Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Болотов В.В., проф. История Древней Церкви т. II


Нумерация страниц в данной электронной книге соответствует оригиналу.

 

Проф. В. В. Болотов

 

ЛЕКЦИИ

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.

II

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ДО КОНСТАНТИНА В.

 

Посмертное издание под редакцией

проф. А. Бриллиантова

С.-Петербург

Типография М. Меркушева. Невский, 8

1910

Приложение к «Христианскому Чтению» за 1908, 1909 и 1910 гг.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

СТР.

Предисловие XIΧVIII

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ДО КОНСТАНТИНА В.

Общий характер этого периода 1

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.

Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли.

I. Церковь послеапостольская и римская империя 2—165

1. Мученичество.—Значение мученичества, как исторического явления (2—9).

2. Причины гонений на христиан.—1) Отношение к христианству простого народа.—Обвинения против христиан со стороны народа (10—12).—2) Отношение к христианству правительства.—Положение вопроса в ученой литературе (12—14).—Общие причины гонений на христиан со стороны правительства.—Государственный характер религии в римской империи, консерватизм и формализм римского характера и религиозная поверхностность римлян (14—19).—Отношение к другим культам и к Иудейству (19—20).—Отношение к христианству (20—24).—Юридические основания гонений на христиан (24).—Преследование по форме (25—29) и по содержанию: обвинение в магии, в безбожии и в оскорблении величества (29—37).—Формы судопроизводства над христианами.—Суд в собственном смысле и cërcito (37—39).—3) Отношение к христианству интеллигенции.— Взгляд на христиан, как на врагов культуры и политической жизни (30-44).

3. История гонений. — Разделение ее на периоды (44—45).

Период первый. Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae).

Положение христиан до гоненияпри Нероне.— Неразличение язычниками христиан от иудеев (45—49).—Гонение при Нероне.—История и мотивы гонения (49—54).—Вопрос о кончине апп. Петра и Павла (55).—Гонение при Домициане.—Характер его царствования и отношение к иудеям и христианам (56—58).—Вопрос о Флавии Клименте (58—59).—Предание об ап. Иоанне (60).

Период второй. Христианство как religio illicita.

В е к Антонинов.—Славная эпоха в истории римской империи (60—64) и перемена в положении христиан (64—65).— Рескрипт Траяна и его значение.—Переписка Плиния с Траяном (65—70).—Значение рескрипта Траяна (70—74).—Мученики при Траяне.—Св. Игнатий антиохийский (75—77).—Симеон иерусалимский (77—78).—Климент римский (78—79).—Рескрипты с именами Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия.—Доверие христианских писателей к подложным рескриптам (80—81).—Рескрипты, приписанные Марку Аврелию (81—82) и Антонину Пию (82—84).—Рескрипт Адриана и его подлинность (84—88).—Мученики при Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии.—Вопрос о времени кончины св. Поликарпа смирнского (88—92) и рассказ о его мученичестве (92—97).—Мученики в Риме при Антонине Пие (97—98).—Мученичество св. Иустина Философа и его учеников (98).—Гонение при Марке Аврелии и мученики в Галлии (98—101). — Положение христиан при Коммоде. — Характер императора и влияние на него Маркии; улучшение положения христиан (101—103).— Мученики исхлиские (scilitani) (103).—Аполлоний (103—105).—Отношение к христианам проконсулов и других должностных лиц (105—106).—Положение христианпри императорах восточного происхождения и их преемниках до гоненияпри Декии.— Септимий Север и его отношение к христианам (106—108).—Мученики в Александрии (108).— Мученичество Перпетуи cum sociis (108—111). — Каракалла (111).— Гелиогабал (111—112).—Покровительство христианам Александра Севера (112114). —Гонение при Максимине Фракиянине (114—116).— Положение христиан при Гордиане и Филиппе (116).

Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством.

Гонение Декия.—Характер императора (116—117).—Эдикт против христиан и его выполнение (117—118).—Падшие; libelli (118—121).—Исповедники и мученики (121—123).—Удаление Киприана карфагенского, Дионисия александрийского и Григория неокесарийского (123—] 25).—Положение христиан при Галле (125—126).— Гонение Валериана.—Начало его царствования (126—127).— Эдикты против христиан (127—128).—Мученики и отношение к христианству языческого населения (128—13D-—Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане.—Характер Галлиэна (131—133).—Эдикт в пользу христиан и его значерие (133—137).—Положение христиан в дальнейшее время (137—141).—Аврелиан и его отношения к христианам (141—143).—Гонение при Диоклетиане и его соправителях и положение христиан при их преемниках.—Реформы Диоклетиана (143—144).—Влияние Галерия (144—145).—Начало гонения (146), эдикты и их выполнение (146— 151)-—Положение христиан после 305 года (151 —153).— Действительный характер гонения Диоклетиана и неудача попытки Максимина.—Отношение к христианам языческого населения и властей (153—157).—Попытка Максимина продолжить гонение (157—160).

Христианство как религия дозволенная.

Эдикт Галерия 311 г. (160—162).—Миланские эдикты 312 г. (162—163) и 313 г. (163—165).

II.Апология христианства и языческая полемика 165—169

Значение так назыв. судебных апологий христианства (165— 166).—Изменения во взглядах на христианство языческих противников его: западные писатели II века, Кельс, Флавий Филостатъ, Порфирий, Иерокл (166—169).

III. Борьба христианства с языческою мыслью в форме гнозиса 169—235

Опасность для христианства со стороны гнозиса (169—171).

1. Происхождение и общий характер гнозиса.—Прецеденты в классическом миpе и в иудейской среде (171—174). — Религиозный и философский характер гнозиса (174—180).—Гнозис как философия пессимизма (180—183).

2. Схема содержался гностических систем и опыты их классификации.—Дуализм гностических систем (183—185).— Классификация Гизелера и Неандера и других (185—177).

3. Важнейшие гностические системы.—Офиты (187—188).— Офитские секты: наассены (188—189), ператики (189), сифиане (189— 190), каиниты (190), Юстин (190—192), офиты (192—194), Πίστις Σοφία (194).—Разнообразие в учениях офитских систем (195— 197).—Василид (197—198) и его система по Ипполиту (198— 201) и Иринею (201—202).—Вопрос о подлинной системе Василида (202—205).—Смысл его системы (в изложение Ипполита) (205—209).—Валентин и валентинианский гнозис (209—210).— История плиромы и смысл богословия Валентина (210—218); история кеномы и учение о спасении (218—223).—Школа Валентина (223—224). — Карпократ (224). — Сатурнин (Саторнил) (224—226). — Маркион (226 — 230).—Приложение: Манданты (так называемые «христиане Иоанна Крестителя», «mughtasilah») (230—235).

IV. Распространение христианства 235—300

1. Источники сведений о распространении христианства в древнейшее время.—Показания древних церковных писателей (Тертуллиан, Ориген) (235—238).—Апокрифические деяния апостолов (238—240) и вопрос о достоверности сообщаемых ими сведений о миссионерской деятельности апостолов (241—249).

2. Распространение христианства на востоке.Миссионерская деятельность апостолов в пределах Понто-воспорского царства, Малой Азии и Парфии (в широком смысле). Христианство в Эдессе.— Разделение апостолов на группы (249—251).—Группы понтийская (251—252), асийская (252—253), парфийская (христианство в Эдессе) (253—258).—Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе (258-261).—Христианство в Персии (261—263).— Христианство в Аравии (263 — 265). — Приложение: Христианство в Эфиопии.—Аксумское царство и сказание Руфина об Эдесии и Фрументии (265—272).—Вторичное обращение Эфиопии в христианство (монофизитство) (272—277).

3. Распространение христианства на западе.—Христианство в Италии и Африке (278—280).—Христианство в Испании (280—283).—Христианство в Галлии.—Данные о распространена христианства в Галлии в древнейшее время (283—291).—Результаты исследований Душена (291—293).—Замечания об устройстве галльских церквей (293—295).—Христианство в Германии и на Дунае (295—296).—Христианство в Британии и Ирландии. (296—300).


ОТДЕЛ ВТОРОЙ.

Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда.

I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Св. Троице) 301—337

1. Учение о Христе, как Боге, и теория о Логосе (301 — 305).

2. Монархианство. Алоги (305—306).—Происхождение монархианства (306—308).—А. Монархиане динамисты (308—309).— Б. Монархианемодалисты.Праксей (309 — 312). — Ноит (312).—Савеллий.—Начало савеллианства (311—314).—Вопрос о содержании доктрины Савеллия (314—317).—Два периода в истории развития его учения (317—320).

3. Учение о Св. Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период.—УчениеТертуллиана (320—323).—Учение Оригена (323-324).—Генетическая схема в изложении учения о Св. Троице в доникейское время (324—327).

4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период.—Учение Иринея (327—328), Тертуллиана (328—329), Климента алекс. (329), Оригена (330—331).

5. Динамистическое монархианство Павла Самосатского. — Соборы против Павла Самосатского (332—333) и его доктрина (333—335).—Вопрос о термине όμοούσιος; (335—337).

II. Опыт системы христианского гнозиса Оригена 337—347

Задача александрийских богословов в борьбе с нецерковным гнозисом (337—339).—Учение Оригена о Боге (339—340), о мире и о происхождении зла (340—344), о спасении мира и воплощении Логоса (344—346), об апокатастасисе (346—347).

III. Монтанизм 348-367

Общий характер и причины появления монтанизма (348—351).— Монтан и распространение монтанизма на востоке (351—354).— Монтанизм в западной церкви (354—356).—Монтанистическая доктрина: признание «нового пророчества» (356—359) и содержание пророчеств монтанизма (359—365).—Аналогия монтанизма с гнозисом (365—367).

IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви 368-428

1. Раскол Каллиста и Ипполита. — Каллист (368—370) и обвинения против него Ипполита (310—313).—Отделение Ипполита (373-374).

2. Расколы Новата и Новатиана.—Раскол Новата и Феликиссима въ Карфагене и борьба с ним Киприана (374—380).—Раскол Новатиана в Риме (380—382) и его распространение (382— 383).

3. Спор о крещении еретиков. — Вопрос о принятии в церковь гностиков, монтанистов, новатиан (383—385).—Спор между Киприаном и Стефаном (385—387).—Формальный основами и случайные мотивы для римской практики и ответ на них Киприана (387 — 388).—Догматическая сторона спора (388—394) и ссылки Киприана на Св. Писание (394—395).

4. Раскол донатистов.—Начало раскола (395—401).—Обращение донатистов к Константину В. и его меры к устранению раскола (401—405).—Донатизм при Константе (циркумцеллионы) (406—409) и Юлиан (409—410).—Разделения в среде донатистов (410—411).—Борьба церкви с расколом; collatio 411 г. (411—415).—Догматическая сторона в споре между кафоликами и донатистами (связь учения донатистов с воззрениями Киприана) (415—423).

5. Мелитианский раскол.—Сообщения о расколе у Епифания и веронские документы (423—425).—Причина раскола (426).—Постановление Никейского собора (426—428).

V. Споры о времени праздновали пасхи 428—451

А) Первая эпоха: разность между римскою и малоазийскою практикою (428 — 435). — II р и л о ж е н и е. Б) Вторая эпоха: разность между Александрией и Сирией. Вопрос о пасхе на Никейском соборе (435— 444).—В) Третья эпоха: разность между Александрией и Римом (444—451).

VI. Церковный строй в первые три века христианства 452—464

Вопрос о церковном устройстве в апостольские времена (452—455) и в начале после апостольского периода (455—458).— Церковный строй с конца II в. — Клир в древней церкви (458— 460).—Отличие мирян от клира и участие их в церковных делах (460—462).—Отношения между отдельными церквами.—Вселенская церковь как союз самостоятельных единиц (462— 463). — Древняя парикия (463—464).— Начало митрополитанского управления (464—466).

Указатель имен. 467—474


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.