Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Архиепископ Аверкий (Кедров)

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

 

АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ (Кедров)

1. По воспоминаниям М.

Архиепископ Аверкий (Кедров) родился в 1879 году в г.Яранске Вятской губернии в семье священника Петра Кедрова. Мать звали Елизаветой. У него было два брата и сестра Вера Петровна. Один из братьев впоследствии становится епископом Пахомием Черниговским, другой — епископом Михаилом Брестским (или Варшавским?).

Образование Поликарп Кедров получил в Петербургской Духовной академии.

Фотография, относящаяся к тому периоду жизни будущего епископа, отобразила молодого человека с приятным, даже красивым лицом, с вьющимися белокурыми волосами.

Все в жизни Поликарпа Кедрова складывается к тому, чтобы принять монашество. И он становится монахом. А через некоторое время архимандритом Аверкием. (День ангела был у него осенью, на Казанскую, в честь св. Аверкия Иеропольского).

Пройдет еще некоторое время, и архимандрит Аверкий будет хиротонисан во епископа Острожского. Это произойдет 28 июля 1915 года на праздник свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сохранилась речь, произнесенная им на хиротонии.

Через некоторое время еп. Аверкий становится ректором Житомирской Духовной семинарии.

Известно, что еп. Аверкий совершил паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Вероятно, оно состоялось еще до посвящения в епископский сан.

Около 1925 года еп. Аверкий становится архиепископом.

Служил он в житомирском кафедральном Преображенском соборе и в Богоявленском монастыре (собственно монастыря к тому времени уже не было, оставался открытым только храм).

Архиепископ Аверкий неоднократно арестовывался и не один раз был в ссылке.

В первый раз его арестовали в 1922 году.

В 1925—26 гг. находился в ссылке в г. Ходжейли (Узбекистан).

В 1930—31 гг. сослан в Архангельск.

235

 

 

В 1932—33 гг. — Тотьма Вологодской области.

В 1935—38 гг. — Бирск, Башкирия.

М. ездила в 1936 г. в г. Бирск и видела архиепископа Аверкия, он жил в маленьком домике, снимал комнату у хозяйки. М. рассказывала, что он убирал двор, чистил траву. Неподалеку от Бирска был ручей, называвшийся «Три брата», — в этом месте архиепископ сфотографировался и благословил фотографией навестившую его М.

Неизвестно, что случилось с архиепископом Аверкием после 1938 года. По словам М., уже после войны она получила письмо от сестры архиепископа, Веры Петровны, проживавшей в Яранске. Она писала, что архиепископ Аверкий умер в ссылке в 1945 году от сыпного тифа.

Перед нами еще несколько фотографий архиепископа Аверкия. На одной из них дарственная надпись: «Глубокоуважаемой (имя, отчество, фамилия) с молитвенным пожеланием. Пусть легким сделает Господь Ваш жизненный путь и наполнит Вашу душу радостью и спокойствием. Храни Вас Господь! С сердечным уважением к Вам Епископ Аверкий. 1924 г. Житомир».

С другой фотографии на нас смотрит архиепископ Аверкий спустя 10 лет. На обороте надпись от 17/30 июня 1934 года (суббота): «Дорогим и глубокоуважаемым сестрицам, от сокровищ своего щедро одаренного Господом духа дарующим и мне недостойному много утешения и радости своей доброй памятью, теплой заботой, неизменным вниманием в счастливые и ненастные дни моей жизни, — на добрую молитвенную память». Чуть ниже на той же фотографии помещены слова Христовы: «И влас главы вашея не погибнет. В терпении вашем стяжите души ваша».

А вот небольшое Евангелие (размером около 120 X 80 мм), подаренное сестре М. с надписью: «Господь да хранит Вас от всякого зла. Не падайте духом и не унывайте: малодушие не заповедано христианам. Господь любит Вас и близок к Вам, особенно в дни печали. Его благость да будет Вам покровом и защитой!

Недостойный Епископ Аверкий.

1920 г. 20 сент. — 3 окт. Житомир».

По воспоминаниям М., архиепископ очень любил цветы и детей. Бывало, жезл, дикирий и трикирий во время богослужения были украшены розами.

236

 

 

Любимый цвет у архиепископа Аверкия был голубой. Облачение у него тоже было голубым.

Возле его домика в Житомире был небольшой садик, в нем росли вишни, цвели цветы. Дети из церковных семей (их звали «юное братство») приходили поливать эти цветы. Усердные труды их вознаграждались — архиепископ через окно раздавал им конфеты.

Он любил рассказывать им о звездах, о созвездиях, от него они узнавали, что такое Орион, Большая Медведица и т.д.

Возвращаясь из ссылок, архиепископ рассказывал детям о природе далеких краев, о нравах и обычаях населения. Конечно, рассказывал и о своем путешествии по Святой земле.

У него был «волшебный фонарь», через который он любил показывать детям библейские картинки, объясняя их содержание.

Архиепископ много ходил пешком. Бывало, уходил на молитву за 20 километров в Тригорье, где на берегу реки Тетерев стоял мужской монастырь. Любил купаться в этой реке. Летом ежедневно, рано утром, уходил на пустынный берег, чтобы освежиться в речной прохладе.

 

2. По воспоминаниям К.

К. рассказывает: «Захожу в Житомире в церковь, вижу: какой-то монашек подметает в храме. Оказалось, это еп.Аверкий в подряснике, в скуфейке трудится».

К. отмечает, что в 1925 г. Аверкий был еще епископом и служил в житомирских храмах.

 

3. По воспоминаниям Н.

Ректором Житомирской Духовной семинарии Аверкий (Кедров) был назначен еще будучи архимандритом.

С 1921 по 1929 г. служил епископом Волынским и Житомирским. В 1929 г. был отправлен в ссылку.

Архиепископ Аверкий был среднего роста. Вспоминаются черты его внешности: довольно крупная голова, высокий лоб, вьющиеся белокурые волосы, рыжеватая бородка.

В эти годы (1921—1929) епископ служил в Житомирском Богоявленском монастыре, в деревянном храме. В ту пору в монастыре оставалось несколько монахов, монастырь по сути находился на положении приходского храма.

237

 

 

В будничные службы епископ любил стоять на клиросе, принимал участие в чтении и пении. Службу совершал истово, торжественно.

Еще будучи ректором семинарии, в дни первой недели Великого поста всегда сам читал канон Андрея Критского. Великолепно пели будущие пастыри, особенно трогательно звучала у них 9-я песнь канона: «Бессеменного зачатия Рождество несказанное».

Епископ любил украшать храм живыми цветами. На Страстной неделе — где самая убранная плащаница? В семинарии. Она утопала в цветах. В украшении ее принимал непосредственное участие ректор семинарии. Помимо цветов, он любил ставить по краям плащаницы березки, а в центре размещал хвою.

Епископ Аверкий любил служить всенощные службы ночью. Так, например, в праздники 3-х святителей, св. великомученицы Варвары, св. Саввы Освященного служба начиналась в 12 часов ночи, «Слава в вышних Богу’ пелось на рассвете, потом начиналась литургия, которая, в свою очередь, завершалась в 6-7 часов утра.

Любил епископ службу с канонархом — эту обязанность обычно выполнял подросток — тенор.

Еп. Аверкий много делал для украшения и благолепия храма: восстановил роспись, установил для почитания частицу мощей св. Иова Почаевского (в раке). С правой стороны в нише храма была Голгофа. На время Пасхалии крест в ней заменялся Воскресшим Спасителем с белым знаменем, с изображением красного креста на нем.

Особым украшением храма был детский хор мальчиков в возрасте до 10 лет, не более. В канун именин владыки организовывался крестный ход детей, которые несли маленькие хоругви, крестики и иконки, украшенные живыми цветами. Сам владыка шел во главе крестного хода, дети провожали его до входа в храм и пели церковные песнопения.

Обычно по окончании всенощного бдения, сразу после службы 1-го часа, владыка, облаченный в мантию, выходил из алтаря, становился в левой части храма, возле образа Божией Матери Скоропослушницы, и читал молитвы на сон грядущий. На вечерние молитвы оставалось немного людей, но владыка тем не менее строго придерживался установленного им правила. Только по прочтении вечерних молитв владыка позволял себе идти домой. +

238

 

 

Жил он во дворе монастыря в отдельном доме, рядом с садом и кладбищем.

Когда закрыли семинарию, владыка весьма скорбел об этом. Его усилиями организуются пастырские курсы, где могли бы проходить учебную подготовку будущие священнослужители.

В 1925 г. еп. Аверкий участвует в похоронах патриарха Тихона. По возвращении в Житомир рассказывал пастве о своих впечатлениях от этого тяжкого для русской православной Церкви события. « «

Еп. Аверкий находился в братских отношениях с митрополитом Алексием (Симанским). Совместными усилиями боролись они в те годы против так называемой «Живой церкви», получившей тогда довольно широкое распространение.

В 1928—1929 гг. архиепископа Аверкия довольно часто вызывали на допросы, в связи с чем служение литургии задерживалось порой на час и более. Во время допросов владыка напоминал работникам органов, что по церковному уставу литургия должна начинаться не позже 12 часов дня и что его ждет собравшийся в соборе народ. Наконец, в 12-ом часу архиепископа выпускали, и он должен был спешить, чтобы успеть начать службу в положенный срок.

В эти же годы решался вопрос о становлении Церкви на Украине, о возможности выделения ее из русской православной Церкви в отдельную. Архиепископ Аверкий предостерегал от возможного церковного разделения. Вспоминается, как однажды он, опираясь на посох, произнес по этому поводу: «Осторожно надо!..”

Он любил повторять это слово «осторожно», когда решались трудные церковные вопросы. Это не нравилось тем, кто рубил сплеча, не задумываясь о возможных последствиях того или иного шага. Осторожная предусмотрительность епископа Аверкия вызывала раздражение у легкомысленных людей, и они не стеснялись говорить о нем, что он «трость, колеблемая ветром».

Архиепископ Аверкий неоднократно возглавлял архиерейские хиротонии. Он хиротонисал Леонтия (Матусевича), епископа Коростенского, Максима (Руберовского), епископа Полонского.

В 1929 году архиепископ Аверкий был отправлен в ссылку. Известно, что в ссылке неоднократно навещала его монахиня Лушкова (в монастыре стояла за свечным ящиком).

239

 

 

По некоторым сведениям, архиепископ Аверкий скончался будто бы в г. Бийске Новосибирской области в 1949 г.

Известно, что перу архиепископа Аверкия принадлежала брошюра «Повествование о путешествии во Святую Землю». По-видимому, она была написана им еще в бытность архимандритом.

Примечание:

В книге Л. Регельсона содержатся следующие сведения об архиепископе Аверкин: арестован в 1922 г. и на служение более не выходил. 30.03./12.04 —1925 г. в числе 60-ти епископов подписал акт о восприятии митрополитом Петром (Полянским) власти Местоблюстителя. Епископ Аверкий умер в Архангельске после 1937 г.

240


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.