Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Болотов В.В., проф. История Древней Церкви т. IV

Нумерация страниц в данной электронной книге соответствует оригиналу.

 

 

Проф. В. В. Болотов

 

ЛЕКЦИИ

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.

 

 

IV

История церкви в период вселенских соборов.

 

III. История богословской мысли.

 

Посмертное издание под редакцией

проф. А. Бриллиантова

ПЕТРОГРАД.

Третья Государственная Типография.

1918.

Приложение к «Христианскому Чтению» за 1913—1918 гг.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Предисловие XI—XV

 

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.

 

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.

История богословской мысли.

I Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1-134

1. Арианский спор.—Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора. — Отражение в арианстве антиохийского влияния (1).— Неясность вопроса о догматических воззрениях Лукиана и о зависимости от него Ария (2—3).—Различие экзегетического метода александрийской и антиохийской школы (3—7) и значение философских предпосылок той и другой школы в деле возникновения арианского спора (7—8).—Учение о Сыне Божием св. Александра александрийского (8—10).—Отношение к этому учению Ария (10—11) и его собственное учение (11—16).—Внешняя история спора до первого вселенского собора (16—22).—Первый вселенский собор.—Состав собора (23—26, 27).—Источники его истории (25—26).—Догматические партии на соборе (27-30).—Ход сборных рассуждений (30—34) и составление никейского символа (34—36).—Значение выражений ἐκ τῆς οὐσίας и ὁμοούσιος (36— 42).—Борьба с арианством после Никейского собора. Стадия первая: борьба арианства с православием за преобладание в кафолической церкви.—Невозможность для ариан прямой борьбы против никейского символа при Константине В. (42—44).—Борьба против лиц—защитников никейской веры (Евстафия, Афанасия, Маркелла) (4453).Интриги ариан против Афанасия при Константии и удаление Афанасия в Рим (53—55).—Попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами; антиохийские формулы 341 г. (55—62).—Сердикский собор (62—64) и требование со стороны запада принятия его решений на востоке (64—65).—Вынужденная уступка Константия Константу и возвращение Афанасия на кафедру (65).—Торжество ариан и на востоке и на западе по смерти Константа (66—67); манифест арианства—II сирмийская формула (67—68).—Стадия вторая: распадение арианской партии.—Характер отношений между православными и арианами в предыдущее время (69—71).—Фракции арианствующих (аномии, левый центр, омии, омиусиане) (71—73).—Победа омиусиан (III сирмийская формула) (74—75).—Торжество омиев над омиусианами: соборы в Селевкии и Аримине и принятие на них IV сирмийской формулы (75—80), подтвержденной затем в Константинополе (80).—Распадение арианской лиги (80—82).—Возвращение сосланных епископов при Юлиане Отступнике (82—83).—Александрийский собор 362 г. (83—84).—Два течения среди восточных омиусиан (84—86).—Церковная политика Валента (86—86).—Св. Василий В. и отличие его, как богослова и церковного деятеля, от св. Афанасия В. (86—94)—Задача его деятельности (95): объединение омиусиан (мелетиан) на востоке (96—100) и установление общения с западом (100—101).—История сношений его с Римом (101—103).—Результаты деятельности Василия (103—104).—Св. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе (104—108).—Βторой вселенский собор.— Вопрос о замещении константинопольской кафедры (109—112).— Догматическая деятельность собора (112—113); вопрос о происхождении Никео-Цареградского символа (113—117).—Недовольство решениями собора на западе (117—118).—Конец раскола павлиниан (118—119).—Общий обзор борьбы с арианством в IV в. (119—121).—Дальнейшая судьба арианства в империи (121 — 122).

2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством. Маркелл анкирский.—Противопоставление им своего «библейского» богословия «церковному» богословию арианствующих (122—123).—Учение о Логосе, как первичном определении Сына Божия (124—125).—Термины δυνάμει и ἐνεργεία (125—126).—Имманентное единство Божества и Троица откровения (первое и второе домостроительство) (126—128).—Учение о конце царства Христова (128—129).—Отношение к Маркеллу на востоке (129—130) и его особое положение как богослова (130—131).—Фотин еп. сирмийский.Расхождение его с Маркелом относительно бытия Логоса δυνάμει и совпадение в воззрениях с монархианами-динамистами (131—133).—Осуждение его учения и историческое значение его выступления (133—134).

II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 134—506

1. Время до возникновения несторианского спора,—Πереход от триадологических споров к христологическим: Аполинарий лаодикийский.—Христологический вопрос в древнейшее время; христология ариан (134—135).— Аполинарий и его ересь (136—137).—Его смелость и игра словами при разъяснении неразрешимых вопросов (137—138).Учение Аполинария о Св. Троице (138—141).—Уступка его арианам в христологии и критика учения о принятия Христом цельной человеческой природы (141—143).—Теория самого Аполинариа (143— 145).—Возражения против нее противников его (145—147).— Аполинарианские подлоги (147—143).—Христология противников Аполинария. Феодор мопсуэстийский.— Христологическая терминология Афанасия В., Григория Богослова, Григория Нисского (148—149).—Борьба с аполлинарианством в сирийской церкви Диодор тарсский и Феодор мопсуэстийский (149—151).—Учение Феодора о способе соединения Божества и человечества во Христе (151—154) и ошибочность его теоретических предположений (154—156).—Экскурс: Оригенистические споры в конце IV ив начале V века. Палестинская стадия споров: Иероним и Руфин, Иоанн иерусалимский и Епифаний кипрский (156—160).—Александрийская стадия: Феофил и его столкновение с Исидором и нитриотами (160— 162).—Константинопольская стадия: обращение нитриотов к Златоусту (162—163). —Личный характер Златоуста и его положение в Константинополе (163—167).—Действия против него Феофила, собор при Дубе и осуждение Златоуста (167—169).—Возвращение его на кафедру и вторичная ссылка (169—175).

2. Несторианский спор.—Хронология (175—176).—Догматическая основа спора.—Несторий и Кирилл, как представители антиохийского и александрийского направлений в богословии, и личный их характер (177—181).—Учение Нестория о единении естеств во Христе (181—185).—Христологическое учение Кирилла (185—188).—Расхождение их воззрений (188— 190).—Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора.—Отношения константинопольской кафедры к александрийской и к римской (190—192).— Осуждение учения Нестория в Риме, анафематизмы Кирилла и созвание императором вселенского собора (192—193).—Причины разрыва общения между александрийской церковью и антиохийской. а) Характер богословского вопроса и отношение к нему восточных (194—195); замедление прибытия их на собор (195— 196). б) Образ действий правительства: неясность сакры (197— 200) и отсутствие на соборе самого императора (197—200).—Необходимость для мирного решения дела по возможности полного собора (200—202).—Взгляды на задачи собора Нестория и Кирилла (202—203).—Третий вселенский собор.—Открытие собора (203—205).—Осуждение Нестория (205—207) и его протест (207— 208).—Conciliabulum Иоанна антиохийского (208—209) и отношение в нему ефесских отцов (209—210).—Меры государственной власти к примирению споривших сторон b их неуспешность (210—215).—Заседания собораII—V (в связи с делом Нестория) (215—216).—Заседания по случайным вопросам (216—219).—Продолжение спора после собора и примирение.— Положение дел после собора (220—222).—Меры к восстановлению мира (222—224) и примирительное послание Кирилла (224—225).— Неодинаковое отношение восточных к этому посланию (225—226) и практические меры Иоанна антиохийского (226—227).—Крайние сторонники Кирилла (227—228).—Разъяснения Кирилла (228—229) и различие между ним и восточными (229—231).—Βопрос об осуждении Феодора мопсуэтского.—Вопрос о корнях несторианства (231—232).—Авторитет Феодора, его противники и сторонники (232—233).—Томос Прокла к армянам (233—235) и отношение к Феодору Кирилла (235—236).

3. Монофизитский спор.—Хронология (237—238).—История спора до четвертого вселенского собора.— Причины большей опасности монофизитского движения в сравнении с несторианским, внешние (239—243) и внутренние (243— 245).—Первые выступления монофизитов (245).—Вызов Евтихия на собор 448 г. (245—247), его учение и суд над ним (248— 253)—Покровительство Евтихию в Александрии и при дворе (254— 255).—«Разбойничий» собор и его деяния (256—259).—Апелляции папе Флавиана константинопольского (259—263) и Евсевия дорилейского (263—266).—Благоприятные для церкви перемены по смерти имп. Феодосия II (266).—Томос Льва В.: важнейшие места в нем (266—269), его достоинства (269—277) и недостатки (277— 278) и его значение (278—279).Четвертый вселенский собор. Созвание собора и его состав (279—231). —Суд над Диоскором и его низложение (281—286).—Вопрос о вере (286— 289).— Проект вероизложения и протесты против него (289—290).—Ὅρος собора, его содержание и значение (290—296).)—Оправдание Феодорита и Ивы (296—299).—Другие дела на соборе: Амфилохия сидского, египетских епископов, константинопольских архимандритов, Фотия тирского и Евстафия виритского (299—301).— Вопрос о правах иерусалимской кафедры (301—303).—Дело об ефесской кафедре (303—307).—28 правило (307—310) и связь его с историей борьбы с монофизитством (310—312).—Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и монофизитству императоров до Юстина I.—Свобода рассуждений на Халкидонском соборе и высокое достоинство его вероопределения (312—314).—Вопрос о причинах споров о соборе (314—315).—Состав и характер епископата того времени (315—317) и отношение участников собора к несторианству и евтихианству (317—318).—Опора для монофизитства в национальном отчуждении окраин империи: Востока, Египта, Армении (318—324).—Твердая политика Маркиана и Льва I.—Волнения из-за собора при Маркиане (324—326).—Подтверждение авторитета собора при Льве (Codex encyclius) (326—327).—Колебания Василиска (327).— Униональная политика Зинона (энотикон) и «акакианская схизма» (327—331).—Покровительство монофизитам Анастасия (331—332).— Распадение монофизитства на толки.—Диоскориане в акефалы (332).Евтихий (333), Диоскор (333—334), Тимофей Элур (334—335), Филоксен (335—336).—Севир и его учение (336— 343).—Спор Севира и Юлиана галикарнасского (343—348).—Актисгтиты и агноиты (348—351).—Спор тритеитский (351—354).—Спор Дамиана александрийского и Петра антиохийского (354—356).Конониты и филопониане (356).—Генеалогическое дерево монофизитских сект (356—358).—Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада».—Реакция против политики Анастасия и восстановление православия при Юстине (359— 361).—Вмешательство Рима и вызванные этим волнения на востоке (361—366).—Формула скифских монахов, принятие ее на востоке и страх пред нею на западе (366—373); принятие ее в дальнейшее время и на западе (373).— Юстиниан I и его униональная политика,—Попытки Юстиниана к воссоединению монофизитов с православными (373—374).—Диспут в Константинополе 531 (или 533) г. (374—378).—Указ 533 г. (378).— Разделение ролей между Юстинианом и Феодорою (378—380).— Намерение Юстиниана лишить монофизитов иерархии и Иоанн теллский (380).—Свобода монофизитов в Константинополе при покровительстве Феодоры и борьба с ними Ефрема антиохийского и папы Агапита; собор 536 г. (380—382).—Вигилий и Пелагий, сторонники Феодоры (383—384).

4. Спор о трех главах,— Эдикты Юстиниана о трех г л а в а х.—Вопрос о возникновении спора (384—385).—Оригенистические движение в Палестине и эдикт против оригенистов (385—386),—Влияние на Юстиниана Феодора Аскиды (386—387).— Эдикт 544 г. и вынужденное принятие его на востоке (387—389).— Протест западных и разбор эдикта Фульгентием Феррандом (389—392); оппозиция Италии и Африки (392—394).—Вызов в Константинополь папы Вигилия и его отношение к вопросу (394— 396).—Выступление Факунда на константинопольских конференциях и его сочинение в защиту трех глав (396—398).Judicatum Вигилия и агитация против него на западе (398—400).—Собор в Мопсуэстии (400—402).—Соглашение Вигилия с императором и меры против западных (402—403).—»Исповедание веры» Юстиниана 651 г.; оппозиция папы и насилия над ним (403—406).— Сношения с Вигилием патр. Евтихия (406—407).—Переговоры с ним Юстиниана о соборе (407— 408).—Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах.—Возможность двух точек зрения на спорный вопрос—исторической и догматической (408— 413).—Приложение к антиохийцам исторической точки зрения западными богословами (413—414) и догматической восточными (414—418).—Вопрос о возможности осуждения умерших и о значении церковного поминовения (418—423).—Пятый вселенский с о б о р .—Требование Юстинианом осуждения трех глав (423—424).—Отказ Вигилия явиться на собор и уклончивость других западвых епископов (424—425).—Рассмотрение вопроса о гпавах (425).—Constitutum Вигилия, непринятие его Юстинианом и осуждение папы собором (425—427).—Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников.—Несогласие с собором и смуты из-за него на западе (427—431).—Бесплодность церковной политики Юстиниана на востоке; появление особой монофизитской иерархии (481—433).— Эдикт о нетленности плоти Христа (433—434).—Юстин II и униональные попытки при нем (434—437).—Тиверий и действия против монофизитов патр. Евтихия (437—438).

5. Монофелитский спор.—Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях в о Христе.—Внутренняя необходимость появления монофелитства (438—439).—Мотивы к новой попытке унии с монофизитами при Ираклии: опасность от персов (439—440) и азиатское происхождение императора (440—442).—Предназначение унии для армян (443—447).—Сообщения о начале монофелитского движения у патр. Сергия (447) и у св. Максима Исповедника (448—450).— Участие самого Сергия и не случайность упоминаемых лм событий (450—462).—Переговоры Ираклия с Киром (452—453).—Соглашение с Езром (453 —456) и действия императора в Сирии (456— 458).—Униональный акт Кира в Александрии 632 г. (458—460).— Уния с армянами в Карине (460—462).—Переписка Сергия и Гонория (462—464) и синодика Софрония (464—466).—Характеристика этих деятелей (466—469); монофелитство Гонория (469—472).— Спор о действиях во Христе, как первая стадия монофелитского спора (472—474), и догматическое значение униональной попытки, начатой Ираклием u Сергием (474—475).—Вторая стадия: спор о волях.—Экефисис и протест против него на западе и востоке (475 —477).—Св. Максим Исповедник (477— 479) и его диспут с Пирром (479—482).—Типос Константа (482—483).—Латеранский собор 649 г. (484).—Суд над папою Мартином (485—486) и над Максимом Исповедником (48G— 488).—Отношения между Константинополем и Римом (488—489).— Обращение Константина Погоната к папе (489—490); прибытие в Константинополь римских делегатов и созвание вселенского собора (490—491).—Шестой вселенский собор.—Состав собора и свобода рассуждений на нем (491—492).—Ход соборных деяний; низложение Макария антиохийского и осуждение прежних монофелитов (492—495).—Эпизоды: выступления Феодора мелитинского, пресв. Константина и Полихрония (495—498).— Догматическое определения собора (498—499).—Сοбытия, сопровождавшие собор.—Приятие анафемы на Гонория римскими папами (499—500). Попытка восстановления монофелитства при Филиппике (500).—Марониты.—Вопрос о Мароне и о монастыре Марона (501—503).—Вероятное происхождение маронитства (503—504).—Легенда о патриархе Иоанне Мароне и возможная историческая основа ее (504—506).

III. Иконоборческий спор 506586

Мотивы иконоборческого движения.—Трудность вопроса о возникновении иконоборческого движения (506—507).— Политические мотивы: второстепенные (507—510) и главный— стремление правителей секуляризовать церковь (510—512).—Церковные мотивы: прецеденты иконоборчества (512—513) и борьба с неправильным чествованием икон (513—514).—История иконоборства: иконоборцы первой генерации— «христианообвинители».—Начало иконоборческого движения: Константин наколийский, Фома клавдиопольский и Феодосий ефесский (515—516).—Указ Льва Исавра (516—517).—Протест папы Григория II и подложность посланий с его именем (517— 520). Св. Иоанн Дамаскин и патр. Герман (520—221)—Константин Копроним (521—522) и иконоборческий собор 754 г. (522—524).—Ὅρος собора (524—527) и его смысл и аргументация (528—533).—Проведение иконоборческих начал в жизнь: требование присяги и гонение против иконопочитателей и особенно монахов (533—540).—Выступление восточных патриархов против иконоборчества (541—542).—Отношение к иконопочитателям Льва Хазара (542).—Имп. Ирина; меры; к созванию вселенского собора (542—543).—Ответ папы Адриана I (544—547) и ответ восточных (547).—Открытие собора в Константинополе в 786 г. и противодействие иконоборцев (548—549).—Седьмой вселенский собор.—Состав собора (549—550).—Деяния его (550—552).—Вопрос о принятии епископов, замешанных в иконоборческую смуту (552—553), и три «привода» их (553—554). —Принятие епископов первого «привода» (554). — Исследование вопроса о епископах второй категории, субъективно-психологическое (554—555) и объективно-каноническое (655—558).— Представитель третьей категории (Григорий неокесарийский) и его принятие (558—559).—Определение собора о почитании икон (559—563).—Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собор а.—Популярность императоров-иконоборцев (563—565) и недовольство правлением Ирины, Никифора и Михаила I (565—567).—Влияние иконопочитателей на политику и разногласия в среде их самих по вопросам церковным—ο «прелюбодейном» браке имп, Константина (567—569) и о казни еретиков (569—570), и политическим—ο выдаче перебежчиков (570—571).—Иконоборцы второй генерации.—Гонение против икон Льва Армянина; собор 815 г. (571—574).—Михаил II и его отношение к вопросу об иконах (574—575).—Иконоборческая политика Феофила и преследование иконопочитателей (575—578).—Торжество православия при императрице Феодоре (578).—Отличие иконоборцев-эпигонов от иконоборцев первой генерации (578— 580).—Иконоборчество на западе.—Нападки на седьмой вселенский собор в Libri Carolini (580—582); недоразумение в основном пункте критики (582—583); собственный взгляд франкских богословов (583—584).—Франкфуртский собор 794 г. (584).—Парижский собор. 825 г. и полемика об иконах на западе (585).—Разъяснения в сочинении Эйнгарда (585—586).

Указатель имен. 587-599


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.