонов. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом. СПб., 1894, с.73.
10. См. Е. Аквилонов. Новозаветное учение о Церкви. СПб., 1896,
с. 28, 37. 11. Там же, с.21-22.
12. См. В. Соловьев. Духовные основы жизни. Собрание сочинений, т. Ш, C.352-353.
13. Е. Аквилонов. Новозав. уч. о Церкви, с. 28-29.
14. Lib. 5, simil. 9, с.17.
15. Ep.1-ad Cor. с.52, 46. 16., Ep. ad Smirn. с.I.
17. Ep. ad. Ephes. c. 9; Ep. ad Magnes., c. 7.
18. Ep. ad Ephes. c .4. 19. Ep. ad Trall. c. 11.
20. De unit. eccles. n. 6, 28.
2I. Op.cit. n. 4.
22. См. Архим. Сильвестр. Учение о Церкви в первые три векахристианства. Киев, 1872, c. 267-268.
23. De unit. eccl., n. 5.
24. Op.cit. n. 25.
25. Enar. in psal. 47, n. 4.
26. Strom. lib.7, с.17. 27. Oral. 41 in Pent.;
27. Творения, ч.4. Изд. З, М., 1889, c. I2.
28. Соборность Церкви. Париж, 1988, с. 27.
29. Contra haeres., lib.5, c.4, n. I.
30. Ep. 59 ad. Fidum. n. 5.
31. Sermo 88, n. 2I; Enar. in ps. 145, n. 9.
32. В.Соловьев, ук. соч., с. 351.
33. Ep.57 ad Steph., n. I.
34. De civil. Dei, lib. 10, c. 7.
35. Catech. 18, n. 23.
Подобные мысли есть и у бл. Августина: De unif. Eccl.; Contra Cresc., lib. 3, n. 70-77; Sermo 47, n. I7; Sermo 265, n.6 etc.
См. прот.Д.Садовский. Блаженный Августин как проповедник. С.Посад, 1913, с .124.
36. Митр.Елевферий. Соборность Церкви, с. 13.
37. Подробнее об этом см.проф.Н.Успенский. Соборность Церкви,ЖМП, 1959, № 7, с.46-47.
38. Contra epist. Manich. c. 4, n. 5.
39. См. Митр.Елевферий, ук. соч., с. 14.
40. А.С.Хомяков. Полное собрание сочинений, т. 2. Изд.З. М., 1886, С.326 -327.
41. Митр,. Елевферий, ук. соч., с. 15-18.
42. Н.А.Заболотский. Кафоличность - проблема экуменизма. Ленинград, 1968. Машинопись, с. 14-15.
43. В.Лосский. Мистическое богословие. БТ № 8 /I972/, с.93.
44. Проф.Н.Успенский, ук. статья, с.50.
45. Митр. Никодим. Святая Евхаристия - таинство жизни Церкви /Евхаристия и экклезиология/, ЖП, 1974, № 8, с .2 7.
46. П. Флоренский, ук. соч., с.130,
47. Митр. Никодим, ук. доклад, с.27.
48. Contra haeres. lib. 4, с. 55, n. 8.
49. Op. cit. с.26, n. 5.
50. op. cit. lib. 5, с.2, n.2.
51. Lib.4, с.2б, n.2,4; с.52, n. I.
52. Lib. 4, с. 26, n.5; см. Архим. Сильвестр, ук. соч., с.174-175.
53. De praescript:., с. 52.
54. Strom. lib. 6, с.15.
55.Περι αρχων Lib. 4 c.9.
см. Архим. Сильвестр, ук. соч., с. 245.
56. Митр. Елевферий, ук. соч., с. 10.
57. В.Баженов. Церковная власть и церковный закон по творениям св.Иоанна Златоуста. "'Странник", 1892, t. i,с .409.
58. Творения, ч.I. Изд.З, М., 1889, с.13.
59. Там же, с.16.
60. Слова и беседы на разные места Свящ.Писания, т.2, c.S3I,
61. См., например, Апост.пр.38.
62. Беседы на I посл.к Тимофею. СПб., 1859, с. 145.
63. Ep.ad Magnes. с. 6.
64. Ep. ad Smyrn. c. 8.
65. А. Малевич. Какими правами и преимуществами отличались епископы в древне-христианской Церкви? "Вера и Церковь", I906, т,1, с.28.
66. См. Еп. Никодим. Православное церковное право. СПб., 1897, с.453.
67. Ер. 65 ad Rogat.
68. De init. eccl .5.
69. s. Gypr. Ep. 52 ad Antonian.
70. Contra haeres. lib. 5, c.20, n. I; см. Еп. Никодим, ук. соч., с,231.
71. Tert. De praescript., c, 23. 72. Op. cit. c. 20.
73. Проф. А. И. Иванов.Взаимоотношения поместных автокефальных православных церквей. Машинопись, с.15.
74. См. об этом Еп. Никодим, ук. соч., с. 304; М. С. Бердников. Краткий курс церковного права. Казань, 1888, с.150.
75. См. Еп. Никодим, ук. соч., с. 232-233.
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.