Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дворкин Александр Леонидович, профессор

Дворкин А.Л., проф. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

 

А. Дворкин

 

ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ НАВЯЗЧИВОМУ НЕЗНАКОМЦУ

ИЛИ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ЗАВЕРБОВАННЫМ

Москва

1998

Содержание:

Предисловие. 3

А. Дворкин. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. 14

Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», 16-20 мая 1994 г., Москва. 40

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

21 мая 1997 года в Хорошевском межмуниципальном суде завершился процесс по иску «Общественного Комитета защиты свободы совести имени Льва Толстого» (председатель — отлученный от Церкви бывший священник Якунин Г. П., директор — Осадчев М. С., ответственный секретарь — Левинсон Л. С.) и других к А. Л. Дворкину, заведующему Центром священномученика Иринея, епископа Лионского и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Предметом иска послужило первое издание брошюры, которую вы держите в руках. Истцы возражали против ряда положений брошюры, которые, по их мнению, являлись клеветой на такие законопослушные российские организации, как «Общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии», «Церковь объединения» Муна, «Богородичный центр», и др. Упоминалась в иске и пресловутая «Аум синрикё». Якунинский Комитет возмутили положения брошюры, в которых говорилось о том, что тоталитарные секты отбирают собственность у своих членов, что в них царит насилие, что они стремятся к власти. И, кроме того, очень не понравилась истцам фраза, в которой тоталитарные секты сравнивались с мафиозными структурами.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II третьим лицом на стороне ответчика выступал Издательский Совет Московского Патриархата, возглавляемый Преосвященнейшим Тихоном, епископом Бронницким. Также в дело на стороне ответчика вступил Комитет по спасению молодежи, в который входят родители и родственники пострадавших от сект. Защиту ответчиков взяла на себя известнейший московский адвокат Гералина Любарская.

Процесс, начавшийся 3 апреля 1997 года, длился несколько недель. За исключением краткого пасхального перерыва, суд работал каждый день.

3

 

 

21 мая судья Л. Салтыкова объявила решение суда: в иске «Комитету» и другим отказать.

 

Начало процесса

Первоначально вместе с иском Якунинского комитета около 30 членов сайентологической организации и «Общества сознания Кришны» предъявили А. Л. Дворкину иски аналогичного содержания. Однако на первом же заседании суда большая часть индивидуальных исков была отозвана. В ходе судебного процесса выяснилось, что часть отозванных исков была оформлена с процессуальными нарушениями. По мнению адвоката ответчиков Г. В. Любарской, эти нарушения были допущены намеренно, чтобы в случае неблагоприятного для истцов решения суда дело можно было бы опротестовать по формальным основаниям. Именно поэтому суд выделил пять остающихся исков от членов «Церкви сайентологии» в отдельное делопроизводство. Позднее к ним было присоединено свежеподанное исковое заявление члена «Общества сознания Кришны».

 

Характерные черты процесса

После выхода из дела большинства истцов вновь встал вопрос о том, насколько не упомянутые в брошюре Дворкина Комитет, его председатель и сотрудники являются надлежащими истцами. Тогда, чтобы не дать делу развалиться, желающие судиться дальше господа Левинсон и Осадчев пошли на беспрецедентный шаг, объявив себя членами всех сект, упомянутых в брошюре Дворкина, а именно: «Общества сознания Кришны», «Сайентологической церкви», «Церкви Объединения», «Богородичного центра», «Церкви Христа», христианской миссии «Семья», «Церкви последнего завета» (последователей Виссариона), «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов), Свидетелей Иеговы. Сделав это, новоявленные суперсектанты добавили, что не входят в такие осужденные законом тоталитарные секты, как «Народный храм» Джима

4

 

 

Джонса, «Ветвь Давидова», «Белое братство» и «Аум синрикё». Остается пожалеть, что иск не был подан сразу после выхода брошюры в свет, когда «Аум синрикё» действовала вполне легально, а наши правозащитники защищали «миролюбивую буддийскую религиозную организацию» от нападок «противников свободы совести».

Этот гротескный шаг придал суду оттенок анекдотичности. Более того, адвокат истцов Г. Крылова (известная своей защитой «Аум синрикё» и мунитской ассоциации «САКР»), очевидно, не желая в очередной раз проигрывать дело, перестала появляться в зале судебных заседаний, правда, формально так и не выходя из процесса. За все 7 недель заседаний она появлялась в зале суда лишь три раза.

Другой интересной чертой процесса стало то, что формально вышедшие из процесса кришнаиты и сайентологи на самом деле принимали в нем самое активное участие: не пропускали ни одной сессии суда, постоянно консультировали истцов, обеспечивали их документами и переводчиками и снимали на пленку каждое судебное заседание. Также активное участие в процессе принимали иеговисты, муниты, виссарионовцы и члены секты «Семья».

Но главное, выделяющее этот процесс, это факт его беспрецедентности не только в нашей стране, но и во всем мире. Впервые секты напрямую либо через подставных лиц возбудили судебное разбирательство, направленное против традиционной Церкви страны. Никогда ранее, опасаясь выступить против общественного мнения, они не позволяли себе этого.

Московский процесс стал первым.

 

Свидетели истцов

Истцы объявили список своих свидетелей, которых они намеревались привести на суд. Первоначально он состоял из 32 человек. Список содержал ряд имен ино-

5

 

 

странных специалистов, которые, по словам Левинсона, выразили желание приехать на процесс и выступать на стороне Комитета. Среди этих специалистов были такие, как Айлин Баркер (Великобритания), чья просектантская позиция подвергается резкой критике на ее родине; Гордон Мелтон (США), уже после газовой атаки ездивший в Японию за счет «Аум синрикё» и публично защищавший ее как «миролюбивую религиозную организацию»; Массимо Интровинье (Италия), выступавший на Лионском процессе в защиту сайентологии. Однако французское правосудие не приняло во внимание показаний защитника секты: все руководство лионской сайентологии было признано виновным в доведении человека до самоубийства и финансовом вымогательстве.

Необходимо отметить, что один из заявленных свидетелей — видный швейцарский религиовед Жан-Франсуа Майер, — узнав через систему «Интернет» о якобы данном им согласии выступить на процессе, прислал в суд письмо, в котором заявлял, что ничего о процессе не слышал, никогда не соглашался приезжать в Москву.

 

Выступления сторон

Истцами были зачитаны их заявления, и ответчики и суд имели возможность задать им вопросы. Оказалось, что ни одна из сект не обращалась в «Комитет» с просьбой о защите своей чести, достоинства и деловой репутации и что Комитет не пытался обратиться к Дворкину, чтобы выяснить источники его информации, но предпочел сразу же обратиться в суд. Стало очевидным, что по-настоящему истцов беспокоила не брошюра, а вся деятельность Дворкина и возглавляемого им Центра священномученика Иринея Лионского, задачей которого является распространение правдивой информации о сектах. Но именно этого секты и их защитники боятся больше всего.

Затем зачитали свои объяснения и ответили на вопросы истцов профессор Дворкин, священник Алексий У минский, представитель Отдела религиозного образо-

6

 

 

вания, викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Тихон, Председатель Издательского Совета Московского Патриархата, и Михаил Герасимов, представитель Комитета по спасению молодежи.

На этой стадии процесса в суд поступило аналогичное предыдущим по содержанию исковое заявление от Н. Балуковой, члена небольшой, но чрезвычайно опасной секты «Ревнители истинного благочестия» (также известной как секта Петра). Правда, так как эта секта не была упомянута в брошюре Дворкина, ей пришлось объявить себя членом «Церкви Христа». Ее исковое заявление было присоединено к слушаемому судом делу.

 

Выступления свидетелей истцов

Судом были заслушаны многочисленные свидетели. Со стороны истца выступило более 20 свидетелей, в том числе ряд российских экспертов, занимающих просектантские позиции, а также члены и руководители следующих сект: «Общества сознания Кришны», «Церкви сайентологии», «Церкви объединения» Муна и Свидетелей Иеговы. Были заслушаны и представители «карманных» родительских комитетов, созданных кришнаитами и мунитами для улучшения своего общественного имиджа.

Профессор Розенбаум в ходе своего объяснения заявил, что Дворкина следует привлечь к уголовной ответственности, так как его брошюра проповедует религиозную исключительность и разжигает религиозную рознь.

Иностранных свидетелей со стороны истца было двое: профессор Айлин Баркер (Великобритания) и профессор Джеймс Ричардсон (США). Массимо Интровинье и Гордон Мелтон прислали свои письменные объяснения.

Каждый из выступавших экспертов и религиоведов объявлял, что лишь их сторона представляет подлинно научный подход, а все, кто с ними не согласен, — шарлатаны и недоучки. Каждому из них был задан вопрос: может ли один человек одновременно принадлежать ко всем вышеперечисленным сектам, как об этом заявили Левинсон и Осадчев? Каждый пытался уклониться от

7

 

 

прямого ответа, но в конце концов, чтобы не подвести пригласившего их истца, вынужден ответить на этот вопрос утвердительно. Это лишний раз подтвердило, что главным для так называемых экспертов был политический заказ, а не научная добросовестность, ибо практически все перечисленные секты считают себя носителями истины в последней инстанции, что автоматически исключает членство в других подобных организациях.

Подлинная цель процесса

В ходе процесса стало очевидно, что он был направлен не столько против Дворкина, сколько против всей Русской Православной Церкви. Истцы постоянно позволяли себе нападки на Церковь, ее деятельность, священноначалие и вероучение, так что даже суду неоднократно приходилось призывать их не отклоняться от цели иска. Более того, проф. Ричардсон, дававший в зале суда интервью американской телекомпании, без обиняков заявил, что рассматривает этот процесс как возможность помешать Православной Церкви оказывать влияние на подготовку нового закона о свободе совести. Закон этот, заявил Ричардсон, очень не устраивает США, и он приехал в Москву специально, чтобы помешать его принятию.

Так что политические цели и задачи процесса не скрывались его инициаторами.

Выступления свидетелей ответчиков

Со стороны ответчиков в суде выступили около 30 человек. Среди них: бывшие члены сект, родители и близкие жертв сектантства. Свидетельские показания прозвучали в связи с деятельностью следующих сект: «Общество сознания Кришны», Свидетели Иеговы, «Церковь последнего завета» (Виссарион), «Богородичный центр», сайентология, «Церковь Христа», «Церковь объединения» Муна и «Ревнители истинного благочестия». Прозвучали трагические истории из жизни родителей и близких, утративших своих живых детей и родственников, безвозвратно ушедших в секту. Ни один

8

 

 

нормальный человек, слушавший эти переполненные болью слова, не мог оставаться равнодушным.

Среди экспертов ответчиков выступили: Евгений Волков — нижегородский психолог, работающий с жертвами тоталитарных сект; профессор-психиатр Юрий Полищук; священник Борис Михайлов; посланник Священного Синода Греческой Православной Церкви, профессор, доктор юриспруденции Георгас Криппас (Греция); патриарх мирового сектоведения, профессор, доктор богословия Иоганнес Огорд (Дания), президент Международного Института по изучению тоталитарных сект «Диалог-Центр»; профессор Клэр Шампольон, одна из основателей французского комитета, в который вошли родители и родственники жертв сектантства, и пастор Томас Гандоу, уполномоченный по делам сект и молодежных религий Берлинско-Бранденбургской Евангелической Лютеранской Церкви (ФРГ). Все они дали суду исчерпывающие показания, подтверждающие неприглядную сторону жизни тоталитарных сект, о которых они знают не понаслышке, а в ходе своей профессиональной деятельности. Присутствующие в зале суда были потрясены широтой распространения криминальной деятельности различных сект и тяжестью подавления человеческой личности в них. Своеобразный рекорд был побит пастором Томасом Гандоу, дача показаний которого продолжалась полтора дня.

Суду были предоставлены доказательства об изъятии материальных ценностей у своих приверженцев практически всеми упоминавшимися сектами; о различных формах насилия также практически во всех тоталитарных сектах, в том числе физических избиениях в «Богородичном центре», «Обществе сознания Кришны», «Церкви объединения» Муна, «Аум синрикё», «Народном храме» Джима Джонса, «Белом братстве» и «Ветви Давидовой». Другие формы физического насилия применялись в вышеперечисленных сектах, а также в сайентологии, секте «Семья», у Свидетелей Иеговы и у Виссариона.

9

 

 

Имели место случаи насилия в «Богородичном центре», «Народном храме», «Ветви Давидовой», в «Семье» и в «Обществе сознания Кришны». Почти во всех из них происходили надругательства над детьми.

Убийства были в «Обществе сознания Кришны», в «Народном храме», «Аум синрикё», «Ветви Давидовой», а также, по многим данным, у сайентологов и мунитов. Доведение до самоубийства было в «Церкви Христа», сайентологии, «Богородичном центре», «Народном храме» и «Ветви Давидовой».

Смерти от неоказания медицинской помощи происходили у мунитов, Свидетелей Иеговы (через отказ от переливания крови, несмотря на срочные медицинские показания), сайентологов и виссарионовцев.

Практически каждая из перечисленных сект стремится к власти и мечтает установить свое всемирное правление. Во всех из них происходит извращение основных нравственных норм, и благо секты ставится превыше всего. Сектанты готовы выполнить любое указание своего руководства, даже если оно сопряжено с нарушением законов страны или элементарных нравственных норм. Именно поэтому секты часто сравнивают с мафией.

Каждому из экспертов также задавался вопрос о возможности для одного человека совмещать членство в различных сектах. Все однозначно подтвердили абсолютную абсурдность заявления Левинсона и Осадчева. Самый характерный ответ на этот вопрос был дан, пожалуй, Томасом Гандоу. Он ответил, что, скорее всего, мы имеем дело со случаем лжесвидетельства. Если все же принять, что человек, сделавший это заявление, говорит правду, объяснить это можно трояко:

1) этот человек безумен и нуждается в клиническом лечении; 2) этот человек — сайентолог, ибо только сайентология позволяет своим членам для пользы дела объявлять себя членами других религий; 3) этот человек — тайный агент. На вопрос, не является ли второй вари-

10

 

 

ант ответа идентичным с третьим, пастор Гандоу ответил утвердительно.

Завершение процесса

Выступлением пастора Гандоу 16 мая завершились показания свидетелей. В понедельник и вторник — 19 и 20 мая — суд обсуждал документы, приобщаемые к делу обеими сторонами. Было принято решение приобщить большую часть документов, предоставленных как истцами, так и ответчиками.

Утром 21 мая обсуждались дополнительно представленные документы и затем суд перешел к прениям. Первыми выступали истцы. Выступление Левинсона не отличалось особой связностью, но кратким оно не было: он говорил более двух часов. Главный тезис его был прост: никаких доказательств, подтверждающих положение брошюры Дворкина, за все 7 недель суда он не услышал. Приблизительно о том же говорили в своих выступлениях М. Осадчев и представитель истцов г-жа Гончаренко. Г-жа Балукова сказала лишь несколько слов, вообще не относящихся к сути иска.

Затем последовали выступления ответчиков. Первым говорил епископ Бронницкий Тихон, викарий Святейшего Патриарха, затем адвокат Г. В. Любарская, проф. А. Л. Дворкин, священник Алексий Уминский и, наконец, М. В. Герасимов. В выступлениях ответчиков прозвучали следующие положения:

1) Комитет Якунина не может быть надлежащим истцом, так как он не упомянут в брошюре А. Л. Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу».

2) Отдельные члены сект не могут считаться надлежащими истцами, так как брошюра направлена не против них лично, но против неприемлемых аспектов деятельности организаций.

3) Иск «О защите чести, достоинства и деловой репутации» религиозных организаций несостоятелен: честь и достоинство сугубо личные качества, которых не может быть у юридических лиц, а слова «деловая репу-

11

 

 

тация» по отношению к организации, заявляющей о своих некоммерческих целях, звучат абсурдно.

4) Все положения брошюры Дворкина, предупреждающей об опасности тоталитарных сект, были многократно подтверждены представленными суду доказательствами.

5) Этот судебный процесс является попыткой удушения свободы слова в нашей стране; попыткой запретить критиковать тоталитарные секты, чрезвычайно заинтересованные в сокрытии информации о себе; попыткой загнать Русскую Православную Церковь в информационное гетто, лишить ее права голоса. Именно о таких целях заявлял основатель сайентологии Хаббард, говоривший, что нетерпимыми являются как критика сайентологии, так и равнодушное отношение к ней. Позволять можно лишь безудержное ее восхваление.

Лишь около 19.30 суд удалился на заключительное совещание. Поздно вечером судья Салтыкова огласила решение суда: в иске возглавляемому Глебом Якуниным Комитету по защите свободы совести, а также Левинсону, Осадчеву и Балуковой — отказать.

Решение суда показало, что развитие России как демократического государства стало непреложным фактом и что свобода слова и свобода критики, являющиеся важнейшим фактором демократического общества, были поддержаны в нашей стране.

Несомненно, этот процесс — далеко не последний. Секты и ангажированные ими «защитники» наверняка будут предпринимать и дальнейшие попытки для того, чтобы не позволить кому-либо говорить о них правду. Очевидно, никакой здравомыслящий человек не вступит в организацию, зная, что его там ждут совсем не обещанные золотые горы, а нечто полностью противоположное.

Post Factum

Естественно, сектозащитники не удовлетворились решением суда и подали кассационную жалобу в Мос-

12

 

 

ковский городской суд. Заседание Мосгорсуда состоялось 24 февраля 1998 года. После трехчасового обсуждения вопроса суд вынес решение: «Кассационную жалобу отклонить. Решение Хорошевского межмуниципального суда оставить без изменений». Таким образом была поставлена точка в длившемся более года процессе.

Решение московских судебных органов важно еще вот почему. Согласно положениям недавно принятого закона «О свободе совести и религиозных объединениях» все религиозные организации обязаны в течение ближайших двух лет пройти перерегистрацию. Так как в новом законе условия регистрации ужесточаются и вводится ряд пунктов, по которым организация не может получить статус религиозной, очевидно, что целому ряду сект будет в регистрации отказано. Также очевидно, что они будут пытаться оспорить это решение местных администраций в судах. Дела эти для судов будут новыми, и многие судьи по недостатку опыта часто смогут оказаться в таком положении, когда принятие правильного решения будет для них весьма затруднительным. Но этот процесс создал прецедент.

Поэтому можно смело сказать, что эта судебная победа для России стала эпохальной.

13

 

 

Введение

ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
И СВОБОДА СОВЕСТИ

Замечательный немецкий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Богом. У российских границ, продолжил он, есть еще одно странное свойство: многое из того, что их пересекает, превращается в камень. Возможно, камень этот драгоценный, но тем не менее для еды он непригоден.

Эти слова можно отнести и к концепции свободы совести. Безусловно, она является неотъемлемым элементом демократического общества. Но тот закон о свободе совести, который сегодня действует в России, годится лишь для страны с высоким уровнем религиозной информированности. Уровень религиозной информированности в нашей стране, увы, пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан.

Начнем с нарушения права на информацию. Если группа считает, что при вербовке можно скрывать от потенциальных новых членов часть правды о себе, а то и напрямую лгать им, то она нарушает конституционное право человека на свободу получения информации. А без свободы информации никто не может сделать свободный выбор. По закону даже на консервных банках должно быть написано их содержимое. Почему же позволяется деятельность организаций, которые путем

14

 

 

сложных психологических манипуляции, замешанных на обмане и гипнозе, принуждают человека предать им самого себя? Законом преследуются плуты и мошенники, входящие в доверие к человеку и выманивающие у него деньги и ценности. Почему же остаются безнаказанными группы, отбирающие у человека не только материальные ценности (кстати, без этого в сектах никогда не обходится), но и его собственную личность?

Мы выступаем против конфессиональной анонимности. Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны с самого начала излагать его честно, без прикрас и умолчаний, более того обязаны разъяснить, какое место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление «новых» сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени посвящения в учение, в принципе не соответствует нормам, принятым в демократическом обществе, ибо человек, которого приглашают в нее вступить, заведомо не получает полной информации о той организации, членом которой он становится. К тому же старая народная мудрость учит, что правилам свободного вступления должны соответствовать права свободного выхода. А разные степени истины: для «внешних», для «внутренних», для еще более внутренних и так без конца это приблизительно то же самое, что и пресловутые разные степени свежести для осетрины.

Если группа, прикрываясь правом на свободу совести, ежедневно нарушает гражданские и человеческие права своих членов, она не должна свободно функционировать в демократическом обществе. Закон предусматривает равную защиту свободы граждан. И отдельные граждане, и общество в целом имеют право быть свободными от навязчивого влияния тоталитарных сект с их заведомо недобросовестной рекламой.

15

 

 

Итак, слово сказано. Тоталитарными сектами, или деструктивными культами, называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся «контролирование сознания». Секты — это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.

Наша страна традиционно многоконфессиональна: в течение всей ее истории люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно определять свою религиозную принадлежность. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

Например, «Общество сознания Кришны» стремится к установлению самого жесткого контроля над средствами массовой информации и ратует за введение кастовой системы. Теоретики общества предусматривают в случае своего прихода к власти суровые наказания для всех, кто не соглашается с их идеями.

Другая тоталитарная секта, Сайентология, определяет этику как искоренение всех идей, противоречащих сайентологии, а после того, как эта цель будет достигнута, искоренение всех несайентологических идей. Трудно назвать такое определение этики совместимым с равными правами для всех и со свободой совести.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Слово «религия» значит связь, связь личности с личностным Богом. В тоталитарных сектах поклонение Богу фактически заменяется поклонением «богоподобному» лидеру или созданной им организации. Все начинается с личности лидера и все замыкается на ней.

16

 

 

За последние 7-8 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными.

Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, со своей стороны, делает все возможное, чтобы держать их у себя, пока они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу.

Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя, и поэтому еще более опасная. Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми и девушками, за цветом нации, за будущим нашей страны. Сколько из них уже навсегда покинули науку, производство, семью и вообще сферу нормальных человеческих отношений, для того чтобы отдать всего себя тому или иному «гуру» или «мессии». Приведу лишь небольшой пример. Мунистская служба принесения обетов проводится каждое воскресенье, каждое первое число каждого месяца и в каждый из мунистских праздников. Члены секты совершают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алтарем с портретом корейского предпринимателя и повторяют клятву верности

17

 

 

Богу, своему «истинному» отцу Муну и своему «истинному» отечеству Корее. Могут ли они после этого считать себя настоящими гражданами своей страны?

Мы можем говорить о протестантской производственной и предпринимательской этике, мы можем говорить о католических орденах милосердия, мы можем говорить о православных бытовых и семейных традициях. Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К какому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасового попрошайничества на улицах и только для своей секты? Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. Типичный пример такого поведения в организме раковая опухоль.

И как раковые клетки начинают бурный рост в ослабленном болезнью организме, так и тоталитарные секты используют организационные и структурные слабости молодых демократических государств, чтобы утвердиться в них и насильно навязать свою систему ценностей только что освободившимся от политического тоталитаризма народам.

Цель всех тоталитарных сект не только завербовать ничего не подозревающую молодежь, но и прийти к власти. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они не обременяют себя попытками обращения масс, но вербуют лидерские кадры для грядущих лет.

Эта стратегия была четко и недвусмысленно провозглашена Муном в январе 1990 г.: «Во время падения Римской империи христиане наследовали государственные должности различного рода... Ясно

18

 

 

вижу, что если наши члены помимо нравственного совершенства, которого они достигли путем следования за преподобным Муном, добьются еще и профессионального развития, наши возможности в Восточной Европе будут безграничными. Кто-то должен наследовать государственные должности распадающейся коммунистической империи, а настоящих лидеров там весьма не хватает. Так что мы должны с надеждой смотреть на 90-е годы»*.

Тоталитарные секты не имеют ничего общего с христианством, и использование ими христианской символики и терминологии, вплоть до названия себя «церковью», для нас не просто кощунственно. Мы видим в этом еще одну сознательную попытку создать более приемлемый для общественного мнения имидж своей организации и ввести в заблуждение искренне ищущих Христа людей.

Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности. Если кому-либо нравится веровать, что г-н Мун мессия или что по воле ныне покойного г-на Хаббарда перемещаются планеты, это их личное дело. Однако граждане должны быть защищены от воздействия тех, кто стремится заставить, вынудить их поверить, что Мун мессия или что Хаббард господин Вселенной. Каким образом группа вербует новых членов? Что с ними происходит, пока они находятся в секте? Получив ответы на эти вопросы, можно понять, сохраняет ли группа за человеком право самому выбирать, во что он хочет верить. Если для вербовки новых членов и для дальнейшего руководства ими используются обман, гипноз, кодирование и другие средства контролирования сознания, то очевидно, что тем самым права человека нарушаются самым бесстыдным образом.

* Мунитская газета «Unification News». 1990 год.

19

 

 

Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присущи «двойная мораль» и «двойной стандарт». Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, «праведна» и «справедлива», они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление, и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству*.

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, наносится серьезный вред. Разрушаются семьи, подрывается здоровье, отбираются и утрачиваются деньги и собственность и в конце концов, если человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить.

В среднем человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года. Некоторые секты оставляют куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуальных действиях и программирующих процедурах. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от сайентологии, хотя она требует от своих

* См., напр.: Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990. Сайентология — процветающий культ жадности и власти // Time. 1991. 6 мая; HubnerJ.; GrusonL. MonkeyonaStick, Сан-Диего, Нью-Йорк, Лондон. 1988; а также другие книги.

20

 

 

последователей наименьших затрат времени, чем, например, кришнаиты или муниты. Кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы, муниты 53 часа, а сайентологи неполных 43. Однако для выздоровления покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту 16 месяцев, а сайентологу 25, 5 месяца. Но и тогда «выздоровление» термин лишь относительный: существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы. Один консультант, работавший со многими бывшими сектантами, заявил, что, по его мнению, от последствий сайентологии до конца оправиться не может никто. Судя по всему, такие наши отечественные «самоделы», как «Богородичный центр» и «Белое братство», по своим разрушительным для личности и общества последствиям вполне сравнимы с сайентологией.

Тоталитарные секты смертоносны. Достаточно вспомнить сотни смертей, которыми завершилась история сект Джима Джонса, Дэвида Кореша. Этим может кончиться в нужный для лидеров момент история любой тоталитарной секты. Ведь мы имеем дело с безоговорочно послушной армией рабов, для которых нет невозможного. А что говорить о несчастной судьбе детей, родившихся от родителей-сектантов! Кстати, более трети жертв Джонса и Кореша были дети. Был ли у них выбор: жить или покончить с собой?

Вспомним «Белое братство». Организаторы этого чудовищного эксперимента, кто бы они ни были, решили кончить его бескровно. Им было достаточно убедиться в силе своего могущества. Теперь они могут выбирать нужное им время...

В самом начале перестройки один известный православный священник сказал, что сейчас люди

* Цифры взяты из книги Джип Ритчи «Тайный мир культов» (Jean Ritchie. The Secret World of Cults. An Angus Robertson Book, 1991).

21

 

 

обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. Увы, это правда и сегодня. Почти все тоталитарные секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб. Давайте не повторять чужих ошибок. У нас сейчас и так хватает поводов для напряжения и конфликтных, взрывоопасных ситуаций. Не будем же добавлять к ним еще один чреватый самыми непредсказуемыми последствиями конфликт на религиозной почве.

22

 

 

ДЕСЯТЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Все мы приучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации, подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишь понаслышке, о многих не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.

Как узнать, насколько истинны эти обещания?

Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам человек к тоталитарной секте (деструктивному культу)?

Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли?

Сразу хочу предупредить, что все нижесказанное не относится к традиционным в вашем регионе религиям, плоды деятельности которых вы можете увидеть в культуре и истории нашей страны. Здесь говорится лишь о новых, неизвестных вам ранее религиозных учениях и теориях. Я обращаюсь прежде все-

23

 

 

го к людям, еще не сделавшим свой религиозный выбор: пожалуйста, будьте бдительны. Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при «религиозном рынке», будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек серьезно относится к покупке товара, обращает внимание на его качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.

Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками или предлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебный курс, посоветуем вам задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут отсеять по крайней мере 90 процентов всех сектантов-вербовщиков. Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но тем не менее ясно дадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов.

Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или иной степени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают, что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его в заблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что-либо вербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотой информации.

Скорее всего, сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, «общими местами» и попытками переменить тему разговора. Поэтому если

24

 

 

вы услышите что-то вроде: «Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем», или: «Мы просто приглашаем вас на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество», или: «Мы просто собираемся для обсуждения слова Божия», или даже: «Мы просто хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином», у вас есть полное основание насторожиться. Предлагаемые вместо ответов уклончивые замечания типа: «Я понимаю ваше скептическое отношение к нам; я и сам был таким, прежде чем я наконец не пришел к истинному пониманию» или: «Неужели вас действительно это интересует?» также должны прозвучать для вас предупреждением.

Другой метод, который часто используют сектанты, это перемена темы разговора. Например, если вы спросите, подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям, можете вместо ответа услышать длинный монолог о том, что все великие религиозные деятели мира подвергались гонениям и преследованиям. Вам могут привести пример Сократа, осужденного за совращение юношества, или рассказать о том, что Иисуса осуждали за дружбу с блудницами и всяким сбродом, и так далее. В такой ситуации вам следует вежливо, но твердо прервать вашего собеседника и сообщить ему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию о Христе или Сократе вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы.

Если вербовщик уклоняется от прямого, ясного и конкретного ответа, можно быть уверенным он хочет что-то от вас скрыть.

И помните, у вас всегда в запасе есть аргумент, на который ни одному вербовщику нечего возразить; вы всегда можете уйти от него или, наоборот, попросить его немедленно покинуть вашу квартиру или кабинет.

25

 

 

Еще одно правило вы должны сделать для себя абсолютным: никогда не давайте вашего адреса или телефонного номера тому, кого вы подозреваете в членстве в секте. Если у вас есть сомнения, но вы все же хотели бы получить больше информации, прежде чем сделать окончательные выводы, попросите его дать вам адрес и телефон, чтобы дальнейшие контакты происходили по вашей инициативе.

Помните, ситуация должна контролироваться вами!

Не позволяйте никому оказывать на вас давление с целью заставить дать личную информацию о себе; берите пример со скромной девушки, которая никогда не даст своего адреса и телефона впервые встретившемуся ей парню, прежде чем не разузнает о нем побольше. Всегда лучше повременить, чем дать свой телефон, а затем не знать покоя ни днем, ни ночью от приторно-настойчивых непрошеных вторжений.

Если вам удастся задать предлагаемые вопросы нужным тоном, без агрессии или скрытой издевки, они могут заставить сектанта задуматься. А это уже очень много: задумавшись, человек может увидеть в ином свете свое членство в секте и сделать первые шаги для выхода из нее.

ПОМНИТЕ, ЧТО СТОЯЩИЙ
ПЕРЕД ВАМИ ЧЕЛОВЕК -
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЖЕРТВА И ЧТО ОН
НУЖДАЕТСЯ В СОЧУВСТВИИ И
СНИСХОЖДЕНИИ.

26

 

 

ИТАК, ВОТ 10 ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВОПРОСОВ:

1. Как долго вы состоите членом группы?

Вам важно с самого начала узнать, с кем имеете дело. Человек, вовлеченный в тоталитарную секту менее года назад, обычно еще весьма неопытен. Следовательно, вероятность того, что он прибегнет ко лжи, меньше, но в любом случае он не сможет врать так же убедительно, как опытный вербовщик. Если же ваш собеседник был членом группы уже много лет, требуйте от него наиконкретнейших ответов на все ваши вопросы. Если же он будет пытаться увильнуть, всегда можно поинтересоваться, как же так случилось, что он, проведя в группе столько-то лет, так и не удосужился получить для себя ответ на столь простые вопросы.

2. Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию?

Чаще всего вербовщик ответит на это: «Нет, просто вы мне понравились, и я захотел поделиться информацией о нашем учении (методе, организации). Дальше все будет зависеть от вас: захотите ли воспользоваться ею или нет». Прекрасно. Запомните этот ответ, потому что если ваш собеседник представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не прибегнуть к методам вербовки и давления, и тогда самое время будет вспомнить, что он вам соврал, напомнить ему об этом и вежливо, но твердо попросить оставить вас в покое.

3. Можете ли вы перечислить названия всех других организаций, связанных с вашей группой?

Задавая этот вопрос, вы пытаетесь выяснить, не является ли ваш собеседник членом известной вам тоталитарной секты. Почти все секты такого рода создают вокруг себя ряд прикрывающих (фронтовых)

27

 

 

организаций, чтобы сходу не отпугивать потенциальных членов. Например; «Церковь Христа» часто действует как кружок или общество по изучению библейской литературы;

секта «Семья» (она же «Дети Бога») представляется «Союзом независимых христианских миссионерских общин»;

«Местная церковь» Свидетеля Ли (или просто «Церковь в МЫ») распространяет свою литературу под видом независимого издательства «Живой Поток»;

«Живая вода», «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь завета», «Живая вера», «Слово жизни» такие претенциозные названия дают себе местные представительства оккультного неохаризматического «Движения веры» (оно же «Теология процветания»);

«Дианетика», «Нарконон», «Криминон», «Хаббард-колледж» и т. д. лишь иные названия для так называемой «Церкви сайентологии».

Но больше всего фронтовых организаций у мунитов (кстати, официальное название их секты «Ассоциация святого духа по объединению всемирного христианства»). Один их список составляет весьма объемистую брошюру. Тут и «Международный фонд образования», и «Международный религиозный фонд», и «Международная ассоциация по изучению принципа САКР», и «Международный женский фонд за мир во всем мире», и «Академия профессоров за мир во всем мире», и многие, многие другие.

Терпеливо повторите вопрос: есть ли организации, связанные с группой, в которой состоит ваш собеседник, или были ли таковые в прошлом? Если ваш собеседник скажет, что он не в курсе, попросите его разузнать это у его коллег и записать на бумажке

28

 

 

названия всех таких организаций. А вы позвоните ему завтра.

Если вербовщик отвечает вам, что таких организаций нет, а позже вы обнаружите, что он вам врал, вот опять отличный повод для того, чтобы выставить его вон. Если вы не зададите этого вопроса, рискуете не обнаружить, что вам и тут солгали.

4. Назовите основателя и, если он уже скончался, верховного руководителя вашей группы.

Попытайтесь и тут получить максимально полный и правдивый ответ на ваш вопрос. Не исключена возможность, что вербовщик будет стараться не называть вам настоящего главу группы, так как его имя может быть достаточно одиозным. Для прикрытия ваш собеседник может сослаться на руководителя отделения секты в вашем районе, городе, в России. Требуйте, чтобы фамилия настоящего главы секты все же прозвучала. Возможно, если вы ее услышите, вам сразу все станет ясным, и не захотите более продолжать этот диалог.

5. Расскажите о прошлом главы организации, об образовании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошлого? Привлекался ли он к судебной ответственности? Если да, то за что?

Важно знать, действительно ли лидер тот, за кого он себя выдает. Например, основатель «Гербалайфа» Марк Хьюз не имеет ни медицинского, ни фармакологического образования. Самопровозглашенный «Христос» Виссарион (Сергей Тороп) раньше работал милиционером. Самый первый мормон Джозеф Смит начинал свою духовную карьеру со спиритизма и кладоискательства, в то время как крестный отец иеговизма Чарльз Тэйз Рассел с 11 лет был мелким лавочником. Бхактиведанта Свами Прабхупада основатель кришнаизма до выхо-

29

 

 

да на пенсию и провозглашения материального мира иллюзией был успешным бизнесменом, а «божественный учитель» (он же «дух истины») Секо Асахара глава секты «Аум синрикё» начинал как махинатор на фармацевтической ниве, а затем основал сеть дешевых ресторанчиков-забегаловок в Японии. Духовный отец именующей себя «истинным христианским движением» «Теологии процветания» Кеннет Хейгин на самом деле серьезно занимался оккультными практиками. Ну и нельзя не вспомнить основателя сайентологии, «гения всех времен и народов» Л. Рона Хаббарда, который не смог закончить ни одного высшего учебного заведения, проваливал любое дело, за которое брался, был замешан в ряде весьма нечистоплотных финансовых махинаций и до изобретения «дианетики» едва сводил концы с концами, штампуя низкопробную научную фантастику для бульварных журнальчиков.

Столь же важен вопрос о криминальном прошлом основателей сект. Например, основатель «Церкви объединения» корейский предприниматель Сан Мен Мун дважды привлекался к ответственности в Корее (по некоторым сведениям за двоежёнство и сексуальные извращения). В 1985 году он отсидел 13 месяцев в федеральной тюрьме США за нарушение налогового законодательства.

Естественно, само по себе скандальное прошлое главы секты не делает его автоматически жуликом или шарлатаном, но, как правило, все же дыма без огня не бывает. В самом деле, удивительно, насколько часто бывает подмоченной репутация руководителей деструктивных культов.

Изучив прошлое главы секты и стиль его жизни, вы можете сделать некоторые выводы о степени доверия, с которым готовы к нему отнестись. Например, если секта предлагает вам прослушать курс лекций о том, как научиться строить успешные и эф-

30

 

 

фективные отношения с людьми, вам было бы полезным узнать, что ее глава уже три раза разводился. Если основатель секты принимает наркотики и известен своим крайне странным (чтобы не сказать большего) поведением и образом жизни, как, например, Л. Рон Хаббард, стоит задуматься, действительно ли он может, как он утверждает, разрешить все проблемы человечества. Если вы узнали, что пламенный проповедник божественной любви основатель секты «Семья» Дэвид Берг под старость лет спрятался от всего мира и, окружив себя гаремом из молодых девушек, собирает откровенно порнушные видеоматериалы от членов своей секты, стоит задуматься, к какой именно любви призывает этот «пророк». Когда Сан Мен Мун провозглашает, что вся его деятельность направлена на утверждение мира во всем мире, к месту вспомнить, что в Корее его движению принадлежит завод, производящий автоматические винтовки М-16.

Естественно, возможно, что и ваш собеседник ничего не знает о прошлом главы своей группы, так как сам не задал вовремя нужного вопроса вербовавшему его сектанту. Тогда вам самое время спросить: «Как же вы могли посвятить всю свою жизнь этому человеку, ничего не узнав о нем?». Помните, любой деструктивный культ стремится завербовать человека до того, как ему будет сообщена важная информация о самой организации и о ее лидере, а любая добропорядочная организация вначале предоставляет полную информацию о себе и приглашает человека стать своим членом лишь тогда, когда он сам осознает, что готов к этому.

6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут?

31

 

 

Большинство вербовщиков вряд ли станут излагать вам учение секты прямо на месте. Их учат возбуждать любопытство и любознательность, чтобы затащить вас к себе; прослушать лекцию, посмотреть фильм, принять участие в семинаре. Они знают, что там, на своей территории, у них будет гораздо больше возможностей и способов подчинить вас влиянию секты.

Если человек в ответ на вопрос отказывается изложить вам основные положения вероучения группы будьте уверены, он что-то от вас скрывает. Он может сказать, что боится, как бы вы не поняли его ложно и как бы у вас не сложилось превратное представление о группе из-за несовершенства его краткого сообщения. Тем не менее настаивайте на своем вопросе. Любая достойная религиозная организация в состоянии кратко изложить основы своей веры. А вот тоталитарные секты совсем не заинтересованы в том, чтобы вы сразу, без соответствующей подготовки, узнали все, во что положено верить их членам, что распространяется среди них в материалах «для внутреннего пользования».

Если вербовщик все же начнет излагать вам учение секты, не позволяйте ему уходить в сторону и отделываться лишь оценочными терминами: «хорошая», «возвышенная», «честная», «истинно христианская» и т. д. Все это лишь очередная попытка запудрить вам мозги и сменить тему разговора. Попросите его быть конкретнее.

Если через какое-то время вы узнаете, что предложенное описание содержало в себе существенные искажения и пробелы, у вас есть полное моральное право отправить ваших собеседников восвояси^ Сектанты приложат все усилия, дабы убедить вас, что они должны были вас обмануть (не сообщить всей правды), ибо вы находились под влиянием определявших ваше сознание средств массовой информа-

32

 

 

ции, и что если бы они сразу все сказали, вы не стали бы их слушать. Не попадайтесь на этот аргумент, ибо он значит лишь одно: вербующая вас организация считает, что цель оправдывает средства. Никакая достойная организация не станет прибегать ко лжи для помощи людям.

7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения?

Если ваш собеседник — член тоталитарной секты, он, скорее всего, скажет, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться и что вы сможете продолжать прежний образ жизни и даже сразу достигнете всего, к чему стремитесь. Однако этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов и сразу же заставит их занять оборонительные позиции. Поэтому, задав этот вопрос, внимательно наблюдайте за реакцией вербовщика. После его ответа спросите, чем он сам занимался до вступления в секту и чем он занимается сейчас. Позвольте себе выразить сомнение, если он самоаттестуется как обладатель редкой профессии или назовется студентом престижного вуза. Вновь спросите, позволено ли членам его организации лгать.

Если вам предлагают записаться на бесплатную программу, полезно уточнить, действительно ли она бесплатная, или же после первого, вводного курса вам придется платить по прогрессирующей шкале. То же самое относится и к работе на слишком выгодных условиях: мол, стоит лишь заплатить вступительный взнос (пройти платный подготовительный курс, по «льготной» цене приобрести первую партию

33

 

 

товара и т. п.). Помните, что в любой «пирамиде» богатеет лишь ее верхушка.

8. Считается ли деятельность вашей организации небесспорной? Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят?

Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован или насколько он готов к открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: «Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби. Представляете себе? Вот я, например, разве похож на зомби с промытыми мозгами?» На это можно задать встречный вопрос: «А как, по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?» Скорее всего, ваш собеседник почувствует себя довольно неуютно, и если вы будете настаивать на ответе, он побыстрее постарается найти благовидный предлог, чтобы удалиться.

9. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и узнать от него причины, по которым он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели ваша организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми?

Реакция на этот вопрос сможет вам открыть очень многое. Ни одна из достойных организаций не будет запрещать своим членам поддерживать контакт с ушедшими из нее людьми. Любая достойная организация с уважением относится к свободе человека и в том числе к праву своих членов покинуть ее. Как бы

34

 

 

она ни жалела их за их решение, она никогда не станет препятствовать им в этом. А вот о деструктивных культах этого нельзя сказать. Для них все покинувшие ее члены лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от тех, кто критикует организацию, а уж тем более от ее бывших членов.

Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас», но если вы попросите их рассказать об этом поподробнее, вновь увидите, что вам лгут. Уместно спросить: «Какие причины они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?» и «Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, считают ли себя более счастливыми, чем раньше?» Маловероятно, чтобы вербовщик смог вразумительно ответить вам на эти вопросы.

10. Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации ив ее верховном руководителе.

Мы знаем множество православных, открыто критикующих свою Церковь и ее иерархов. Мы знаем католиков, критикующих папу, и протестантов, весьма резко высказывающихся о своих церквах. Можно относиться к этому по-разному, но это факт. А вот слышали ли вы хоть об одном сектанте, открыто высказывающем хотя бы умеренно критические мысли об основателе своей группы, о ее руководстве или о ней самой?

Я много раз видел сектантов, которые в ответ на вопрос о том, практикуется ли в их организации контролирование сознания, широко улыбались и говорили: «Ну что вы, конечно нет». Но точно так же и душевнобольной никогда не признает себя неполноценным,

35

 

 

или алкоголик будет с жаром отрицать свою зависимость от спиртного. Если человек осознает свою болезнь это уже первый шаг на пути к выздоровлению.

Лучший способ доказать человеку, что он наркоман уговорить его попробовать воздержаться несколько дней от приема наркотика. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием контролирования сознания проверить, осталась ли у него способность к критическому восприятию окружающего.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ

Внимательно наблюдайте за сектантом, когда вы задаете ему предлагаемый вопрос. Он как бы запнется и несколько мгновений будет выглядеть ошарашенным. Когда он все-таки соберется с мыслями для ответа, вряд ли сможет сказать вам что-либо конкретное. Это и «естественно», потому что сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе.

Если вы задали все эти вопросы, не заметили никакой фальши в ответах вашего собеседника и все еще хотите получить дополнительную информацию о его организации, примите еще некоторые меры предосторожности, прежде чем прийти к окончательному решению. Встретьтесь с другими членами организации, задайте им те же самые вопросы и проверьте, насколько совпадают друг с другом полученные вами ответы. Если ответы сильно различаются, спросите ваших собеседников о причинах этого и посмотрите, что они вам на это скажут.

До того как вы согласитесь принять участие в каком-либо мероприятии организации, попробуйте сами разузнать что-либо о ней. Если она называет себя христианской, поинтересуйтесь, что о ней думают представители традиционных христианских исповеданий вашего региона, если мусульманской спро-

36

 

 

сите у мусульман, буддийской буддистов и т. п. Если же организация утверждает, что ее основателям удалось объединить в своем учении все существующие религии, пожалуйста, будьте особенно осторожны! Как показывает многотысячелетняя история религиозной мысли, такие искусственные «объединения» приводят лишь к дальнейшим разделениям и обособленности. И не случайно, что все основатели наиболее зловещих тоталитарных сект XX века, начиная от Ленина и Гитлера и кончая Муном и Раджнешем, объявляли, что им наконец удалось найти магическую формулу всеобщего единства.

Если вам ничего не удалось разузнать об организации и она по-прежнему кажется вам заслуживающей внимания, возьмите с собой на ее собрание (мероприятие) друга, которому вы доверяете. Таким образом, вам будет с кем обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном. Правда, многие деструктивные культы, главный принцип которых разделяй и властвуй, тут же попытаются отделить вас друг от друга. Скорее всего, это будет выглядеть спонтанным: кто-то начнет разговор с вашим другом, а в это время другой человек задаст вопрос вам, и через несколько минут вы оба оказываетесь в разных концах комнаты. А некоторые секты могут с самого начала объявить, что по правилам семинара все участники должны выполнять предлагаемые задания в паре с незнакомыми им людьми. Не соглашайтесь на это, потребуйте, чтобы вас не разлучали с вашим другом. Если вас заставляют подчиниться просто выйдете вон.

Если в процессе мероприятия вы почувствуете, что вас принуждают принять мнение большинства еще до того, как вы составили свое собственное мнение, или подчиниться не нравящемуся вам единому стереотипу поведения — иными словами, что начался процесс кодирования, немедленно встаньте и объявите, что вам не нравится, когда вами манипу-

37

 

 

лируют и пытаются контролировать ваше сознание. Чем громче вы это объявите, тем быстрее вас выведут из комнаты. И кто знает? Еще несколько человек могут воспользоваться возможностью и выйти вместе с вами.

Если все это происходит на семинаре, проводимом за границей, на который вы попали по приглашению той или иной организации, не смущайтесь. Не чувствуйте себя чем-либо обязанным ей. В конце концов, если организация оплатила ваши билеты и проживание, она больше заинтересована в вас, чем вы в ней. Помните, что пригласившая вас сторона взяла на себя обязательство перед местными властями содержать вас и оказывать вам медицинскую помощь до конца вашего пребывания в данной стране. Уверяю вас, возможность того, что вы вдруг окажетесь в незнакомом иностранном городе на улице без средств к существованию и обратного билета, практически исключена. Если же, паче чаяния, это все же произойдет, обратитесь в ближайший полицейский участок и сообщите, что вы по неведению оказались гостем организации, оказывающей на вас психологическое давление и отказывающейся выполнить свои обязательства перед иммиграционными властями. И помните, что никакие расписки, которые организация могла взять с вас перед вашим отбытием из России, не снимают с нее обязательств, связанных с вашим пребыванием за границей. Так что бояться вам нечего.

Главное, проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Слишком много людей оказались вовлеченными в секты из-за чрезмерной самоуверенности. Они были убеждены, что смогут держать себя под контролем в любой ситуации и никогда не попадут под чье-то влияние. Так люди начинают курить («я-то всегда смогу бросить, когда захочу»), стано-

38

 

 

вятся алкоголиками и наркоманами. Увы, бесконтрольное любопытство и чрезмерная самоуверенность привели к трагическому концу очень многих людей. Давайте не будем поддаваться этим искушениям.

(При работе над брошюрой использованы материалы книги Стивена Хассана: Stephen Hassan. Combatting Cult Mind Control. Rochester, Vermont. 1990.).

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:
СЕКТЫ ОПАСНЫ ДЛЯ ВАШЕЙ

ЛИЧНОСТИ

39

 

 

Приложение

ИТОГОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ХРИСТИАНСКОГО СЕМИНАРА
«ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
В РОССИИ»,

прошедшего с 16 по 20 мая 1994 года в Москве*

1. Мы, участники Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», свидетельствуем, что все религиозные движения, в своей практике не нарушающие основные права личности, устои семейной жизни и общества и основы законодательства и не призывающие ни прямо, ни косвенно к ненависти и служению злу, имеют право на существование.

2. При этом мы признаем, что религиозные общины имеют право публично разъяснять отличия своей веры от иных религиозных убеждений.

3. Более того, религиозные общины имеют право выражать свой протест в тех случаях, когда авторитет их основателей или учителей используется для такой реинтерпретации основополагающей вести, которая по сути своей с нею несовместима. Например, мы, христиане, выражаем свое возмущение теми интерпретациями Евангелия и христианства, которые предлагаются в оккультно-теософских системах, и утверждаем, что идея близости этих эзотерических доктрин к Евангелию есть лжесвидетельство.

4. Мы свидетельствуем, что пути религиозного движения могут быть разнонаправленны и что далеко не каждое религиозное действие ведет к освобожде-

* Опубликовано в журнале «Альфа и Омега». 1994. № 2.

40

 

 

нию и спасению человека. Есть религиозные практики, уводящие человека от Бога, явленного нам во Христе, и от той свободы, которая дарована нам в Сыне Божием.

5. Опыт России показал, что страна, в которой уничтожается христианская духовность, подвергается опасности развития самых примитивных языческих суеверий и практик, как возникающих в ней самой, так и привносимых извне. Мы с горечью признаем, что те группы людей, которые отпали от Христа и в странах Запада, ныне переносят проповедь своих неоязыческих и оккультных доктрин в Россию. Мы свидетельствуем, что деятельность тоталитарных сект и не ограниченная законодательством проповедь их членов носит неприкрытый характер экспансии, направленной на подрыв безопасности, гражданского мира и всех устоев Российского государства. Мы просим россиян не отождествлять мир западного христианства с миром неоязыческих сект.

6. Мы также просим наших православных братьев и сестер не воспринимать грубые и неуважительные выпады некоторых западных протестантских миссионеров в России в адрес Православия и его духовной традиции как свидетельство негативистского отношения всего протестантского мира к тому опыту духовности, который накоплен русской и восточно-христианской традицией.

7. Мы, христиане разных конфессий и разных стран, единодушно свидетельствуем об антихристианском и антигуманном характере таких движений, как «Церковь объединения» Муна, «Церковь сайентологии» Хаббарда (дианетика) и «Аум синрикё» Секо Асахары.

8. Мы свидетельствуем и о существенном искажении Евангелия, происходящем в движениях мормонов и свидетелей Иеговы.

41

 

 

9. Как серьезную ошибку мы воспринимаем выдачу Министерством юстиции Российской Федерации разрешения на деятельность секте Дэвида Берга «Семья» («Дети Божии»), подвергающейся судебному преследованию в странах Европы за практику вербовки через проституцию.

10. Мы считаем долгом предупредить о недопустимо жесткой структуре межличностных отношений, установившейся в движении, именующем себя «Церковь Христа». Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерный для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению.

11. Мы, люди, знающие христианство не извне и имеющие серьезный опыт знакомства с иными религиями, свидетельствуем, что любая попытка создания «синкретической мировой религии» есть не что иное, как антихристианская инициатива. Всякий, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того всякая попытка дополнить христианство может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или «культурологическая» группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или эзотерическим культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству.

12. Мы обращаем внимание на недобросовестность пропаганды проповедников синкретических сект, воинственно требующих «терпимости». Объяв-

42

 

 

ляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, не согласного с их доктриной, зачастую утверждая, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют христиан в нетерпимости и сегрегационизме. Заявляя о себе как о носителях «широкого взгляда на мир», они никогда не признают права христиан оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться «эзотерической доктрине» чего просто невозможно делать, оставаясь верным духу и букве учения Христа они немедленно характеризуют как «средневековую нетерпимость», «фанатизм» и т. п., уверяя, что людям, стоящим на такой (то есть христианской) позиции, нет места в новом мировом порядке, на утверждение которого направлены эти культы.

13. В ходе работы нашего семинара мы убедились, что секты и новые религии, вроде бы независимые друг от друга и противостоящие друг другу, образуют союзы с целью оказания согласованного противодействия любой критике в их адрес. Стремясь подавить всякую попытку критики, они без колебаний инициируют один за другим судебные процессы против своих оппонентов, используют духовный террор. В результате чиновники и публицисты, запуганные их угрозами, сдаются и устраняют все препятствия (в том числе совершенно необходимые по закону) для деятельности сект.

14. Предметом особого внимания сект является молодежь и особенно студенчество. Между тем молодой человек, которому не дали получить хотя бы элементарные знания по истории религий и христианству, легко может стать рабом молодежных сект. В некоторых из этих групп (прежде всего в секте Муна) упразднены такие основные права человека, как свобода мысли и суждений, свобода обмена информацией, свобода выбора жены или мужа.

43

 

 

15. Мы полагаем, что достаточным поводом для общественной тревоги в связи с деятельностью того или иного религиозного движения является наличие у него скрытых вероучительных текстов. Свобода выбора гражданами религиозной позиции может быть реально защищена только в том случае, если религиозные движения правдиво излагают свои убеждения любому желающему, в том числе и не прошедшему обрядов инициации, дают возможность полностью ознакомиться с системой их вероучения.

16. Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения, включающего теософию, антропософию, «Живую этику» Рерихов и культы «NewAge». Распространение «Агни-йоги» Рерихов в России, происходящее при поддержке государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов это религиозная секта, не только несовместимая с христианством, но и прямо ему враждебная.

17. Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу «вальдорфской педагогики». Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики.

18. Мы констатируем, что вопросы религиозной политики в России носят принципиально иной ха-

44

 

 

рактер, чем на Западе. Это связано с тем, что в России вся земля, большинство публичных зданий, конференц-залов, кинотеатров, школ, библиотек и т. п. являются в той или иной степени государственными. Поскольку именно в такого рода публичных местах находятся по большей части организационные и проповеднические центры тоталитарных сект, создалась ситуация, при которой деятельность этих сект поддерживается государством. Мы считаем, что никакое светское государство не должно оказывать поддержку тоталитарным сектам. В условиях российской реальности это означает, что государственные учреждения должны быть защищены от притязаний сектантов на их использование в качестве пропагандистских центров. Вырабатывание критериев, по которым государство способно определять свое отношение к религиозным организациям, должно быть гласным и юридически обоснованным. Но на основании этих критериев должен быть составлен список культов, с которыми оно не желает вступать в отношения сотрудничества.

19. Мы просим журналистов, преподавателей, деятелей культуры и просвещения проявлять осторожность при знакомстве с новыми религиозными течениями и не рекламировать их без предварительного всестороннего изучения. Будучи сами религиозными деятелями, журналистами и преподавателями, мы напоминаем, что наш профессиональный долг быть честными перед аудиторией и свидетельствовать лишь о том, что мы действительно знаем должен исполняться и при нашем рассказе о религиозной жизни.

20. Мы полагаем, что законодательство России о религиозной деятельности еще недостаточно разработано. В частности, сегодня оно дает фактические преимущества тем религиозным группам, которые уклоняются от регистрации в качестве религиозных

45

 

 

объединений. Выступая в качестве культурных, информационных или методических центров, некоторые секты получают прямой доступ в школы. Более того, при этом в некоторых случаях школьная администрация закрывает доступ к учащимся для представителей традиционных, реальных и юридически оформленных конфессий. Конечно, мы не можем не выразить нашего возмущения практикой введения сектантского обучения в виде обязательных уроков (как, например, в 48-й государственной общеобразовательной школе г. Москвы уроков секты «Юнивер»),

21. Мы полагаем целесообразным создание межконфессиональной экспертной комиссии при Министерстве юстиции и Министерстве образования России, без рекомендаций которой было бы невозможно введение религиозных и религиоведческих программ в государственных школах и институтах.

22. Мы с радостью свидетельствуем, что неисповедимый Промысл Божий позволил нам, христианам разных конфессий, перед лицом глобального вызова неоязычества осознать, что мы едины в самом главном в верности Единому Богу и Христу Спасителю.

МЫ ПРОСИМ ВСЕХ НАШИХ БРАТЬЕВ,

ПО НЕВЕДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕННЫХ В СЕТИ
ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ,

НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ
И ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ГИБЕЛЬНЫХ
ЗАБЛУЖДЕНИЙ.

ВЕРНИТЕСЬ В СПАСИТЕЛЬНУЮ ОГРАДУ ЦЕРКВИ!

ПОМНИТЕ, ДВЕРИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
ВСЕГДА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВАС!

46

 

 

Принято 20 мая 1994 года единогласно 227 участниками Семинара.

В Семинаре принимали участие члены следующих христианских Церквей:

Русской Православной Церкви (представители 33 епархий)

Вселенского Патриархата (Константинополь)

Антиохийского Патриархата

Болгарской Православной Церкви

Грузинской Православной Церкви

Элладской Православной Церкви

Православной Церкви в Америке

Римско-Католической Церкви

Евангельских христиан (Россия и США)

Евангельских христиан-пятидесятников (Россия и США)

Епископальной Церкви (США и Канада)

Лютеранской Церкви Германии

Лютеранской Церкви Дании

Лютеранской Церкви Финляндии

Методистской Церкви (США)

Пресвитерианской Церкви (Россия, США)

Церкви Англии (Англиканской Церкви)

Церкви евангельских христиан-баптистов (Россия)

Среди участников семинара граждане России, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Ватикана, Великобритании, Германии, Греции, Грузии, Дании, Италии, Казахстана, Канады, Литвы, Польши, США, Украины, Финляндии.

47


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.