Поиск авторов по алфавиту

Автор:Адриан I, Папа Римский

Адриан I, папа Послание к святейшему и вселенскому патpиapxy Тарасию, переведенное с римского языка на греческий

 Косьма, диакон, нотарий и кувуклисий 1), сказал: „Прислано и другое

___________________

1) Церковная должность. В чем она состояла, определить трудно.

75

 

 

послание святейшим папою древнего Рима к святейшему и вселенскому патриарху нашему Тарасию. Что святое собрание ваше прикажет относительно этого, то и будет“.

Святой собор сказал: „пусть будет прочитано“.

Косьма, вышепоименованный диакон, нотарий и кувуклисий, прочитал:

«Послание Адриана святейшего папы древнего Рима, переведенное с римского языка на греческий.

«Возлюбленному брату, патриарху Тарасию, епископ Адриан, раб рабов Божиих. С пастырскою заботливостию, приличествующею нам, насущим народ Божий, и с величайшею тщательностию взвесив, какой здравый голос проповеди должен быть возвещаем проповедником во всякое время и каков должен быть пастырь по обращению, чтобы быть ко всем близким как по своей симпатичности, так и по своему прекрасному во всех отношениях обхождению, и чтобы своим благочестивым состраданием привлекать к себе всех немощных, а своим высшим созерцанием возноситься к божественному, – взвесив все это, мы рассудили говорить с вашею возлюбленною святостию в духе священного единомыслия и вести речь свою обстоятельнейшим образом. – В послании вашем, заключающем в себе исповедание веры вашей, посланном апостольскому престолу нашему чрез Льва, достопочтеннейшего вашего пресвитера, на первой же странице мы нашли, что ваша досточтимость возведена на иерархическую высоту из мирского звания и с государственной службы. – Это сильно поразило мою душу; и если бы мы в вышепомянутом исповедании вашем не нашли чистой и православной веры, в духе священного символа шести святых и вселенских соборов, и не узнали вашего мнения относительно святых икон; то мы никак не осмелились бы выразить свое внимание к этому вашему посланию. Но сколько сердце мое было опечалено вашим прежним неудобным для священства положением – так как вы были далеки от нас; столько же душа моя была обрадована, видя ваше исповедание и вашу правую веру. В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признания всех шести святых соборов, достойную похвалы и удивления ревность о священных и честных иконах; так как в послании сказано: „приемлю и шесть святых соборов со всеми их канонами, которые законно и божественным образом провозглашены ими: потому что в этих канонах между прочим сказано: на некоторых живописях честных икон изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, который был принят за образ благодати, потому что посредством закона предуказал нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Мы же, уважая древние образы и тени, преданные церкви в качестве символов и предначертаний истины, отдаем предпочтение благодати и истине, принявши ее как исполнение закона; посему, чтобы и в живописных произведениях представлялось взорам всех совершенное, определяем, чтобы на будущее время и на иконах вместо ветхого агнца изображать образ Агнца, подъемлющего грехи мира, Христа Бога нашего, в человеческом облике, усмат-

76

 

 

ривая чрез этот образ высоту смирения Бога Слова и приводя себе на память Его житие во плоти, страдание, спасительную смерть, и происшедшее отсюда искупление мира“ 1). Этим свидетельством православной веры ваше священство поразило и происки людей злонамеренных и болтливость еретиков, подобно тому, как лукавые намерения их отринуты и нами и Божиею благодатию и признаны бессильными. – Препоясавши чресла, ума нашего, наша католическая и апостольская римская церковь исповедует единодушно и единогласно противное безумию еретиков. Когда она была одолеваема ими, то поступила так же. Так как ваша возлюбленная святость постановила воздавать почитание и поклонение честным иконам, как то: иконе изображаемого в человеческом образе Христа Бога нашего, подобно нам и для нас и чрез нас 2) воплотившегося, и святой непорочной и истинной Богоматери и, наконец, святых Его; то мы вполне одобряем такое православное намерение ваше, если только вы пребудете такими же, какими и начали быть, и по нашей пастырской заботливости советуем вам неизменно сохранять и в проповеди и в учении православную веру, которую раз уже вы исповедали, основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 11). Итак всяк, кто имеет твердую любовь ко Христу и к ближнему и содержит твердую веру во Христа, тот основанием у себя положил Самого Иисуса Христа, Сына Божия и человеческого; потому что следует признать, что только там возможно здание добрых дел, где основанием есть Христос. Сама же истина говорит о себе: «не входяй дверми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверми, пастырь есть овцам» (Иоан. 10, 1 и 2), Сам же Спаситель сказал еще: Аз есмь дверь (Иоан. 10, 7). Итак, тот входить к овцам дверью, кто входит чрез Христа. А чрез Христа входит тот, кто, уразумев истину, охраняет ее, проповедует того же Творца и Искупителя рода человеческого и решается стать во главе управления для того, чтобы нести тяжесть его, а не по стремлению к преходящей славе и почестям, кто, приняв стадо, тщательно бодрствует, чтобы овцы Божии не были обольщены словами людей развращенных и говорящих соблазнительные речи, или растерзаны злым духом. Действительно и блаженный Иаков, много лет служивший Лавану, тестю своему, говорит: двадесять лет аз есмь с тобою: овцы твоя и козы твоя не быша без плода: овнов овец твоих не поядох: звероядины не принесох к тебе: аз воздаях тебе от мене самого татбины денныя, и татбины нощныя. Бых во дни жегом зноем, и студению в нощи: и отхождаше сон от очию моею (Быт. 31, 38-40). Если так трудится и бодрствует насущий овец Лавана, то какие труды и какое бодрствование должен нести на себе пасущий овец Христовых? Но во всем этом пусть будет охранять и наставлять вас Сам Тот, Кто ради нас соделался человеком и благоволил стать тем, что Сам создал; Сам Он да из-

___________________

1) Прав. шест. всел. соб. 82-е.

2) Т. е. по нашей вине.

77

 

 

лиет на вас любовь и пламя Святого Духа, да сохранит вас от всякой печали и да отверзет очи ума вашего, чтобы заботами, подвигами и усердием вашей святости, следующей апостольскому преданию древней православной веры, святые и честные иконы, в пределах благочестивых императоров наших, получили прежнее древнее значение; так как чрез это ваше священство будет упрочено. Вместе с исповеданием веры вашей (из вашего послания) узнали мы, что ваша честная святость просила православных ревнителей и поборников истины, действующих во славу Божию, благочестивейших императоров наших, созвать вселенский собор. Блогочестиво соизволяя вашей просьбе, они, пред лицом всего христолюбивого народа своего, выразили свое согласие и постановили созвать собор в царствующем городе их. – С великою охотою и с величайшею радостию, для восстановления прежнего значения священных икон, мы послали, согласно содержанию их высочайшего распоряжения, наших возлюбленных, испытанных и мудрых священников. Ваша же святость пусть немедленно сделает предложение тем же благочестивейшим и победоносным императорам, чтобы прежде всего предан был анафеме, в присутствии наших легатов, созванный без ведома апостольского престола, без всякого основания и вопреки преданию честнейших отцов, лжесобор против священных икон, чтобы всякий плевел был с корнем вырван из церкви и чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа, что „и врата адова не одолеют ей“ и опять: „яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех“ (Матф. 16, 18 и 19). Кафедра св. Петра, удерживая первенство, блистает на всю вселенную и есть глава всех церквей Божиих. Поэтому он, пася по заповеди Господней церковь Его, никогда не оставлял первенства, но всегда удерживал и удерживает его. Если ваша святость желает быть преданною этому верховному апостолу и, как истинно православная и благочестивая, от глубины сердца и с душевною искренностию старается сохранить в чистоте и непорочности священные и православные обряды нашей апостольской кафедры; то она да принесет следующую первую жертву всемогущему Господу: да прильнет от лица нашего к верховным стопам благочестивейших и боговенчанных великих императоров наших с покорною просьбою и с заклинанием, как бы пред лицом Бога и страшного суда, чтобы они, сохраняя предание сей священной и святейшей римской церкви нашей, приказали восстановить и утвердить древнее почитание священных икон как в самом богохранимом и царствующем городе, так и во всяком другом месте, а также чтобы, при вашем старании и содействии, преследовали и изгоняли зловредное еретическое заблуждение. Если же священные и честные иконы не будут в ваших пределах восстановлены; то мы не осмелимся признать вашу хиротонию, в особенности если и ты последуешь за теми, кто не верует в истину. Поэтому вашей честнейшей святости следует с особенным усердием и старанием и с особенною предан-

78

 

 

ностию вере восстановлять древнее почитание священных и честных икон Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и святой Его Матери и Приснодевы Марии, и святых апостолов и всех святых пророков и мучеников, а равно и исповедников, чтобы нам единомысленно и достойным образом воспеть пророческую песнь, говоря: Господи, спаси благочестивейших императоров наших и услыши ны, в оньже аще ден призовем Тя (Пс. 19, 10); потому что они возлюбили благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс. 25). Посланным же нами к стопам светлейших и благочестивейших императоров, нашим возлюбленным доверенным, именно: Петру, пресвитеру святой римской церкви, и Петру, пресвитеру и игумену, просим, по любви к святому Петру, верховному апостолу, и ради нас, оказать всякую помощь и всякое человеколюбие, чтобы и за это мы могли воздать вам великую благодарность. Всемогущий Бог да сохранит вас и вверенный вам плод да умножит свыше меры и да сотворит из этого вечную вам радость. Да сохранит тебя Бог здоровым, возлюбленнейший брат“ .


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.