13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Шмеман Александр, протопресвитер
Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие
1961
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Посвящается памяти
Архимандрита Киприана (Керн).
(† 10. II. 1960).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: О задаче и методе литургического богословия.
Литургика и литургическое богословие. Историческая школа в литургике. Литургическое движение. Определение литургического богословия. Метод литургического богословия. Литургический кризис. 15
1. Понятие Устава. Устав и Типикон. Устав и богослужебная практика. Проблема Устава: историческая и богословская. 2, Евхаристия и богослужение времени, как основная структура Устава. Проблема «времени» в богослужении. 3. Две крайности. 41
ГЛАВА II. Проблема происхождения Устава.
1. Вопрос о происхождении «богослужения времени» в современной науке. Отрицание его изначальности (Дикс, Дюшен, Батиффоль и др.). Обратная теория (Дэгмор). Критика обеих теорий. 2. Иудейская первооснова христианского богослужения. 3. Смысл этой зависимости: старое и новое. «Литургический дуализм» иудео-христианства и его богословский смысл. 4. Сохранился ли он после разрыва с иудейством? Синаксис и Евхаристия. Первохристианское богословие времени, как постулат богослужения времени. 5. Проверка гипотезы: Евхаристия и День Господень. Часы молитвы, как первооснова суточного круга. Пасха и Пятидесятница, как первооснова церковного года. 59
ГЛАВА III. Проблема развития Устава.
1. Неразработанность этой проблемы в науке. Наш подход к ней. Сущность литургического развития после IV-го века и его причины. Вопрос о литургическом благочестии, как главном факторе литургического развития. Литургическое благочестие первохристианства. Прорыв «мистериального благочестия». Христианство и языческие мистерии. 2. Новое переживание богослужения и его причины. Мистика храма и храмостроительства. «Священные места». Появление «внешней торжественности». Изобразительность в богослужении. Переход от «эсхатологического» переживания богослужения к «освятительному». 3. Роль монашества. «Литургическая ситуация» раннего монашества. Богослужение и молитвенное правило. Место Евхаристии. Значение монашества в византийском литургическом синтезе. 105
ГЛАВА IV. Византийский синтез.
1. Типикон, как синтез «мистериальной» и «монашеской» линии литургического развития. Три пласта Устава. До-Константиновский Устав. Суточный круг. Вечерня и Утреня. Их первоначальная структура. Псалмы, гимны и песни духовные. Седмица. День Господень. Суббота. Среда и пятница. Пост. Церковный год: Пасха и Пятидесятница. 2. Второй — «мирской» — пласт Устава. Источники. Песненное последование. Эволюция церковного пения и расцвет гимнографии. Ритуальный драматизм. Развитие праздников. Почитание святых. 3. Третий — монашеский — пласт. Включение молитвенного правила в устав Богослужения. Поклоны. Пост. Причащение. 4. Путь синтеза: первоначальная «поляризация» и ее преодоление Возвращение монашества в «мир» и его роль в церковной жизни. Завершение Типикона. Лавра св. Саввы и Студийский монастырь. Уставы Иерусалимский и Студийский. Дальнейшая судьба Типикона. Общий смысл византийского синтеза. 169
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.